Напоминание

"Лыжная подготовка. Техника скользящего шага." с применением технологии интерактивного обучения


Автор: Мавлютов Марат Фаттахович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ ООШ пос. Советское Иглайкино
Населённый пункт: пос. Советское Иглайкино, Челно-Вершинский район, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка урока в 5-ом классе
Тема: "Лыжная подготовка. Техника скользящего шага." с применением технологии интерактивного обучения
Дата публикации: 14.11.2017
Раздел: среднее образование





Вернуться назад




государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской

области основная общеобразовательная школа пос. Советское Иглайкино

муниципального

района Челно-Вершинский Самарской области.

Урок физической культуры

в 5 классе по теме:

“Лыжная подготовка. Техника скользящего шага”, с

применением технологии интерактивного обучения.

Выполнил: Мавлютов Марат Фаттахович,

учитель физической культуры

ГБОУ ООШ пос. Советское Иглайкино

2016 г.

Паспорт урока физической культуры в 5 классе

Мавлютов Марат Фаттахович ГБОУ ООШ пос. Советское Иглайкино

Целевой компонент

Тема урока:

“Лыжная подготовка. Техника скользящего шага”, с

применением технологии интерактивного обучения.

Образовательная цель

Развитие коммуникативных способностей личности, фор-

мирование ценностного отношения к лыжной подготовке

пятиклассников, через совершенствование технике сколь-

зящего шага

Планируемые

образова-

тельные результаты

По окончании изучения темы ученик:

-

планирует и проводит занятия физическими упражнени-

ями различной целевой направленности самостоятельно

в не учебное время (ЛР);

-выполняет индивидуально подобранные комбинации

элементов скользящего шага (ПР);

-преодолевает дистанции в лыжной гонке с

использованием разнообразных способов передвижения

(ЛР);

-выполняет приемы самостраховки, самообслуживания

при

передвижениях на лыжах и уходу за ними (ЛР);

-выполняет комплексы упражнений лыжной подготовки,

как индивидуальные, так и групповые (ПР);

-выполняет соревновательные упражнения и технико-

тактические действия в лыжном спорте (ПР);

-проводит физкультурно-оздоровительные мероприятия

по

лыжной подготовки в режиме учебного дня, фрагменты

уроков физической культуры (в роли помощника учите-

ля) (ЛР);

-оказывает первую медицинскую помощь при травмах на

природе (МР);

Программные

требова-

ния

к

образовательным

ре зульт ат ам

р а з д е л а

«Лыжная подготовка»

Ученик научиться:

-

определять влияние оздоровительных систем физиче-

ского

воспитания на укрепление здоровья, профилактику про-

фессиональных заболеваний и увеличение продолжи-

тельности жизни;

- определять формы занятий физической культурой, их

целевое назначение и особенности проведения;

-

руководствоваться

требованиями безопасности на

занятиях физической культурой;

- определять способы контроля и оценки индивидуально-

го

физического развития и физической подготовленности;

-

выполнять

технику скользящего шага;

-технику перехода со скользящего шага на попеременных

ходов;

- определять методику распределения усилий во время

прохождения дистанций 3 – 3,5 км;

-

использовать

лыжная

подготовка

и

лыжные

соревнования для организации индивидуального отдыха

и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения

уровня физических кондиций;

План

изучения

нового

материала

1. Техника

скользящего шага в лыжной подготовке

2. Техника перехода со скользящего шага на

попеременных

ходов

;

3. Прохождение дистанции.

Основные понятия

Фазы скользящего шага.

Деятельности компонент

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Форма урока

Урок-практикум.

Образовательная

техно-

логия

Интерактивного обучения

Место

проведения

заня-

тия

Школьная спортплощадка

Оснащение урока

Лыжи, палки, флажки.

Мизансцена урока

2 группы по 3человека.

Домашнее задание

Прохождение дистанции5км. скользящим шагом.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Приветствие. Проверка отсутствующих.

Распределение на группы. Психологический

настрой на урок

Выбор лидера группы

Определение общих правил

работы в группе

II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (5-7 мин.)

Вводное слово (Вводная информация):

- можно ли при прохождение дистанции на

лыжах обойтись без скользящего шага.

- когда скользящий шаг может

способствовать успеху и почему.

Задание:

Сформулируйте

тему

урока.

Главный вопрос урока:

- Как правильно выполнять скользящий шаг

на лыжах.

Задание: 1 группы

1. Совершенствование техники свободного

скольжение;

2. Совершенствование техники скольжение с

выпрямлением опорной ноги;

Задание: 2 группы

Анализ предложенных

заданий, распределение

действий внутри группы

- проявляет устойчивый интерес к

изучаемой теме (ЛР);

- осознанно и произвольно строить

речевые высказывания в устной форме

(МП);

- формулирует тему урока (МР);

- выделяет основную цель в

предложенном задании (МР);

1. Совершенствование техники скольжение с

подседанием;

2. Совершенствование техники скольжение с

выпад с подседанием;

3. Совершенствование техники отталкивание

с выпрямлением толчковой ноги;

Распределение заданий внутри группы

III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (15 мин.)

1)

Практическая работа в микрогруп-

пах

Работа 1 группы:

1 ученик – выполняет техники свободного

скольжение;

2 ученик – выполняет техники скольжение с

выпрямлением опорной ноги;

3 ученик – контролирует техники

выполнения;

Работа 2 группы:

1 ученик – выполняет техники скольжение с

выпад с подседанием;

2 ученик – выполняет техники отталкивание

с выпрямлением толчковой ноги;

3 ученик- выполняет техники скольжение с

выпад с подседанием;

Распределение заданий внутри группы.

Индивидуальная и

групповая работа

- активно участвует во всех видах

учебно-познавательной

деятельности(ЛР);

- проявляет усилия для преодоления

учебных трудностей(ЛР);

- выполняет задания в сотрудничестве с

одноклассниками (МР);

- совершенствует технику скользящего

шага (ПР);

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (12 мин.)

1)

Демонстрация итогов групповой

работы

Прохождение дистанции 500метров

демонстрируя технику скользящего шага.

2)

Вывод, обобщение по уроку:

Каждое одиночный скользящие шаг принято

делить на два периода:

а) скольжение лыжи;

б) стояние лыжи.

Периоды скольжения и стояния лыжи

принято делить на пять фаз.

На площадке вся группа

- осознанно и произвольно строить

речевые высказывания в устной форме

(МП);

- высказывает собственное мнение,

обосновывает свою позицию (ЛР);

-

соотносит своё мнение с мнением

одноклассников (МР);

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Коллективное обсуждение:

Содержательная оценка и самооценка

работы группы, участие каждого в групповой

работе. Итоги коллективной работы.

Литы оценки и самооценки

оценивает результаты и продукты

своей деятельности и деятельности

одноклассников (МР)

Приложение к уроку

Техника скользящего шага

Скользящий шаг является основой всех лыжных ходов, кроме бесшажного. Каждый одиночный скользящий шаг принято делить

на два периода: а) скольжение лыжи; б) стояние лыжи.

Первый период характеризуется непрерывным продвижением лыжи вперед (скольжением), с его окончанием лыжа

останавливается и начинается период стояния (отталкивания) лыжи. В свою очередь каждый период делится на ряд фаз.

Для моментов окончания одной и начала другой фазы характерны определенные положения частей тела (граничные

моменты).

Фазы скользящего шага. Периоды скольжения и стояния лыжи принято делить на пять фаз.

I фаза — свободное скольжение.

Окончив толчок ногой, лыжник скользит на другой лыже. Обе палки и нога, окончившая

толчок, находятся в воздухе, не касаясь опоры. В этой фазе лыжник не может еще увеличить скорость, он скользит за счет

предварительных усилий, используя силы инерции. Продолжительность свободного скольжения у сильнейших лыжников

варьируется от 0,12 до 0,18 с.

В течение фазы скорость

движения

несколько

уменьшается,

так как

лыжник не

отталкивается от опоры, движущих сил нет, а сила трения и в какой-то мере сила сопротивления воздуха оказывают

тормозящее воздействие. Необходимо стремиться к минимальному, уменьшению снижения скорости, для чего сильнейшие

лыжникb не допускают предельной длины выпада, а также выносят лыжу вперед энергичным маховым движением, но с

мягкой загрузкой вниз, очень постепенно и плавно. Очень важно в конце выпада добиться вертикального положения

голени, наклон голени вперед или назад приводит к усилению давления на лыжу, что значительно снижает скорость

скольжения.

Это может быть вызвано различными ошибками:

1. В начале фазы при постановке лыжи на снег ударом происходит резкая загрузка лыжи.

2. Перемещение различных частей тела вверх и вниз во время свободного скольжения также усиливает давление на

скользящую лыжу: а) голень наклонена вперед во время скольжения — колено находится над носком ботинка, сгибание

при скольжении в коленном и тазобедренном суставе опорной ноги — все эти действия с целью облегчения давления

вначале 'действительно смягчают удар при загрузке лыжи, но затем вызывают большее давление лыжи на снег; б)

активное выпрямление опорной ноги и туловища и быстрые Движения обеих рук и маховой ноги вверх.

Во всех перечисленных случаях опускание частей тела приводит к торможению, увеличению инерционных сил,

направленных вина, и увеличению давления на лыжу. Ускоренные движения вверх также вызывают появление сил

инерции, направленных вниз, с тем же конечным результатом — усилением давления па лыжу. Так, высокий, резкий

мах ногой назад - вверх после отталкивания является ошибкой и может увеличить давление на лыжу. Правильно

выполненный толчок вызывает подъём носка ботинка над лыжей не выше чем на 15—20 см, но движение вверх по

инерции с замедлением (туловище — ноги и т. д.), как результат отталкивания в предыдущей фазе, не усиливает

давления, а в отдельных случаях при правильном выполнении толчка (на взлет) может даже снизить его.

Граничными моментами фазы свободного скольжения являются: отрыв толчковой лыжи от снега и постановка палки

на снег. В момент отрыва лыжи наблюдается полное выпрямление толчковой ноги, которая составляет вместо с

туловищем прямую линию. Угол сгибания опорной ноги в коленном суставе около 136—138°, голень в это время

расположена вертикально. Рука, закончив толчок, образует вместе с палкой прямую линию, кисть ее находится на

уровне таза, немного сзади. Другая рука вынесена вперед, почти полностью выпрямлена, кисть не выше подбородка.

II фаза — скольжение с выпрямлением опорной ноги.

Началом фазы является постановка палки на снег под углом вперед- 70-80°. Рука чуть согнута в локтевом су ставе,

локоть слегка отведен в сторону. В скользящем шаге эта фаза самая продолжительная, у квалифицированных, лыжников,

передвигающихся с высокой скоростью, она длится от 0,20 до 0,24 с.

Во время этой фазы происходит постепенное выпрямление опорной ноги. Лыжник усиливает нажим на палку,

стремясь увеличить скорость скольжения. Под давлением руки палка немного сгибается. У лыжников, развивающих

высокую

скорость

передвижения,

благодаря

эффективной

работе

палки

при

отталкивании

давление

на

лыжу

уменьшается и скорость скольжения может увеличиться.

Выпрямление опорной ноги в этой фазе создает благоприятные условия для выполнения маха, который производится

более выпрямленной ногой, благоприятные этому повышается линейная скорость при выносе стопы с лыжей, а подсед в

следующих фазах выполняется быстрее и глубже. В некоторых случаях—при малой скорости, плохом скольжении и

ошибках

в I фазе (лыжа слишком прижата к снегу), несмотря на отталкивание палкой, скольжение в этой фазе

замедляется. Увеличение длительности II фазы также уменьшает скорость. Оканчивается эта фаза в тот момент, когда .

опорная нога начнет сгибаться в коленном суставе (на протяжении всей фазы происходило ее выпрямление). За первые

две фазы — свободное скольжение и скольжение с выпрямлением опорной ноги — лыжник проходит наибольшее

расстояние.

III фаза — скольжение с подседанием.

Начало этой фазы характеризуется следующей позой: опорная нога почти выпрямлена, носок маховой ноги почти на

уровне пятки опорной ноги, туловище, принимающее участие в отталкивании палкой, наклоняется вперед на 5—7°

больше по сравнению со II фазой, маховая рука выпрямлена, толчковая немного согнута, а кисти рук почти на одном

уровне — поравнялись друг с другом. За время этой фазы происходит подседание со сгибанием опорной ноги в

коленном и тазобедренном суставах. Так как в этой фазе скорость моментально падает до нуля и лыжа останавливается,

необходимо стремиться к сокращению времени на фазу — выполнять все действия быстрее. Продолжительность этой

фазы колеблется от 0,06 до 0,09 с, у сильнейших лыжников — около 0,06 с. В этой фазе резко увеличивается скорость

выноса маховой ноги, причем она выносится вперед не коленом, а как бы стопой.

Ошибкой будет выполнение маха согнутой ногой коленом вперед больше, чем требуется. Попытка вынести согнутую

ногу как можно дальше вперед по воздуху приводит к слишком длинному выпаду, постановке лыжи на снег ударом и

резкой ее загрузке, что приводит к значительному увеличению трения при последующем скольжении. Маховый вынос

ноги в этой фазе начинается с движения таза вперед, его расположение над стопой к началу III фазы позволяет

выполнить энергичный бросок тела вперед. При этом происходит заметный поворот таза вокруг вертикальной оси.

Отставание

таза

недопустимо.

Наклон

туловища

к

концу

фазы

значительно

увеличивается.

Фаза

скольжения

с

подседанием заканчивается остановкой ноги. За )ту фазу продвижение вперед наименьшее.

IV фаза – выпад с подседанием. Начинается момента остановки лыжи. В этой фазе уже начинается, активное

отталкивание за счет энергичного разгибания в тазобедренном суставе, одновременно происходит подседание в

коленном суставе. Подседание происходит не только коленном, но и в голеностопном суставе — голень наклоняется

вперед, а поднимание стопы над лыжей задерживается (пятка поднята над лыжей на 3—6 см). Происходят значительное

растяжение и напряжение мышц толчковой йоги — это способствует более мощному, резкому

отталкиванию.

продолжительность этой фазы колеблется от 0,03 до 0,12 с, а у сильнейших лыжников она самая короткая — 0,03 с.

Скорость в этой фазе сможет достигать максимума—13 м/с. В начале этой фазы наклон туловища увеличивается еще на

1—3° и достигает максимальных пределов для всего скользящего шага, что способствует усилению давления на палку.

Толчковая рука на уровне бедра, 5, а маховая впереди колена толчковой ноги примерно на 30—50см. Стопы ног на одном

уровне или стопа маховой ноги выводится вперед до 5—15 см.

Хотя остановка лыжи и разделяет III и IV фазы, расчленение это весьма условно — подседание в той и другой фазе

выполняется одним непрерывным движением - слитно. Сгибание опорной ноги в коленном суставе продолжается до

окончания IV фазы. На это уходит от 0,09 до 0,21 с. У лыжников, передвигающихся с наиболее высокой скоростью,

это время наиболее короткое — 0,09 с.

V фаза — отталкивание с выпрямлением толчковой ноги

В начале этой фазы сгибание толчковой в коленном суставе наибольшее, бедро практически вертикально; маховая

нога выдвинута вперед и опережает толчковую на 35—50 см. Наклон туловища уже немного уменьшается. Толчок

палкой закончен, рука и палка — прямая линия, а маховая рука выпрямлена вперед - вниз под углом около 45°. В этой

фазе происходит отталкивание за счет выпрямления ноги в коленном суставе, причем стопа оказывает давление на лыжу

точно вниз, прижимая ее к снегу. Быстрое выпрямление ноги в коленном суставе передает толчок по линии бедро—

таз—туловище. Такое отталкивание вперед-вверх способствует движению туловища — вначале вперед-вверх, а потом

вперед - вниз. При правильно выполненном

толчке давление на лыжу

в I

и II фазе уменьшено, трение также

уменьшается, способствуя быстрому скольжению. Продолжительность этой фазы колеблется от 0,06 до 0,12 с, у

сильнейших лыжников около нижней границы, а скорость движения до 10,33 м/с. Фаза заканчивается в момент отрыва

лыжи от снега. В этот момент, скользящий шаг закончен и начинается скользящий шаг на другой лыже.

Продолжительность всех фаз зависит от квалификации лыжников, но у сильнейших лыжников все фазы короче. Между

фазами существует определенный временной ритм. Если взять продолжительность самой короткой, IV фазы (выпад с

подседанием) за единицу, то соотношение времени всех фаз (I—II—III—IV—V) будет выглядеть следующим образом 5

– 7 – 2 – 1 – 2. Длительность периодов скольжения и стояния лыжи относится как 4:1

.

Длина скользящего шага суммируется из двух показателей - длины выпада и длины скольжения. Длина выпада

(расстояние:

между стопами в момент отрыва толчковой лыжи от опоры) у сильнейших лыжников, передвигающихся с высокой

скоростью

равна 90—100 см, а длина скольжения от 2,30 до 2,60м. Уменьшение или увеличение времени отдельных фаз или длины

выпада и скольжения приводит к снижению скорости передвижение на лыжах.

Все

изложенные

здесь

фазы

скользящего

шага,

движения

рук,

туловища

в

цикле

хода

взаимосвязаны

и

взаимообусловлены по времени и амплитуде и составляют единую систему движения.



В раздел образования