Напоминание

"Звуковая культура речи дошкольников "


Автор: Негода Наталия Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ"Детский сад № 38 "
Населённый пункт: г.Орск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Звуковая культура речи дошкольников "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Звуковая культура речи дошкольников

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного

овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства

ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для

окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление

от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, необходимо

рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может

превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период

необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя

предупреждать косноязычие.

Правильное произношение звуков очень важно для формирования

полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в

контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли,

желания. Дефекты в звукопроизношении часто очень затрудняют контакт.

Однако выработка правильного произношения у детей, обычно,

представляет для них большие трудности. Часто развитие звуковой стороны

речи происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей,

поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или иные

недочеты произношения, как шепелявость, картавое произношение звука р,

оглушение звонких согласных и др.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс,

на протяжении которого ребенок учится управлять своими органами речи,

воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью

окружающих и собственною речью.

Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до

поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико - фонематической

стороной речи. Для осуществления этой задачи необходимо, совместно с

родителями, осуществлять работу по воспитанию у детей правильного

звукопроизношения.

При решении многих задач воспитания звуковой культуры речи в детском

саду ведущими являются фронтальные формы работы с детьми в

непосредственной образовательной деятельности. Но в силу разных причин

некоторые дети плохо усваивают материал, неправильно произносят звуки

или вовсе их пропускают. В этом случае необходима, среди прочих, помощь

родителей, как закрепляющий и упражняющий фактор. Не все родители,

даже при большом желании, имеют навыки работы по воспитанию звуковой

культуры речи, владеют необходимыми методами и приемами. Одним из

самых необходимых условий становления правильного произношения в

домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную,

литературно выдержанную речь близких людей, окружающих ребенка дома.

Именно она послужит примером для подражания. Не секрет, что ребенок,

слыша дефекты речи от старших родственников, может перенять их, не

подозревая об их неправильности. Особенно ярко это проявляется у детей

младшего дошкольного возраста, когда запас впечатлений еще очень мал,

работа речи двигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко

выражена способность к подражанию. В таких случаях необходимо мягко, но

настойчиво поправлять ребенка, не произнося неправильный звук.

Эффективным методом стимуляции правильного произношения у детей

могут стать совместные чтения родителей и ребенка таких поучительных

детских произведений, как рассказы Н. Носова, В. Драгунского. Читая их

вместе с детьми, нужно показать ребенку всю комичность такого

произношения, подтолкнуть к желанию произнести тот или иной звук

правильно. Плохую услугу и детям, и родителям могут оказывать

неконтролируемые ими просмотры телепередач, мультфильмов, особенно

последнего поколения. В них герои, на которых наши дети равняются, им

подражают, зачастую шепелявят, картавят, сюсюкают, произносят слова и

слово обороты, далекие от стандартов литературной речи. Ребенок хочет

быть похожим на них, особенно если это Супермен, Человек-Паук и т.д. Для

закрепления, полученного в детском саду материала дома можно поиграть с

детьми в несложные словесные игры» «Цепочка слов», «Поймай звук»,

«Назови слово, «Сколько в слове частей», «Где спрятался звук?», «Скажи

иначе» и т.д. Эти игры не требуют специального оборудования, особой

подготовки, но хорошо развивают фонематический слух, речевой аппарат.

По дороге в детский сад можно поиграть в другие словесные игры на

развитие слухового внимания: «Какие звуки ты слышишь?», «Как гудит

транспорт?». В это время можно повторить с детьми знакомые стихи,

потешки, считалки, за клички – все это развивает у ребенка дикцию, темп,

дыхание, позволяет родителям чаще произносить «неудачные» звуки с

детьми, добиваясь лучшего результата. Многие родители, вопреки

рекомендациям педагогов, очень рано стремятся научить детей читать в

ущерб развития других речевых задатков. Механический способ обучения

всегда менее эффективен чем тот, который строится на понимании звукового

анализа слова. Развитие звуковой культуры речи тесно связано с обучением

ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленяя звуки

шипящие, свистящие, сонорные, мягкие и твердые, гласные и согласные. Все

эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.

На помощь родителю в этом случае придут такие игры, как «Сосчитай слоги

в слове», «Звуки подружились», «Какой звук потерялся», «Звуковые

паровозики» и т.д. Как только ребенок поймет слог слияние, его можно

приобщать к такому увлекательному и развивающему занятию, как

разгадывание ребусов. Это можно делать и раньше — когда он знакомится со

звуками и буквами. Это замечательные игры с родителями: «Секретное

письмо», «Разведчики», «Шпионы», «Первобытный человек». Таким

образом, работая с детьми над устранением недостатков и дефектов речи, и

педагогам, и родителям нужно: 1) правильно произносить все звуки родного

языка, иметь ясную, четкую и отчетливую речь; 2) следить за речевым

окружением детей, пресекая сюсюканья, коверканья слов; 3) больше

внимания уделить развитию речевого слуха, речевого аппарата, используя

для этого игровые задания, ребусы; 4) привлекать детей к семейным чтениям,

дружеской беседе. Итак, семья – важный элемент системы образования, где

работа с детьми по воспитанию звуковой культуры речи продолжается в

неформальной обстановке, закрепляется, совершенствуется. Родители, не

равнодушные к будущему своего ребенка, способны совместно с

воспитателями детского сада качественно улучшить, а при необходимости и

исправить недостатки речи детей. Необходимо учить детей подбирать и

различать слова, близкие и противоположные по значению. Эти слова

называются синонимы и антонимы.

«Скажи наоборот» Вы называете слово, а ребёнок –противоположное ему

по значению: горький- сладкий; твёрдый – мягкий, больной – здоровый…

«Закончи ряд» Родитель называет 1,2 слова, а ребёнок подбирает как

можно больше слов близких по значению: жилище -дом-квартираздание…

«Бывает – не бывает» Родитель просит ребёнка внимательно слушать. Если

то, что сказал взрослый, бывает нужно хлопнуть в ладоши, а если нет

покачать головой и промолчать. (Рыбка идет, топор плавает, стол бегает,

дорога прыгает, молоток летает, корабль плывёт, зайчик прыгает…).

«Подбери словечко» Взрослый предлагает ребёнку быть внимательным,

выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильные слова, обозначающие

действия (глаголы). Рыбка: к камню (отплыла или подплыла)? Бабочка к

цветку (отлетела или подлетела)? С ветки на цветок (отлетела или

подлетела)? В комнату (облетела или влетела)? Лягушка с бревна (спрыгнула

или впрыгнула)? Предлагаемые упражнения помогут развивать речь ребёнка,

он сможет выражать свои мысли более связанно и правильно. Эти

упражнения способствуют развитию внимания, памяти и мышления.

Старшая группа: Мышцы артикуляционного аппарата ребёнка на 6 году

жизни считаются достаточно окрепшими, дети способны правильно

произносить все звуки родного языка. Считается, что 5летний ребёнок имеет

достаточно развитый фонематический слух. То есть, он не только хорошо

слышит звуки речи, но способен выполнять предлагаемые задания

(связанные выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других

слогов или слов), производить подбор слов на предлагаемые звуки,

выполнять другие, более сложные задания. Например:

«Будь внимателен!» Взрослый предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши

(топнуть ногой, поднять руку…) когда услышит заданный звук. Игру

повторяем несколько раз, меняя звуки.

«Место звука в слове» Взрослый просит назвать 1 звук в слове «ухо»;

последний в слове «кенгуру»; место звука (у) в слове «паучок» (в начале,

середине или конце слова)?

«Слово … не говори! » Родитель предлагает ребёнку повторять за собой все

слова, кроме: например «стол» и так далее.

«Подбери словечко!» Предлагаете подобрать слова на заданный звук:

например: звук (А). Продолжаете игру – упражнение, меняя звук (и

согласный тоже). Ребёнок старшего дошкольного возраста отличается от

ребёнка 4 -5 лет. Личность ребёнка развивается в целом, он начинает

мыслить на основе общих представлений. Внимание ребёнка становится

более целенаправленным и устойчивым, совершенствуется деятельность,

расширяется круг интересов. Происходит расширение и углубление круга

представлений, рост словарного запаса ребёнка. 2500-3000 слов, таков

словарный запас ребёнка 5-6 лет. Предлагаю вам игры-упражнения на подбор

смысловых оттенков, синонимов и антонимов, многозначных слов, игры на

словоизменение и словообразование:

«Наоборот» Родитель называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок

должен сказать пропущенное взрослым слово .Например: лимон кислый,

сахар (сладкий); дорога длинная, тропинка (короткая); ручеёк узкий, река

(широкая). Посмотри и расскажи. Во время выполнения этих заданий ваш

ребёнок в игровой форме научится правильно согласовывать числительные с

существительными, образовывать относительные прилагательные и

согласовывать местоимения с глаголами

Развитие правильного звукопроизношения очень важно и при поступлении

ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в

начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким

детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность,

подобрать слово с заданным звуком. Дети с недостаточно развитым

фонематическим слухом затрудняются в овладении навыками письма в

школе. Они, как правило, пишут так, как говорят.



В раздел образования