Автор: Даниленко Мария Антоновна
Должность: студентка
Учебное заведение: Новосибирского государственного университета экономики и управления
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: научно-исследовательская работа
Тема: Исследование отношения потребителей к торговой марке: состояние, проблемы, направления совершенствования
Раздел: высшее образование
Исследование отношения потребителей к торговой марке: состояние,
проблемы, направления совершенствования
Даниленко М. А.
Студент 3 курса бакалавриата
Направление «Связи с общественностью и реклама в различных сферах»
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Россия, Новосибирск
e-mail: danilencko
.
masha
@
yandex
.
ru
АННОТАЦИЯ
В статье изложены результаты опроса потребителей продукции сети
магазинов «SPAR». Опрос был посвящен отношению покупателей к данной
торговой марке, ее продукции и самой сети магазинов.
Ключевые
слова:
потребитель,
маркетинговое
исследование,
опрос,
отношение потребителей, торговая марка.
Цель статьи – рассмотреть результаты опроса покупателей магазина
«SPAR» на тему отношения потребителей к данной торговой марке. В опросе
приняли участие 384 человека, каждый из которых является представителем
целевой аудитории сети магазинов «SPAR». Женщины составили большую
часть респондентов – 70%. Мужчины, соответственно, составили 30%
опрошенных.
Касаемо
возраста
респондентов
–
большую
часть
респондентов составили люди в возрасте от 18 до 25 лет (60%). Далее –
участники в возрасте от 25 до 35 лет (30%) и респонденты в возрасте от 35 до
50 лет (10%).
На вопрос «Как часто Вы покупаете продукцию магазина «SPAR»?».
Распределение ответов на него изображено на рисунке 1.1 ниже.
45
%
40
%
15
%
Раз в неделю и чаще
Раз в месяц
Раз в полгода и реже
Рисунок 1.1 – Распределение того, как часто респонденты покупают
продукцию магазина «SPAR»
Из распределения ответов на этот вопрос мы видим следующий
результат: 45% респондентов покупают продукцию сети магазинов «SPAR»
раз в неделю и чаще. 40% участников опроса отметили, что покупают ее раз в
месяц, и 15% – раз в полгода и реже.
Следующий блок вопросов был посвящен тому, как респонденты
оценивают некоторые факторы, относящиеся непосредственно к продукции
торговой марки «SPAR». К каждому из вопросов данного блока применялась
пятибалльная шкала. Сделаны следующие выводы:
вкусовую составляющую респонденты оценили на 4,65 по
пятибалльной шкале;
состав продукции респонденты оценили на 4,65 по пятибалльной
шкале;
упаковку
продукции
респонденты
оценили
на
4,65
по
пятибалльной шкале;
цену продукции респонденты оценили на 2,3 по пятибалльной
шкале.
Среднее взвешенное параметров вкуса, состава и упаковки продукции
составило 4,65. По пятибалльной шкале этот результат близок к идеальному
(к пятерке). Но среднее взвешенное параметра цены продукции составило
крайне низкий результат – всего 2,3 по пятибалльной шкале. Это
свидетельствует о том, что покупателей не устраивает цена на товары
торговой марки «SPAR». Этот вывод подтверждает и распределение ответов
на следующий вопрос – «Готовы ли Вы покупать продукцию магазина
«SPAR» дальше, если цена на нее возрастет?»: большинство респондентов
(60%) не готовы покупать продукцию «SPAR» в подобной ситуации, 40%
участников готовы, но только в том случае, если улучшится и качество
продукции.
Следующий вопрос был посвящен эмоциям, которые вызывает
продукция магазинов «SPAR» у покупателей. Распределение ответов на него
изображено на рисунке 1.2 ниже.
25%
5%
60%
10%
Положительные
Негативные
Не вызывает эмоций
Затрудняюсь ответить
Рисунок 1.2 – Эмоции, которые вызывает продукция магазинов «SPAR» у
респондентов
Большинство
респондентов
(60%)
отметили,
что
продукция
не
вызывает у них абсолютно никаких эмоций. 25% участников опроса
отметили, что продукция «SPAR», для 10% участников данный вопрос
вызвал затруднения и они не смогли дать однозначного ответа, 5%
респондентов отметили, что продукция «SPAR» вызывает у них негативные
эмоции.
Следующий блок вопросов был посвящен тому, как респонденты оценивают
некоторые составляющие магазинов сети «SPAR». К каждому из вопросов
данного блока применялась пятибалльная шкала. Сделаны следующие
выводы:
качество обслуживания персоналом респонденты оценили на 2,55
по пятибалльной шкале;
качество уборки, чистоту в магазинах респонденты оценили на
4,35 по пятибалльной шкале.
Среднее взвешенное параметра качества обслуживания составило 2,55
– это достаточно низкий результат по пятибалльной шкале. Среднее
взвешенное параметра качества уборки составило 4,35, и это достаточно
высокий результат.
Следующий вопрос касался того, какие эмоции вызывают магазины
сети «SPAR» у респондентов. Распределение ответов на него изображено на
рисунке 1.3 ниже.
20%
5%
60%
15%
Положительные
Негативные
Не вызывает эмоций
Затрудняюсь ответить
Рисунок 1.3 – Эмоции, которые вызывают у респондентов магазины «SPAR»
Исходя из этого можно сделать следующий вывод: у большинства
респондентов магазины сети «SPAR», как и их продукция, не вызывают
положительных эмоций и ассоциаций.
Следующий вопрос касался мнения респондентов о том, насколько мало или
много информации о магазинах и продукции «SPAR» они встречают или
слышат. Большинство респондентов (60%) отметили, что информации, по их
мнению, слишком мало. При этом 20% участников опроса отметили, что
объем информации в пределах нормы, и еще 20% отметили вариант
«Затрудняюсь ответить».
Следующий вопрос касался факторов, которые важны респондентам
при выборе магазина, в котором они собираются совершить покупку.
Респонденты могли выбрать до четырех вариантов ответа. Распределение
ответов на этот вопрос изложено в таблице 1.1 ниже.
Таблица 1.1 – Факторы, которыми руководствуются респонденты при выборе
магазина для совершения покупки
Варианты ответа
Количество
ответов, шт.
Удельный вес, %
Территориальное расположение
16
20,77
Широкий ассортимент
16
20,77
Качество обслуживания персонала
15
19,48
Цена продукции
17
22,07
Качество продукции
13
16,88
Затрудняюсь ответить
0
0
Итого
77
100
Самый
популярный
ответ
–
цена
продукции
(22,07%),
затем
–
территориальное расположение и широкий ассортимент (по 20,77%), затем –
качество обслуживания персонала (19,48%), и менее популярный ответ –
качество продукции (16,88%).
Следующий вопрос был посвящен тому, как высоко респонденты
оценивают все вышеперечисленные факторы у магазинов сети «SPAR». К
этому вопросу применялась пятибалльная шкала оценивания для каждого
фактора. Сделаны следующие выводы:
территориальное расположение магазинов респонденты оценили
на 3,65 по пятибалльной шкале;
широту
ассортимента
респонденты
оценили
на
3,8
по
пятибалльной шкале;
качество обслуживания персонала респонденты оценили на 2,3
по пятибалльной шкале;
цену продукции респонденты оценили на 2,3 по пятибалльной
шкале;
качество продукции «SPAR» респонденты оценили на 4,25 по
пятибалльной шкале.
Эти данные свидетельствуют о том, что в магазинах сети «SPAR»
покупателей не устраивает качество обслуживания персонала и цена товаров,
поскольку у этих параметров весьма низкое среднее взвешенное значение –
всего лишь 2,3. Территориальное расположение магазинов респонденты в
целом оценивают удовлетворительно, так как среднее взвешенное равно 3,65.
Широта ассортимента не идеальна для покупателей магазинов «SPAR»,
поскольку они оценили ее на 3,8 по пятибалльной шкале, но это значение
ближе к четверке, следовательно в целом широта ассортимента устраивает
покупателей. Самое большое среднее взвешенное значение в данном вопросе
имеет качество продукции торговой марки «SPAR» – 4,25 по пятибалльной
шкале. Это значит, что качество продукции почти полностью устраивает
посетителей магазинов.
Следующий
вопрос
касался
факторов,
которые
влияют
на
формирование доверия со стороны респондентов по отношению к продукции
торговой марки «SPAR». Респонденты могли выбрать до трех вариантов
ответа. Распределение ответов на этот вопрос изображено в таблице 1.2
ниже.
Таблица 1.2 – Факторы, которые влияют на формирование доверия
потребителей к продукции торговой марки «SPAR»
Варианты ответа
Количество
ответов, шт.
Удельный вес, %
Качество продукции
19
25
Положительный имидж организации
17
22,3
Количество информации о продукте
16
21,05
Цена продукции
13
17,1
Рекомендации знакомых
11
14,47
Затрудняюсь ответить
0
0
Итого
76
100
Самый
популярный
ответ
–
качество
продукции
(25%),
затем
–
положительный
имидж
организации
(22,3%),
затем
–
количество
информации о продукте (21,05%), затем – цена продукции (17,1%) и менее
популярный ответ – рекомендации знакомых (14,47%).
Последний вопрос звучат следующим образом: «Готовы ли Вы
порекомендовать продукцию магазинов «SPAR» знакомым?». Большинство
опрошенных (80%) ответили положительно, они готовы порекомендовать
продукцию магазина своим знакомым, но 20% участников ответили
отрицательно.
Таким образом, на основе анализа результатов опроса мы можем
подтвердить и опровергнуть некоторые из выдвинутых ранее гипотез.
Подтвердились следующие гипотезы-следствия:
потребители не имеют положительных ассоциаций о торговой
марке «SPAR» и ее продукции;
информации
о
торговой
марке
«SPAR»
и
ее
продукции
недостаточно для формирования положительного отношения
потребителей к ней;
одной из основных (но не единственной) рекомендаций станет
определение направления развития имиджа торговой марки
«SPAR».
Опровергнутой
в
ходе
анализа
результатов
опроса
оказалась
следующая гипотеза-следствие:
большинство потребителей не доверяют торговой марке «SPAR»
и ее продукции.
Гипотеза-основание подтвердилась не полностью, лишь частично.
Благодаря проведенному опросу и анализу его результатов мы можем
выявить проблемы и предложить рекомендации, которые помогут улучшить
отношение к торговой марке «SPAR».