Автор: Сафарова Лариса Григорьевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Волгограда "ДШИ им. М.А.Балакирева"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Интегрированный подход в преподавании специальных и музыкально-теоретических дисциплин"
Раздел: дополнительное образование
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД
В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ И
МУЗЫКАЛЬНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
«Клиповое
мышление
–
это
неизбежное
следствие
развития
современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно, это
направление цивилизации. И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что
сейчас
происходит
интересное
расслоение.
Очень
небольшой
процент
состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей
преимущественно
без
компьютера,
требуют,
чтобы
они
занимались
классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают
им образование по старому принципу, который способствует формированию
последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример — основатель
компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных
устройств, которые дети используют дома» (Рада Грановская, профессор,
доктор психологических наук).
Ввиду
фрагментарности
подачи
информации
мозг
просто
не
может
осознавать
и
постигать
связи
между
событиями.
Это
стало
ответом
на
ускорение темпов жизни и резкое возрастание информационных потоков.
Считается,
что
за
последний
век
скорость
изменений
вокруг
человека
увеличилась в 50 раз.
Плюсы клипового мышления:
-Защищает
мозг
от
информационной
перегрузки. Э т о механизм
адаптации к развитию информационных технологий и данность 21 веку.
-Развивает
многозадачность.
Американский
психолог
Лари
Розен
отмечает, что «поколение интернета»- может одновременно слушать музыку,
общаться в чате, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.
- Ускоряет реакцию. Известный британский футуролог Джеймс Мартин,
который
предсказал
появление
интернета,
разделил
людей
на
два
типа.
Первый
тип
—
«люди
книги»
—
получают
информацию
от
чтения
и
обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» —
наделены
клиповым
мышлением,
они
обладают
скоростным
откликом
и
быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.
Минусы клипового мышления:
-Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него
заметно снижается способность к анализу.
-Ослабляет
чувство
сопереживания.
Жестокость
и
насилие,
которые
ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на youtube,
повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других.
-Падает
уровень
успеваемости
и
снижается
коэффициент
усвоения
знаний (до 10 %.). Дети мало читают и не понимают смысла прочитанного.
-Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию. Краткость
рекламной
информации
—
мощный
инструмент
продаж,
человек
теряет
здравый смысл и способность анализировать.
Дети, обучающиеся в музыкальных школах и школах искусств, имеют
огромные преимущества в развитии равновесного мышления, сочетающего в
себе
качества
понятийного
(словесно-логического,
последовательного)
и
клипового
(мышление
образами-картинками,
эмоциями
и
стереотипами)
сознания
–
элите
электронно-цифровой
эпохи.
Интегрируя
предметы
специальности и музыкально-теоретического цикла в школе искусств можно
развивать основные когнитивные (познавательные) процессы человеческой
психики:
сосредоточение
(фокусировка,
концентрация
на
чём-то
одном);
сравнение
(сопоставление
свойств,
анализ);
воображение
(фантазия,
творчество).
Увлеченность
детей
компьютерными
технологиямии
умение
быстрого поиска информации поможет в занятиях.
На
уроке
фортепиано
можно
применить
и
закрепить
многие
теоретические знания: поговорить о композиторе и эпохе, в которой он жил, об
истории жанра музыкального произведения, традициях исполнения, послушать
лучшие образцы интерпретации и выбрать лучший вариант, в том числе
переложения для других инструментов, оркестра, в современной обработке,
посмотреть конкурсные исполнения детьми, проанализировать характер и
выразительные средства музыки.
На
уроках
музыкальной
литературы
ребята
с
удовольствием
демонстрируют
особенности
звучания
своего
музыкального
инструмента,
рассказывают
историю
его
создания.
Украшает
урок
мультимедийная
программа «Энциклопедия музыкальных инструментов» с аудио примерами,
демонстрирующими
роль
инструментов
в
оркестрах
и
особенности
их
звучания в различных стилях и составах. Михаил Казиник, профессор и
педагог
с
мировым
именем,
в
своей
практике
использовал
«метод
парадоксов», который развивает аналитические способности и критическое
мышление.
На уроках сольфеджио интересно использовать сборники музыкального
материала
по
произведениям
М.И.Глинки
и
П.И.Чайковского,
в
старших
классах
петь
нетрудные
романсы
композиторов,
творчество
которых
изучается параллельно на уроках музыкальной литературы. Увлекательная
форма
работы,
объединяющая
все
предметы
музыкальной
школы
–
составление кроссвордов в программе Eclipse Crossword, она активизирует
мышление учащихся, так как требует не только знания материала, но и
умение грамотно формулировать и излагать свои мысли.
Исследования
психологов
показывают,
что,
несмотря
на
развитие
виртуального общения и дружбы в соцсетях, представители современного
молодого поколения становятся все более одинокими в реальной жизни.
Поэтому
в
школе
проводится
социальный
арт-проект
с
тематическими
концертами
и
викторинами:
«Волшебный
звук
свирели»,
«Музыкальный
салон
госпожи
д'Авиньон»,
«В
стиле
Ретро»,
«От
классики
до
джаза»,
«Этюды-ступеньки к исполнительскому мастерству», «Казань музыкальная»
и многие другие. Учащиеся разных отделений школы искусств с большим
увлечением участвуют в театрализованных концертах – спектаклях.