Напоминание

"Интегрированный подход в преподавании специальных и музыкально-теоретических дисциплин"


Автор: Сафарова Лариса Григорьевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Волгограда "ДШИ им. М.А.Балакирева"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Интегрированный подход в преподавании специальных и музыкально-теоретических дисциплин"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ И

МУЗЫКАЛЬНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

«Клиповое

мышление

это

неизбежное

следствие

развития

современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно, это

направление цивилизации. И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что

сейчас

происходит

интересное

расслоение.

Очень

небольшой

процент

состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей

преимущественно

без

компьютера,

требуют,

чтобы

они

занимались

классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают

им образование по старому принципу, который способствует формированию

последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример — основатель

компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных

устройств, которые дети используют дома» (Рада Грановская, профессор,

доктор психологических наук).

Ввиду

фрагментарности

подачи

информации

мозг

просто

не

может

осознавать

и

постигать

связи

между

событиями.

Это

стало

ответом

на

ускорение темпов жизни и резкое возрастание информационных потоков.

Считается,

что

за

последний

век

скорость

изменений

вокруг

человека

увеличилась в 50 раз.

Плюсы клипового мышления:

-Защищает

мозг

от

информационной

перегрузки. Э т о механизм

адаптации к развитию информационных технологий и данность 21 веку.

-Развивает

многозадачность.

Американский

психолог

Лари

Розен

отмечает, что «поколение интернета»- может одновременно слушать музыку,

общаться в чате, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.

- Ускоряет реакцию. Известный британский футуролог Джеймс Мартин,

который

предсказал

появление

интернета,

разделил

людей

на

два

типа.

Первый

тип

«люди

книги»

получают

информацию

от

чтения

и

обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» —

наделены

клиповым

мышлением,

они

обладают

скоростным

откликом

и

быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.

Минусы клипового мышления:

-Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него

заметно снижается способность к анализу.

-Ослабляет

чувство

сопереживания.

Жестокость

и

насилие,

которые

ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на youtube,

повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других.

-Падает

уровень

успеваемости

и

снижается

коэффициент

усвоения

знаний (до 10 %.). Дети мало читают и не понимают смысла прочитанного.

-Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию. Краткость

рекламной

информации

мощный

инструмент

продаж,

человек

теряет

здравый смысл и способность анализировать.

Дети, обучающиеся в музыкальных школах и школах искусств, имеют

огромные преимущества в развитии равновесного мышления, сочетающего в

себе

качества

понятийного

(словесно-логического,

последовательного)

и

клипового

(мышление

образами-картинками,

эмоциями

и

стереотипами)

сознания

элите

электронно-цифровой

эпохи.

Интегрируя

предметы

специальности и музыкально-теоретического цикла в школе искусств можно

развивать основные когнитивные (познавательные) процессы человеческой

психики:

сосредоточение

(фокусировка,

концентрация

на

чём-то

одном);

сравнение

(сопоставление

свойств,

анализ);

воображение

(фантазия,

творчество).

Увлеченность

детей

компьютерными

технологиямии

умение

быстрого поиска информации поможет в занятиях.

На

уроке

фортепиано

можно

применить

и

закрепить

многие

теоретические знания: поговорить о композиторе и эпохе, в которой он жил, об

истории жанра музыкального произведения, традициях исполнения, послушать

лучшие образцы интерпретации и выбрать лучший вариант, в том числе

переложения для других инструментов, оркестра, в современной обработке,

посмотреть конкурсные исполнения детьми, проанализировать характер и

выразительные средства музыки.

На

уроках

музыкальной

литературы

ребята

с

удовольствием

демонстрируют

особенности

звучания

своего

музыкального

инструмента,

рассказывают

историю

его

создания.

Украшает

урок

мультимедийная

программа «Энциклопедия музыкальных инструментов» с аудио примерами,

демонстрирующими

роль

инструментов

в

оркестрах

и

особенности

их

звучания в различных стилях и составах. Михаил Казиник, профессор и

педагог

с

мировым

именем,

в

своей

практике

использовал

«метод

парадоксов», который развивает аналитические способности и критическое

мышление.

На уроках сольфеджио интересно использовать сборники музыкального

материала

по

произведениям

М.И.Глинки

и

П.И.Чайковского,

в

старших

классах

петь

нетрудные

романсы

композиторов,

творчество

которых

изучается параллельно на уроках музыкальной литературы. Увлекательная

форма

работы,

объединяющая

все

предметы

музыкальной

школы

составление кроссвордов в программе Eclipse Crossword, она активизирует

мышление учащихся, так как требует не только знания материала, но и

умение грамотно формулировать и излагать свои мысли.

Исследования

психологов

показывают,

что,

несмотря

на

развитие

виртуального общения и дружбы в соцсетях, представители современного

молодого поколения становятся все более одинокими в реальной жизни.

Поэтому

в

школе

проводится

социальный

арт-проект

с

тематическими

концертами

и

викторинами:

«Волшебный

звук

свирели»,

«Музыкальный

салон

госпожи

д'Авиньон»,

«В

стиле

Ретро»,

«От

классики

до

джаза»,

«Этюды-ступеньки к исполнительскому мастерству», «Казань музыкальная»

и многие другие. Учащиеся разных отделений школы искусств с большим

увлечением участвуют в театрализованных концертах – спектаклях.



В раздел образования