Напоминание

Воспоминания о Крыме К.Г. Паустовского. Пишем свои страницы в "Крымский альбом"


Автор: Тараканова Ирина Александровна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленного колледжа им. Э.А. Верновского (филиал) "КФУ им. В.И. Вернадского"
Населённый пункт: Симферополь
Наименование материала: Сценарий открытого воспитательного мероприятия
Тема: Воспоминания о Крыме К.Г. Паустовского. Пишем свои страницы в "Крымский альбом"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского)

Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж

имени Э.А. Верновского (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Сценарий открытого воспитательного мероприятия Тема Воспоминания о

Крыме К.Г. Паустовского. Пишем свои страницы в Крымский альбом

.

Рассмотрено на заседании ЦМК общеобразовательных, социально-экономических

и гуманитарных дисциплин.

Протокол № ___ от ______________ 2022 г.

Председатель _______________ Е.А. Сивакова

с. Маленькое 2022 г.

Вступительное слово преподавателя.

«Крымский

альбом»

-

историко-краеведческий

и

литературно-художественный

альманах,

первый

выпуск

которого вышел в 1996 году. Он задуман как ежегодный

сборник крымоведческих материалов.

Его выход стал событием! Издание приветствовал Д. Лихачев:

«Название выбрано прекрасно! Вспоминаются дворянские

альбомы, куда можно было занести и стихи, и серьезные

размышления, и похвалу автору. У такого издания будет свой

читатель!

Интересен и отзыв поэта Бориса Чичибабина: «Желаю изданию

читателя – единомышленника, читателя – помощника, для

которого «альбом» станет другом».

В 2023 году исполнится 75 лет со дня выхода «Крымских

рассказов» замечательного писателя К.Г. Паустовского. Мы

посчитали,

что

это

важная

дата,

достойная

страниц

в

«Крымском альбоме».

Прочитаны

многие

рассказы,

изучены

этапы

биографии,

обсуждены

особенности

образов

и

языка

произведений,

написан сценарий.

По жанру – это устный журнал и его страницы расположены

так,

чтобы

через

эпоху,

окружения

писателя

понять

самоценность его творческой личности, а от этого – прийти к

осознанному

пониманию

глубинного

содержания

его

произведений.

I Слово биографам писателя.

1

В его жизни было все: и три тяжелых войны – Первая мировая,

Гражданская и Великая Отечественная.

Страшные

потери

близких,

мучительная

болезнь

и

непонимание. Да и мало ли трудностей и препятствий в

человеческой жизни. И все-таки он был счастлив. Порой

вопреки обстоятельствам, счастлив, что сумел создать самого

себя таким, каким хотел быть.

2

Именно так написал молодой Константин Паустовский в одном

из своих писем: «Я создаю себя».

К этой мысли он возвращался неоднократно, считая, что это

доступно каждому: «Каждый из нас должен создавать свою

биографию».

Он

напишет

это

будучи

уже

известным

писателем.

1

Невольно задаешь вопрос, как это «создавать биографию»?

Писатель так ответил на этот вопрос: «Когда я окончил

гимназию, я начал писать. И тогда я понял, что я ничего не

знаю, и я «ушел в люди», как говорят, и начал сознательно

менять профессии. Я переменил много самых разнообразных

профессий, начиная от вожатого трамвая в Москве, был

матросом,

санитаром

на

фронте,

учителем,

работал

на

металлургических заводах, рыбаком в артели, и этим самым

«продвинул» свою писательскую жизнь на много лет…».

2

А еще он любил и, главное, умел путешествовать. Однажды он

напишет: «Странствуя, нужно жить, хотя бы недолгое время в

тех местах, куда вас забросила судьба. И жить нужно

странствуя…».

II

Слово географам – любителям литературы.

1

Если проследить по карте, то отметишь множество мест,

которые посетил писатель: Одесса, Сухум, Батум, Тифлис,

Соликамск, Астрахань, Крым, Калмыкия, Кольский полуостров,

Алтай, Псков, Новгород, Белоруссия…

2

Есть у писателя Константина Паустовского особый дар. О чем

бы он не писал, читать об этом очень увлекательно и интересно.

Мы задались целью определить, как странствия писателя

отразились в его творчестве.

3

В его «Кара-Бугазе» рассказывается о разработке залежей

глауберовой

соли в заливе Каспия, причем рассказывается

очень поэтично.

1

В начальных главах автор рассказал о первых исследователях

залива и привел письмо лейтенанта Жеребцова, где он делится

своими впечатлениями. Не успела повесть выйти в свет, как

специалисты «засыпали» автора вопросами, в каком архиве ему

удалось обнаружить исследуемое письмо.

2

«Я испытал тогда смешанное чувство смущения и испуганной

гордости.

Смущения, потому что письмо это не хранится ни в одном

архиве мира, ведь от первой до последней строчки оно

придумано. Горд оттого, что мой вымысел оказался близким к

исторической правде».

3

Преображению

действительности,

созданию

рукотворных

субтропиков

посвящена

повесть

«Колхида».

Прототипом

одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник –

примитивист Нико Пиросмани.

1

Но «самое большое, бесхитростное счастье» нашел он в

Мещерском

крае.

Счастье

близости

к

своей

земле,

сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и

напряженного труда.

2

Даже

если

называть

только

созданные

произведения

о

Мещерском крае только главные, все равно их будет много:

- «Мещерская сторона»

- «Исаак Левитан»

- «Повесть о лесах»

- «Летние дни»

- «Дождливый рассвет»

- «Ильинский омут».

Исследователи

творчества

Паустовского

называют

их

«нежнейшими лирическими акварелями».

3

А еще говорят о музыкальной теме его произведений.

Читая рассказ писателя «Старый повар», вы не только вы

переноситесь в 1786 год, на окраину Вены, но и встретитесь с

Вольфгангом Амадеем Моцартом.

1

Рассказ «Корзина с еловыми шишками подарит вам встречу с

дочерью лесника Дагни Педерсен и норвежским композитором

Эдвардом Григом».

III Слово исследователям – крымоведам.

1

Судьба

тесно

связала

писателя

с

великим

«кораблем-

полуостровом».

«Прелесть крымской земли», - писал Константин Георгиевич, -

раскрывается для иных медленно, исподволь, но завладевает

надолго, навсегда. И каждый, кто побывает в Крыму, уносит с

собой после расставания с ним сожаление и легкую печаль,

какую вызывает воспоминание о детстве и надежду еще раз

увидеть эту полуденную землю.

2

Очарованный легендарной Тавридой, Константин Георгиевич

искал

здесь

«покоя,

размышлений

и

поэзии».

Писатель

признавался: «Я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним

из самых праздничных морей земного шара…».

3

Впервые

он

оказался

на

«райской

крымской

земле»

в

четырнадцать лет. Свои детские воспоминания об этой поездке

писатель описал в «Повести о жизни» (книга «Далекие годы»,

глава «Пустынная Таврида»):

« …После Ялты с ее пышной набережной Алушта показалась

мне скучной. Мы поселились на окраине, за Стахеевской

набережной. Каменистая земля, пахучие заросли туи, пустое

море и далекие Судакские горы – вот все, что окружало нас в

Алуште. Больше в Алуште ничего не было. Но и этого было

достаточно, чтобы я постепенно примирился с Алуштой и

полюбил ее …».

4

С самого детства и до самых зрелых лет, встречаясь с морем, я

не мог избавиться от чувства таинственного. Оно вызывало

волнение и требовало слов. Обычные человеческие слова

казались неприменимыми к морю.

IV

Слово исследователям текстов писателя - языковедам

1

А море несло к подножию каменных мысов розоватую

утреннюю пену и шумело сонно и заунывно – так же как сотни

и тысячи лет».

Мне очень понравилось и запомнилось описание утреннего

моря. Запомнилось своими зримыми метафорами: «море несло

пену и шумело». И олицетворениями – (перенос с живого на

неживое) – «шумело сонно и заунывно».

И особые эпитеты: «розоватая утренняя пена».

2

А вот описание зимнего моря. «Ветер нес в лицо снежную

крупу. Пропасти были наполнены сизым дымом. Изредка в

этом дыму мертво блестело море, похожее на ртуть. Ночь

простиралась над берегами, где у мокрых каменьев плескалась

ледяная вода. Береговые огни висели на краю вселенной, за

ними начинались хаос, темнота, бездна».

3

От такого описания становится холодно, но что поделаешь –

зима. И море «мертво блестит» (метафора), и сравнение –

«похожее на ртуть», настолько неподвижное без ветра море. И

береговые огни, висят на краю вселенной (метафора), а темное

неподвижное море – это «хаос, темнота, бездна» (срытое

сравнение).

V

Может ли море быть главным героем произведения?!

1

«Я много скитался и постепенно изучил не только море, но и

его богатые берега, людей, воспитанных морем, портовые

города,

замечательные

события,

случившиеся

на

его

побережьях».

2

«Так и возникла мысль о книге, где Черное море было бы

одним из главных героев». «Есть города, где рука сама тянется

к перу….

Книгу я написал в Севастополе». Это была необычная книга.

3

В нее вошли разнообразные материалы: морская метеорология,

Севастополь, восстание на крейсере «Очаков» и лейтенант

Шмидт, археология Крыма, биология моря, геология берегов,

множество исторических событий героического прошлого.

Паустовский написал не повесть. Он написал лоцию.

«На полях своей лоции я записывал все, что видел и узнал у

Черного моря…».

Преподаватель.

Писателя интересуют люди «простые», «обыкновенные», вроде

бы ничем себя не проявившие, но живущие по уму и по

совести, не равнодушные мечтатели и творцы.

«Без людей нашего времени, полного побед и человеческой

теплоты, нет прекрасного ни в цвете морей, ни в ветрах, ни в

облаках, ни в полете птиц – ни в чем, что называется жизнью»

4

В основу рассказа «Парусный мастер» положен реальный

случай.

В 1936 году на Южном берегу велись съемки фильма «Дети

капитана Гранта» по роману Жюля Верна, и для них

действительно

понадобился

специалист

по

изготовлению

парусов, найти которого в ту пору уже было нелегко.

5

Я – Федор Марченко, и паруса для шхуны «Марианна» заказали

мне. Врать не буду, сшил я такие паруса, что называли их

лебедиными крыльями. А потом поехал я в Ялту, к тому

режиссеру, что снимал фильм. Я попросил его, замирая от

робости, напечатать мое имя в картине, может какой моряк

прочтет и помянет добрым словом.

В ответ услышал, что я просто бутафор, а в картине и так

упоминается почти 40 имен. И невдомек было этому режиссеру,

что не для славы я это просил. Просто очень уж хотел

приохотить людей до моего парусного дела. И я все равно

верю, что паруса мои «свое возьмут».

И еще один, «самый крымский» адрес писателя Константина

Паустовского – Старый Крым.

Именно в Старом Крыму, по утверждению писателя, он нашел

«место, где хотелось остановить время, чтобы не терять

ощущение молодости».

6

… В Старый Крым его привело в 1934 году желание

поклониться могиле Александра Грина, увидеть его домик,

помочь вдове писателя Нине Николаевне. Они много лет

переписывались. Вот отрывок одного из писем Константина

Георгиевича к Нине Николаевне: «… Может быть, еще попаду

в Старый Крым, - для меня этот городок полон какой-то особой

привлекательности после того, как в нем жил Александр

Степанович…».

Этот

писатель-романтик

оказал

сильное

влияние

на

формирование

духовного

мира

молодого

Паустовского.

Именно ему Нина Николаевна с полным доверием передала все

архивы мужа.

1

Константин Паустовский много сделал для «возвращения» в

литературу

писателя

романтика,

Александра

Грина

участвовал в спасении его домика, добивался издания его

произведений.

2

Вспоминаются

широко

известные

слова

Константина

Георгиевича: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну

поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было довольно, чтобы

поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих

человеческое сердце призывом к совершенству».

3

В своей статье «Жизнь Александра Грина» Паустовский писал:

«… Грин создал в своих книгах мир веселых и смелых людей,

прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, -

землю, не нанесенную на карту, и удивительные события,

кружащие голову, как глоток вина. Мир, в котором живут герои

Грина, может показаться нереальным только человеку нищему

духом. Тот, кто испытал легкое головокружение от первого же

глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу

почувствует

подлинность

гриновского

пейзажа,

широкое

дыхание гриновских стран».

VI

«Мифы… в человеческой памяти подобны парусам в

ночных просторах моря…»

Слово преподавателя.

Читатели

часто

замечают,

что

многие

произведения

Паустовского похожи или несут в себе мифы, легенды,

сказочные истории. И это не отвлекает читателя, наоборот,

заставляет запомнить этот эпизод навсегда.

1

Есть у писателя «очень крымский рассказ «Артемида –

охотница».

Мы

переносимся

на

раскопки

в

Херсонесе,

рассматриваем

черепки

античной

посуды,

восхищаемся

найденной золотой монетой, на которой изображена богиня

Артемида.

Смотрим

и

слышим

мифическую

историю

о

женщине и дельфинах.

2

Говорят, в древние греческие времена жила в Херсонесе в

изгнании молодая женщина неслыханной красоты. В Греции

остался у нее любимый человек. Она приходила к морю и долго

смотрела в турецкую сторону. Женщина кормила дельфинов.

Стаями они собирались и играли около нее, стараясь, кто, чем

мог, утешить эту женщину.

По любимому человеку была у нее немыслимая боль.

Зябла она здесь, на чужой и холодной земле. И вот пришла ночь

ее смерти. Снег падал с неба. Море лежало черное, как сама

ночь, и ветер дул с севера, со злой, дикой стороны.

Женщина легла на берегу на серые камни, звала любимого

человека и плакала тяжелыми слезами, но никто не ответил.

Только волна била и била в каменья…

И умерла та женщина. Звезды покатились с неба, а

дельфины стаями кинулись к Греции, к теплому морю, чтобы

донести до родных слух о злой ее смерти. Каждый год в ту

ночь, как она умерла, плачут дельфины по всему Черному

морю. Плачут и стонут человеческими голосами…

3

Есть

у

писателя

рассказ

«Умолкнувший

звук».

В

нем

Паустовский раскрыл нам, читателям, тайну гекзаметра.

По его законам «в середине строки надо делать небольшую

паузу – «цезуру» - и только после этого произносить конец

строки.

Тайна появилась в Разбойничьей бухте, в шуме волн. «У меня

началась бессонница. И я перебирал в памяти стихи о ней,

вспомнился Мандельштам:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся»

«Бессонница… Гомер… Вспышка зарницы ворвалась во

тьму. Гомер был слеп. Жизнь существовала для него лишь во

множестве звуков. И вдруг мне стало ясно, что слепой Гомер,

сидя у моря, слагал стихи, подчиняя их размеренному шуму

прибоя. Самым веским доказательством этому служила цезура

посередине строки.

По существу она была не нужна. Гомер ввел ее, точно следуя

той остановке, которую волна делает на половине своего

наката.

Гомер взял гекзаметр у моря. Он воспел осаду Трои и

поход Одиссея торжественным напевом морских пространств.

Слово преподавателя.

Под пером писателя природа оживает, неодушевленные

предметы, будто приобретают душу и со страниц поднимаются

перед

нами,

живут

своей

жизнью

необыкновенные,

мимолетные образы.

Мимолетные, потому что рождаются они вроде бы из

пустяков,

мелочей,

но

они

создают

особое

настроение,

вызывают ощущение свежести, заключают в себе прелесть и

очарование прозы великого волшебника слова.

1

В

рассказе

«Горсть

крымской

земли»

Паустовский

вспоминает, как зимой 1935 года они гуляли с Владимиром

Луговским по пустынной Массандровской улице в Ялте. И

одно, на первый взгляд, очень незначительное событие,

вызвало к жизни рассказ, похожий по жанру на стихотворение

в прозе».

Звучит «Осенняя песня».

2

Было пасмурно, тепло, дул ветер. Обгоняя нас, бежали по

массандровской

мостовой,

высохшие

листья

клена.

Они

останавливались на перекрестках, как бы раздумывая, куда

бежать дальше. Но пока они перешептывались об этом, налетал

ветер, завивал их в трескучий смерч и уносил.

3

Вечером в этот же день, когда рядом с нами бежали по

улицам листья клена, Луговской пришел ко мне и, явно

смущаясь, рассказал:

- Понимаешь, какой странный случай. Я только что ходил

на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот

нашего парка за мной увязался лист клена. Он бежал у самой

моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался.

Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от

меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел: там

слишком крутая для него гранитная лестница, и к тому же это –

учреждение.

Должно

быть,

осенним

листьям

вход

туда

воспрещен. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня

у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его

кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало

нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького

друга. Правда, глупо?

- Не знаю, – ответил я, - больше грустно…

4

В «тихом пристанище» писателя – Старом Крыму, в 2005 году

открыт музей.

И еще одна старая морская легенда. На этот раз о ветре.

5

У моряков есть поверье, что среди бушующих нордов и

трамонтан, муссонов и сокрушительных тайфунов есть жаркий

ветер СОРАНГ, дующий один раз за многие сотни лет. Соранг

приходит с южных румбов горизонта поздней зимой и

обыкновенно ночью. Он приносит воздух незнакомых стран,

печальный и легкий, как запах магнолий.

Сами по себе начинают звонить колокола сельских

церквей, голубая заря поднимается к зениту, и сквозь снега

пробиваются цветы, похожие на подснежники.

У детей от радости темнеют глаза, а корабли зажигают

приветственные сигналы, качаются и кланяются этому ветру,

как ласковые звери с мокрой от дождя шкурой.

6

«Соранг» - так называется один из рассказов писателя,

написанный в 1932 году.

Ежегодно, начиная с 2005 года, в последнее воскресенье

мая, романтики из разных «городов и весей

собираются

на

свой слет в Старом Крыму, в музее Константина Паустовского.

VII

Уроки Константина Паустовского.

1

В 1943 году, во время самой кровопролитной из войн,

Константин Георгиевич написал рассказ «Бакенщик». Старый

бакенщик Семен учит ребятишек видеть то, что скрывается за

общими фразами. «А что это есть – любовь к родине?» -

спрашивает он. И когда дети, не задумываясь, отвечают

привычными словами, что это – любовь к городам, селам,

людям. Семен и соглашается, и не соглашается с ними. И

преподает им, а заодно и нам читателям, великий урок любви к

родине…

Он спрашивает их, что они видели, когда шли к перевозу.

Что видели вокруг и у себя под ногами: клевер, который

«пчелой пахнет», от его запаха «злой человек и тот улыбнется».

И ромашку «грех сапогом раздавить .

Его трудно пересказать, этот простой урок настоящей

любви к Родине, который старый бакенщик закончил словами:

«Вот на все это поглядишь и подумаешь: жизни нам

отведено мало… Наша страна прелесть какая. За эту прелесть

мы тоже должны с врагами драться, уберечь ее, защитить, не

давать на осквернение. Все шумите: «родина, родина…», а она,

родина, за стогами».

Умение всматриваться, эта любовь к красоте родной земли

и людям слились в книгах Паустовского в прекрасный образ

единственной и неповторимой Родины.

1

Читая Паустовского, открываешь самого себя. Словно взял он

тебя за руку, неназойливо взял, и повел за собой, и велел

необидно: «Смотри вместе со мной! Чувствуй вместе со

мной!».

2

Писатель Эммануил Казакевич назвал Паустовского «доктором

Паустом». Он и впрямь был похож на легендарного героя Гете,

самозабвенно искавшего смысл жизни и нашедшего его в

прекрасном служении людям: «Все вокруг нас полно поэзии.

Ищите ее».

1

Как много может дать Паустовский читателю! Он научит

любить Родину и природу, любить, жалеть и понимать людей с

их слабостями и недостатками, научит мечтать, верить в

существование голубых городов и стараться воплотить мечту в

реальность; из его произведений мы больше узнаем от жизни

природы, о мире, о судьбах и творчестве замечательных людей.

2

На примере произведений К.Г. Паустовского очень удобно и

интересно изучать такие литературоведческие термины, как

эпитет, сравнение, метафора, пейзаж и другие. Нельзя не

отметить и то, что язык Паустовского – эталон, образец.

Паустовский

истинный

мастер

слова,

превосходно

владеющий

словом,

просто,

точно,

изящно

и

легко

выражающий на бумаге чувства и мысли.

3

Красота Крыма вдохновляла Паустовского всю жизнь. Видеть

величие и красоту «в каждой малости» призывает нас писатель

в своих крымских произведениях.

4

«Если бы это зависело от меня, то я жил бы еще долго, чтобы

объехать всю землю и успеть написать все то, что я задумал. Во

всяком случае, попробую поступить так, если люди, по своей

преступной глупости не разнесут нашу землю в клочки». Эти

слова из обращения писателя к юным американским читателям,

он написал их в 1960 году.

И сегодня по Черному морю ходит прогулочный теплоход

«Константин Паустовский». Как напоминание нам о том, что

Крым – его малая родина, самая дорогая и прекрасная земля,

«омытая одним из самых праздничных морей земного шара».

Ты был единственным, кто смог

В годину страшного покоя

И честь, и совесть беспокоя

Вести по лучшей из дорог.

Она вела туда, где мир

И ярок был и разноцветен,

Где паруса ловили ветер

И только мужество – кумир.

Ты нашу землю та любил,

Ты так узнал ее тропинки!

Ты не был гений по старинке,

Ты просто Паустовским был…

(Марк Кобаков).



В раздел образования