Напоминание

"Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС"


Автор: Ишмаева Лилия Ханяфиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №17 "Чебурашка"
Населённый пункт: Московская область, Луховицкий р-н, пос. Сельхозтехника
Наименование материала: Статья
Тема: "Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Дата публикации: 14.11.2017
Раздел: дошкольное образование





Вернуться назад




«Игра как средство образовательной деятельности в условиях

реализации ФГОС»

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают,

что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.

М н о г и е

р о д и т е л и

с ч и т а ю т

и г р у

н е н у ж н ы м ,

п у с т ы м

времяпрепровождением.

Возникает

вопрос:

почему родители

спокойно

жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему

взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к.

игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и

является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко

затрагивает

его

чувства,

повышает

жизнедеятельность

организма,

способствует

физическому

развитию.

Игра

нужна,

чтобы

ребенок

рос

здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игра

представляет

собой

особую

деятельность,

которая

расцветает

в

детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не

удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание

исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б.

Эльконина

игра

определяется

как

ведущий

вид

деятельности,

который

возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием

социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные

условия

для

формирования

способностей

производить

действия

в

умственном

плане,

осуществляет

психологические

замены

реальных

объектов.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны

психики,

от

которых

впоследствии

будет

зависеть

успешность

его

социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей,

т.

е.

тех

испытаний,

которые

выбирается

детьми

для

самопроверки

и

в

процессе

которых

ими

осваиваются

способы

решения

возникающих

в

процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис

для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей

педагогической

практики

является

оптимизация

и

организация

в

ДОУ

специального

пространства

для

активизации,

расширения

и

обогащения

игровой деятельности дошкольника.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ

переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в

раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не

в

какой-либо

другой

деятельности,

быть

самостоятельным,

по

своему

усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать

разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные

с сюжетом игры, ее правилами.

В

современных

условиях

дети

зачастую

предпочитают

коллективным

играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во

многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам

и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и

тоже работают. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и

для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости

вернуть детям право на игру.

Изменились

и

сами

игрушки.

Игрушки,

«создаваемые»

для

детей

взрослыми, всегда отражают мировоззрение и представление об окружающем

мире взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Поэтому они

способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-

бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом.

Являясь средством трансляции культурных ценностей и эстетических норм,

игрушка

отражает

не

только

достижения

производства

и

технологии,

но

прежде всего – изменения социокультурного контекста. Показательно, что

игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности

куклы,

бытовая

утварь,

транспорт.

Очевидно,

что,

пользуясь

этими

игрушками, дети осваивают различные общественные модели и ценности,

принятые в современном для них обществе. Это прежде всего относится к

игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека – к куклам.

Если в XX веке девочки играми с куклами и пупсиками, а мальчики с

солдатиками

и

машинками,

то

сейчас

девочкам

навязан

образ

Барби,

мальчики играют в страшных трансформеров.

В

свете

современных

требований

выделяются

два

возможных

пути

организации игры в детском саду. Первый путь заключается в традиционном

для

отечественной

педагогике

воздействии

взрослого

на

содержание

сюжетной

игры

ребенка;

в

соответствии

со

вторым

путем

игра

рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные

условия для формирования у детей различных способов игры.

В

соответствии

с

федеральным

государственным

образовательным

стандартом

в

дошкольном

учреждении

игры

детей необходимо

организовывать в различных центрах активности, содержащих совокупность

образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие

детей

по

основным

направлениям:

физическом,

социально-личностном,

познавательно-речевом

и

художественно-эстетическом.

Все

центры

активности необходимо создавать с учетом интеграции содержащихся в них

образовательных областей.

Своевременное

и

правильное

применение

различных

игр

в

воспитательной

практике

обеспечивает

решение

задач,

поставленных

«Программой

воспитания

и

обучения

в

детском

саду»,

в

наиболее

приемлемой для детей форме.

Прогрессивное,

развивающее

значение

игры

состоит

не

только

в

реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она

способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности

в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является

одним

из

важнейших

факторов

психологической

готовности

обучению

ребенка в школе.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и

образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются

знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения,

к которым приучают детей в жизни.

Список использованной литературы

1. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном

детстве / В. П. Арсеньева. – М.: Форум, 2009. – 144 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.

Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 237 с.

3. Смирнова, Е. О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.

О. Смирнова, И. А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – 2010. –

№3. – C. 62-70.

4. Усова, А. П. Об организации обучения дошкольников / А. П. Усова. – М.,

2014. – С. 56-58.



В раздел образования