Автор: Ишмаева Лилия Ханяфиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №17 "Чебурашка"
Населённый пункт: Московская область, Луховицкий р-н, пос. Сельхозтехника
Наименование материала: Статья
Тема: "Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
«Игра как средство образовательной деятельности в условиях
реализации ФГОС»
К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают,
что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.
М н о г и е
р о д и т е л и
с ч и т а ю т
и г р у
н е н у ж н ы м ,
п у с т ы м
времяпрепровождением.
Возникает
вопрос:
почему родители
спокойно
жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему
взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к.
игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и
является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко
затрагивает
его
чувства,
повышает
жизнедеятельность
организма,
способствует
физическому
развитию.
Игра
нужна,
чтобы
ребенок
рос
здоровым, жизнерадостным и крепким.
Игра
представляет
собой
особую
деятельность,
которая
расцветает
в
детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не
удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание
исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б.
Эльконина
игра
определяется
как
ведущий
вид
деятельности,
который
возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием
социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные
условия
для
формирования
способностей
производить
действия
в
умственном
плане,
осуществляет
психологические
замены
реальных
объектов.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны
психики,
от
которых
впоследствии
будет
зависеть
успешность
его
социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей,
т.
е.
тех
испытаний,
которые
выбирается
детьми
для
самопроверки
и
в
процессе
которых
ими
осваиваются
способы
решения
возникающих
в
процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис
для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей
педагогической
практики
является
оптимизация
и
организация
в
ДОУ
специального
пространства
для
активизации,
расширения
и
обогащения
игровой деятельности дошкольника.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в
раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не
в
какой-либо
другой
деятельности,
быть
самостоятельным,
по
своему
усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать
разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные
с сюжетом игры, ее правилами.
В
современных
условиях
дети
зачастую
предпочитают
коллективным
играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во
многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам
и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и
тоже работают. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и
для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости
вернуть детям право на игру.
Изменились
и
сами
игрушки.
Игрушки,
«создаваемые»
для
детей
взрослыми, всегда отражают мировоззрение и представление об окружающем
мире взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Поэтому они
способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-
бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом.
Являясь средством трансляции культурных ценностей и эстетических норм,
игрушка
отражает
не
только
достижения
производства
и
технологии,
но
прежде всего – изменения социокультурного контекста. Показательно, что
игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности
куклы,
бытовая
утварь,
транспорт.
Очевидно,
что,
пользуясь
этими
игрушками, дети осваивают различные общественные модели и ценности,
принятые в современном для них обществе. Это прежде всего относится к
игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека – к куклам.
Если в XX веке девочки играми с куклами и пупсиками, а мальчики с
солдатиками
и
машинками,
то
сейчас
девочкам
навязан
образ
Барби,
мальчики играют в страшных трансформеров.
В
свете
современных
требований
выделяются
два
возможных
пути
организации игры в детском саду. Первый путь заключается в традиционном
для
отечественной
педагогике
воздействии
взрослого
на
содержание
сюжетной
игры
ребенка;
в
соответствии
со
вторым
путем
игра
рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные
условия для формирования у детей различных способов игры.
В
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
в
дошкольном
учреждении
игры
детей необходимо
организовывать в различных центрах активности, содержащих совокупность
образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие
детей
по
основным
направлениям:
физическом,
социально-личностном,
познавательно-речевом
и
художественно-эстетическом.
Все
центры
активности необходимо создавать с учетом интеграции содержащихся в них
образовательных областей.
Своевременное
и
правильное
применение
различных
игр
в
воспитательной
практике
обеспечивает
решение
задач,
поставленных
«Программой
воспитания
и
обучения
в
детском
саду»,
в
наиболее
приемлемой для детей форме.
Прогрессивное,
развивающее
значение
игры
состоит
не
только
в
реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она
способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности
в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является
одним
из
важнейших
факторов
психологической
готовности
обучению
ребенка в школе.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и
образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются
знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения,
к которым приучают детей в жизни.
Список использованной литературы
1. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном
детстве / В. П. Арсеньева. – М.: Форум, 2009. – 144 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.
Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 237 с.
3. Смирнова, Е. О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.
О. Смирнова, И. А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – 2010. –
№3. – C. 62-70.
4. Усова, А. П. Об организации обучения дошкольников / А. П. Усова. – М.,
2014. – С. 56-58.