Напоминание

«Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»


Автор: Шелепова Марина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41"
Населённый пункт: Алтайский край, г.Барнаул
Наименование материала: мастер-класс
Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер- класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми

дошкольного возраста»

Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую

деятельность с детьми дошкольного возраста через использование нетрадиционных

техник рисования.

2. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение,

умение находить общие интересы и занятия.

3. Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор

позитивного эмоционального развития ребенка.

Участники «Мастер-класса»: родители, педагоги группы.

Оборудование:

- рабочее место для каждого родителя и ребенка;

- альбомные листы (разного формата);

- гуашь в тарелочках с губкой на каждый стол (зеленая, красная, оранжевая, черная,

белая;

- акварельные краски;

- непроливайки с водой;

- кисточки разного размера;

-влажные салфетки;

-шерстяные нитки;

-вилки;

- образцы рисунков с нетрадиционными техниками.

Содержание мероприятия:

Воспитатель: Уважаемые родители, мы очень рады встрече с вами!

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Дети с раннего возраста

пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своих рисунках.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в

рисовании находится у них на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они

изучают его.

На пальчиках наших детей сосредоточен огромный нераскрытый мир творчества и

задача каждого родителя вовремя увидеть это и в нужный момент помочь открыть.

Рисование нетрадиционными способами имеет большую силу в развитии и формировании

потенциала каждого ребенка, ведь в дошкольном возрасте рисовать могут немногие, а вот

попробовать нарисовать чем-то другим, не кисточкой и не карандашом может каждый

ребенок. Рисование развивает уверенность в собственных силах, навыки мелких движений

пальцев, кисти рук.

Во время работы мы столкнулись с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им

кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Навыки изобразительной

деятельности у детей слабо развиты. Детям не хватает уверенности в себе, воображения,

самостоятельности. Практика показала, что включение в работу с детьми нетрадиционных

техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи

изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о

предметах, материалах, их свойствах и способах применения.

Кроме этого, развивается сенсорная сфера, эстетическое мировосприятие,

совершенствуются графические навыки и умения. Происходит развитие наглядно-

образного и словесно-логического мышления, активизируется самостоятельная

мыслительная и речевая деятельность детей.

Рисование нетрадиционными способами - увлекательная деятельность, которая удивляет и

восхищает детей любого возраста.

Сколько в мире интересных вещей и предметов (зубная щётка, расчески, поролон,

пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, палочки, шишки, листочки и т. д.), с их

помощью можно развить интерес, любопытство, творчество, воображение и фантазию

детей. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности,

открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности

детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности.

Он уже не боится, что у него что-то не получится. Немного нетрадиционной техники,

доступной ребенку, и пятно на листе превращается в розового слона, белого медведя,

бабочку, осенний лес и т. д. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно,

становится уверенным, умелым, совершенствуется моторика его рук и состояние речи.

Существует множество нетрадиционных техник рисования, которые можно

использовать в дошкольном возрасте:

рисование пальчиками;

рисование ватными палочками;

рисование ладошками;

оттиск печатками, смятой бумагой;

оттиск поролоном;

рисование мыльными пузырями;

кляксография;

ниткография;

монотипия;

свеча и акварель

рисование вилкой, пеной для бритья и многое другое.

Каждая из нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра. Основная цель -

развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые

проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от

выполненной работы.

А теперь, мы предлагаем родителям немного поиграть. Приглашаем вас в

«Творческую мастерскую».

Первый нетрадиционный способ рисования, с которым мы познакомимся, называется

«Рисование по мокрому листу».

В детском саду детям очень нравиться эта техника. Главное подойти к этому виду

рисования с детьми творчески и с юмором. Расплылась клякса? Не беда! Ее всегда можно

превратить во что-то интересное и смешное. Может быть, даже и совсем не в то, что

задумывалось в самом начале. Это очень весело, попробуйте.

При рисовании на мокром листе вовсе не обязательно рисовать что-то определённое.

Ребёнок получает возможность просто повозиться с красками.

Рисовать по мокрому листу могут как старшие, так и младшие дошкольники. Альбомный

лист для рисования по мокрому фону нужно брать очень плотный. Рисовать нужно только

акварельными красками. Понадобятся беличьи или колонковые кисточки разных

размеров.

Техника рисования по мокрому листу

Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой. При

прикосновении кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться

примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.

Если краска не растекается, значит, вы недостаточно смочили лист. Если краска

бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду

можно убрать сухой кисточкой или губкой.

Можно не смачивать весь лист сразу, а смочить только место, где будете сейчас рисовать.

Напоминаю, что рисовать по мокрому фону нужно только кончиком кисти и акварельным

красками.

Что же можно рисовать по мокрому фону? Да все, что подскажет фантазия ребенка! Даже

простое раскрашивание различными цветами выльется в замысловатые красивые узоры.

Очень правдоподобными получаются рисунки, тема которых так или иначе связана с

водой: рыбки в водоеме или аквариуме, море, облака с дождем. Очень живыми

получаются цветы.

Можно по мокрому листу рисовать только фон для будущего рисунка. А можно с

помощью трафарета нарисовать какую-то фигуру (например, животное) и мокрым сделать

фон только вокруг этой фигуры.

Фантазируйте!

Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы. Родители, недооценивая «шедевры»

собственных детей, избавляются от непонятных рисунков. Но, оказывается, из

оставленных клякс можно создать уникальный рисунок. Кстати, существует даже такая

техника рисования — кляксография.

Понадобится: жидкая краска (акварель или гуашь, кисточка, белая бумага.

Методика рисования: ребенок, набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капает на

середину листа, потом бумагу наклоняет в разные сторону или дует на полученную каплю

с помощью питьевой трубочки. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа

полученная клякса.

Первые несколько уроков ребенку может потребоваться помощь взрослых. Чаще всего

малыши не могут сразу разглядеть в кляксе знакомые очертания.

Продолжим наш мастер-класс. Далее нас ждет нетрадиционный способ рисования,

который называется ниткография.

Итак, за дело! Технология выполнения "ниткографии" необычайно проста.

Берём белый лист бумаги, формат А-4 и сгибаем пополам – такой вариант приемлем на

начальном обучении, а если вы увлечётесь, то можно брать 2 листа, не скрепленных

между собой. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь или

краску. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги.

После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба

листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец. Хорошо

использовать толстую шерстяную нить - ворс оставляет на бумаге самые замысловатые

силуэты. На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут у Вас

переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга.

Каждый раз получается два одинаковых рисунка. Их можно смотреть с любой стороны,

также можно с помощью кисточки закончить рисунок, дорисовав при необходимости,

глазки, носики усики и т.д.

Еще одна техника нетрадиционного рисования – это печатание.

Можно использовать: поролон, смятую бумагу, пенопласт, листья, ватные палочки и

многое другое.

Понадобится: предмет, оставляющий нужный отпечаток, мисочка, гуашь, штемпельная

подушечка из тонкого поролона, белая бумага.

Методика рисования: рисунок у детей получается в результате того, что ребенок

прижимает предмет к пропитанной краской подушечке и потом наносит оттиск на белую

бумагу. Чтобы изменить цвет, следует вытереть штамп и поменять мисочку с краской.

-Сегодня мы бы хотели с Вами окунуться в прекрасный мир детства и ощутить то, как

же это хорошо ходить в детский сад! Предлагаем вам немного порисовать и

познакомиться с необычными способами рисования.

Еще один способ нетрадиционного рисования – рисование вилкой «Ежик на лесной

опушке»

Приступаем к работе. Лист бумаги следует расположить по горизонтали. В центре листа с

помощью кисти и коричневой краски рисуем овал, не дожидаясь его высыхания, удлиняем

его с одной стороны, выделяя нос.

Далее нам понадобится вилка и зеленая гуашь, рисуем траву, пока наш ёжик сохнет.

Вилку полностью опускаем в краску и с помощью техники прикладывания оставляем

отпечатки. Можно даже, чтобы отпечатки заходили на ёжика, это даст представление о

многоплановости (ёжик в траве).

Тщательно вымываем вилку, дальше нам в работе понадобится красная и желтая гуашь.

На некоторые травинки, используя ту же технику с помощью вилки и краски, сажаем

цветы.

Теперь необходимо сделать ёжику иголки. Повторяя те же действия, только используя

черную гуашь, рисуем ёжику иголки.

Переходим к завершающему этапу нашей работы. Дорисовываем нашему ёжику с

помощью кисти и черной гуаши глазик и носик.

Родители выполняют работу. Звучит легкая музыка.

Последний способ нетрадиционного рисования – это рисование ладошками и

пальчиками. Так как за окном осенняя пора, то мы с вами нарисуем лебедей, улетающих

в теплые края. Посмотрите, каких лебедей мы вам подготовили.

Для того чтобы так нарисовать нам понадобится краска и лист бумаги, который вы видите

перед собой. Опускаем ладошку в тарелочку с краской, и ставим оттиск своей ладошки на

бумаге, пальцы держим вместе. Рядом ставим еще один оттиск. Вот наши лебеди, летят в

теплые края. Теперь возьмем тонкую кисть и прорисуем глазки, клюв и лапки лебедям. А

под ними пальчиком поставим печати желтой краской. Это желтые деревья леса

виднеются внизу на земле.

Воспитатель: Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. У вас

получились прекрасные работы в нетрадиционных техниках. Вы можете забрать их

домой. Надеемся, что наш мастер-класс вам понравился, и вы обязательно повторите

нетрадиционные способы рисования со своими детьми. А сейчас предлагаем всем вместе

сфотографироваться на память о сегодняшней встрече.

Спасибо всем за внимание!



В раздел образования