Автор: Крылова Светлана Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. Г. Кукуевицкого"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Ансамблевое музицирование в классе баяна и аккордеона"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа
искусств имени Г. Кукуевицкого»
Ансамблевое музицирование в классе
баяна и аккордеона
Методическое сообщение
Подготовила: преподаватель
по классу баяна и аккордеона
Крылова С.В.
Сургут
2022г.
Содержание:
I.
Вступление
II.
Начальный период обучения
III.Формирование и развитие навыков игры в ансамбле
IV.
Работа над музыкальным произведением
V. Заключение
VI.
Список использованной литературы
Вступление
Баян и аккордеон – универсальные инструменты, отличающиеся глубоким,
проникновенным звучанием. На этих инструментах можно исполнить всё –
от изящных камерных барочных пьес до полнозвучной, монументальной
органной музыки. Они звучат хорошо и полноценно не только как
солирующие инструменты, но и в сочетании с другими инструментами в
дуэтах, трио, квартетах, больших ансамблях.
Ансамбль – от французского (ensemble) – означает совместное исполнение.
Это наиболее общее понятие. Прежде всего, оно подразумевает наличие
музыки, написанной для совместного исполнения. Но употребляется это
слово в музыке обычно в двух значениях. Первое: ансамблем, как правило,
называют небольшой коллектив музыкантов, от двух до десяти – пятнадцати
человек. Второе: под ансамблем часто подразумевают слаженность
исполнения. Ансамблевым музицированием занимались во все времена, при
каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом
жанре писали почти все композиторы. Писали как для домашнего
музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных
выступлений.
Так что – же даёт игра в ансамбле?
1. Участие детей в ансамбле способствует более быстрому развитию у
учащихся природных музыкальных данных: слуха, музыкальной памяти,
чувства ритма, а также выработке специфических навыков ансамблевой
игры, то есть умения хорошо слышать не только себя, но и исполнителя,
сидящего рядом и играющего тот же голос или другую партию, и
согласовывать свою партию с другими. То есть игра в ансамбле ещё
развивается слуховой контроль – так необходимый навык в обучении.
2. Сольные выступления на зачётах и экзаменах являются для многих детей
стрессовой ситуацией, а при ансамблевой игре ребёнок меньше волнуется,
чувствуя «плечо друга».
3. Более того игра в ансамбле решает ещё две проблемы, которые возникают
в процессе обучения детей:
а) не секрет, что в музыкальных школах учатся дети с разными природными
музыкальными данными, как со средними, так и со слабыми;
б) рано или поздно ребёнок теряет интерес к обучению, и главная задача
преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас
увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться игре на
музыкальном инструменте.
Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в
ансамбле.
Умение играть в ансамбле – это особое искусство, которому нужно
специально обучаться. Так, когда же надо начинать учиться ансамблевому
музицированию? С самых первых уроков.
Начальный период обучения
Уроки специальности и ансамбля в первом классе неразрывно связаны друг с
другом. Собственно и не только в первом классе, а на протяжении всего
периода обучения. Дети хорошо реагируют на занятия в игровой форме,
поэтому первые шаги к игре в ансамбле баянистов (аккордеонистов) – это
ритмические упражнения. Для работы используются ритмические карточки,
шумовые музыкальные инструменты и другие ритмические упражнения.
Например:
а) проговаривая отдельные слова, прохлопать ритмический рисунок;
б) проговаривая слова песенки, прохлопать ритмический рисунок;
в) шагать, проговаривая слова;
г) шагать в разных темпах и прохлопывать каждый шаг.
Эти упражнения можно делать с учителем, а ещё лучше в паре с другим
учеником: один – шагает, другой – хлопает и наоборот и т.д.
На ряду с ритмическими упражнениями используется и другая форма работы
на этом этапе - игра в ансамбле учитель – ученик. Даже играя одну ноту,
ребёнок знакомится с названием клавиш, с клавиатурами (на наших
инструментах их две); осваивает ритмические закономерности,
элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения. Вот
что писал Г. Нейгауз по этому поводу: «С самого первого занятия ученик
вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет
простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу
ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но
искусства…»
После того, как дети научатся играть по нотам, партия ученика постепенно
усложняется.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы постоянно контролировать игру.
Преподаватель держит темп, ведёт фразировку. За ним тянется и
прислушивается ученик. В процессе данной работы развиваются ритм, слух,
и самое главное – чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело.
Этот период работы занимает примерно весь первый класс. По моим
наблюдениям не стоит в первом классе создавать ансамбли из учеников, т.к.
ещё нет уверенного владения инструментом, навыков слухового контроля и
запаса художественных впечатлений.
На начальном этапе обучения я использую учебно – методические пособия Г.
Бойцовой «Юный аккордеонист» 1 и 2 части. В этих пособиях много
ансамблей разной сложности для начального периода обучения. В них
содержатся последовательно и систематично изложенные теоретические и
методические сведения, а практический материал построен по принципу от
простого к сложному.
Формирование и развитие навыков игры в ансамбле
Этот этап требует систематической, поступенной и целеустремлённой
работы в течение длительного времени.
1. Одной из важных задач является подбор участников ансамбля.
Следует учитывать желание учащихся играть с тем или иным партнёром.
Важно учитывать близость музыкального вкуса участников, их интересов ,
уровня развития и степень владения инструментом.
Составляя ансамбль (дуэт, а особенно трио, квартет, квинтет), важно
учитывать особенности каждого ребёнка. Дети разные: одни более
способные, другие – менее. Одни много работают, другие – мало. Некоторые
дети хорошо владеют техническими навыками, другие более тонко
чувствуют музыку и выразительно играют. Таким детям очень нравится
играть произведения кантиленного характера. Поэтому важно подбирать
участников ансамбля не только по способностям, но и по темпераменту,
трудолюбию, заинтересованности.
Важно безошибочно разграничить «достоинства» и «недостатки» каждого
ученика, в особенности интенсивно развивающегося. Важно подбирать детей
по возрасту и по классу, учитывать их физические данные. А сделать это
бывает непросто.
Ансамблевая игра – это мощный стимул для роста исполнителя. Задача
педагога заключается не в том, чтобы сдержать более способного ученика,
снизить его порывы до уровня других, а наоборот – педагог должен помочь
остальным участникам ансамбля поднять технический уровень, их
стремления до лидерста. Партнёры должны быть равноценными по своему
профессиональному уровню.
Так же необходимо учитывать межличностные отношения участников
ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг
друга, то занятия проходят более результативно. Благоприятный морально –
психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
2. Огромную роль в ансамблевом исполнении играет визуальный контакт
между исполнителями. Визуальный контакт между участниками
способствует достижению синхронности действий в ансамблевом
исполнительстве. В ансамбле баянистов (аккордеонистов) можно считать
оптимальным принцип посадки, благодаря которому достигается
стабильность упомянутого контакта, обеспечивается возможность наблюдать
за действиями правой и левой рук любого исполнителя, – наряду со слуховой
координацией партнёров, призванной поддерживать естественный баланс
совместного звучания.
3. Синхронность – основное качество ансамбля: единое понимание чувства
ритма и темпа. Нужно одновременно взять и снять звук, выдержать вместе
паузу, перейти к следующему звуку. То есть, это точность совпадения во
времени сильных и слабых долей каждого такта, предельная точность при
исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля.
Для достижения синхронного исполнения нужно выделить три момента: как
начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе.
Для этого в ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции
дирижера, он обязан иногда показать вступления, снятия, замедления.
Одновременное вступление обычно достигается незаметным жестом одного
из участников ансамбля. Одновременно с этим жестом полезно взять
дыхание и показать вступление небольшим кивком головы. Это движение
состоит из двух моментов: едва заметного движения вверх (ауфтакт) и затем
– чёткого, довольно резкого (раз) движения вниз. Последнее служит
сигналом к вступлению. Кивок не всегда делается одинаково, всё зависит от
характера и темпа исполняемого произведения. Так же можно просчитывать
пустой такт или могут быть какие – то слова (и, три-четыре и т.д.).
Очень важно закончить произведение вместе, одновременно:
а) последний аккорд – имеет определённую длительность, - каждый из
ансамблистов отсчитывает «про себя» метрические доли и снимает аккорд
точно вовремя;
б) аккорд – над которым стоит фермата, продолжительность которого
необходимо обусловить. Ориентиром снятия может также быть и движение
кивок головы.
4. Важной задачей в работе является формирование у всех участников
ансамбля единого подхода к основным видам атаки звука. Обучение
рекомендуется начинать с постановочных навыков движения меха. Звук - в
мехе, об этом надо помнить всегда.
Вначале осваиваются эластичная и интенсивная разновидности подачи меха,
затем в процессе озвучивания добавляются определенные движения пальцев,
нажимающих клавиши, после всего осваиваются различные виды атаки звука
на баяне (аккордеоне). Градации начала (атаки) звука: мягкое, твёрдое и
жёсткое.
Данная работа осуществляется порознь с каждым участником ансамбля, даже
если он обладает необходимой постановкой. Важность подобной
кропотливой работы трудно переоценить, так как ее результаты напрямую
связаны с качеством ансамблевого звучания и, главное, с конечным
результатом – уровнем художественного воплощения исполняемых пьес.
5.
Следующей важной задачей является умение выбрать репертуар.
Репертуар должен состоять из доступных детям произведений, в игре
которых технические трудности преодолеваются легко. Лучше разучить
несколько нетрудных пьес, чем мусолить одну сложную, так и не достигнув
хорошего результата. В связи с выбором репертуара надо помнить, что
ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует
собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей
работы.
6. Особую роль в работе с ансамблем играет артикуляционно - штриховая
культуры звукоизвлечения. Совместное музицирование
баянистов(аккордеонистов) предполагает наличие упорядоченной
ансамблевой технологии звукоизвлечения. Штрих, как известно, является
результатом взаимодействия различных приемов атаки, ведения, снятия и
соединения звуков, поэтому в процессе ансамблевого музицирования уже на
раннем этапе необходимо уделить пристальное внимание идентичному
выполнению указанных приемов.
7. Главное в ансамбле – правильное соотношение звучания каждой партии.
Музыкант, исполняющий мелодию, должен добиваться более яркой
звучности, чем другие. Бас исполняется тише, чем мелодия, но громче
средних голосов, создавая основу для мелодии. Полноценность звучания во
многом зависит от исполнения аккомпанемента. Партия аккомпанемента
должна поддерживать нюансировку, фразировку мелодии, сопровождать её в
соответствии с характером произведения.
Распределив партии между играющими, начинаем изучение каждой партии
отдельно. Первое время при совместной игре можно вести громко счёт вслух,
а не отбивайте его ударами ноги, так как это может стать дурной привычкой.
Нужно обратить внимание, чтобы мелодия, исполняемая одним из
асамблистов, хорошо выделялась на фоне проведения второй партии, а
вторая сопровождала мелодию чутко, не заглушая её. Следует также поучить
совместно только партию левой руки. Четкое исполнение ритмического
рисунка послужит твёрдой основой для игры двумя руками при соединении
всех партий воедино.
Распределение ансамблевых партий должно быть разумно, с учётом
индивидуальной подготовленности исполнителя. Это во многом поможет
успешному освоению музыкального текста.
8. Динамика является одним из самых действенных выразительных средств.
Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки,
её эмоциональное содержание и показать особенности форм произведения.
Очень важно научить совместному исполнению динамических оттенков. Для
многих начинающих участников ансамбля является большой трудностью
определение градации собственному звучанию в коллективе. Одним хочется
играть громче всех, другим, наоборот, «спрятаться за спину». Поэтому
необходимо воспитывать сознательно творческое отношение к делу,
понимание роли каждой партии в данном произведении.
Динамику в ансамбле следует рассматривать в двух видах: горизонтальной –
чередование сменяющих друг друга динамических уровней, и вертикальной –
баланс голосов в общем звучании. Различные элементы фактуры должны
звучать разными динамическими оттенками (фон, сопровождение,
подголоски и главная тема). Некоторые партии звучат мягко и служат фоном,
другие звучат ярче, являясь средним планом, а третьи выделяются на первом
плане.
9. В процессе игры необходимо найти тот темп, который точно выражает
характер произведения. Техническое подстраивание к бездумному пульсу
метронома лишает исполнение живого дыхания. Должно быть единое
понимание темпа всеми участниками ансамбля. Чтобы играть синхронно,
нужно слышать в музыке мерное чередование сильных и слабых долей,
ощущать единый метро-ритмический пульс. Это придает звучанию
устойчивость, стройность, внутреннюю упругость.
10. Важным средством является выбор тембровой палитры. Известно, что
одна и та же мысль, исполняемая разными звуковыми красками, приобретает
разный смысл. Умелым подбором регистров можно изменить характер
произведения, логически связывать разделы. Выбирая регистр, нужно
учитывать, что данный фрагмент состоит в системе целого, поэтому нужно
слышать, как сочетаются между собой по тембру разделы. Со сменой
регистров должна сохраняться запись и звучание в данной октаве в тексте.
Знание тембровых возможностей инструментов и умелый выбор темпов
обогатит звучание.
Таким образом, исполнительская техника в ансамблевой игре предполагает
целый комплекс средств выражения: свободное владение инструментом
каждым из учеников, динамика, общая артикуляция, метроритм, штрихи и
т.д. Техничен и профессионален тот коллектив, который способен в звуке
полноценно и убедительно воплотить свои творческие намерения. Чем выше
художественные особенности произведения, тем больше обогатит учеников
работа над ним, каждый урок будет открывать что-то новое.
Прежде, чем приступать к разучиванию музыкального произведения,
необходимо провести соответствующую предварительную работу – овладеть
основными приёмами ансамблевой игры.
Для этого я предлагаю 10 упражнений на различные приёмы игры в
ансамбле. В основном эти упражнения основаны на гамме до – мажор, но
можно использовать любую другую гамму. На примере данных упражнений
отрабатывается ауфтакт, одновременное исполнение начала произведения и
его окончания, поочерёдное вступление голосов, непрерывное звучание
голосов, точное выдерживание пауз и своевременное вступление и снятие
голосов, исполнение аккордов. Работа над упражнениями собирает
внимание, обязывает следить за ровностью звука и за темпом, аппликатурой
и порядком движения мехом, динамическими оттенками.
10. Работа с ансамблем выдвигает целый ряд требований воспитательного и
организационного характера. Это, прежде всего, воспитание чувства
ответственности перед коллективом: регулярное посещение занятий, точный
приход на урок, подготовка своего рабочего места. Необходимо внушать
детям, что отсутствие дисциплины мешает творческому процессу,
свидетельствует о неуважении к товарищам, к делу. Примером
дисциплинарного и сознательного отношения должен быть сам педагог.
Личный авторитет руководителя играет огромную роль.
11. Концертное выступление является творческим итогом любого
коллектива. Предметом внимания руководителя должна стать подготовка
ансамбля к выступлению, поведения на эстраде, выработка устойчивого
внимания, чёткости и продуманности действий. Участникам необходимо
знать, кто с какой стороны и за кем выходит на сцену. Надо следить за тем,
чтобы каждый выходил внешне активно правильной осанкой, соблюдал
интервал в движении, шёл в определённом едином темпе, знал своё место на
сцене, красиво стоял или сидел, красиво держал при выходе инструмент. Не
менее сложный организационный момент – уход со сцены. Немаловажное
значение имеет и требовательность к внешнему виду выступающего.
Рекомендуется коллективно обсудить выступление самим участникам
ансамбля, дать возможность выразить впечатление о своей игре.
Работа над музыкальным произведением
Прежде чем приступить к разучиванию музыкального произведения,
необходимо внимательно разобрать нотный текст, установить, что является
главным, а что второстепенным. От того, насколько правильно понято
произведение, во многом зависит успех дальнейшей работы.
Когда определится структура музыкального произведения (мелодия,
подголоски, гармония, бас), можно приступить к разучиванию партий. В
первую очередь надо продумать, как выделить мелодию. Что касается
аккомпанемента, обычно состоящего из баса и аккордов, то он должен
хорошо прослушиваться и не выделяться из общего звучания ансамбля.
Вообще, бас – фундамент всей гармонической ткани. На баяне (аккордеоне)
басы звучат сочно, но в силу самой конструкции инструмента – довольно
тяжело. Поэтому исполнение аккомпанемента можно предложить одному
исполнителю. В некоторых случаях, если это вызвано характером
произведения, можно играть двум или трём. Бывает, что тема проходит в
басу, естественно, её надо выделить. Здесь бас лучше играть всем
исполнителям. Разумное распределение ансамблевых партий, с учётом
индивидуальной подготовленности, во многом поможет успешному
освоению музыкального текста. В одних случаях исполняемую партию
следует облегчить, в других – сконцентрировать максимум трудностей. Если
исполнитель не имеет достаточной подготовки, и ему трудно играть двумя
руками, можно ему поручить играть или только аккомпанемент или
мелодию.
Разумеется, готовых рецептов на все случаи работы с репертуаром не
существует, каждое музыкальное произведение требует особого подхода. Но
есть общие положения, которые необходимо учитывать. На них и
необходимо обратить внимание участников ансамбля.
На первом этапе разучивания произведения проведём пока чисто
техническую работу, разучим основные элементы произведения: мелодию,
аккомпанемент, бас. На этом этапе не обязательно строго соблюдать
указанную в нотах силу звука и темп исполнения, в особенности, если он
быстрый. Играя в медленном темпе со средней силой звука, нужно прежде
всего следить за ровностью звучания. Это даёт возможность контролировать
слухом, как своё исполнение, так и игру партнёров по ансамблю.
Строгое соблюдение ритма при разучивании партии в медленном темпе
помогает добиться чёткого, согласованного звучания всего ансамбля. Для
лучшего запоминания рекомендуется разделить музыкальное произведение
на части, по четыре – тактов в каждой. В большинстве случаев они будут
соответствовать музыкальным фразам, из которых образуется мелодия.
Такой метод разучивания позволяет добиваться точности исполнения
нотного текста.
Художественно – выразительной стороне исполнения необходимо уделить
очень серьёзное внимание, наряду с чисто техническим освоением
музыкального текста. Одно неотделимо от другого. С самого начала
совместной работы в ансамбле участники должны добиваться точного
соблюдения нюансировки и динамических оттенков. Каждому участнику
ансамбля следует знать свою партию на память. Это даёт возможность
чувствовать себя свободнее и сосредоточить всё внимание на
художественной стороне исполнения.
Чтобы развивать технику игры, необходимо систематически, ежедневно
упражняться: играть гаммы, арпеджио, этюды, отрывки из разученных пьес.
Наряду с общими репетициями всего ансамбля, полезно заниматься и
отдельно: первому баянисту (аккордеонисту) со вторым, первому с третьим,
второму с третьим.
На общих репетициях одному из исполнителей следует время от времени
прекращать игру, чтобы послушать своих партнёров, контролируя со
стороны, как звучит произведение.
Когда будут достигнуты определённые результаты, полезно записать
исполнение. Прослушав, можно легче обнаружить, а затем исправить свои
ошибки.
Любой коллектив должен иметь план работы на полугодие. Задача этого
плана – способствовать дальнейшему музыкальному развитию каждого
ученика ансамбля, с учётом его способностей.
Ну, и конечно регулярность проведения совместных репетиций –
непременное условие. Без этого немыслима ансамблевая слаженность.
Заключение
Игра в ансамбле создаёт прекрасные условия для музыкального воспитания
юных музыкантов, формирует музыкальный вкус, воспитывает волю,
характер, доставляет удовлетворение от совместного исполнения.
Ансамблевое музицирование позволяет учащимся с разным уровнем
подготовки становиться равноправными исполнителями и даёт возможность
выступать в различных концертах, стимулируя тем самым процесс обучения.
Активная концертная деятельность ансамблей необходима в целях
музыкального просветительства, популяризации народно –
инструментального исполнительства. Частые концертные выступления в
составе ансамбля, успех у публики позволяют юным музыкантам приобрести
в себе уверенность, самоуважение, почувствовать сценическую свободу ( они
начинаю волноваться меньше, даже когда выступают как солисты),
прививают вкус и любовь к игре перед слушателями, воспитывают любовь к
профессии.
Использованная литература
1. Брызгалин В. «Радостное музицирование» Т.1, Курган, 2006г.
2. «Вместе весело играть». Пьесы для ансамбля аккордеонистов. Санкт –
Петербург «Союз художников», 2014г.
3. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика», Ростов-на-Дону, Феникс, 2002г.
4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: «Советский
композитор», 1988г.
5. Мирек А. «Курс эстрадной игры на аккордеоне». М.: Велес, 1995г.
6. Рубинштейн С.Н. Репертуар ансамбля баянистов. М.:Профиздат, 1966г.
7. Ушенин В. «Школа ансамблевого музицирования баянистов
(аккордеонистов)», Р.-на-Д.:, Феникс, 2011г.