Напоминание

Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка


Автор: Тарико Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Летяховская ООШ
Населённый пункт: Брянская область Красногорский район с.Летяхи
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУЛЕТЯХОВСКАЯ СОШ

Обобщение опыта по организации проектной деятельности

учащихся на уроках русского языка

Тарико Т.М., учителя высшей квалификационной категории

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Организация проектной деятельности на уроках

русского языка и литературы………………………………………………… 6

1.1. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного

обучения. ………………………………….……………………………………….6

1.2. Правила успешной проектной деятельности………………………………8

1.3. Общие подходы к структурированию проекта……………………………..9

1.4. План действий учащихся в проекте…………………………………….......9

1.5. Критерии оценивания работ учащихся…………………………………….10

Глава 2. Классификация проектов по русскому языку и

литературе……………………............................................................................... 11

2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности 11

2.2. Виды проектов по предметно- содержательной деятельности……… 13

2.3. Виды проектов по характеру координации проекта и

по количеству участников проекта…………………………………………… 13

Глава 3. Использование метода учебного проекта на уроках литературы…. .14

Заключение……………………………………………………………………... 16

Список использованной литературы………………………………............. 17

Введение.

2

В течение последних лет я работаю над темой самообразования

«Проектная

и

исследовательская

деятельность

учащихся

на

уроках

русского

языка».

Развитие

исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять

интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для

учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения,

положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя.

Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и

увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает

самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов,

предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания

разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного

проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации

самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного

проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,

презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы. ,

Учебный проект, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное

самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это дея-

тельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,

принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность,

направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в

виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения

проблемы ~~ носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма

важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект, с точки зрения учителя,- это интегративное дидактическое средство

развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие

компетентности старшеклассника:

• анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы,

постановка задач;

• целеполагания и планирования деятельности;

• самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в

рамках проекта);

• презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;

• готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого

специально подготовленный продукт проектирования;

• поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и

усвоение необходимого зна-

* ния из информационного поля);

• применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных

ситуациях;

• выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и

конечному продукту проектирования;

ч

• проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и

обобщению).

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых

обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и

практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

3

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора

информации,

наблюдения,

проведения

эксперимента,

анализа,

построения

гипотез,

обобщения);

5) развивают системное мышление.

Основные требования к использованию проектной деятельности:

1. Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной,

практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её

решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов.

Глава 1. Организация проектной деятельности на уроках русского языка.

1.1. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.

Этапы работы

Содержание

работы

Деятельность

обучающихся

Деятельность

учителя

1.

Подготовительный

Определение

темы и целей проекта

Обсуждение

и выбор темы

Предлагает

темы проектов

Выделение

подтем

в

теме

проекта

Выбор

подтемы

или

предложение

новой подтемы

Совместное

обсуждение

подтем

проекта

Формирование

творческих групп

Объединение

в

микрогруппы,

распределение

обязанностей

между

членами

команды

Организационн

ая

работа

по

объединению

школьников

в

группы

Подготовка

материалов

к

исследовательской

работе

Совместная работа по разработке

заданий,

вопросов

для

поисковой

деятельности, подбор литературы

Установление

способов

предоставления

результатов

(формы

отчета) и критериев

оценки результата и

процесса

Обсуждение

и

корректировка

форм

предоставления

результата

и

критерий

оценивания

Предлагает

формы

отчета

и

примерные критерии

оценивания

2. Планирование

Определение

источников, способов

сбора

и

анализа

информации

Корректиров

ка и дополнение

предложений

учителя

Предлагает

основную

литературу, способы

сбора информации

3.Разработка

проекта

Осуществление

накопления

информации

путем

работы

с

литературой,

анкетирование,

эксперимента и др.,

Поисковая

деятельность

по

накоплению,

систематизации,

обобщению

информации

Консультации,

координирование

работы обучающихся

4

ее обобщение

4.

Оформление

результатов

Оформление

результатов согласно

выбранной

форме

отчета

Оформление

результатов

согласно

выбранной форме

отчета

Консультации,

координирование

работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление

выполненной работы

Доклад

о

результатах

работы

Организация

экспертизы

с

приглашением

педагогов

школы,

старшеклассников

6. Оценивание

Оценка

работ

согласно

разработанным

критериям

Участие

в

оценке

путем

коллективного

обсуждения

и

самооценок

Совместное

с

экспертной

группой

оценивание,

выявление

неиспользованных

возможностей,

потенциала

продолжения работы

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую

очередь,

имеет

следующую

цель

-

повышение

практической,

навыкообразующей

направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным,

игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого

самовыражения. Создание проблемно-мотивационной

среды на уроке осуществляется

разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой,

организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой

работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет – плодотворная почва для

проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие

читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и

обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет,

получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

1.2.Правила успешной проектной деятельности

1.

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2.

Команды не соревнуются.

3.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с

другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды,

выполняющие проектное задание.

1.3. Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно

исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с

подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем,

видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим

коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования,

поиска информации, творческих решений

5

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или

групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на

занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

1.4. План действий учащихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”,

включающий в себя:

1.

Выбор темы проекта (исследования).

2.

Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?)

Записать ответы.

3.

Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение –

гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?)

Записать ответы.

4.

Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?)

Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5.

Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую

информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое

определили для каждого шага).

6.

Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

7.

Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной

гипотезой).

8.

Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку

действиям в группе.

9.

Защищаем

результат

в

коллективе.

Получаем

общую

оценку

результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию

проекта.

1.5.

Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой

роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного

отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Глава 2. Классификация проектов по русскому языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

- по предметно – содержательной деятельности;

- по характеру координации проекта;

6

- по количеству участников проекта.

2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но

исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с

подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

аргументация актуальности принятой для исследования темы,

определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

определение методов исследования, источников информации,

выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее

решения,

обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов

исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется мною уже с 5

класса. Вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих,

как проблемный вопрос и гипотеза, формируются первоначальные навыки выдвижения

гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации.

Например, в одной из первых исследовательских работ пятиклассникам предлагаю вопросы:

«К какой части речи относятся слова «бег», «синева», «двойка»? Как вы думаете, только ли

предмет обозначает имя существительное?». В качестве домашнего задания учащимся

предлагается выписать примеры имён существительных из указанного упражнения или

самостоятельно подобранного текста. На следующем уроке под руководством учителя

происходит

группировка,

классификация

и

систематизация

собранного

материала.

Продуктом является совместная исследовательская работа, которая оформляется учениками

под руководством учителя. Анализируя деятельность учеников, перехожу к более сложным

видам исследовательской деятельности.

Чаще всего эта работа носит

сравнительно-сопоставительный анализ по теме

исследования. Так при изучении темы «Сказуемое» в 5 классе, я даю возможность учащимся

сравнить

определение сказуемого изученного

в учебнике 4 класса с определением

сказуемого, данного в учебнике русского языка 5 класса. В ходе работы они приходят к

выводу,

что

сказуемое

может

отвечать

на

вопрос

имени

существительного

и

прилагательного, возникает вопрос почему? А затем рождается тема исследования.

Предлагаю

разделиться

на

две

группы,

одна

исследует

сказуемое,

выраженное

существительным, вторая сказуемое, выраженное прилагательным. выражено не только

глаголом, но и прилагательным, существительным. Я выступаю в роли консультанта,

координирую

работы

учащихся.

Продукт

проектной

деятельности

-

защита

исследовательских работ в форме презентации или в виде алгоритма в форме книжки-

подсказки.

В 6-м классе на уроках русского языка и литературы вводится понятие экспрессивно

окрашенной лексики (позитивных и негативных слов). Теперь при выписывании примеров

из упражнений или художественных произведений учащиеся над значимыми словами ставят

знак «+» или «– ». В этом возрасте учащиеся уже начинают работать с источниками

информации, учатся оформлять список используемой литературы (авторские права надо

уважать!). Но исследовательская деятельность пяти-, шестиклассников носит в основном

коллективный характер.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие

проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной

деятельности участников. Цель данного проекта развитие творческого потенциала личности.

7

В 6 классе для обобщения темы «Глагол», предлагаю ребятам творческий проект под

названием «Его величество глагол», продуктом данной работы является газета. Защиту

проводим на уроке закрепления.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор

информации о каком-то объекте, явлении,

ознакомление участников проекта с этой

информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры,

возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

цель проекта,

предмет информационного поиска,

источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),

способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными

фактами, аргументированные выводы),

результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и

др.),

презентация.

4.

Практико-ориентированные проекты

отличает четко обозначенный с самого

результат

деятельности

участников

проекта.

Причем

этот

результат

обязательно

ориентирован на социальные интересы самих участников.

5.

Игровые проекты.

В таких проектах структура только намечается и остается

открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли,

обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные

персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале

проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

2.2. Виды проектов по предметно – содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

2.3.

Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству

участников проекта:

1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий);

2) личностный, парный, групповой.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс

получения и переработки информации,

организуется такое взаимодействие, которое

включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик

– класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос,

дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Глава 3. Использование метода учебного проекта на уроках русского языка

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек,

вооруженный

знаниями,

но

умеющий

добывать,

приобретать

знания,

делать

это

целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед

ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим

возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и

коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к

пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-

ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в

последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.

8

Русский язык как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной

деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие

читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и

обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить

новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории,

мировой художественной культуре – дисциплинам, смежным с литературой,- могут и

должны помогать в работе над литературным проектом.

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий,

способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение

задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы,

рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится

поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по

литературе можно представить в виде схемы:

Учебный проект

Проблема

проекта

“Почему?”

Актуальность проблемы –

мотивация

Цель

проекта

“Зачем?” (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи

проекта

“Что?” (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и

способы

“Как?” (мы это можем делать)

Выбор способ и методов,

планирование

Результат

“Что получится?” (как решение

проблемы)

Ожидаемый результат

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1.

Погружение в проект;

2.

Организация деятельности;

3.

Осуществление деятельности;

4.

Презентация результатов.

Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только знания

содержания

произведения,

творческого

подхода

к

работе,

но

и

организаторских,

коммуникативных умений.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный

процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых,

получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время

презентации

своих работ

ученики

аргументируют

выбор

тех

или

иных

сюжетов

произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель

изучает

индивидуальные

способности

учащихся,

наблюдает

за

их

коллективной

деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в

поддержке учителя.

Большой интерес у учащихся вызывают творческие проекты по русскому языку,

конечным результатом которых могут стать:

• деловая игра;

• инсценировка реального или вымышленного события;

• реклама;

9

• спектакль;

• театрализация;

• телепередача;

экскурсия

Данная работа ведется в основном во внеурочное время, как правило, не имеет детально

проработанной структуры

совместной работы участников. Она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь

принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В

творческом проекте часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но

отслеживать работу все равно обязательно надо, чтобы при необходимости оказать помощь

проектантам.

Приложение 1.

Творческий проект по теме

«ЛЕКСИКОН УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ

МОЕЙ ШКОЛЫ»

Учебный предмет: русский язык.

Возраст участников: 13-16 лет.

Продолжительность: длительный (месяц, четверть, учебный год).

Цель: изучение лексикона учащихся 8—11 классов и определение путей пополнения

словарного запаса школьников.

Необходимые материалы:

1.

Волина, В. В. Я познаю мир, русский язык / В. В. Волина. -М: АСТ, 1998.

2. Скворцов, Л. И. Жаргоны // Русский язык: Энциклопедия. -М., 1979.

3. Соболева, О. Л. Справочник школьника. 5—11 классы. Рус-; ский язык / О. Л. Соболева. -

М.: АСТ, 2003.

4. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения /: В. В. Соколова. -М: Просвещение,

1995.

\

5. Ожегов, С И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. -, М: Русский язык, 1994.

6. Текучее, А. В. Методика русского языка в средней школе Ц А. В. Текучев. - М:

Просвещение, 1980.

Рекомендации.

Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над данным

проектом предполагается организовать учащихся в следующие группы:

• техническую (3-5 человек);

• информационную (5-6 человек).

Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере, сканированием

фотографий, пересылкой материалов по е-mail.

Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой

информации.

Ход проекта

1. Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи

учащихся.

2. Изучить специальные слова в речи учащихся.

3. Изучить жаргонную лексику школьников.

4. Изучить сленг школьников 8-11 классов.

Итоговый продукт.

10

1.

Русский язык - национальный язык русского народа. Кроме того, он является

государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в

Российскую Федерацию, наряду с родным национальным языком их коренного

населения.

На русском языке говорят свыше 250 млн человек, в том числе в России - 143,7 млн, по данным

Всесоюзной переписи населения 1989 года, а также 88,8 млн в других государствах, ранее

входивших в СССР.

Лексика - это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает-лексику,

называется лексикология.

Современной наукой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных

тематических и лексико-семантических групп. Язык как развивающееся явление требует

постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп

слов учащихся 8-И классов современной общеобразовательной школы.

Объект исследования - устная речь учащихся 8-11 классов.

Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении

лексика: сленг, жаргонизмы -это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и

специальные слова - к сожалению, нет, в речи современной молодежи они встречаются очень

редко.

Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики,

математические расчеты.

1.

Диалектная лексика

К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или

иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические

особенности, а также специфическую лексику.

Например, возьмем диалектную лексику, сочетающую в себе русский и украинский

языки. Сложившиеся на Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми

русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и

русское, и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт

обладает своей частной диалектной системой.

Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В

официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди

«своих» переходит на диалект. Вообще семья является наиболее сохранной сферой

функционирования диалекта.

Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивает словарь

учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов,

тем самым расширяют свое представление о системных связях; в лексике и о

выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы употребления.

В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и

очень редко в лексиконе учащихся 8-11 классов.

Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов:

• одни утверждают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого

возраста;

• другие считают, что в наши дни это не актуально;

• некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы. По правде говоря, жаль диалекты! С

ними из языка уходит'

какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в

специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и все

подробно узнать, про каждый из русских диалектов.

2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся

11

К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и

профессионализмы.

Профессионализмы - слова и выражения, свойственные' речи коллектива, объединенного

какой-либо профессией.

Термин - это научное обозначение понятия, а профессионализм - полуофициальное слово,

распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.

В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия

разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают

активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.

Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате

анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и

употребляют учащиеся 8—11 классов.

Профессионализм

Что означает

Медикаменты

Лекарства

Педиатр

Детский врач

Мировоззрение

Точка зрения

Дискуссия

Спор

Значение многих слов в процессе развития языка может существенно изменяться. Одни

значения развиваются, другие утрачиваются, В связи с этим первоначальное значение может

«забываться».

3. Русский молодежный сленг

Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен,

который ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными,

временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодёжи

и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального

языка, живет на его фонетической и грамматической почве.

Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие

периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном на

котором развивается русский язык. Молодые люди создала свой «системный» сленг как

языковый жест противостояние официальной идеологии.

Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен,

бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это

ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками.

На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга.

Молодежный сленг

Что означает

Здорово

Здравствуй

Клава

Клавиатура

Зеньки

Глаза

Чувак

Человек

Супер, класс

Отлично

Чел

Человек

Пацик

Юноша

Деваха

Девушка

Краб

Рука

Бабло

Деньги

Перчики

Юноши

Локаторы

Уши

В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.

4. Жаргонная лексика

12

Жаргонная лексика, как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она

является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в

определенных условиях общения.

Жаргонная лексика является принадлежностью социальной 4 или иной группы людей,

объединенной общностью интересов, | занятий.

В данном исследовании рассмотрим школьный жаргон учащихся 8-11 классов.

Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому

они легко могут переходить, в разговорно-бытовую речь, в просторечии.

Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе

литературного языка путем переосмысления значений слов.

Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.

Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью

переосмысленные слова.

Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица (указано не все) часто

употребляемого жаргона.

Жаргонная |

лексика

Что означает

Балдеж

Веселье

Башка

Голова

Дивидишка

Проигрыватель

Домашка

Домашняя работа

Камп

Компьютер

Малявка

Тот, кто младше

Мобила

Мобильный телефон

Музон

Музыка

Предки

Родители

Смыться

Удрать

Тачка

Машина

Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие

появляются.

Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная

бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подрост-

ков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо

их употребление.

5. Классификация словарного состава

Принципы классификации словарного состава

13

По происхождению

Исконно-русская

Заимствованная

По степени употребления

Пассивный

Активный

Сфера употребления

Общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально

Мы видим, что словарный состав классифицируется по следующим принципам: по

происхождению, по степени употребления и по сфере употребления.

Тем временем, по происхождению лексика бывает исконно-русская и заимствованная. По

степени употребления: пассивная, активная. По сфере же употребления -

общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.

Заключение

Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают

новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых.

Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь.

Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в

лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной, жаргонной лексики. Нужно

учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о

невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного

влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского

литературного языка - нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.

Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна, потому

СТО

сленг

занимает 1-е место по употребляемости среди учащихся 8-11класеов; 2-е место, к

сожалению, занимает жаргонная лексика. И где-то позади них идут диалектизмы и

профессионализмы .

Возможные перечни критериев оценки проектных работ

Вариант 1.

'

;

1) Самостоятельность работы над проектом;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) презентация содержания проекта;

6) использование средств наглядности, технических средств;

14

7) ответы на вопросы.

Вариант 2.

1) Важность темы проекта;

2) глубина исследования проблемы;

3) оригинальность предложенных решений;

4) качество выполнения продукта;

5) убедительность презентации.

Экспертный лист для оценки проектов

1. Название проекта________________________________

2. Авторы проекта (Ф. И. О., клаюс)___________________

3. Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:

1. Наиболее полно соответствует данному критерию — 3 балла.

2. Достаточно полно соответствует данному критерию -2 балла.

>

3. Частично соответствует данному критерию - 1 балл.

4. Не соответствует данному критерию - 0 баллов.

Первая часть. Экспертиза текста проекта

Критерии оценки разработанного проекта

Баллы

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему

и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и

практики

3. Полнота и содержательность представленного

проекта

4. Оригинальность решения проблемы

5. Оформление проекта

Общая сумма баллов

'

Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации

Баллы

1. Соответствие реализации задуманному проекту

2. Умение внести коррективы в реализацию проекта

3.Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе

реализации

| 4. Активность каждого автора проекта

Общая сумма баллов

Третья часть. Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки защиты проекта

Баллы

1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его

основные результаты

2. Форма представления проекта

3.Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументи-

рованность '

Общая сумма баллов

Главные достоинства проекта:

Слабые стороны проекта:

Основной вывод эксперта:

15

Заключение.

Конечно, примерно треть обучаемых хотят учиться, но хотят делать это в знакомой им

манере, они умеют учиться, но предпочитают это делать с помощью известных им средств и

способов. Такая позиция обучающихся вполне объяснима, т. е. они субъективно трактуют

эффективность обучения через безопасность, они хотят предсказуемости учебных действий.

Познавательная мотивация в этом случае бывает высокой. В

современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал

радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Ученик же, получая

теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать

подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении

поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта.

Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя

вопросами:

зачем?

для чего (кого)?

как?

Первое требование – это наличие либо субъективно, либо социально значимой для

ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов

проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных

методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к

самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы –

это и есть ответ на вопрос “зачем?”.

Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная

значимость предполагаемых результатов, т.е. ученик должен осознавать, где и как он может

применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.

Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов

столь привлекательным для системы образования.

Третья важная характеристика метода проектов – его самостоятельность, которая

определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности,

самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией

выполнения проекта.

Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим

проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и

умений.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через

осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.

Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность

учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она

Личностно ориентирована;

Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее

выполнения;

Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить. Как писал

фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе “Профессия”, человек сам должен прийти

к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право

творить, способен на настоящее творчество,

задача же учителей русского языка -

мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто

знает?) и большие открытия.

16

Список использованной литературы

Альбеткова, Р.И. Игра на уроках словесности в 7 классе [Текст]/ Русская словесность,

2000, № 4, С.67 – 71.

Гин, А. Приемы педагогической техники [Текст]/ «Вита – Пресс». – М.,

1999.- 125 с.

Кульневич,

С.В.

Совсем

необычный

урок.

Практическое

пособие

[Текст]

/

С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов – на- Дону, 2001, - 160 с.

«Директор школы». – 2000. - № 7. – 145 с.

17

18



В раздел образования