Напоминание

Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм


Автор: Воробьева Екатерина Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СШ №155
Населённый пункт: КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, КРАСНОЯРСК
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 155 имени Героя Советского Союза Мартынова Д.Д.»

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

660043, г. Красноярск, ул. Дмитрия Мартынова, 26, тел/факс 200-50-71

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

ШАЛОСТЬ. ЗЛОНАМЕРЕННЫЙ ПОСТУПОК. ВАНДАЛИЗМ

Разработала: Воробьева

Екатерина Александровна,

социальный педагог

Г. КРАСНОЯРСК 2023

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

ШАЛОСТЬ. ЗЛОНАМЕРЕННЫЙ ПОСТУПОК. ВАНДАЛИЗМ

Ц е л и :

сформировать у учащихся понятия «шалость», «злонамеренный

поступок», «вандализм», научить различать их; дать представление о том, что

такое злонамеренный поступок, вандализм, как они и даже неудачная шалость

отрицательно влияют на людей и что совершение подобных действий может

караться законом; воспитывать позитивное отношение к окружающим людям.

О б о р у д о в а н и е : на доске тема занятия, чистые листы и ручки для малых

групп на столах.

Л и т е р а т у р а :

1) Выбираю жизнь. Дети. Образование. Милиция / учебно-методическое

пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей / авт.-сост.

С. В. Горанская, О. С. Баранова. – Петрозаводск: ПетроПресс, 2001. – С. 107–

114.

Х о д з а н я т и я

I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

У ч и т е л ь .

Ребята,

тема

нашего

занятия

«Шалость.

Злонамеренный

поступок. Вандализм».

II. Основная часть.

1. Беседа.

У ч и т е л ь . Послушайте одну историю. Один из учащихся пригласил

нескольких одноклассников к себе домой посмотреть новый фильм. Выбрав

момент, он пошел на кухню, чтобы принести ребятам что-нибудь перекусить. В

это время несколько ребят спрятались за дверью, и когда мальчик с подносом,

на котором были чай и бутерброды, вошел в комнату, они кинулись на него

сзади и забросали подушками. Они хотели пошутить и рассмешить мальчика.

Но от неожиданности он уронил поднос, посуда разбилась. Чтобы не упасть,

мальчик ухватился за край стола, на котором стояла настольная лампа, она

упала и разбилась.

Зачем ребята так поступили?

Д е т и . Хотели пошутить, повеселиться.

У ч и т е л ь . Удалась ли им шутка? Почему?

У ч а щ и е с я . Нет. Пригласившему их мальчику теперь достанется от

родителей за разбитую посуду и лампу.

У ч и т е л ь . Да и, наверное, на полу был ковер, на который упало все, что нес

на подносе мальчик. Можно ли назвать действия ребят шалостью?

Д е т и . Да. Они ведь сделали это из баловства, желания пошутить.

У ч и т е л ь . Попробуйте сформулировать определение «Шалость – это...».

У ч е н и к и . Шалость – это розыгрыш над ничего не подозревающим

человеком.

У ч и т е л ь . Шалость – это действие, цель которого пошутить над человеком

или разыграть его. Запишем определение на доске.

Один ученик записывает второе определение.

У ч и т е л ь . Приведите свой пример шалости.

Д е т и .

Спрятать

ручку

или

тетрадь

соседа

по

парте.

Позвонить

однокласснику и сказать, что первого урока не будет.

У ч и т е л ь . Можно ли назвать шалостью следующие действия: сорвать

цветы с клумбы у подъезда, которые выращивают жители подъезда.

У ч а щ и е с я . Нет. Это уже не шалость, здесь цель не пошутить, а, наоборот,

расстроить человека.

У ч и т е л ь . А перерезать телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра

не могла позвонить своей подруге?

Д е т и . Это тоже не шалость, шуткой или розыгрышем эти действия не

назовешь.

У ч и т е л ь . Можно ли назвать эти действия злонамеренным поступком?

У ч е н и к и . Да. Они были совершены со злым умыслом.

У ч и т е л ь . Сформулируйте определение «злонамеренный поступок».

Д е т и . Злонамеренный поступок – это умышленное причинение вреда

людям или окружающей среде.

У ч и т е л ь . Запишем это определение на доске.

Один ученик записывает.

У ч и т е л ь . Приведите свои примеры злонамеренных поступков.

У ч а щ и е с я . Сорвать расписание уроков в коридоре школы.

У ч и т е л ь . Шалости совершают из желания пошутить, разыграть человека, а

из-за чего совершают злонамеренные поступки?

Д е т и . Из желания навредить, из зависти, гнева, злорадства.

У ч и т е л ь . Ребята, а можно ли за злонамеренный поступок привлечь

человека к административной или уголовной ответственности?

У ч а щ и е с я . Да./Нет.

У ч и т е л ь . Рассмотрим одну ситуацию. Ребята из десятого класса гуляли

вечером в парке. У одного из них с собой был баллончик с краской. Он

предложил одноклассникам пойти в школу и «украсить» входные двери. Было

уже темно. Ребята подошли к входной двери и стали на дверях и стенах школы

писать нецензурные слова. Сторож, который находился в здании школы,

заметил ребят и по телефону вызвал наряд милиции. Ребята были задержаны и

доставлены в отделение милиции.

Как можно расценить действия десятиклассников?

Д е т и . Скорее всего, как злонамеренный поступок.

У ч и т е л ь . Можно ли их привлечь за него к ответственности?

У ч е н и к и . Да./ Нет./Возможно.

У ч и т е л ь . Знакомо ли вам понятие «вандализм»? Что оно означает?

Д е т и . Вандализм – это злонамеренный поступок, за который предусмотрена

административная или уголовная ответственность.

У ч и т е л ь . Вандализм – это осквернение памятников, зданий, других

сооружений, порча имущества на общественном транспорте.

Учитель записывает определение на доске.

У ч и т е л ь . Десятиклассники совершили преступление, предусмотренное

статьей

214

Уголовного

кодекса

Российской

Федерации

«Вандализм».

Ответственность за данное преступление наступает с 14 лет. Штраф составляет

от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, то есть от пятидесяти до ста

тысяч рублей.

Что значит порча имущества на общественном транспорте?

Д е т и . Вырезание ножом или другим острым предметом надписей в салонах

автобусов, трамваев, троллейбусов, повреждение дверей, окон и т. д.

У ч и т е л ь . За это также предусмотрен штраф от 50 до 100 тысяч.

Вспомните, что делают фанаты, когда возвращаются с футбольного матча. Как

они себя ведут, если их команда проиграла?

У ч а щ и е с я . Громят автомобили, портят, ломают различные строения,

делают непристойные надписи на стенах.

У ч и т е л ь . Для чего они это делают?

Д е т и . Они так вымещают свой гнев, раздражение, агрессию.

У ч и т е л ь . Как влияют на окружающих подобные выплески эмоций?

Д е т и .

Взбешенным

фанатам

может

попасться

на

пути

чей-нибудь

автомобиль. Повредив его, они нанесут материальный ущерб владельцу и будут

вынуждены восстанавливать машину за свой счет. Фанаты делают надписи на

стенах, используя нецензурные слова, а это неприятно для окружающих и

является уголовно наказуемым деянием – вандализмом.

У ч и т е л ь .

Ребята,

случалось

ли

вам

быть

жертвой

шалости

или

злонамеренного поступка? Когда? Расскажите.

Дети приводят примеры из своей жизни.

У ч и т е л ь . Какие чувства вы испытывали, став объектом неудачной шутки?

Д е т и . Оскорбление, раздражение, обиду.

У ч и т е л ь . Какие чувства вы испытывали, став объектом злонамеренного

поступка?

У ч е н и к и . Унижение, чувство беспомощности, гнев, агрессию против

обидчика.

У ч и т е л ь . Какие отношение после этого были между вами и вашим

обидчиком?

Д е т и . Мы не общались. Я тоже старался при удобном случае обидеть его.

Мы стали врагами.

У ч и т е л ь . Рассмотрим еще одну ситуацию. На школьной дискотеке

несколько девочек сказали Виктору, что он нравится Алене. Одна из них,

Светлана, попросила Виктора пригласить Алену на танец. Виктор почувствовал

себя неловко, но Светлана настаивала. Уступая просьбе Светланы, Виктор

пригласил Алену на танец, но девочка сказала, что не хочет с ним танцевать.

Все рассмеялись, кроме Виктора.

Какие чувства испытывал Виктор?

Д е т и . Унижение, обиду, оскорбление.

У ч и т е л ь . Можно ли назвать поступок девочек удачной шуткой? Почему?

У ч а щ и е с я . Нет. Удачная шутка – это когда все смеются, а когда человеку,

который стал объектом шутки, не смешно, то это уже либо шалость, либо

злонамеренный поступок.

У ч и т е л ь . Что же это: шалость или злонамеренный поступок?

Д е т и . Скорее всего, это шалость, девочки хотели разыграть Виктора, а не

причинить ему умышленный вред.

У ч и т е л ь . Ребята, а может ли невинная шалость обернуться злонамеренным

поступком? Приведите пример.

Дети могут затрудниться ответить.

У ч и т е л ь . Ученики пятого класса пришли на урок физкультуры. У

Максима к рюкзаку был прикреплен брелок «глобус», который подарил ему на

день рождения старший брат. Пока Максим переодевался в спортивную форму,

один из одноклассников отцепил от рюкзака брелок и кинул другому с криком:

«Поиграем в пас!» Другой мальчик брелок не поймал, и он разбился. Можно ли

сказать, что в данном случае шалость обернулась злонамеренным поступком?

Д е т и . Да, можно. Мальчик не хотел разбивать брелок, его целью было

пошутить над Максимом. Он не предусмотрел последствий своих действий.

У ч и т е л ь . Что же должен знать подросток, чтобы невинная шалость не

стала злонамеренным поступком?

У ч а щ и е с я . Сначала думать, а потом делать. Поставить себя на место того,

кого хочешь разыграть.

Один ученик записывает варианты на доске.

У ч и т е л ь . Итак, прочитаем, что же у нас получилось.

Д е т и .

– Прежде думай, а потом делай.

– Учись управлять своими эмоциями.

– Представь, как твой поступок подействует на другого, какие чувства он

будет испытывать, поставь себя на его место.

– Делай то, за что не будешь испытывать чувство вины;

– Помни, что за некоторые поступки тебе придется отвечать перед законом.

2. Работа в малых группах.

У ч и т е л ь . Сейчас, как обычно, займите свои места за «круглыми» столами.

Выберите лидера группы. Вспомним правила работы в малых группах.

Д е т и . Каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Прежде

чем что-то сказать, нужно подумать. Формулировать свои выражения просто и

ясно. Уметь слушать и быть услышанным. Уважать мнение каждого члена

группы. Не оскорблять, не унижать другого, даже если наши точки зрения не

совпадают. Уметь дискутировать и делать общее заключение. Уметь обсудить

заданную проблему за отведенное время.

У ч и т е л ь . Задание такое: вам необходимо совместно продумать и описать

одну ситуацию, где ярко прослеживается злонамеренный поступок, одну

ситуацию – шалость и одну ситуацию – вандализм. Затем вы будете зачитывать

по порядку свои ситуации, а другие группы должны будут определить, что же

это. Еще раз внимательно про себя прочтите записанные на доске определения

«шалость», «злонамеренный поступок», «вандализм» и приступайте к работе.

Дети работают в малых группах.

У ч и т е л ь . Я вижу, все справились с заданием, тогда начнем проверку.

Группа № 1 зачитывает свою ситуацию, а группы № 2 и № 3 определяют, что

это: шалость, злонамеренный поступок или вандализм.

Лидер группы № 1 зачитывает ситуацию.

– Например, ученик воском натер доску, чтобы мел не писал. Контрольная

по математике сорвана.

У ч и т е л ь . Что же это, по вашему мнению, группы № 2 и № 3? Можете

посовещаться 30 секунд.

Д е т и . Это злонамеренный поступок. Ученик осознавал, какие будут

последствия.

У ч и т е л ь . Группа № 1, верно?

У ч а щ и е с я . Да.

У ч и т е л ь . Свою ситуацию зачитывает группа № 2.

И так по порядку группы зачитывают все свои ситуации.

III. Итог занятия.

У ч и т е л ь . Ребята, все смогли разобраться, в чем отличие шалости от

злонамеренного поступка, а злонамеренного поступка от вандализма?

Д е т и . Да./Нет.

У ч и т е л ь . Дайте определение шалости.

Д е т и . Шалость – это действие, цель которого пошутить над человеком,

разыграть его.

У ч и т е л ь . Что такое злонамеренный поступок?

Д е т и . Злонамеренный поступок – это действие, цель которого причинить

вред людям или окружающей среде.

У ч и т е л ь . Что такое вандализм?

Д е т и .

Вандализм

это

осквернение

памятников,

зданий,

других

сооружений. Порча имущества на транспорте.



В раздел образования