Автор: Шевченко Галина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад №88"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Речевой уголок в группе"
Раздел: дошкольное образование
Речевой уголок группы
Консультация для воспитателей
Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости
четырех компонентов:
1. Центральное место занимает речь воспитателя (своей речью воспитатель учит ребенка родному
языку, речь его является основным источником речевого развития в детском саду, и воспитатель
должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям).
2. Систематические занятия по развитию речи.
3. Беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка.
4. Создание педагогами определенных условий-специального места.
Содержание речевого уголка:
• картотека артикуляционных упражнений;
• комплект зеркал(с ручкой);
• картотека дыхательных упражнений;
• картотека пальчиковых игр;
• картотека оздоровительных (динамических);пауз
• предметы для поддувания;
• дидактические игры на обогащение словаря;
• дидактические игры на развитие грамматического строя речи;
• дидактические игры на развитие связной речи;
• дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи;
• дидактические игры на развитие фонематического слуха;
• картотека словесных дидактических игр по всем разделам;
• предметы, игры на развитие мелкой моторики;
• массажные мячики и картотека упражнений с ними;
• символическое отображение разделов в цветовой гамме.
Дидактический материал в речевом уголке:
• материал по развитию артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры, артикуляционные
уклады-схемы, артикуляционная гимнастика в альбомах, стихах, ватные диски, палочки;
• пособия для развития дыхания: шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, картотека
дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика;
• пособия для развития мелкой моторики: сухой бассейн, массажные валики, мячики, прищепки,
трафареты, пальчиковые игры, шнуровки;
• игры и пособия по автоматизации звуков: мелкие игрушки, предметные картинки, разные виды
театров, альбомы на звуки, чистоговорки, стихи;
• игры по лексике и грамматике: предметные картинки по лексическим темам, игры;
• игры по развитию связной речи: серии сюжетных картинок, разные виды театра, стихи, детские
книги;
• материал по обучению грамоте: магнитная доска, наборы магнитных букв, кубики-азбука в
картинках, учись считать, умные кубики, слоговые кубики, звуковички гласных и согласных,
домики(твердость и мягкость),пособия для звукобуквенного анализа, схемы-слова, звуковые
дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре.
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования: дидактическое
оснащение должно соответствовать индивидуальным и возрастным требованиям, оформление
эстетичны, материал доступным. Не перегружать уголок оборудованием, разместить рядом с
книжным, неотъемлемым атрибутом должна быть игрушка-«одушевленный персонаж».
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и
обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения, умение общаться
и общее интеллектуальное развитие.
Речевые уголки способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их
помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и
речевого общения.
Речевые уголки можно символически зонировать по разделам, например цветом: дыхание (голубой),
лексика (желтый), грамматика (синий), связная речь (красный), мелкая моторика (черный).
Памятка «Организация речевого уголка»
Материал по развитию артикуляционной моторики:
предметные картинки-опоры, артикуляционные уклады-схемы, артикуляционная гимнастика в
альбомах, в стихах, ватные палочки, диски;
пособия для развития дыхания: шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, дыхательная
гимнастика, картотека дыхательных упражнений;
пособия для развития мелкой моторики: сухой бассейн, массажные валики, мячики, прищепки,
трафареты, пальчиковые игры (гимнастика), шнуровки;
игры и пособия по автоматизации звуков: мелкие игрушки, предметные картинки, разные виды
театров, альбомы на звуки, чистоговорки, стихи;
игры по лексике и грамматике: предметные картинки по лексическим темам;
игры по развитию связной речи: серии сюжетных картинок, разные виды театра, стихи, детские
книги;
материал по обучению грамоте: магнитная доска, наборы магнитных букв, кассы букв и слогов,
кубики-азбука в картинках, учись читать, умные кубики, слоговые кубики, звуковички гласных и
согласных, домики (твердость и мягкость звуков), пособия для звукобуквенного анализа, схемы-
слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре.
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования: дидактическое
оснащение должно соответствовать индивидуальным и возрастным требованиям, оформление
эстетичным, материал доступным, не перегружать уголок оборудованием, разместить рядом с
книжным, неотъемлемым атрибутом является игрушка – «одушевленный персонаж».
Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-
развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
1. Формирование фонематического восприятия и слуха.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.
4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
6. Развитие связной речи.
7. Развитие мелкой моторики.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой,
дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение
детей.
При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:
• соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
• важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому
необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть
привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же
время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к
материалам и оборудованию, содержащемуся в уголке;
• игровой материал должен быть доступным для ребенка;
• неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж»,
обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может
двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную гимнастику, задавать
вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить
неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к
речевой активности.
• не следует перегружать уголок оборудованием.
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
= артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; -
артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в
стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски);
-пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки
— карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
-пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки,
трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
-материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные
инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки;
предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных
и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для
звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой
структуре слова)
игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные
картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для
автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема
характеристики звуков; схема слова)
игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки,
стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики
«Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой,
физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем
совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Требования к содержанию речевых уголков в разных возрастных группах.
Младшая группа
• Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста
свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно
для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные
сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи
современных авторов);
• Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние животные»,
«Одежда», «Посуда», «Мебель».
• Картинки с простыми сюжетами и действиями
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
• Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови
одним словом».
• Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».
• Игровизоры, игрушки – телефоны.
• Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»
• Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
• Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.
• Трафареты, шаблоны.
• Игры для развития ручной умелости.
• Картотека речевых игр.
• Открытки о родном городе.
Средняя группа
• Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских
народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена
года», «Сказки о дружбе зверей» и др.
• Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах,
овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура).
• Открытки для рассматривания.
• Портреты писателей в соответствии с программой
• Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови
одним словом».
• Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»
• Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди
пару?», «Найди отличия».
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
• Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.
• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
• Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму
• Игры на развитие ручной умелости.
• Картотека словесных речевых игр.
• Открытки о родном городе, крае.
• Предметы быта и старины.
Старшая группа
• Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но
иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с
рисунками детей на заданную тему
• Портреты писателей в соответствии с программой
• Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.
• Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.
• Портреты художников – иллюстраторов.
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по
подготовке к обучению грамоте.
• Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».
• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
• Азбука букв различной фактуры.
• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
• Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму
• Игры на развитие ручной умелости.
• Картотека словесных речевых игр.
• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок,
пластилин и др.).
• Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.
• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
• Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).
• Карта России, где отмечены флажками города.
Подготовительная к школе группа
• Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12
книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
• Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
• Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
• Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму,
игры на развитие ручной умелости.
• Картотека словесных речевых игр.
• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок,
пластилин и другое).
• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей
грамоте.
• Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».
• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
• Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
• Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др.,
детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.
Подготовил старший воспитатель Шевченко Г.В.