Напоминание

"Речевой уголок в группе"


Автор: Шевченко Галина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад №88"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Речевой уголок в группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевой уголок группы

Консультация для воспитателей

Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости

четырех компонентов:

1. Центральное место занимает речь воспитателя (своей речью воспитатель учит ребенка родному

языку, речь его является основным источником речевого развития в детском саду, и воспитатель

должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям).

2. Систематические занятия по развитию речи.

3. Беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка.

4. Создание педагогами определенных условий-специального места.

Содержание речевого уголка:

• картотека артикуляционных упражнений;

• комплект зеркал(с ручкой);

• картотека дыхательных упражнений;

• картотека пальчиковых игр;

• картотека оздоровительных (динамических);пауз

• предметы для поддувания;

• дидактические игры на обогащение словаря;

• дидактические игры на развитие грамматического строя речи;

• дидактические игры на развитие связной речи;

• дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи;

• дидактические игры на развитие фонематического слуха;

• картотека словесных дидактических игр по всем разделам;

• предметы, игры на развитие мелкой моторики;

• массажные мячики и картотека упражнений с ними;

• символическое отображение разделов в цветовой гамме.

Дидактический материал в речевом уголке:

• материал по развитию артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры, артикуляционные

уклады-схемы, артикуляционная гимнастика в альбомах, стихах, ватные диски, палочки;

• пособия для развития дыхания: шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, картотека

дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика;

• пособия для развития мелкой моторики: сухой бассейн, массажные валики, мячики, прищепки,

трафареты, пальчиковые игры, шнуровки;

• игры и пособия по автоматизации звуков: мелкие игрушки, предметные картинки, разные виды

театров, альбомы на звуки, чистоговорки, стихи;

• игры по лексике и грамматике: предметные картинки по лексическим темам, игры;

• игры по развитию связной речи: серии сюжетных картинок, разные виды театра, стихи, детские

книги;

• материал по обучению грамоте: магнитная доска, наборы магнитных букв, кубики-азбука в

картинках, учись считать, умные кубики, слоговые кубики, звуковички гласных и согласных,

домики(твердость и мягкость),пособия для звукобуквенного анализа, схемы-слова, звуковые

дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре.

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования: дидактическое

оснащение должно соответствовать индивидуальным и возрастным требованиям, оформление

эстетичны, материал доступным. Не перегружать уголок оборудованием, разместить рядом с

книжным, неотъемлемым атрибутом должна быть игрушка-«одушевленный персонаж».

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и

обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения, умение общаться

и общее интеллектуальное развитие.

Речевые уголки способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их

помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и

речевого общения.

Речевые уголки можно символически зонировать по разделам, например цветом: дыхание (голубой),

лексика (желтый), грамматика (синий), связная речь (красный), мелкая моторика (черный).

Памятка «Организация речевого уголка»

Материал по развитию артикуляционной моторики:

предметные картинки-опоры, артикуляционные уклады-схемы, артикуляционная гимнастика в

альбомах, в стихах, ватные палочки, диски;

пособия для развития дыхания: шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, дыхательная

гимнастика, картотека дыхательных упражнений;



пособия для развития мелкой моторики: сухой бассейн, массажные валики, мячики, прищепки,

трафареты, пальчиковые игры (гимнастика), шнуровки;



игры и пособия по автоматизации звуков: мелкие игрушки, предметные картинки, разные виды

театров, альбомы на звуки, чистоговорки, стихи;

игры по лексике и грамматике: предметные картинки по лексическим темам;

игры по развитию связной речи: серии сюжетных картинок, разные виды театра, стихи, детские

книги;

материал по обучению грамоте: магнитная доска, наборы магнитных букв, кассы букв и слогов,

кубики-азбука в картинках, учись читать, умные кубики, слоговые кубики, звуковички гласных и

согласных, домики (твердость и мягкость звуков), пособия для звукобуквенного анализа, схемы-

слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре.

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования: дидактическое

оснащение должно соответствовать индивидуальным и возрастным требованиям, оформление

эстетичным, материал доступным, не перегружать уголок оборудованием, разместить рядом с

книжным, неотъемлемым атрибутом является игрушка – «одушевленный персонаж».

Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-

развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

1. Формирование фонематического восприятия и слуха.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.

4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.

5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

6. Развитие связной речи.

7. Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой,

дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение

детей.

При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:

• соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;

• речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;

• важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому

необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть

привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же

время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к

материалам и оборудованию, содержащемуся в уголке;

• игровой материал должен быть доступным для ребенка;

• неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж»,

обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может

двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную гимнастику, задавать

вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить

неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к

речевой активности.

• не следует перегружать уголок оборудованием.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

= артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; -

артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в

стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски);

-пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки

— карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)

-пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки,

трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

-материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные

инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки;

предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных

и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для

звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой

структуре слова)

игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные

картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для

автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема

характеристики звуков; схема слова)

игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки,

стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики

«Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой,

физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем

совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Требования к содержанию речевых уголков в разных возрастных группах.

Младшая группа

• Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста

свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно

для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные

сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи

современных авторов);

• Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние животные»,

«Одежда», «Посуда», «Мебель».

• Картинки с простыми сюжетами и действиями

• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

• Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови

одним словом».

• Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».

• Игровизоры, игрушки – телефоны.

• Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»

• Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.

• Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.

• Трафареты, шаблоны.

• Игры для развития ручной умелости.

• Картотека речевых игр.

• Открытки о родном городе.

Средняя группа

• Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских

народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена

года», «Сказки о дружбе зверей» и др.

• Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах,

овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура).

• Открытки для рассматривания.

• Портреты писателей в соответствии с программой

• Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови

одним словом».

• Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»

• Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди

пару?», «Найди отличия».

• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

• Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.

• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

• Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму

• Игры на развитие ручной умелости.

• Картотека словесных речевых игр.

• Открытки о родном городе, крае.

• Предметы быта и старины.

Старшая группа

• Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но

иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с

рисунками детей на заданную тему

• Портреты писателей в соответствии с программой

• Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.

• Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.

• Портреты художников – иллюстраторов.

• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по

подготовке к обучению грамоте.

• Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».

• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».

• Азбука букв различной фактуры.

• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

• Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму

• Игры на развитие ручной умелости.

• Картотека словесных речевых игр.

• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.

• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок,

пластилин и др.).

• Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.

• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.

• Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).

• Карта России, где отмечены флажками города.

Подготовительная к школе группа

• Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12

книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.

• Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.

• Альбомы загадок, скороговорок, стихов.

• Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму,

игры на развитие ручной умелости.

• Картотека словесных речевых игр.

• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.

• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок,

пластилин и другое).

• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.

• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей

грамоте.

• Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».

• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».

• Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.

• Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др.,

детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.

Подготовил старший воспитатель Шевченко Г.В.



В раздел образования