Авторы: Шмырова Надежда Владимировна, Ботова Ольга Александровна
Должность: учитель-дефектолог, педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Наш дом" ДТСЗН города Москвы
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу об организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума ГБУ Центра содействия семейному воспитанию "Наш дом" ДТСЗН города Москвы
Раздел: дополнительное образование
К вопросу об организации деятельности психолого-медико-
педагогического консилиума ГБУ Центра содействия семейному
воспитанию «Наш дом» ДТСЗН города Москвы
Ботова Ольга Александровна,
педагог-психолог ГБУ ЦССВ «Наш дом»
Шмырова Надежда Владимировна,
учитель-дефектолог ГБУ ЦССВ «Наш дом»
Психолого-медико-психологический
консилиум,
далее
ПМПк,
Государственного бюджетного учреждения ДТСЗН города Москвы Центра
содействия семейному воспитанию «Наш дом», далее Центра, является одной
из форм взаимодействия специалистов организации, объединяющихся для
психолого-педагогической
диагностики
с
участием
врача-психиатра
и
оформления рекомендаций по психолого-медико-социально педагогическому
сопровождению
воспитанников
Центра,
в
том
числе
воспитанников
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
воспитанников
кровных
и
замещающих семей на основании договоров.
ПМПк
является постоянно действующим коллегиальным органом
Центра, создается приказом директора Центра, не является самостоятельным
учреждением, не имеет статуса юридического лица и руководствуется в своей
деятельности
Уставом
Центра,
Положением
о
ПМПк
Центра,
письмом
Министерства
образования
Российской
Федерации
«О
психолого-медико-
педагогическом
консилиуме
(ПМПк)
образовательного
учреждения»
от
27.03.2000г. №27/901-6, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об
образовании»,
действующими
федеральными
и
региональными
законодательными актами, договорами о сопровождении между Центром и
родителями (законными представителями) воспитанников. Директор Центра
приказом назначает состав и председателя ПМПк.
ПМПк
создается
в
целях
оказания
специальной
помощи
детям-
сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе детям с
ограниченными возможностями здоровья; семьям и детям, нуждающимся в
помощи
государства;
замещающим
семьям
и
семьям,
принявшим
воспитанников
учреждения
на
воспитание.
Помощь
заключается
в
своевременном
выявлении,
учете,
комплексной
психолого-медико-
педагогической
диагностике
воспитанников,
а
также
оформлении
рекомендации по формированию их образовательного маршрута, обучению,
воспитанию,
социально-трудовой
адаптации
и
интеграции
в
общество,
консультировании
педагогов
и
специалистов,
родителей
(законных
представителей)
по
вопросам
познавательного,
эмоционально-волевого
и
социального развития детей.
ПМПк
–
это
совещательный
орган,
являющийся
формой
взаимодействия
педагогов,
учителей-дефектологов,
педагогов-психологов,
логопедов, медицинского работника и администрации ГБУ ЦССВ «Наш дом»
с
целью
реализации
задач
адресной
медико-психолого-педагогической
и
социально-правовой помощи. Материалы комиссии являются основанием для
принятия административных решений об определении содержания адресного
медико-психолого-педагогического
и
социально-правового
сопровождения
ребенка
(семьи),
маршрута
и
программ
развития,
мониторинга
результативности.
Целью
ПМПк
является
обеспечение
плана
необходимых
индивидуальных
мер
социально-психолого-медико-педагогического
сопровождения воспитанников исходя из реальных возможностей Центра и в
соответствии
с
образовательными
потребностями,
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
и
возможностями,
с
учетом
состояния
соматического и нервно-психического здоровья воспитанников, а также права
каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
Задачами ПМПк являются:
- своевременное
выявление и ранняя диагностика
особенностей
развития, поведения и деятельности;
- комплексное обследование детей и подростков (в возрасте от 3 до
18 лет), имеющих отклонения в физическом, психическом и социальном
развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, трудности адаптации
в
условиях
семейного
воспитания
(в
том
числе
замещающей
семейной
заботы) с целью выявления психологических, педагогических, социальных и
медицинских особенностей, важных с точки зрения оказания социально-
психолого-педагогических услуг, услуг социального патроната;
- комплексное обследование воспитанников Центра из числа детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 0 до 15 лет
с
целью
формирования
запроса
на
замещающую
семью
для
каждого
воспитанника;
- разработка рекомендаций по формированию индивидуального плана
мероприятий
медико-психолого-педагогического
и
социально-правового
сопровождения,
семейного
жизнеустройства,
индивидуально
ориентированного и оптимального для развития каждого ребенка;
-
оказание
консультативной
помощи
клиентам
и
работникам
ГБУ
ЦССВ «Наш дом»;
-
подготовка
и
ведение
документации,
отражающей
актуальное
развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности.
Основными направлениями
деятельности ПМПк
по организации
медико-психолого-педагогического
и
социально-правового
сопровождения
выступают:
- определение оптимального
маршрута сопровождения ребенка на
основе
проведения
углубленного
диагно стико-консульт ативного
обследования детей, осуществление контроля над содержанием и точностью
мероприятий,
проводимых
специалистами
Центра,
адекватно сти
рекомендаций
и
эффективности
коррекционно-развивающих
программ,
осуществляемых специалистами Центра;
- консультирование по вопросам развития, воспитания, коррекционно-
развивающего обучения;
- психологическое просвещение: формирование психологической
культуры,
развитие
психолого-педагогической
компетентности
администрации
и
сотрудников
Центра,
педагогов,
родителей
(законных
представителей);
-
выработка
рекомендаций
по
оказанию
медико-психолого-
педагогической
и
социально-правовой
помощи,
организации
обучения,
воспитания и развития.
ПМПк свою деятельность строит на основе ряда основополагающих
принципов:
- приоритет интересов ребенка;
-
принцип
мультидисциплинарности
(объединение
специалистов
в
рамках
комплексного
подхода
к
обследованию
ребенка
с
позиции
специалистов разных профилей);
- «не навреди» (заключение должно не наносить моральный ущерб
личности ребенка, не снижать его самооценку, не углублять разногласия с
родителями и сверстниками);
- соблюдения тайны психолого-педагогического заключения.
ПМПк создается и утверждается приказом директора ГБОУ ЦССВ
«Наш дом». Председатель и члены ПМПк несут ответственность за
конфиденциальность
информации
о
детях,
проходящих
обследование.
Специалистам
ПМПк запрещается разглашать сведения, которые могут
нанести ущерб чести, достоинству, правам и интересам детей, родителей
(законных представителей). Специалисты ПМПк имеют право:
- участвовать в обсуждении вопросов, касающихся сопровождения
случая;
-
вносить
предложения
по
содержанию
индивидуального
плана
мероприятий (индивидуально-реабилитационного плана);
- выступать с инициативой проведения внепланового консилиума;
- защищать профессиональную честь и достоинство.
Специалисты ПМПк работают в тесном сотрудничестве, обеспечивая
комплексный
подход
в
работе
по
обследованию,
при
необходимости
обследование проводится каждым специалистом консилиума индивидуально.
ПМПк Центра реализует свою деятельность по отношению к:
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
осуществляя
комплексное
изучение
трудностей
развития
ребенка
и
определение
индивидуального
плана
мероприятий;
формулирование
рекомендаций по социальной, медицинской, психологической, коррекционно-
педагогической
помощи
ребенку
в
совместном
преодолении
проблем
развития, общения, поведения;
- родителям (или лицам, их заменяющим), предлагая информацию по
существу проблем ребенка, рекомендации и тематические занятия, а также
консультирование
родителей
(или
лиц,
их
заменяющих),
по
вопросам
развития, воспитания и обучения;
-
педагогам
и
специалистам
ЦССВ,
организуя
психолого-
педагогическую методическую помощь и поддержку в их работе с детьми,
имеющими проблемы в развитии из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также детей, нуждающихся в помощи государства
и находящихся в организации временно.
На
основании
результатов
обследования
специалисты
ПМПк
составляют рекомендации об индивидуальном плане мероприятий или его
изменении, с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка,
его социальной ситуации развития.
Процедура и продолжительность обследования определяются, исходя
из
задач
обследования,
а
также
возрастных,
психофизических
и
иных
индивидуальных
особенностей
детей.
При
необходимости
специалисты
консилиума могут провести дополнительное обследование ребенка в другой
день.
Опыт работы специалистов ПМПк Центра показывает, что общие
подходы к составлению рекомендаций заключаются в оптимизации условий
воспитания и жизнедеятельности, реабилитации и социализации ребенка
(детей). В первую очередь – это группа семейного типа, образовательный
маршрут, дошкольное воспитание и обучение, коррекционно-развивающие
мероприятия, дополнительное образование, ресурсы и риски социальных
связей (в том числе кровные родственники), а также замещающая семейная
забота.
Заключение специалистов и рекомендации доводятся до клиентов в
доступной их пониманию форме и имеют оптимистическую направленность.
Вместе с тем не обходится без объективных средовых факторов, как то
актуальная ситуация организации среды в организациях сферы социальной
защиты,
которая
характеризуется
в
настоящее
время
следующими
явлениями:
«размыванием границ» контингента учреждений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Перенос «центра тяжести»
воспитания и содержания, а также коррекции и реабилитации детей с
ОВЗ и инвалидностью;
нарастанием «сложности» воздействий, все большим «расхождением»
условий воспитания и содержания с потребностями и возможностями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих
травматический опыт;
негибкостью процессов модернизации, в том числе начавшейся
стихийной интеграцией;
недостаточностью эффективной нормативно-правовой базы,
методического обеспечения комплексной помощи детям-сиротам с ОВЗ
в условиях и обучения, и воспитания, и социализации;
недостаточностью эффективных критериев для формирования запроса
на помощь специалистов ПМПк.
При
этом
регламент
оказания
помощи
специалистами
ПМПк
имеет
следующие препятствия в реализации:
отсутствие штатных единиц для специалистов ПМПк;
недостаточная
информированность
сотрудников
о
работе
ПМПк
в
Центре, его целях и задачах;
пренебрежение рекомендациями ПМПк;
затруднен учет итоговых показателей работы специалистов, поскольку
нет включенного заинтересованного результатами работы взрослого.
Список используемой литературы:
1.
Могилевская
В.А.
Положение
о
психолого-медико-педагогическом
консилиуме//Завуч нач. шк. 2007- №4.
2.
О
порядке
создания
и
организации
работы
психолого-медико-
п ед а го ги ч е с ко го
ко н с и ли ума
(П МП к )
о б р а з о в а т е л ь н о г о
учреждения//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-
2006.- №1.
3.
Психолого-медико-педагогическая
консультация.
Методические
рекомендации.
/
Под
ред.
Л.М.
Шипициной.
–
СПб:
Институт
специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999.
4.
Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д.
Забрамной. - М., 2003.
5.
Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская
М.И.
Рабочая
книга
психолого-медико–педагогического
консилиума.
Методическое
пособие
и
рабочие
материалы
для
деятельности
психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций. – М.,
2000.
6.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической
и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003.
7.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического
развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — М.,
2005.