Напоминание

К вопросу об организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума ГБУ Центра содействия семейному воспитанию "Наш дом" ДТСЗН города Москвы


Авторы: Шмырова Надежда Владимировна, Ботова Ольга Александровна
Должность: учитель-дефектолог, педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Наш дом" ДТСЗН города Москвы
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу об организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума ГБУ Центра содействия семейному воспитанию "Наш дом" ДТСЗН города Москвы
Раздел: дополнительное образование





Назад




К вопросу об организации деятельности психолого-медико-

педагогического консилиума ГБУ Центра содействия семейному

воспитанию «Наш дом» ДТСЗН города Москвы

Ботова Ольга Александровна,

педагог-психолог ГБУ ЦССВ «Наш дом»

Шмырова Надежда Владимировна,

учитель-дефектолог ГБУ ЦССВ «Наш дом»

Психолого-медико-психологический

консилиум,

далее

ПМПк,

Государственного бюджетного учреждения ДТСЗН города Москвы Центра

содействия семейному воспитанию «Наш дом», далее Центра, является одной

из форм взаимодействия специалистов организации, объединяющихся для

психолого-педагогической

диагностики

с

участием

врача-психиатра

и

оформления рекомендаций по психолого-медико-социально педагогическому

сопровождению

воспитанников

Центра,

в

том

числе

воспитанников

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

воспитанников

кровных

и

замещающих семей на основании договоров.

ПМПк

является постоянно действующим коллегиальным органом

Центра, создается приказом директора Центра, не является самостоятельным

учреждением, не имеет статуса юридического лица и руководствуется в своей

деятельности

Уставом

Центра,

Положением

о

ПМПк

Центра,

письмом

Министерства

образования

Российской

Федерации

«О

психолого-медико-

педагогическом

консилиуме

(ПМПк)

образовательного

учреждения»

от

27.03.2000г. №27/901-6, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об

образовании»,

действующими

федеральными

и

региональными

законодательными актами, договорами о сопровождении между Центром и

родителями (законными представителями) воспитанников. Директор Центра

приказом назначает состав и председателя ПМПк.

ПМПк

создается

в

целях

оказания

специальной

помощи

детям-

сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе детям с

ограниченными возможностями здоровья; семьям и детям, нуждающимся в

помощи

государства;

замещающим

семьям

и

семьям,

принявшим

воспитанников

учреждения

на

воспитание.

Помощь

заключается

в

своевременном

выявлении,

учете,

комплексной

психолого-медико-

педагогической

диагностике

воспитанников,

а

также

оформлении

рекомендации по формированию их образовательного маршрута, обучению,

воспитанию,

социально-трудовой

адаптации

и

интеграции

в

общество,

консультировании

педагогов

и

специалистов,

родителей

(законных

представителей)

по

вопросам

познавательного,

эмоционально-волевого

и

социального развития детей.

ПМПк

это

совещательный

орган,

являющийся

формой

взаимодействия

педагогов,

учителей-дефектологов,

педагогов-психологов,

логопедов, медицинского работника и администрации ГБУ ЦССВ «Наш дом»

с

целью

реализации

задач

адресной

медико-психолого-педагогической

и

социально-правовой помощи. Материалы комиссии являются основанием для

принятия административных решений об определении содержания адресного

медико-психолого-педагогического

и

социально-правового

сопровождения

ребенка

(семьи),

маршрута

и

программ

развития,

мониторинга

результативности.

Целью

ПМПк

является

обеспечение

плана

необходимых

индивидуальных

мер

социально-психолого-медико-педагогического

сопровождения воспитанников исходя из реальных возможностей Центра и в

соответствии

с

образовательными

потребностями,

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

и

возможностями,

с

учетом

состояния

соматического и нервно-психического здоровья воспитанников, а также права

каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Задачами ПМПк являются:

- своевременное

выявление и ранняя диагностика

особенностей

развития, поведения и деятельности;

- комплексное обследование детей и подростков (в возрасте от 3 до

18 лет), имеющих отклонения в физическом, психическом и социальном

развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, трудности адаптации

в

условиях

семейного

воспитания

том

числе

замещающей

семейной

заботы) с целью выявления психологических, педагогических, социальных и

медицинских особенностей, важных с точки зрения оказания социально-

психолого-педагогических услуг, услуг социального патроната;

- комплексное обследование воспитанников Центра из числа детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 0 до 15 лет

с

целью

формирования

запроса

на

замещающую

семью

для

каждого

воспитанника;

- разработка рекомендаций по формированию индивидуального плана

мероприятий

медико-психолого-педагогического

и

социально-правового

сопровождения,

семейного

жизнеустройства,

индивидуально

ориентированного и оптимального для развития каждого ребенка;

-

оказание

консультативной

помощи

клиентам

и

работникам

ГБУ

ЦССВ «Наш дом»;

-

подготовка

и

ведение

документации,

отражающей

актуальное

развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности.

Основными направлениями

деятельности ПМПк

по организации

медико-психолого-педагогического

и

социально-правового

сопровождения

выступают:

- определение оптимального

маршрута сопровождения ребенка на

основе

проведения

углубленного

диагно стико-консульт ативного

обследования детей, осуществление контроля над содержанием и точностью

мероприятий,

проводимых

специалистами

Центра,

адекватно сти

рекомендаций

и

эффективности

коррекционно-развивающих

программ,

осуществляемых специалистами Центра;

- консультирование по вопросам развития, воспитания, коррекционно-

развивающего обучения;

- психологическое просвещение: формирование психологической

культуры,

развитие

психолого-педагогической

компетентности

администрации

и

сотрудников

Центра,

педагогов,

родителей

(законных

представителей);

-

выработка

рекомендаций

по

оказанию

медико-психолого-

педагогической

и

социально-правовой

помощи,

организации

обучения,

воспитания и развития.

ПМПк свою деятельность строит на основе ряда основополагающих

принципов:

- приоритет интересов ребенка;

-

принцип

мультидисциплинарности

(объединение

специалистов

в

рамках

комплексного

подхода

к

обследованию

ребенка

с

позиции

специалистов разных профилей);

- «не навреди» (заключение должно не наносить моральный ущерб

личности ребенка, не снижать его самооценку, не углублять разногласия с

родителями и сверстниками);

- соблюдения тайны психолого-педагогического заключения.

ПМПк создается и утверждается приказом директора ГБОУ ЦССВ

«Наш дом». Председатель и члены ПМПк несут ответственность за

конфиденциальность

информации

о

детях,

проходящих

обследование.

Специалистам

ПМПк запрещается разглашать сведения, которые могут

нанести ущерб чести, достоинству, правам и интересам детей, родителей

(законных представителей). Специалисты ПМПк имеют право:

- участвовать в обсуждении вопросов, касающихся сопровождения

случая;

-

вносить

предложения

по

содержанию

индивидуального

плана

мероприятий (индивидуально-реабилитационного плана);

- выступать с инициативой проведения внепланового консилиума;

- защищать профессиональную честь и достоинство.

Специалисты ПМПк работают в тесном сотрудничестве, обеспечивая

комплексный

подход

в

работе

по

обследованию,

при

необходимости

обследование проводится каждым специалистом консилиума индивидуально.

ПМПк Центра реализует свою деятельность по отношению к:

- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,

осуществляя

комплексное

изучение

трудностей

развития

ребенка

и

определение

индивидуального

плана

мероприятий;

формулирование

рекомендаций по социальной, медицинской, психологической, коррекционно-

педагогической

помощи

ребенку

в

совместном

преодолении

проблем

развития, общения, поведения;

- родителям (или лицам, их заменяющим), предлагая информацию по

существу проблем ребенка, рекомендации и тематические занятия, а также

консультирование

родителей

(или

лиц,

их

заменяющих),

по

вопросам

развития, воспитания и обучения;

-

педагогам

и

специалистам

ЦССВ,

организуя

психолого-

педагогическую методическую помощь и поддержку в их работе с детьми,

имеющими проблемы в развитии из числа детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, а также детей, нуждающихся в помощи государства

и находящихся в организации временно.

На

основании

результатов

обследования

специалисты

ПМПк

составляют рекомендации об индивидуальном плане мероприятий или его

изменении, с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка,

его социальной ситуации развития.

Процедура и продолжительность обследования определяются, исходя

из

задач

обследования,

а

также

возрастных,

психофизических

и

иных

индивидуальных

особенностей

детей.

При

необходимости

специалисты

консилиума могут провести дополнительное обследование ребенка в другой

день.

Опыт работы специалистов ПМПк Центра показывает, что общие

подходы к составлению рекомендаций заключаются в оптимизации условий

воспитания и жизнедеятельности, реабилитации и социализации ребенка

(детей). В первую очередь – это группа семейного типа, образовательный

маршрут, дошкольное воспитание и обучение, коррекционно-развивающие

мероприятия, дополнительное образование, ресурсы и риски социальных

связей (в том числе кровные родственники), а также замещающая семейная

забота.

Заключение специалистов и рекомендации доводятся до клиентов в

доступной их пониманию форме и имеют оптимистическую направленность.

Вместе с тем не обходится без объективных средовых факторов, как то

актуальная ситуация организации среды в организациях сферы социальной

защиты,

которая

характеризуется

в

настоящее

время

следующими

явлениями:

«размыванием границ» контингента учреждений для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей. Перенос «центра тяжести»

воспитания и содержания, а также коррекции и реабилитации детей с

ОВЗ и инвалидностью;

нарастанием «сложности» воздействий, все большим «расхождением»

условий воспитания и содержания с потребностями и возможностями

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих

травматический опыт;

негибкостью процессов модернизации, в том числе начавшейся

стихийной интеграцией;

недостаточностью эффективной нормативно-правовой базы,

методического обеспечения комплексной помощи детям-сиротам с ОВЗ

в условиях и обучения, и воспитания, и социализации;

недостаточностью эффективных критериев для формирования запроса

на помощь специалистов ПМПк.

При

этом

регламент

оказания

помощи

специалистами

ПМПк

имеет

следующие препятствия в реализации:

отсутствие штатных единиц для специалистов ПМПк;

недостаточная

информированность

сотрудников

о

работе

ПМПк

в

Центре, его целях и задачах;

пренебрежение рекомендациями ПМПк;

затруднен учет итоговых показателей работы специалистов, поскольку

нет включенного заинтересованного результатами работы взрослого.

Список используемой литературы:

1.

Могилевская

В.А.

Положение

о

психолого-медико-педагогическом

консилиуме//Завуч нач. шк. 2007- №4.

2.

О

порядке

создания

и

организации

работы

психолого-медико-

п ед а го ги ч е с ко го

ко н с и ли ума

(П МП к )

о б р а з о в а т е л ь н о г о

учреждения//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-

2006.- №1.

3.

Психолого-медико-педагогическая

консультация.

Методические

рекомендации.

/

Под

ред.

Л.М.

Шипициной.

СПб:

Институт

специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999.

4.

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д.

Забрамной. - М., 2003.

5.

Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская

М.И.

Рабочая

книга

психолого-медико–педагогического

консилиума.

Методическое

пособие

и

рабочие

материалы

для

деятельности

психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций. – М.,

2000.

6.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической

и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003.

7.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического

развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — М.,

2005.



В раздел образования