Напоминание

«Премудрости этикета»


Автор: Шинкарёва Анастасия Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "СОШ"Муринский ЦО №2"
Населённый пункт: г.Мурино
Наименование материала: методическая разработка урока по ОРКСЭ
Тема: «Премудрости этикета»
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«МУРИНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 2»

(МОБУ «СОШ «МУРИНСКИЙ ЦО № 2»)

Тема урока: «Премудрости этикета»

Подготовила: учитель начальных классов

Шинкарёва Анастасия Анатольевна

г. Мурино

2022 г.

Цели и задачи урока:

1.

Овладение

картиной

мира:

познакомить

детей

с

первичным

представлением об этикете. Объяснить, что такое правила поведения.

2.

Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять,

какие поступки людей противоречат правилам этикета. Предлагать, что

сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. Создать

атмосферу доброжелательности, комфортности на уроке.

УУД:

А)

учебная

(образовательная

компетентность):

производить

самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных

критериев, выполнять задание на основе заданного алгоритма;

Б) компетентность взаимодействия (коммуникации): договариваться и

приходить к общему мнению внутри малой группы, учитывать разные

точки зрения, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнением

участников учебного диалога;

В) информационная компетентность: формулировать поисковый запрос

и

выбирать

способы

получения

информации,

производить

самостоятельные наблюдения, формулировать вопросы к взрослому и

сверстникам.

Г) социальный опыт: организовывать рабочее место, планировать

работу, руководствоваться выработанными правилами жизни в классе,

управлять проявлениями своих эмоций.

Планируемые результаты:

Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных

позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: учиться обнаруживать формулировать учебную проблему,

использовать дополнительные справочные средства.

Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию,

полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-

следственные связи.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе,

слушать других. Пытаться принимать другую точку зрения.

Технические

средства,

наглядность:

персональный

компьютер,

мультимедийный проектор, презентация, учебное пособие «Основы светской

этики, карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал.

Конспект урока

1.Орг.момент (Эмоциональный настрой на урок)

-Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу урок Основ светской этики.

-Какое у вас сегодня настроение? Прикоснитесь друг другу ладошками и

подарите чувство уверенности в том, что сегодня всё получится, поддержите

друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей

души!

2.Актуализация знаний.

Блиц-опрос

-Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Объясните их значение.

«Уважение»

- способность ценить другого человека, его достоинства,

заслуги, хорошие качества

«Общение»

- взаимодействие между людьми с целью передачи опыта,

знаний, обмена мнениями

«Вежливость» - качество человека, умение проявлять уважение к людям

«Поведение»

- проявление действий человека, поступков в различных

жизненных ситуациях

- С этими словами будет связана наша тема урока.

Вывод:

для

чего

человеку

необходимо

обладать

положительными

качествами, ценить других людей, проявлять к ним уважение?

3. Целеполагание.

-Предлагаю вам поиграть в ассоциации. Рассмотрите фотографии.

-Что общего между ними? (фото о правилах поведения в различных

жизненных ситуациях)

-Какое фото лишнее? Почему?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о манерах

поведения, о правилах поведения).

-Назовите тему одним словом.

- Сегодня мы с вами поговорим про этикет.

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? Цель: определить, что

такое этикет.

– Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?

Задачи:

1. Изучить литературу

2. Поразмышлять, подумать

3. Составить правила

познакомиться с понятием «этикет» и его значением в жизни человека.

познакомиться с историей этикета

вспомнить и узнать правила этикета в различных жизненных ситуациях

- Немного подумайте и скажите, что вы знаете на эту тему и что хотели бы

узнать. Заполните таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Правила хорошего

поведения.

Что такое этикет?

Каждый человек

должен соблюдать

правила хорошего

поведения.

Когда возникло это

слово?

Как правильно

одеваться?

О значении речи для

этикета?

Какие правила этикета

должен знать каждый?

Вывод: нужны ли нам знания об этикете?

4.

Работа над понятием «этикет».

На экране появляются слова: ЭТИКЕТ и ЭТИКЕТКА.

-Что общего между этими словами? (этикет и этикетка — слова-

родственники. И корень у них один)

- Где можно увидеть этикетку? На предметах, вещах, продуктах, которые

привлекают наше внимание и рассказывают (информируют) о предмете.

Этикетка — словно маленький представитель вещи. И от того, как нам

понравился

этот

представитель, во многом зависит отношение к его

«хозяину»— самой вещи.

-А как вы думаете, что такое этикет? Этикет определяет, как человек

обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести

себя. Жесты, общение, поведение за столом, вкус в одежде тоже являются

своеобразной ЭТИКЕТКОЙ человека. Именно эти наши свойства бросаются

в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих.

Показываю две коробки с этикетками

-А теперь давайте представим, что вы хотите купить сыр. В магазине вы

видите две одинаковые коробки, но этикетки у них разные. Какой сыр вы

купите? Почему?

-Всем захотелось купить первый сыр. Так и в отношениях с людьми:

неопрятность, грубость, незнание правил поведения часто отталкивают от

нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку воспитаннее.

-Вот и получается, что этикет и этикетка — слова-родственники. И корень у

них один.

-Так что же такое этикет?

- Давайте найдем это определение в учебнике и толковом словаре.

-Обратите внимание. Определение Этикет мы нашли в толковом словаре

иностранных слов. Какой вывод мы можем сделать? (слово иностранного

происхождения)

-Давайте послушаем выступление одноклассников (3 чел)

Происхождение слова «этикет»

Слово «этикет» появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном

из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с

правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки

назвали «этикетками». Отсюда и произошло понятие «этикет» -

воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Этикет Средневековья

Многие

правила

этикета

зародились

еще

в

средневековье.

Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и

ему нечего опасаться, снимал шлем.

Еще позже шляпу стали

снимать перед вышестоящим лицом, а

приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались.

Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде

этот ритуал сохранился и в XIX веке, не меняясь на протяжении столетий.

Развитие этикета в России

В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Петр I,

который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его

подданные были похожи на европейцев. Воспитанному дворянину полагалось

быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь

красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по

этикету. Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были

изложены правила поведения человека в повседневной жизни.

Вывод: на протяжении какого времени формировались правила этикета?

- Давайте немножко отдохнем

Физкультминутка «Вежливый зайка»

Дайте капусты кочанчик другой! (махать двумя руками к себе)

Разве так прося? Подумай, косой. (повороты в сторону)

Дайте, пожалуйста, - вспомнил Зайчишка,- (наклоны вперед руки вперед)

И, если можно, с большой кочерыжкой. (показать большой круг)

Вот, молодец, ему лапу пожали (пожать ладошки)

И самых вкусных кочанчиков дали… (погладить живот)

5.

Работа в парах.

-Если рассмотреть все правила поведения, мы можем прийти к выводу о

том, что существуют 3 основных составляющих этикета:

1. Правила поведения в общественных местах.

2. Внешний вид, одежда.

3. Культура речи.

-Я предлагаю вам самостоятельно определить правила этикета и выполнить

задания на карточках.

-Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника, справочников,

жизненный опыт, материал в сети Интернет.

-На подготовку ответов - 10 мин.

-Работать вы будете в парах.

-Обратите внимание на памятку для работы в группе.

Памятка для работы в парах:

1.

Распределит роли: кто что будет делать.

2.

Внимательно слушайте друг друга.

3.

Выберите выступающего.

4.

Ответьте на возможные вопросы.

5.

Внимательно слушайте выступления других.

Задание 1 ряду:

Приведите примеры соответствия одежды и внешности обучающихся в

школе.

- Всегда приводи свою прическу в порядок, причесывайся, носи расческу.

- Умей беречь и выбирать одежду.

- Придя из школы, переодевайся в домашнюю одежду.

- Одежда должна быть чистой, опрятной, соответствовать времени года,

предохранять от переохлаждения и перегревания на прогулке.

И т.д.

Задание 2 ряду:

Приведите примеры вежливого общения обучающихся со взрослыми и

одноклассниками.

- Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом.

- При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику.

- Обращайтесь к собеседнику только по имени.

-Не перебивайте и не прерывайте собеседника.

И т.д.

Задание 3 группе:

Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определите, что в

них неправильно. Запиши правильные советы.

1.

Если ты пришел к знакомым

Не здоровайся ни с кем,

Слов “пожалуйста”, “спасибо”

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

2.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома:

Пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

3.

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла...

4.

Если к папе или маме

Тетя взрослая пришла

И ведет кокой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

“Стой, сдавайся! Руки вверх!”

5.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот

Вывод: для чего важно соблюдать правила поведения, культуры речи и

внешнего вида?

Вы ответили «Да» на все вопросы?

Ваши манеры безукоризненны, а отношение к окружающим – образец для

подражания.

Вы не на все вопросы ответили «Да»?

Не расстраивайтесь, совершенству нет предела. Зато теперь Вы знаете

к чему стремиться

7

Итог урока. Рефлексия.

Давайте вспомним таблицу, которую заполняли в начале урока и ответим

на вопрос, что мы узнали на уроке.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Правила

хорошего

поведения.

Что такое этикет?

Каждый

человек

должен

соблюдать

правила

хорошего

поведения.

Когда

возникло это

слово?

Как

правильно

одеваться?

О значении речи для

этикета?

Какие правила этикета

должен знать каждый?

Ребята, немного подумайте и возьмите походящий листочек и приклейте

на наше дерево

Домашнее задание

1.Составить памятку «Этикет в общественных местах»

2.Подготовить сообщение на тему «Этикет разных стран»

3 Найти и выучить стихотворение об этикете.

4. Придумать рассказ, в котором соблюдаются или нарушаются нормы этики.

5.Обсудить с членами семьи «этикет семьи».



В раздел образования