Автор: Чекаев Денис Николаевич
Должность: тренер по баскетболу
Учебное заведение: ГАУ РО "СШ "Флагман"
Населённый пункт: город Ряжск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Реализация принципа сознательности при совершенствовании технических действий в баскетболе
Раздел: высшее образование
Реализация принципа сознательности при совершенствовании
технических действий в баскетболе.
Всем известно, что баскетбол - это ациклический командный вид
спорта
с
множеством
неспецифических
для
человека
двигательных
технических действий, для успешного обучения и совершенствования
которых баскетболисту выдвигается ряд требований. Среди них осознанное
отношение к решению общей цели и задач тренировки, в том числе
осознание и понимание биомеханики выполнения технических элементов.
Без сознательного и осознанного отношения к повседневным занятиям
невозможно добиться высоких спортивных результатов. Важными условиями
формирования сознательного отношения к занятиям являются мотивация,
правильная
постановка
цели,
концентрация
внимания,
осознанность
установки и контроль за ее выполнением, а не только желание играть в
баскетбол. Не только методика обучения и совершенствования техники и
тактики игры, но и глубокое понимание целей и задач тренировки, средств,
методов и содержания изучаемого материала способствуют стабильному
интересу и активному отношению к занятиям. Нужно так организовать
тренировочный
процесс,
чтобы
овладение
программным
материалом
удовлетворяло потребности занимающихся. При этом надо опираться на
устойчивый интерес к занятиям баскетболом, что в свою очередь позволит
решать
необходимые
задачи
как
учебно-тренировочного,
так
и
воспитательного характера. Хорошим средством повышения сознательности
являются индивидуальные тренировки, где главную роль, как и во всем
процессе тренировки, играет тренер. При этом тренер не должен сдерживать
высокую активность и самостоятельность баскетболистов. Залогом успеха
тренера могут стать доверительные отношения с воспитанниками, которые
необходимо выстроить. Эффективность тренировочного процесса и высокие
спортивные
результаты
невозможны
без
сознательного,
творческого
выполнения тренировочных заданий самим занимающимся, конечно только
под чутким руководством тренера.
Активное применение тренером принципа сознательности в системе
спортивной подготовки в частности при совершенствовании технических
элементов может стать мощным орудием в арсенале наставника для более
быстрого достижения цели. Что бы реализовать принцип сознательности
необходимо провести огромную педагогическую работу, заслужить полное
доверие спортсмена и непререкаемый авторитет, не только у занимающихся,
но в первую очередь их родителей, ведь львиную долю времени ребенок
проводит
в
семье.
Очень
хорошо,
помочь,
ребенку
развить
его
познавательную
деятельность,
постараться
сделать
потребностью
способность понимать, осмысливать полученную информацию для этого
нужно потрудиться и достучаться до сознания ребенка. Задача тренера
научить спортсменов думать, ставить перед собой реальную, осознанную
цель, которую можно решить на конкретном этапе спортивной подготовки.
Научить принимать правильные, обдуманные решения в режиме острого
дефицита времени, и в критических ситуациях. Если добиться сознательного
и
активного
участия
воспитанника
в
тренировочном
процессе,
это
существенно ускорит процесс совершенствования технических элементов и
приобретения навыка.
Учитывая задачи и разделы технической подготовки, мы понимаем,
что спортсмен с более качественными техническими навыками при
относительно
равной
физической,
тактической,
психологической
подготовленности имеет преимущество над баскетболистом с более слабой
технической подготовкой. Для более быстрого и устойчивого овладения
техническим
элементом
спортсмену
необходимо
осмыслить,
понять
структуру самого приема, а главное осознать необходимость его применения
для получения преимущества над соперником во время тренировочной и
соревновательной деятельности.
Если рассматривать психологические составляющие принципа
сознательности, то мы увидим, какие психологические процессы проходят
внутри баскетболиста в определенных игровых и тренировочных ситуациях,
чем в свою очередь можем пользоваться для повышения активного и
сознательного участия спортсмена в тренировочном процессе.
Делая выводы, понимаем, что для реализации принципа сознательности
при совершенствовании технических действий в баскетболе необходимо:
- ясное понимание целей и задач (их правильная постановка);
-
понимание
спортсменом
самого
процесса
тренировочной
деятельности (что, почему, как и для чего нужно делать);
- использование методов теоретической подготовки в зависимости от
возраста и интеллектуального развития спортсменов (доступность);
- использование приёмов взаимообучения (показ лучшим спортсменом
техники упражнения, его объяснение и помощь);
- использование ярких примеров;
- воспитание способности понимания причинно-следственных связей;
- воспитание умения выделять главное и второстепенное;
-
воспитание
способности
думать
и
принимать
решения
самостоятельно;
- использование практических ситуаций в которых спортсмен сможет
себя проявить (раскрыться);
- находить время для индивидуальной работы с воспитанниками.