Напоминание

Реализация принципа сознательности при совершенствовании технических действий в баскетболе


Автор: Чекаев Денис Николаевич
Должность: тренер по баскетболу
Учебное заведение: ГАУ РО "СШ "Флагман"
Населённый пункт: город Ряжск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Реализация принципа сознательности при совершенствовании технических действий в баскетболе
Раздел: высшее образование





Назад




Реализация принципа сознательности при совершенствовании

технических действий в баскетболе.

Всем известно, что баскетбол - это ациклический командный вид

спорта

с

множеством

неспецифических

для

человека

двигательных

технических действий, для успешного обучения и совершенствования

которых баскетболисту выдвигается ряд требований. Среди них осознанное

отношение к решению общей цели и задач тренировки, в том числе

осознание и понимание биомеханики выполнения технических элементов.

Без сознательного и осознанного отношения к повседневным занятиям

невозможно добиться высоких спортивных результатов. Важными условиями

формирования сознательного отношения к занятиям являются мотивация,

правильная

постановка

цели,

концентрация

внимания,

осознанность

установки и контроль за ее выполнением, а не только желание играть в

баскетбол. Не только методика обучения и совершенствования техники и

тактики игры, но и глубокое понимание целей и задач тренировки, средств,

методов и содержания изучаемого материала способствуют стабильному

интересу и активному отношению к занятиям. Нужно так организовать

тренировочный

процесс,

чтобы

овладение

программным

материалом

удовлетворяло потребности занимающихся. При этом надо опираться на

устойчивый интерес к занятиям баскетболом, что в свою очередь позволит

решать

необходимые

задачи

как

учебно-тренировочного,

так

и

воспитательного характера. Хорошим средством повышения сознательности

являются индивидуальные тренировки, где главную роль, как и во всем

процессе тренировки, играет тренер. При этом тренер не должен сдерживать

высокую активность и самостоятельность баскетболистов. Залогом успеха

тренера могут стать доверительные отношения с воспитанниками, которые

необходимо выстроить. Эффективность тренировочного процесса и высокие

спортивные

результаты

невозможны

без

сознательного,

творческого

выполнения тренировочных заданий самим занимающимся, конечно только

под чутким руководством тренера.

Активное применение тренером принципа сознательности в системе

спортивной подготовки в частности при совершенствовании технических

элементов может стать мощным орудием в арсенале наставника для более

быстрого достижения цели. Что бы реализовать принцип сознательности

необходимо провести огромную педагогическую работу, заслужить полное

доверие спортсмена и непререкаемый авторитет, не только у занимающихся,

но в первую очередь их родителей, ведь львиную долю времени ребенок

проводит

в

семье.

Очень

хорошо,

помочь,

ребенку

развить

его

познавательную

деятельность,

постараться

сделать

потребностью

способность понимать, осмысливать полученную информацию для этого

нужно потрудиться и достучаться до сознания ребенка. Задача тренера

научить спортсменов думать, ставить перед собой реальную, осознанную

цель, которую можно решить на конкретном этапе спортивной подготовки.

Научить принимать правильные, обдуманные решения в режиме острого

дефицита времени, и в критических ситуациях. Если добиться сознательного

и

активного

участия

воспитанника

в

тренировочном

процессе,

это

существенно ускорит процесс совершенствования технических элементов и

приобретения навыка.

Учитывая задачи и разделы технической подготовки, мы понимаем,

что спортсмен с более качественными техническими навыками при

относительно

равной

физической,

тактической,

психологической

подготовленности имеет преимущество над баскетболистом с более слабой

технической подготовкой. Для более быстрого и устойчивого овладения

техническим

элементом

спортсмену

необходимо

осмыслить,

понять

структуру самого приема, а главное осознать необходимость его применения

для получения преимущества над соперником во время тренировочной и

соревновательной деятельности.

Если рассматривать психологические составляющие принципа

сознательности, то мы увидим, какие психологические процессы проходят

внутри баскетболиста в определенных игровых и тренировочных ситуациях,

чем в свою очередь можем пользоваться для повышения активного и

сознательного участия спортсмена в тренировочном процессе.

Делая выводы, понимаем, что для реализации принципа сознательности

при совершенствовании технических действий в баскетболе необходимо:

- ясное понимание целей и задач (их правильная постановка);

-

понимание

спортсменом

самого

процесса

тренировочной

деятельности (что, почему, как и для чего нужно делать);

- использование методов теоретической подготовки в зависимости от

возраста и интеллектуального развития спортсменов (доступность);

- использование приёмов взаимообучения (показ лучшим спортсменом

техники упражнения, его объяснение и помощь);

- использование ярких примеров;

- воспитание способности понимания причинно-следственных связей;

- воспитание умения выделять главное и второстепенное;

-

воспитание

способности

думать

и

принимать

решения

самостоятельно;

- использование практических ситуаций в которых спортсмен сможет

себя проявить (раскрыться);

- находить время для индивидуальной работы с воспитанниками.



В раздел образования