Автор: Эмирасанова Эльмира Умеровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Маловидненская СОШ"
Населённый пункт: Бахчисарайский район, Республика Крым
Наименование материала: Конфликты в подростковой среде: причины возникновения и пути решения
Тема: Конфликты в подростковой среде: причины возникновения и пути решения Conflicts in the adolescent environment: causes and solutions
Раздел: полное образование
Конфликты в подростковой среде: причины возникновения и пути решения
Conflicts in the adolescent environment: causes and solutions
Аннотация. В статье рассматривается необходимость и целесообразность ведения работы по
диагностике и профилактике конфликтов в школьных коллективах. Рассмотрены основные
факторы конфликтных ситуаций, проанализированы результаты диагностики. Конфликты
занимают значительное место в нашей повседневной жизни. Существует мнение, что цель
конфликта заключается в том, что, разрешая его, необходимо исключить актуализацию
противоречия. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов.
Несмотря на пристальное внимание ученых и практиков, многие проблемы, связанные с
подростковыми конфликтами, остаются нерешенными, и любое обращение к этому вопросу
является актуальным.
Annotation. The article discusses the need and feasibility of doing work on the diagnosis and prevention
of conflicts in school teams. The main factors of conflict situations are considered; the results of
diagnostics are analyzed. Conflicts occupy a significant place in our daily life. It is believed that the
purpose of the conflict is that, resolving it, it is necessary to exclude the actualization of the
contradiction. Conflicts in the adolescent environment are characteristic of all times and peoples.
Despite the close attention of scholars and practitioners, many problems associated with adolescent
conflicts remain unresolved, and any appeal to this issue is relevant.
Ключевые слова: межличностные конфликты в подростковой среде, школа, институт, стратегии
поведения в конфликтной ситуации, пути решения конфликтов.
Key words: interpersonal conflicts in the adolescent environment, school, institution, strategies of
behavior in a conflict situation, ways to solve conflicts
Признание конфликта как неотъемлемой части нашего общества, движущего механизма
прогресса и развития вовсе не «делает» наше общество конструктивным с точки зрения выбора
стратегии реагирования и способа поведения в конфликте. Неспособность контролировать свои
эмоции, импульсивность, агрессивность, переход к личностям, желание «уничтожить»
собеседников, ненужные эмоциональные переживания, извращения, ложь оправдываются
добрыми намерениями и т. д. К этому добавляется хронический стресс, необходимость
постоянного заработка, высокий темп жизни и т. д. Интерес к проблеме конфликтов
формировался в отечественной науке давно.
До сих пор нет однозначного ответа специалистов на вопрос о том, что подразумевается под
управлением и разрешением конфликтов. В настоящее время признается, что разрешение
конфликта - это, прежде всего, его локализация или устранение, а управление не обязательно
означает уменьшение масштабов конфликта, а скорее связано с его урегулированием и
контролем, подавлением враждебности, агрессией путем достижения взаимоприемлемые
соглашения.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что конфликтные процессы мало кто одобряет, но
почти все в них участвуют.
Родители и учителя довольно часто попадают в сложные ситуации, где они не могут
предотвратить проявление агрессивности среди подростков. На сегодняшний день, как
родителям, так и учителям необходимо иметь разнообразные психологические знания для того,
чтобы быть компетентными в ситуациях проявления агрессивности среди подростков. Также для
того, чтобы помочь подростку справиться с теми трудностями, с которыми он сталкивается.
В условиях своего развития подростки могут попадать в ситуации, нарушающие здоровый процесс
личностного развития, в результате чего могут возникать предпосылки для возникновения
конфликта агрессивность. Но проявление агрессивности и конфликта не всегда вызвано
нарушением в процессе становления, в некоторых случаях они естественны для данного возраста
[5].
Если инициатором является подросток, то очевидно, что таким образом нельзя избежать
агрессивного типа ответа. Если инициатор становится взрослым, тогда этот процесс можно
контролировать. Переход к модели взаимоотношений для взрослых может происходить тремя
способами: регулярное обострение конфликта, которое будет затяжным и глубоким. Возможны
деформации личности и формирование негативных черт, таких как обман и лицемерие. Авторитет
взрослого падает, и отчуждение подростка, который ищет другие авторитеты, растет.
Повышенная конфликтность среди подростков на сегодняшний день является общепризнанным
фактом. Это обусловлено рядом причин и обстоятельств. В первую очередь противоречивостью
подросткового возраста, неустойчивостью, незрелостью, отсутствием опыта,
безапелляционностью [2,3,4].
При рассмотрении конфликтов в школе как ступени образовательного процесса мы исходит из
следующих положений. Во-первых, школа как учреждение является достаточно значимым звеном
в институте образования в целом. Поэтому ее нельзя рассматривать в отрыве об общественной
жизни. Именно школу можно назвать своеобразным зеркальным отражением социума, которое
не только аккумулирует все процессы, но и преломляет через участников школьного
взаимодействия. В связи с этим считаем, что следует опираться на ряд положений
макросоциального подхода. Во-вторых, школу необходимо рассматривать как особую социальную
систему, построенную, с одной стороны, на общепринятых нормах, ценностях и стандартах
поведения. С другой стороны, имеющую свои специфические особенности. И здесь мы согласны с
рядом исследователей, что школа выступает значимым агентом социализации личности
подрастающего поколения и конфликт в ней по преимуществу будет носить дисфункциональный
характер [6].
Массовые представления о сегодняшней школе и учениках сопряжены с двумя достаточно
распространенными стереотипами. Согласно первому, учиться сейчас труднее, чем прежде.
Согласно второму – у сегодняшних школьников снизился интерес к учебе. На этом фоне
происходит рост их агрессивности, жестокости и снижение уровня культурности, воспитанности. С
одной стороны, являясь наиболее динамичной, восприимчивой средой, именно школа быстро
реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. Сдругой – в ней зеркальным
отражением выходят все негативные процессы и тенденции изменения социального
взаимодействия, которые свойственны нашему обществу. Иными словами, процесс
трансформации социального взаимодействия современных школьников происходит в контексте
изменений, происходящих в обществе в целом, и является его естественным воспроизведением.
Фактором формирования личности в подростковом возрасте является общение со сверстниками
образовательной команды. Команда предотвращает формирование индивидуалистических черт.
Эффективность образовательного воздействия на человека во многом зависит от общественного
мнения команды. Однако неадекватная самооценка некоторых парней и девушек в
определенных случаях приводит к совершенно противоположному отношению к коллективу, что
провоцирует возникновение межличностных конфликтов.
В подростковом возрасте растет необходимость понимать свой собственный статус в команде
сверстников и взаимодействовать со сверстниками. Поэтому в образовательной деятельности
наряду с познавательными задачами молодые люди сталкиваются с коммуникативными
задачами, решение которых предполагает ориентацию, планирование действий по общению,
речи и обратной связи.
В подростковом возрасте потребность в общении приобретает особые формы эмоциональной и
индивидуальной потребности в дружбе и любви. Интенсивный поиск друга начинается с
подросткового возраста. Однако юношеская дружба гораздо стабильнее и глубже, чем
подростковая. Подросток обычно ассоциируется с другом с общими интересами и совместной
деятельностью. Позже дружба подчеркивает близость, тепло и искренность.
Предотвращение конфликтов поможет создать творческую среду с такими важными
характеристиками, как отсутствие ценности, психологическая поддержка и признание личности
подростка. Все это помогает предотвратить конфликты между школьниками и, как следствие,
создает благоприятные условия для личностного и профессионального развития будущих
специалистов.
Отмечая особую ситуацию молодых людей в современном мире, И.М. Ильинский, автор многих
научных исследований, посвященных вопросам молодежи, сказал, что «если вы свяжете каждое
поколение с течением времени, то очевидно, что молодежь – это будущее» [1].
Учитывая, что в подростковом возрасте многие временные состояния являются фиксированными
и становятся стабильными, и важно не подавлять конфликты между подростками, а развивать их
навыки конструктивного взаимодействия, развивать коммуникативные навыки, сочувствие и
терпимость по отношению к другим, а вместе с этим и объективную самооценку. Это поможет
преодолеть высокий уровень конфликтов, свойственных подросткам из – за неприятные и
стрессовые последствия трудных ситуаций, и сделает отношения в подростковых группах более
гармоничными.
Список используемой литературы:
1. Ильинский И.М. Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание.
Умение. 2005. № 3. С. 5–17
2. Камнева Н. А. Исследование индивидуально - типологических свойств личности // 5 International
Conference on European Science and Technology October 3 - 4 Munich, Germany, 2013г. С. 359. 245
3. Cooper S.H. Changing notions of defense within psychoanalytic theory // Journal of Personality. –
1998. – Vol. 66. – Р. 947 - 964.
4. Cramer P. The Study of Defense Mechanisms: Gender Implications / Washington D.C. The
Psychodynamics of Gender and Gender Role // American Psychological Association. – 2002. – Р. 81 -
121.
5. Шакирова Д.М. Конфликтные отношения как вид деструктивного взаимодействия в школьной
среде. // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. – № 4. – С. 345–348
6. Шакирова Д.М. Использование макросоциального подхода к изучению феномена конфликта
вшколе.// Сборник трудов конференции - 2017. – С.166-168.