Напоминание

Дуоденальное зондирование


Автор: Тахтарова Аида Адильгереевна
Должность: преподаватель сестринского дела
Учебное заведение: ГБПОУ РД "ДБМК"
Населённый пункт: г. Махачкала, Республика Дагестан
Наименование материала: Методическая разработка для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Тема: Дуоденальное зондирование
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский

колледж им.Р.П.Аскерханова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

по теме:

ДУОДЕНАЛЬНОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ

ПМ 04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ

ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ

МДК 04.01 ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Для специальности: 34.02.01 Сестринское дело

Автор – составитель: А.А.Тахтарова

Махачкала 2022-2023 уч.год

Рассмотрено и утверждено на

заседании цикловой методической

комиссии

________________________________

Протокол №___________

_________________________ 20___г.

Председатель ЦМК

_________________________________

(ФИО)

2

Согласовано

Методист

_____________________

(ФИО)

В

методической

разработке

«Дуоденальное

зондирование»

представлены задания для различных методов оценки и закрепления знаний

обучающихся по теме занятия: вопросы для фронтального

опроса,

индивидуального опроса, тестовые задания, слайд-презентация.

Методическая разработка рекомендована для проведения практических

занятий по предмету «Основы сестринского дела».

Автор – составитель: А.А.Тахтарова

Содержание:

2

3

1. Пояснительная записка.......................................................................................

4

2. Основная часть....................................................................................................

5

2.1. Технологическая карта учебного занятия...................................................5

2.2. Содержание учебного материала.................................................................8

2.3. Дидактический материал............................................................................

11

3. Заключительная часть.......................................................................................

21

4. Информационные источники

…………………………………………………………………………………………..

24

5. Приложение.......................................................................................................

25

1.

Пояснительная записка

3

4

Методическая

разработка

предназначена

для

проведения

практического занятия по теме «Дуоденальное зондирование».

Дуоденальное зондирование проводится с целью определения состава

желчи.

Это исследование применяется в диагностике заболеваний желчного

пузыря и желчевыводящих путей, двенадцатиперстной кишки. Однако в

настоящее время в связи с широким использованием эндоскопии и

ультразвукового

исследования

данный

метод

используется

реже.

Содержимое двенадцатиперстной кишки представляет собой смесь желчи,

секрета поджелудочной железы и двенадцатиперстной кишки с небольшим

количеством желудочного сока.

Многомоментное фракционное дуоденальное зондирование позволяет

получать

желчь

из

общего

желчного

протока,

желчного

пузыря

и

внутрипеченочных желчных протоков с последующим биохимическим и

микроскопическим

ее

исследованием.

Кроме

того,

этот

метод

дает

представление

о

функциональном

состоянии

желчного

пузыря

и

желчевыводящих путей.

Данная тема входит в Раздел «Зондовые манипуляции в сестринском

деле».

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: практика.

Цели: изучение и первичное закрепление новых знаний.

4

5

2.Основная часть

2.1. Технологическая карта учебного занятия

ФИО преподавателя,

квалификационная

категория

Тахтарова Аида Адильгереевна

Код, наименование

специальности

34.02.01. Сестринское дело

Учебная дисциплина/МДК

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

МДК 04.01 Основы сестринского дела

Интегративные связи

Межпредметные

Внутрипредметные

Анатомия,

физиология,

патология,

фармакология,

психология.

Дезинфекционный режим в МО.

Предстерилизационная очистка использованного

медицинского инструментария.

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 1 - 8.

ПК 2.1 – 2.8

Уровень освоения

3 - базовый

Тема учебного занятия

Дуоденальное зондирование

Количество часов

4час (180мин)

Вид учебного занятия

Практическое занятие

Тип учебного занятия

Изучение нового материала

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Усвоить

технику

проведения

дуоденального

зондирования,

возможные проблемы пациентов при

проведении

медицинской

манипуляции,

возможные

осложнения и их профилактика.

Активизация мыслительной

деятельности, развитие логического

мышления, развитие аналитического

мышления.

Воспитать чувство

ответственности и понимания

социальной значимости своей

будущей профессии.

5

6

Методы контроля

результатов обучения темы

учебного занятия

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестовый контроль, глоссарий, графический диктант, демонстрация

практических навыков, самостоятельная работа обучающихся.

Организация

образовательного

пространства учебного

занятия

Материально-техническое

обеспечение

Основная

литература

Дополнительная литература

Методическая

литература

Мультимедийное оборудование,

ноутбук, оборудование для

выполнения дуоденального

зондирования, фантом головы с

пищеводом и желудком

Е.В.Смолева

«Сестринское

дело»

Т.П.Обуховец

«Основы

сестринского дела»

Справочник медицинской

сестры по уходу за

больными. Ростов на Дону.

«Феникс», 2020г.

Рабочая программа,

календарно-

тематический план,

поурочный план,

методическая разработка

Характеристика этапов

урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формы обучения

Результат

Организационный момент

(5 мин)

Приветствует, проверяет

готовность к занятию

Приветствуют педагога,

проверяют уровень своей

готовности к уроку

Фронтальная

Волевая саморегуляция

Проверка домашнего задания

(55 мин)

Проводит фронтальную проверку

домашнего задания с целью

выявления обучающихся, не

выполнивших данный вид работы;

организует повторение базового

теоретического и практического

материала

Демонстрируют уровень

выполнения домашнего

задания, задают вопросы,

возникавшие в ходе

осуществления

самостоятельной работы.

Фронтальная,

индивидуальная

Умение отличать

выполненное задание

от невыполненного,

определять объем

знаний, которые уже

были усвоены и

которые еще предстоит

усвоить.

Первичная проверка

понимания изученного

(10 мин)

Озвучивает важные положения

ранее пройденной темы,

осуществляет постановку учебной

проблемы.

Отвечают на вопросы педагога,

участвуют в процессе

постановки учебной проблемы.

Фронтальная

Умение точно

выражать свои мысли и

формулировать

вопросы для получения

ответов. Формирование

четких мыслительных

6

7

процессов, выработка

умения анализировать

информацию.

Изучение новых знаний

(55мин)

Излагает новый материал,

организовывает повторение особо

важных моментов для

выравнивания условий восприятия

информации разными группами

обучающихся

Слушают объяснения, задают

уточняющие вопросы

Иллюстративно-

демонстрационн

ая

Подведение под

понятие,

целеполагание

Самостоятельная работа

обучающихся

(45 мин)

Осуществляет контроль за

соблюдением алгоритма действий

при выполнении медицинской

манипуляции

Отрабатывают практические

навыки на фантомах путем

многократного повторения

Самостоятельная

работа

Знание алгоритма

выполнения

манипуляции

Подведение итогов занятия,

рефлексия (10мин)

Актуализирует внимание на

пройденном материале, задает

вопросы о задачах урока,

побуждает к высказыванию своего

мнения, соотносит достигнутые

цели с поставленным

результатом.

Формулируют результат работы

на уроке, называют основные

тезисы усвоенного материала.

Тестовый

контроль

Самоопределение,

самоусвоение знаний,

определение объема

материала, который

еще предстоит

выучить.

7

2.2.Содержание учебного материала

Тема: Дуоденальное зондирование

После изучения темы студент должен знать:

-

цели, противопоказания и возможные осложнения при выполнении

зондовых манипуляций

-

устройство дуоденального зонда

-

оснащение для дуоденального зондирования

-

техника дуоденального зондирования.

После изучения темы студент должен уметь:

-

объяснить пациенту сущность манипуляции и правила подготовки к ней

-

провести дуоденальное зондирование (на фантоме).

Содержание учебного материала:

Цель проведения дуоденального зондирования.

Противопоказания и возможные осложнения при его выполнении.

Дуоденальный зонд.

Техника дуоденального зондирования.

Взятие на анализ желчи.

Утилизация и дезинфекция использованного оборудования.

Дидактические единицы:

Плакат «Дуоденальное зондирование».

Графический диктант.

Тестовые задания.

Учебное пособие для студентов «Основы сестринского дела».

Алгоритмы практических манипуляций в сестринском деле.

Глоссарий.

9

Контрольные вопросы:

1.Цель дуоденального зондирования.

2. Проблемы больного в связи с предстоящей манипуляцией.

3.Перечислить оснащение для дуоденального зондирования.

4.Показания для дуоденального зондирования.

5. Особенности дуоденального зонда.

6. Порция А, название, цвет.

7. Порция В, название, цвет.

8. Порция С, название, цвет.

9. Расчет глубины введения зонда.

10.Правила выписывания направления в лабораторию.

Самостоятельная работа студентов:

1.Выполнение тестовых заданий по теме занятия.

2.Выполнение графического диктанта по теме занятия.

3.Работа с учебным пособием для студентов «Основы сестринского дела».

4.Отработка практических навыков по дуоденальному зондированию (на

фантоме).

5.Выполнение глоссария по теме занятия.

Внутрипредметные связи:

Медицинская этика и деонтология. Мастерство общения в сестринском деле.

Сестринский процесс. Дезинфекция предметов ухода за больным.

Межпредметные связи:

Медицинская психология, анатомия с физиологией, гигиена.

9

10

Тема: Дуоденальное зондирование

Форма организации учебного процесса:

Доклиническая практика.

Цели занятия:

1.Учебная: отработать и закрепить практические навыки по выполнению

дуоденального зондирования и подготовке больного.

2.Воспитательная:

усвоить

значение

своевременного

и

правильного

проведения

манипуляции для

полноценного обследования больного,

формирование у студентов чувства ответственности, этики, воспитание

чуткого, внимательного отношения к больному.

3.Методическая:

определить степень усвоения материала, данного на

предыдущем занятии, умения логически и последовательно мыслить,

применять полученные знания на практике.

Место проведения занятия:

Кабинет доклинической практики ДМК.

Время, отведенное на изучение темы:

4 часа – 180 мин.

Оснащение занятия:

Стенд

«Дуоденальное

зондирование»,

плакат

«Дуоденальное

зондирование»,

фантом

головы

с

пищеводом,

зажим,

вазелин,

дуоденальный зонд, шприц Жане, 33% раствор сульфата магния, грелка,

штатив, пробирки А,В,С;

Тестовые

задания,

учебное

пособие

для

студентов

«Основы

сестринского дела», алгоритмы практических манипуляций в сестринском

деле, графический диктант, сценарий ролевой игры, примерная сестринская

история болезни.

10

11

2.3 Дидактический материал

Вопросы для фронтального опроса:

Цель: определить базовый уровень знаний по теме занятия.

1. Цель манипуляции, показания и противопоказания.

2. Необходимое оснащение манипуляции.

3. Алгоритм введения дуоденального зонда.

4. Алгоритм получения порций А, В, С.

5.Дезинфекция дуоденального зонда.

6. Возможные проблемы пациента при проведении манипуляции.

Эталоны ответов

1.Цель: Собрать желчь для исследования в 3 пробирки: А, В, С.

Показания: Заболевания желчного пузыря.

Противопоказания: кровотечения, язва желудка, сердечная недостаточность.

Выявляются в процессе обследования пациента медицинской сестрой и

врачом.

2.Оснащение:

Зажим, вазелин, дуоденальный зонд, шприц Жане, 33% раствор сульфата

магния 50 мл, грелка, штатив, пробирки А,В,С.

Полотенце, направление, ёмкость для дезинфекции.

3.Алгоритм введения дуоденального зонда:

1.

Информировать пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее

выполнения. Получить согласие на проведение манипуляции

2.

Пригласить пациента в специальный кабинет, удобно усадить на стул со

спинкой, слегка наклонить его голову вперед.

11

12

3.

На шею и грудь пациента положить полотенце, попросить его снять

зубные протезы, если они есть. Дать в руки лоток для слюны.

4.

Достать из бикса стерильный зонд, увлажнить кипяченой водой или

вазелином конец зонда с оливой. Взять его правой рукой на расстоянии 10

- 15 см от оливы, а левой рукой придерживать свободный конец.

5.

Встав справа от пациента, предложить ему открыть рот. Положить оливу

на корень языка и попросить сделать глотательное движение. Во время

проглатывания продвигают зонд в пищевод.

6.

При каждом глотании пациента зонд вводят глубже до четвертой

отметки, а затем еще на 10 - 15 см для продвижения зонда внутри

желудка.

7.

Предлагают пациенту проглотить зонд до седьмой отметки. Если

позволяет его состояние, лучше это сделать во время медленной ходьбы.

8.

Пациента укладывают на правый бок. Под таз подкладывают мягкий

валик, а под правое подреберье - теплую грелку.

9.

В положении лежа на правом боку пациенту предлагают проглотить зонд

до девятой отметки. Зонд продвигается в двенадцатиперстную кишку.

4. Алгоритм получения порций А, В, С:

1.

Штатив с пробирками ставят на низкую скамеечку у изголовья

пациента.

2.

Свободный конец зонда опускают в пробирку А (дуоденальная желчь

порции А имеет светло-желтую окраску). За 20 - 30 мин поступает 15 -

40 мл желчи - количество, достаточное для исследования.

3.

Используя шприц как воронку, вводят в двенадцатиперстную кишку 30

- 50 мл 33 % раствора магния сульфата, подогретого до +40...+42°С. На

зонд накладывают зажим на 5-10 мин.

4.

Через 5-10 мин снимают зажим. Опускают свободный конец зонда в

следующую пробирку. Начинает поступать густая желчь темно-

12

13

оливкового цвета (порция В из желчного пузыря). За 20 - 30 мин

выделяется 50 - 60 мл желчи.

5.

Как только из зонда начнет поступать желчь ярко-желтого цвета,

опускают его свободный конец в пробирку С и набирают 10 - 20 мл

печеночной желчи (порция С).

6.

Осторожно

и

медленно

усаживают

пациента.

Извлекают

зонд.

Пациенту дают прополоскать рот приготовленной жидкостью (водой

или антисептиком).

5. Дезинфекция дуоденального зонда:

1.

Поместить зонд в 1% раствор хлорамина на 30 мин.

2.

Промыть зонд от дезраствора под проточной водой до исчезновения

запаха хлорамина

3.

Промыть зонд в моющем растворе ватно-марлевым тампоном в

течение 2 минут, канал зонда промывают с помощью шприца.

4.

Ополоснуть зонд проточной водой в течение 3 минут.

5.

Ополоснуть зонд дистиллированной водой в течение 1 минуты.

6.

Завернуть зонд в салфетку, поместить его в бикс и отправить на

стерилизацию.

6. Возможные проблемы пациента:

позывы на рвоту при введении зонда

страх перед вмешательством

необоснованный отказ от вмешательства

удушье пациента при введении зонда.

13

14

Вопросы для индивидуального опроса

Цель: выявить уровень подготовленности студентов к домашнему заданию.

1.Техника мытья рук по EN-1500.

2.Продемонстрировать технику дуоденального зондирования.

3. Дезинфекция использованного оборудования.

Эталоны ответов:

1.Техника мытья рук по EN-1500.

Открыть кран, выдавить локтем жидкое мыло в ладонь второй руки.

Тереть

одну

ладонь

о

другую

ладонь

возвратно-поступательными

движениями.

Правой ладонью растирать тыльную поверхность левой кисти, поменять

руки.

Соединить пальцы одной руки в межпальцевых промежутках другой, тереть

внутренние поверхности пальцев движениями вверх и вниз.

Соединить пальцы в «замок», тыльной стороной согнутых пальцев растирать

ладонь другой руки.

Охватить основание большого пальца левой кисти между большим и

указательным пальцами правой кисти, вращательное трение. Повторить на

запястье. Поменять руки.

Круговым движением тереть ладонь левой кисти кончиками пальцев правой

руки, поменять руки.

Смыть мыло с каждой руки под краном в направлении от кисти к локтю.

Закрыть кран локтем.

Осушить

обе

руки

бумажными

полотенцами,

меняя

их,

и

скинуть

использованные полотенца в контейнер для отходов класса А.

14

15

2. Техника дуоденального зондирования.

1. Подготовить все необходимое оснащение.

2. Установить доброжелательные отношения с пациентом и объяснить ему

цель и ход процедуры, получить согласие.

3. Надеть маску, подготовить руки к работе, надеть перчатки.

4.Объяснить пациенту необходимость процедуры и ее последовательность.

5.

Накануне

вечером

предупредить,

что

предстоящее

исследование

проводится натощак, а ужин перед исследованием должен быть не позднее

18.00.

3. Пригласить пациента в специальный кабинет, удобно усадить на стул со

спинкой, слегка наклонить его голову вперед.

4. На шею и грудь пациента положить полотенце, попросить его снять

зубные

протезы,

если

они

есть.

Дать

в

руки

лоток

для

слюны.

5. Достать из бикса стерильный зонд, увлажнить кипяченой водой конец

зонда с оливой. Взять его правой рукой на расстоянии 10 - 15 см от оливы, а

левой рукой придерживать свободный конец.

6. Встав справа от пациента, предложить ему открыть рот. Положить оливу

на корень языка и попросить сделать глотательное движение. Во время

проглатывания

продвигают

зонд

в

пищевод.

7. Просят пациента глубоко подышать носом. Свободное глубокое дыхание

подтверждает нахождение зонда в пищеводе и снимает рвотный рефлекс от

раздражения задней стенки глотки зондом.

8. При каждом глотании пациента зонд вводят глубже до четвертой отметки,

а затем еще на 10 - 15 см для продвижения зонда внутри желудка.

9. Присоединяют к зонду шприц и тянут поршень на себя. Если в шприц

поступает мутноватая жидкость, значит зонд находится в желудке.

10. Предлагают пациенту проглотить зонд до седьмой отметки. Если

позволяет его состояние, лучше это сделать во время медленной ходьбы.

11. Пациента укладывают на правый бок. Под таз подкладывают мягкий

15

16

валик, а под правое подреберье - теплую грелку. В таком положении

облегчается продвижение оливы к привратнику.

12. В положении лежа на правом боку пациенту предлагают проглотить зонд

до девятой отметки. Зонд продвигается в двенадцатиперстную кишку.

13. Штатив с пробирками ставят на низкую скамеечку у изголовья

пациента. Свободный конец зонда опускают в пробирку А (дуоденальная

желчь порции А имеет светло-желтую окраску). За 20 - 30 мин поступает 15 -

40

мл

желчи

-

количество,

достаточное

для

исследования.

14. Используя шприц как воронку, вводят в двенадцатиперстную кишку 30 -

50 мл 33 % раствора магния сульфата, подогретого до +40...+42°С. На зонд

накладывают зажим на 5-10 мин или свободный конец завязывают легким

узлом.

15. Через 5-10 мин снимают зажим. Опускают свободный конец зонда в

пробирку В (порция В из желчного пузыря). За 20 - 30 мин выделяется 50 - 60

мл желчи.

16. Как только из зонда вместе с пузырной желчью будет поступать желчь

ярко-желтого цвета, опускают его свободный конец в пробирку С и набирают

10 - 20 мл печеночной желчи (порция С).

17. Осторожно и медленно усаживают пациента. Извлекают зонд. Пациенту

дают

прополоскать

рот

приготовленной

жидкостью

(водой

или

антисептиком).

3. Дезинфекция использованного оборудования:

1.

Поместить зонд в 1% раствор хлорамина на 30 мин.

2.

Промыть зонд от дезраствора под проточной водой до исчезновения запаха

хлорамина

3.

Промыть зонд в моющем растворе ватно-марлевым тампоном в течение 2

минут, канал зонда промывают с помощью шприца.

4.

Ополоснуть зонд проточной водой в течение 3 минут.

5.

Ополоснуть зонд дистиллированной водой в течение 1 минуты.

16

17

6.

Завернуть зонд в салфетку, поместить его в бикс и отправить на

стерилизацию.

Тестовые задания:

1. Для проведения дуоденального зондирования необходимо приготовить:

а) тонкий резиновый зонд

б) толстый резиновый зонд

в) тонкий резиновый зонд с металлической оливой

г) два толстых желудочных зонда, соединенных стеклянной трубкой

2. Для получения порции "В" при дуоденальном зондировании через

зонд вводится:

а) капустный отвар

б) мясной бульон

в) 25% раствор магния сульфата

г) 33% раствор магния сульфата

3. При дуоденальном зондировании пациента укладывают:

а) на левый бок

б) на правый бок

в) на живот

г) на спину

4. Количество 33% раствора магния сульфата для дуоденального

зондирования:

а) 10 мл

б) 50 мл

в) 100 мл

г) 200 мл

17

18

5. Для дезинфекции зондов применяют:

а) дистиллированную воду

б) 1% раствор хлорамина

в) моющий раствор

г) 3% раствор хлорной извести

6. Порция "С" при дуоденальном зондировании – это:

а) пузырная желчь

б) желудочный сок

в) печеночная желчь

г) дуоденальная желчь

7. Порция "В" при дуоденальном зондировании:

а) желтого цвета

б) мутная

в) оливкового цвета

г) золотистого цвета

8. Для проведения дуоденального зондирования необходимо приготовить:

а) 7 пробирок

б) 3 пробирки

в) 9 пробирок

г) 11 пробирок.

Эталон ответа: 1в, 2г, 3б, 4б, 5б, 6в, 7в, 8б.

Критерии оценок:

1 ошибка – оценка «5»

2 ошибки – оценка «4»

18

19

3 ошибок – оценка «3»

4 и более ошибок – оценка «2»

Терминологический диктант

Холецистит – воспаление слизистой оболочки желчного пузыря.

Дуоденум - двенадцатиперстная кишка (латинский яз.)

Желчь – секрет, вырабатываемый клетками печени, накапливающийся в

желчном пузыре и принимающий участие в процессе пищеварения.

Порция А - кишечная (дуоденальная) желчь.

Порция В - пузырная (из желчного пузыря) желчь.

Порция С - печеночная (из печеночных протоков) желчь.

Спазм - внезапное (непроизвольное) болезненное сокращение мышечной

ткани.

19

20

Графический диктант

1.

Основное показание для дуоденального зондирования - отравления.

2.

Для дуоденального зондирования необходимо 3 пробирки.

3.

Температура 33% раствора сульфата магния – 40-42 град.

4.

Для дуоденального зондирования используют тонкий зонд с оливой.

5.

Порция С – это дуоденальная желчь.

6.

Порция В должна быть темно-оливкового цвета.

Эталон ответа:

да

да

да

нет

нет

нет

20

21

3.Заключительная часть

Тестовые задания для закрепления темы:

1.Показание для дуоденального зондирования

а) острый холецистит

б) хронический холецистит

в) острый гастрит

г) печеночная колика

2.Подготовка пациента к дуоденальному зондированию

а) вечером – легкий ужин, утром – натощак

б) вечером – легкий ужин, утром – очистительная клизма

в) в течение 3 дней до исследования исключаются железосодержащие

продукты

г) не проводится

3.При подготовке пациента к дуоденальному зондированию очистительная

клизма

а) ставится вечером накануне исследования

б) ставится утром в день исследования

в) ставится вечером и утром

г) не ставится

4.При дуоденальном зондировании медсестра использует сульфат магния для

получения содержимого

а) желудка

б) 12-перстной кишки

в) желчного пузыря

г) внутрипеченочных протоков

21

22

5.Порция

«В»,

полученная

при

дуоденальном

зондировании,

это

содержимое

а) желудка

б) 12-перстной кишки

в) желчного пузыря

г) внутрипеченочных протоков

6.При заболеваниях желчевыводящих путей медсестра готовит пациента к

проведению

а) желудочного зондирования

б) дуоденального зондирования

в) ирригоскопии

г) колоноскопии

7. При дуоденальном зондировании получают:

а) 3 порции желчи

б) 7 порций желчи

в) не делят на порции

г) столько, сколько медсестра приготовит пробирок

8.Для стимуляции при дуоденальном зондировании используют:

а) 0,9% раствор натрия хлорида 50 мл

б) 0,01% раствор калия перманганата 50 мл

в) 25% раствор магния сульфата 50 мл

г) 4% раствор натрия гидрокарбоната 50 мл

9.Дуоденальное зондирование проводят

а) толстым желудочным зондом

б) тонким зондом с оливой

в) тонким желудочным зондом

22

23

г) шприцем Жане

10.При дуоденальном зондировании порцию «С» :

а) Пузырная желчь

б) печеночная желчь

в) желчь из 12 – ти перстной кишки

г) желчь из желудка

Эталоны ответов: 1б, 2а, 3г, 4в, 5в, 6б, 7а, 8в, 9в, 10б.

Задание на дом: «Катетеризация мочевого пузыря».

Учебное пособие Е.В.Смолева «Сестринское дело» стр. 66-71.

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», стр. 99-104.

23

24

4.

Информационные источники

1.

Маколкин В.И., Овчаренко СИ., Семенков Н.Н. Сестринское дело в

терапии, АН-МИ - М, 2020.

2.

Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела:

Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2018.

3.

Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету

«Основы сестринского дела»

Москва Издательская группа «Гэотар-

Медиа» 2018.

4.

Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела.

– Ростов н/д.: Феникс, 2021.

5.

Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. –

М.: ГЭОТАР – Медиа, 2018.

6.

Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии. Практикум, Феникс, Ростов-

на-Дону - 2019.

7.

Сестринское дело, учебник /под редакцией Краснова А.Ф., Самара -

2019.

8.

Смолева Е.В. Сестринское дело в терапии» Феникс, Ростов-на-Дону -

2020.

9.

Хвощёва

С.Е.

Основы

сестринского

дела:

введение

в

предмет,

сестринский

процесс.

М.:

ГОУ

ВУНМЦ

по

непрерывному

медицинскому и фармацевтическому образованию, 2021.

Приложение

24

25

Алгоритм манипуляции: Дуоденальное зондирование

Цель:

получение

дуоденального

содержимого

для

лабораторного

исследования.

Показания к дуоденальному зондированию: заболевания печени, желчного

пузыря, желчевыводящих путей.

Противопоказания.

Острый

холецистит;

обострение

хронического

холецистита;

варикозное

расширение

вен

пищевода;

коронарная

недостаточность.

Оснащение. Стерильный дуоденальный зонд с оливой на конце; стерильный

шприц емкостью 20 мл; мягкий валик; теплая грелка; полотенце; лоток; 50 мл

25 % раствора магния сульфата подогретого до +40...+42 °С; штатив с

лабораторными пробирками (не менее трех пробирок, на каждой пробирке

указывают порцию желчи А, В, С); направление в лабораторию; чистая сухая

баночка; жесткий топчан без подушки; скамеечка; комплект белья; стакан с

кипяченой водой (раствором калия перманганата розового цвета, 2 %

раствором натрия гидрокарбоната или слабосолевым раствором).

Техника выполнения:

1. Подготовить все необходимое оснащение.

2. Установить доброжелательные отношения с пациентом и объяснить ему

цель и ход процедуры, получить согласие.

3. Надеть маску, подготовить руки к работе, надеть перчатки.

4.Объяснить пациенту необходимость процедуры и ее последовательность.

5.

Накануне

вечером

предупредить,

что

предстоящее

исследование

проводится натощак, а ужин перед исследованием должен быть не позднее

18.00.

3. Пригласить пациента в специальный кабинет, удобно усадить на стул со

спинкой, слегка наклонить его голову вперед.

25

26

4. На шею и грудь пациента положить полотенце, попросить его снять

зубные

протезы,

если

они

есть.

Дать

в

руки

лоток

для

слюны.

5. Достать из бикса стерильный зонд, увлажнить кипяченой водой конец

зонда с оливой. Взять его правой рукой на расстоянии 10 - 15 см от оливы, а

левой рукой придерживать свободный конец.

6. Встав справа от пациента, предложить ему открыть рот. Положить оливу

на корень языка и попросить сделать глотательное движение. Во время

проглатывания

продвигают

зонд

в

пищевод.

7. Просят пациента глубоко подышать носом. Свободное глубокое дыхание

подтверждает нахождение зонда в пищеводе и снимает рвотный рефлекс от

раздражения задней стенки глотки зондом.

8. При каждом глотании пациента зонд вводят глубже до четвертой отметки,

а затем еще на 10 - 15 см для продвижения зонда внутри желудка.

9. Присоединяют к зонду шприц и тянут поршень на себя. Если в шприц

поступает мутноватая жидкость, значит зонд находится в желудке.

10. Предлагают пациенту проглотить зонд до седьмой отметки. Если

позволяет его состояние, лучше это сделать во время медленной ходьбы.

11. Пациента укладывают на правый бок. Под таз подкладывают мягкий

валик, а под правое подреберье - теплую грелку. В таком положении

облегчается продвижение оливы к привратнику.

12. В положении лежа на правом боку пациенту предлагают проглотить зонд

до девятой отметки. Зонд продвигается в двенадцатиперстную кишку.

13. Свободный конец зонда опускают в баночку. Баночку и штатив с

пробирками

ставят

на

низкую

скамеечку

у

изголовья

пациента.

14. Как только из зонда в баночку начинает поступать желтая прозрачная

жидкость, свободный конец зонда опускают в пробирку А (дуоденальная

желчь порции А имеет светло-желтую окраску). За 20 - 30 мин поступает 15 -

40

мл

желчи

-

количество,

достаточное

для

исследования.

15. Используя шприц как воронку, вводят в двенадцатиперстную кишку 30 -

50 мл 33 % раствора магния сульфата, подогретого до +40...+42°С. На зонд

26

27

накладывают зажим на 5-10 мин или свободный конец завязывают легким

узлом.

16. Через 5-10 мин снимают зажим. Опускают свободный конец зонда в

баночку. Когда начинает поступать густая желчь темно-оливкового цвета,

опускают конец зонда в пробирку В (порция В из желчного пузыря). За 20 -

30 мин выделяется 50 - 60 мл желчи.

17. Как только из зонда вместе с пузырной желчью будет поступать желчь

ярко-желтого цвета, опускают его свободный конец в баночку до выделения

чистой ярко-желтой печеночной желчи.

18. Опускают зонд в пробирку С и набирают 10 - 20 мл печеночной желчи

(порция С).

19. Осторожно и медленно усаживают пациента. Извлекают зонд. Пациенту

дают

прополоскать

рот

приготовленной

жидкостью

(водой

или

антисептиком).

20. Поинтересовавшись самочувствием пациента, доставляют его в палату,

укладывают в постель, обеспечивают покой. Ему рекомендуют полежать, так

как магния сульфат может снизить АД.

21.

Пробирки

с

направлениями

доставляют

в

лабораторию.

22. Зонд после исследования замачивают в 3 % растворе хлорамина на 1 ч,

потом обрабатывают по ОСТ 42-21-2-85.

23. Результат исследования подклеивают в историю болезни.

27



В раздел образования