Напоминание

"История развитие социальной работы с детьми-сиротами".


Авторы: Сулейманова Саида Анваровна, Константин Николаевич Прудников
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 5"
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: Публикация
Тема: "История развитие социальной работы с детьми-сиротами".
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5»

Разработал:

учитель физической культуры

Сулейманова Саида Анваровна

г. Новый Уренгой

2023г.

История развитие социальной работы с детьми-сиротами

Как показывает исторический анализ состояния проблемы призрения и социальной

защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальную работу с

данной категорией часто отождествляли с социальной опекой и попечительством.

Превращение же детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отдельный

объект деятельности работников социальных служб положительно отразилось не только

на расширении круга задач социальной работы, но и на введении ее новых направлений.

Традиция заботы о слабых и немощных в России была заложена еще в период

язычества. С принятием христианства появляется и особая организация – церковь. Забота

об осиротевших детях претворялась в жизнь по-разному. Они нередко попадали в

монастыри, где их воспитывали, кормили и одевали. В то время даже существовало такое

понятие, как «монастырские детеныши», в число которых попадали также осиротевшие

бедные и разоренные боярские дети, у «которых отцы и матери «посечены»». А в

некоторых монастырях, например, в Кирилло-Белозерском, существовали детские приюты

«под именем голышни». Дети находились под присмотром специально приставленного к

ним старца. Осиротевших детей брали и в зажиточный дом, где благочестивые отцы

семейств их воспитывали и обучали какому-нибудь занятию, а по достижении

совершеннолетия отпускали, что называлось «благословлять в мир»

[1]

.

С X по XVII вв. на Руси исторически сложились несколько «классов» детей,

выпадающих из системы детско-родительских отношений: внебрачные дети, дети-сироты,

нищенствующие. Самой распространенной формой личной благотворительности в то

время была милостыня. Духовенство строило богадельни, госпитали, училища для

мальчиков и девочек. Еще в XVII в. монахи опускали за стены монастырей специальные

сплетенные корзины для того, чтобы бедные, несчастные, страдающие матери могли

положить туда свое дитя, которое они не в состоянии спасти от голода и нищеты.

Одним из первых образцов социального устройства детей, оставшихся без

родителей, является появление скудельниц. Скудельница – это общая могила, в которой

хоронили людей, умерших во время эпидемий, от голода, замерзших зимой и т.п. Там же,

поблизости, сооружались сторожки, куда привозились сироты, подкидыши, «незаконно

прижитые дети». Их воспитанием и призрением занимались старцы-скудельники, которые

специально подбирались.

Дети содержались в этих сторожках за счет подаяний населения окрестных сел и

деревень. Люди приносили одежду, продукты питания, игрушки. При всей своей

примитивности такие «детские дома» являлись выражением народной заботы о детях,

проявлением человеческого долга перед ними. Скудельники следили за физическим

развитием своих воспитанников, давали им представления о правилах человеческого

общежития.

В то же время и сама церковь стала институтом социального призрения и

социальной работы с детьми, оставшимися без родительского присмотра. В отличие от

западноевропейской церкви, которая видела свою основную благотворительную задачу в

призрении нуждающихся, русская церковь взяла на себя три важнейшие функции:

призрение, обучение и лечение. В России среди интенсивно создающихся монастырей и

храмов не было таких, которые не содержали бы приюты. Основной контингент их

воспитанников составляли незаконнорожденные и подкинутые дети.

В Судебнике 1550 г. впервые ставится вопрос о правомерности призрения лиц, не

являющихся «клиентами церкви». Согласно церковному законодательству, под защиту

церковной власти попадали «женщины, дети, престарелые, родители, рабы»

[2]

.

На Стоглавом Соборе Иван IV объявил о необходимости выявления детей,

нуждающихся в общественном надзоре, с целью которого начали обустраивать

богадельни для детей в каждом городе.

В России до Петра I не было легальных гражданских институтов поддержки т. н.

«зазорных», т. е. незаконнорожденных младенцев. Петр I понял основную причину

убийства матерями своих внебрачных детей – страх перед общественным мнением. По

примеру новгородского митрополита Иова Петр I в первой половине XVIII в. открывал

приюты для «зазорных младенцев» – «госпитали», которые стали местом приема

незаконнорожденных детей. При этом соблюдалась тайна их происхождения. В России

стал практиковаться «тайный прием» младенцев, «дабы приносимых лиц не было видно».

Устраивались «госпитали» около церковных оград с таким расчетом, чтобы оставалось

неизвестным лицо, подбрасывающее ребенка, от которого хотели освободиться

[3]

. Петр I

определил новые источники финансирования «госпиталей» посредством увеличения

сбора венечных денег с вступающих в брак, установления вычета из жалованья всяких

чинов и других сборов. Из казны выделялись средства на содержание воспитанников и

оплату обслуживающего персонала. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни или

приемным родителям. Вместе с тем значительная убыль населения (за период

царствования

Петра

I

население

России

уменьшилось

на

треть

вследствие

продолжительных войн, завоевательных походов, физического уничтожения виновников

стрелецкого

и

других

бунтов,

строительства

Санкт-Петербурга)

способствовала

уничтожению детоубийства.

Впервые при Петре I детство и сиротство стали объектом внимания государства. В

1706 г. открылись приюты для «зазорных младенцев», куда приказано было брать

незаконнорожденных детей, соблюдая тайну их происхождения. В то время в России

практиковался «тайный прием».

Устраивались «гошпитали» около церковных оград с таким расчетом, чтобы

оставалось

неизвестным

лицо,

подбрасывающее

ребенка,

от

которого

хотели

освободиться. Из казны выделялись средства на содержание воспитанников и оплату

обслуживающего персонала. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни или

приемным родителям. Мальчиков старше десяти лет отдавали в матросы.

Одновременно Петр I вел борьбу с нищенством, которое порождало рост

численности бездомных детей. Малолетних нищих били батогами и посылали работать.

Все попытки как-то упорядочить выявление детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, не принесли ощутимых результатов, поэтому предпринимались

поиски путей оказания помощи нуждающимся матерям. На смену «тайному приему»

приходит «явный», для которого характерно предъявление действительной материальной

несостоятельности женщины. Если она нуждалась, то, принося ребенка в приют, могла

получить помощь: деньги на дорогу, покупку молока, пособие и т.д. То есть ей

оказывалась такая поддержка, которая снимала проблему устройства ее ребенка в приют.

Нередко мать принималась в приют вместе с ребенком и служила в нем кормилицей. Со

временем, когда она уходила со своим ребенком из приюта, она продолжала получать от

него пособие в течение двух лет.

Серия указов 1712 –1715 гг. узаконила в стране статус т. н. «зазорных» младенцев.

Начиная со второй половины XVIII в. в России стал обнаруживаться интерес к ребенку

как личности, предпринимались попытки защитить ребенка, оказавшегося в бедственной

ситуации, введя его в правовое пространство. В этот период по указу Екатерины II

открывались воспитательные дома для осиротевших детей, при этом соблюдался принцип:

все дети, лишенные приюта, имеют право на опеку со стороны государства; попечение о

них должно быть не менее тщательным, чем попечение родителей о своих детях. Важно и

то, что изначально был определен социальный статус подкидышей и безродных

младенцев в отличие от воспитанников приютов петровских времен: все питомцы

воспитательных домов были объявлены во все времена свободными от крепостной

зависимости. Это был «прорыв в социальной истории, на который по странной

случайности никто не обратил внимания»

[4]

.

Видом патроната стала совокупность мер материальной помощи нравственно

опустившимся, в частности освобожденным из мест заключения лицам, проституткам и т.

д., с целью обеспечения им перехода к честной трудовой жизни. Этот вид патроната

содержал в себе лишь зачатки патроната как вида помощи детям-сиротам. Для помощи

сиротам возник патронаж, то есть «помещение беспризорных детей, больных и других

лиц, нуждающихся в заботливом домашнем уходе, в частные семьи». Именно он был

связан с благотворительностью по отношению к детям, с их призрением. Патронаж в

России подразумевал передачу ребенка-сироты в семью для вскармливания. Для таких

семей существовали четкие требования: содержать ребенка так, чтобы по возможности

обеспечивать его здоровье, и чтобы он получил начальное образование, был приспособлен

к какому-либо труду, способному служить ему источником обеспечения будущей жизни.

Чтобы облегчить положение ребенка, переданного на патронаж, организовывался

надзор за выполнением воспитателем своих обязанностей. С этой целью местности, где

были взяты дети, делились на округа, которые вверялись надзору врачей или иного

персонала, хотя бы с начальным медицинским образованием.

В некоторых округах вместо постоянно живущего в округе «заведующего»

устанавливалась объездная система, при которой командированное лицо, обыкновенно

врач, делал периодические объезды своих питомцев.

Фактически вплоть до XX столетия государственная политика отношения к детям,

оставшимся без родительского присмотра, была направлена на создание и обеспечение

условий их проживания и воспитания в приемных семьях, частных приютах, под опекой

общественных благотворителей и церковных инстанций.

В то же время контингент детей, нуждающихся в помощи государства и общества,

объективно расширяется и к концу XVIII в. включает следующие категории: сироты; все

внебрачные дети, матери которых нуждаются в помощи; дети грудного возраста, чьи

матери не имеют личных средств или больны; доставляемые полицией подкидыши

[5]

.

Данный перечень свидетельствует, что предметом особого внимания становятся

малолетние дети, только что начинающие жизнь. Для оказания помощи и с целью

выявления малолетних бродяг открываются приюты.

Первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг была открыта в

1819 г. в Гомельском имении графа Я. Румянцева. Государство и общество все больше

осознавали необходимость проведения работы по предупреждению безнадзорности, когда

воспитательное воздействие на детей со стороны родителей ослаблялось из-за их

занятости на заработках. В 1837 г. был открыт первый светский приют в России при

Демидовском

доме

«призрения

трудящихся»

для

дневного

надзора

за

детьми,

«оставляемыми матерями, идущими на заработки»

[6]

.

В 1842 г. в Москве был создан опекунский совет детских приютов. Первоначально

его деятельность также была сосредоточена на организации свободного времени бедных

детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. К концу XIX в.

открываются специальные приюты, предназначенные для несовершеннолетних, «впавших

в пороки и преступления».

Обязательным условием воспитания детей в этих заведениях была учеба. Труд

никогда не рассматривался и не применялся в качестве наказания, но воспитанниками

выполнялись

все

работы

по

самообслуживанию.

Большое

внимание

уделялось

самообразованию. Неотъемлемой частью системы перевоспитания был патронат. Не

получив содействия в его организации со стороны властей, организаторы приютов брали

на себя поддержку своих бывших воспитанников: заботились об их устройстве на работу,

оказывали материальную и моральную помощь, предоставляли кров подросткам, которым

некуда было деться по выходе из приюта или колонии.

Конечная

цель

заключалась

в

воспитании

ответственного

гражданина:

религиозного, высоконравственного человека, грамотного работника.

После революции 1917 г., когда советская республика столкнулась с массовым

сиротством и беспризорностью, основной формой устройства стали государственные

детские дома. Все дети признавались детьми государства и находились под его защитой. В

те годы шли активные поиски форм устройства осиротевших детей, хотя эти поиски не

выходили за рамки интернатного учреждения: детские коммуны, городки, трудовые

колонии, пионердома.

С осени 1918 во многих городах действовала общественная организация Лига

спасения детей. Участники организации сначала направляли детей в санаторий на

излечение, затем пересылали в колонию, где детей учили ремёслам. В феврале 1919 года

был создан Совет защиты детей, деятельность которого была направлена на снабжение

детей, пищей, одеждой, помещениями

[7]

.

Также для оказания помощи детям в марте 1921 года были созданы Комиссии по

улучшению жизни детей при ВЦИКе – Деткомиссия. Она осуществляла свою

деятельность на местах через Уполномоченные комиссии по улучшению жизни детей при

ВЦИКе. Основная цель Деткомиссии – выявление и распределение беспризорных детей в

учреждения интернатного типа. Для достижения поставленной цели были созданы

приёмно-распределительные пункты, где дети могли находиться под наблюдением врача

и педагогов до отправления их в детские учреждения постоянного пребывания, такие как

детские дома, детские городки, колонии и коммуны, либо до возвращения родственникам

или родителям

[8]

.

Хотелось бы отметить уникальный опыт жизнеустройства детей - сирот,

заключающейся в их передаче в крестьянские семьи. Решение о внедрении в практику

подобной формы жизнеустройства детей было принято в 1921 году Советом Народных

комиссаров. Детей - сирот распредели по семьям колхозников, либо заселяли в интернат,

либо в общежитие при школе. Воспитанники участвовали в трудовой жизни, наравне с

детьми

колхозников.

Дети

обеспечивались

учебниками

и

учебными

пособиями,

снабжались

обмундированием

и

постельными

принадлежностями.

Патронаж

осуществлялся учителями или общественными наблюдателями, которые следили за

воспитанием патронируемых детей в семьях колхозников

[9]

.

Уничтожив существовавшие ранее формы реальной помощи нуждающимся детям,

социалистическое государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число

которых в результате острейших социальных катаклизмов (Первой мировой войны, трех

революций и Гражданской войны) резко возросло. Если в 1910 г. в царской России

насчитывалось до 2,5 млн. беспризорных детей, то в результате голода, разрухи и других

тяжелых последствий войн и революций их число к концу 1921 г. возросло до 4,5 млн.

Сиротство, безнадзорность,

правонарушения среди подростков были острейшими

проблемами, требовавшими решения.

Советское правительство начало борьбу с детской беспризорностью и ее

причинами. Этими вопросами занимались специальные отделы социального воспитания,

имевшиеся при органах власти всех уровней. Были созданы и учреждения по социально-

правовой охране несовершеннолетних (СПОН), одной из задач которых было выявление и

воспитание беспризорных детей.

Была законодательно оформлена государственная система социально-правовой

защиты несовершеннолетних, создана система взаимосвязанных органов и учреждений,

способных

вести

одновременно

борьбу

с

беспризорностью

и

осуществлять

ее

профилактику.

В 1919 г. был основан Государственный совет защиты детей. В него вошли

представители наркоматов социального обеспечения, просвещения, здравоохранения,

продовольствия и труда. Он решал вопросы организации питания, материального

снабжения детей. В 1921 г. начала работу Комиссия по улучшению жизни детей, которая

объединила деятельность всех ведомств в борьбе с беспризорностью.

Выявлением беспризорных детей, основную часть которых составляли сироты,

занимались все ведомства с привлечением общественности. Беспризорного ребенка

направляли в стационарное детское учреждение: детский дом, городок, колонию и

коммуну; на приемно-распределительный пункт для оказания первой помощи. Также их

возвращали родителям и родственникам либо трудоустраивали, либо передавали на

усыновление.

Следует заметить, что государство, несмотря на тяжелые условия, расходовало на

проводимую работу по ликвидации беспризорности, большие средства. В 1922 г. для

борьбы с детской беспризорностью, нищенством создается детская социальная инспекция.

Социальные инспектора не только дежурили в публичных местах, но и посещали

мастерские, где работали несовершеннолетние, семьи, где отмечались случаи нарушения

интересов ребенка.

В 1926 году ЦИК и СНК СССР одобрили постановление «О мерах по борьбе с

детской беспризорностью». В постановление говорилось о необходимости повышения

уровня трудовой подготовки подростков в коммунах, детских домах и колониях, путём

прикрепления этих учреждений к предприятиям и хозяйственным учреждениям.

Беспризорных

детей,

совершивших

правонарушение,

отправляли

в

органы

народного образования, либо в трудовые коммуны, с целью их перевоспитания

[10]

.

К 1935 г. была ликвидирована детская беспризорность, чему способствовало

улучшение материального положения трудящихся города и деревни, создание сети

специализированных

детских

учреждений,

активное

участие

общественности,

организация досуговой деятельности детей, организованное определение на работу,

устройство в профессиональные школы и техникумы.

В связи с увеличением числа детей-сирот, в годы Великой Отечественной войны,

вновь обострилась проблема детской беспризорности и безнадзорности. 23 января 1942

года СНК СССР было принято постановление об «Устройстве детей, оставшихся без

попечения родителей». Согласно постановлению при исполкомах краевых, областных,

районных

советов

трудящихся,

образовывались

комиссии

по

устройству

детей,

оставшихся без попечения родителей. С первых месяцев войны значительную помощь

детям - сиротам, оказывало население страны, в том числе комсомольцы. В мае 1942 по

инициативе ВЛКСМ и московских женщин развернулось движение «Патриоты Родины

берут на воспитание осиротевших детей». Рост численности беспризорных детей, вызвал

необходимость создания новых учреждений, таких как трудовые воспитательные колонии

для беспризорных и безнадзорных детей, совершивших правонарушение

[11]

.

В целом годы Великой Отечественной войны, система охраны детства и попечения

сирот видоизменяется, ведётся активная работа по созданию новых детских учреждений,

проводиться мероприятия по эвакуации вглубь страны воспитанников детских домов.

Развиваются такие формы помощи, как опека и патронаж. С 1945 в СССР начали

создаваться детские дома при промышленных предприятиях. Они создавались для детей -

сирот родители, которых работали на данном предприятии и погибли в годы Великой

Отечественной войны, а также для детей из многодетных семей, нуждающихся в

материальной помощи.

Активно

открывались

разнообразные

внешкольные

учреждения.

При

этом

открывались не только комплексные внешкольные учреждения (дворцы и дома пионеров,

детские дома культуры и т.д.), но и специализированные (станции юных туристов, детские

театры и т.д.). Организация летнего отдыха школьников− ещё одно направление работы с

детьми

[12]

.

В 1962 годы в СССР была принята программа Коммунистической партии, в

которой также затрагивался детский вопрос. В программе говорилось о необходимости

создание условий, обеспечивающих высокий уровень образования и воспитания

подрастающего поколения.

В 1985 году было принято постановление «О мерах по улучшению воспитания,

обучения и материального обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей». В 1988 году принято постановление «О создание детских домов семейного

типа». 14 октября 1987 год был создан Советский детский фонд им. В.И. Ленина.

Основное направление фонда: помощь детям, оказавшимся в сложных жизненных

ситуациях.

Таким образом, решения проблем детства, являлось одним из приоритетных

направлений советской власти, и направлено было в первую очередь на снижение

численности детей - сирот и борьбу с детской беспризорностью. Было принято ряд

документов, определяющих направления деятельности организаций и предприятий,

созданных с целью оказания помощи детям - сиротам и безнадзорным детям. В

послевоенный период начали активно открываться досуговые учреждения для детей и

организации летнего отдыха школьников.

Список литературы:

[1] Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М.: ИГПАН, 2000. С. 89.

[2] Фирсов М. В. История социальной работы в России: уч. пособ. М.: ВЛАДОС, 1999. С.

57.

[3] Гернет М. Детоубийство // Антология социальной работы: в 5 т. – Феноменология

социальной патологии / сост. М. В. Фирсов. М., 1995. – С. 292 – 293.

[4] Бодрин А. В., Таболько Л. А. Социальная поддержка детей в России: исторический

аспект (X – XVIII вв.) // Молодой ученый. 2015. №23. С. 808-811.

[5] Скворцов О.Ю. Охрана детства и материнства : автореф. дис. канд. юридич. наук :

О.Ю. Скворцов. Омск : СИБИТ, 2012. С. 10.

[6] Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М.: ИГПАН, 2000. С. 98.

[7] Волобуева Н.А. Патронат как форма жизнеустройства детей - сирот в 20 - 30 Х гг. XX

на Кубани / Н.А. Волобуева // Вестник Адыгейского государственного университета.

Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 2. С. 3.

[8] Сажина Н.С. Социальная политика в отношении материнства и детства в первые годы

Советской власти // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 2. С. 2.

[9] Волобуева Н.А. Патронат как форма жизнеустройства детей - сирот в 20 - 30 Х гг. XX

на Кубани / Н.А. Волобуева // Вестник Адыгейского государственного университета.

Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. № 2. С. 3.

[10] Савельев А.Н. Проблема детской беспризорности в СССР в 20 - 30 годы / Н.А.

Савельев, Е.Ю. Костина // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2015. №

15. С. 115 - 116.

[11] Славко

А.А.

Государственное

регулирование

процесса

ликвидации

детской

беспризорности в России в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный

период / А.А. Славко // Известия Российского государственного педагогического

университета им. А.И. Герцена. 2010. № 120. С. 32 - 34.

[12] Басов Н.Ф. Особенности социальной помощи детям в России в период становления и

развития новой общественной системы (февраль 1917 - начало 90 - х гг.) / Н.Ф. Басов //

Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия

Гуманитарные

науки:

Педагогика.

Психология.

Социальная

работа.

Акмеология.

Ювенология. Социокинетика. 2015. № 2. С. 230.



В раздел образования