Автор: Гущина Мария Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Тезисы
Тема: Оздоровительное направление в хореографии
Раздел: высшее образование
Гущина Мария Александровна
Преподаватель СПБГУП,
Факультет искусств, кафедра хореографии.
Оздоровительное направление в хореографии
Санкт-Петербург, 2022
Основная часть
Активные
перемены
в
педагогической
практике
вызывают
необходимость формирования технологий, направленных на оздоровление,
а
также
сбережение
здоровья
учащихся
в
рамках
спортивной,
хореографической деятельности.
При
этом
в
понятие
«здоровье»
следует
включать
комплекс
психосоциальных, а также духовных качеств индивида, подкрепленных
мерами по физическому развитию [1, 14].
В настоящее время нисходящий тренд на показатели здоровья
школьников в сравнении с их сверстниками прошлых поколений 20-30 лет
назад указывает на то, что в обществе необходимы меры по пересмотру
подходов к подготовке учащихся в рамках программ физического и
хореографического развития.
Не более 12% учащихся признаны здоровыми в 2022 году. При этом
60% из них обладают функциональными нарушениями, хроническими
заболеваниями и врожденными патологиями. Более того, одна пятая от
общего числа обладает двумя и более диагнозами в анамнезе [1, 42].
За счет так называемых здоровьесберегающих технологий возможно
решить
эту
структурную
проблему.
Внедрение
методик
в
хореографических группах позволяет снизить негативный эффект от
стрессовых
условий
современной
жизни,
ухудшающейся
экологии,
уплотнения режима сна и отдыха, роста учебных нагрузок.
Особое внимание следует уделить борьбе с последствиями
малоподвижного образа жизни, а именно, работу с нарушениями опорно-
двигательного аппарата, функциональным проблемам нервной системы,
обострениями хронических заболеваний.
В рамках хореографических упражнений следует сделать акцент на
контроле осанки, тренировки мышечного каркаса в комплексе с общей
нагрузкой.
С учетом важности выбора музыки необходимо составить программу с
точки зрения снятия нервного напряжения, совмещать движения и
общение. За счет этого упрощаются механизмы адаптации в коллективе, а
также снижается напряженность в социуме.
Кроме того, в рамках упражнений необходимо привить учащимся
бережное отношение к здоровью, любовь к активному образу жизни,
привычку соблюдать распорядок дня, а также рационально выстраивать
смену труда и отдыха.
Отдельным направлением мероприятий в рамках учебного процесса
является противодействие вредным привычкам, получающим все большее
распространение в молодежной среде.
При этом данное направление
предусматривает сравнение здорового и нездорового образа жизни.
Таким образом, в совокупности меры по сбережению здоровья
подразделяются
на
три
группы:
организационно-педагогические,
психолого-педагогические, учебно-воспитательные [2, 50].
Первая
группа
регламентирует
структуру
учебного
процесса,
мониторинга гиподинамии и физического состояния учащихся в группе, а
также выявляет недочеты в процессе групповой адаптации.
Общее качество педагогического процесса подвержено влиянию
множества
внешних
факторов:
температурный
режим,
санитарно-
гигиеническое состояние помещения,
источники света,
доступность
инфраструктуры, а также цветовое решение для танцевальной площадки
[3, 7].
Кроме того, для преподавателя важен контроль за состоянием
материально-технической базы тренировок – спортивной формы и обуви.
Правильность подбора инвентаря не только обеспечивает повышение
эффективности процесса обучения, но и прививает культуру спортивного
поведения, а также снижает неуверенность в себе среди учащихся.
Вторая
группа,
психолого-педагогические
технологии
вляют
непосредственно на процесс выстраивания педагогической работы на
основе сотрудничества и партнерства, помогают создать надлежащую
психологическую
обстановку
в
коллективе.
Если
педагог
может
отслеживать результаты обучения, то ему необходима объективная
оценочная методология, позволяющая избежать необходимости критики
процесса физической тренировки.
И, наконец, учебно-воспитательные технологии заключают в себе
значительные разделы о самовоспитании, ведении здорового образа жизни,
исключение факторов вреда, а также внеурочную активность.
Критерием
эффективного
здоровьесберегающего
процесса
хореографии является возможность поэтапного наращивания нагрузок,
поскольку учащиеся получают возможность опираться на уже усвоенный
материал без дополнительных препятствий.
В
соответствии
с
общепринятой
классификацией
здоровьесберегающие технологии воздействуют на следующие четыре
компонента: соматическое, физическое, психическое и нравственное
здоровье [4, 64].
При этом максимальное воздействие получается оказывать в случае,
если ни один из четырех компонентов здоровья не остается без внимания
педагога, а также процессу соответствует имеющаяся материально-
техническая база.
Литература
1.
Бебик М.А. Использование танцедвигательной терапии в решении
проблемы самопринятия. М.: МГУ, 2017
2.
Менчинская
Е.А.
Основы
здоровьесберегающего
обучения
в
начальной школе: Методические рекомендации по преодолению
перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008.
3.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. М.: АПК и ПРО, 2022.
4.
Сергиенко
Т.
Е.
Работа
с
педагогами
по
повышению
их
компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.
Е. Сергиенко //Методист. - 2016. - №10. - С. 63-68.