Автор: Зинаида Васильевна Понаморева
Должность: Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10
Населённый пункт: Приморский край, п. Раздольное Надеждинского района
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Конспект урока
Раздел: среднее образование
Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева
Литература-10 класс
Урок-конспект
Цель: знакомство с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
Задачи: воспитание чувства любви к творчеству Ф.И.Тютчева.
Эпиграф на доске: Тютчев...создал речи, которым не суждено умереть.
И.С.Тургенев
Ход
1.Проверка домашнего задания.
Просмотр презентаций о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева.
2.Вступительная беседа по вопросам:
-Что вы знаете о Ф.И.Тютчеве?
-Какие произведения его вам известны?
-Какую тему использует поэт в своём творчестве?
-Любите ли вы стихи Ф.И.Тютчева? Почему?
3.Сообщение учителя по биографии Ф.И.Тютчева.
Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873 г.) родился в Орловской губернии в
стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриахальные начала.
Его отец, Иван Николаевич, не стремился к служебной карьере. Был радушным и
добросердечным хозяином-помещиком. Тютчев получил хорошее домашнее
образование. Очень рано у него проявились дарования и способности к учению. В
12 лет он поступает на словесное отделение Московского университета. В
студенческие годы формируется умеренное политическое вольномыслие. Обучаясь
в университете поэт много читает. Активно участвует в литературной жизни
учебного заведения. В своем раннем творчестве Фёдор Иванович использует
классицизм и сентиментализм.
Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-
романтика. Творившего в эпоху торжества и все-таки сохранившего верность
заветам романтического искусства.
Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении
природы.
4.Беседа с прочтением стихов:
-Какое ваше первое впечатление о прочтении стихотворений:
«Я встретил Вас», «О, как убийственно мы любим!»,»Я очи знал-О, эти очи!»,
«Последняя любовь».
-Какие чувства у вас возникают при прочтении данных стихов?
-Какие художественные средства выразительности речи вы можете назвать?
Приведите примеры.
5.Слово учителя.
Любовь для поэта-»и блаженство», и «безнадежность», и напряженное чувство,
несущее человеку страдание и счастье. С особым драматизмом тема любви
раскрывается в стихах, посвященных Е.А.Денисьевой.Стихи пронизаны мукой и
болью, тоской и отчаянием, воспоминанием о былом счастье, как и все на земле.
По своему психологическому складу любимая в «денисьевском цикле» напоминает
тургеневских героинь.
6.Презентация. «Денисьевский цикл».
7.Чтение стихов учащимися наизусть.
8. Слово учителя.
Читая стихи Ф.И.Тютчева. Мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому
богатству русского языка.Благоговейному отнощению к поэтическому слову учат
нас стихи Ф.И.Тютчева.
9.Рефлексия.
-Что вы узнали о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева?
-Каким настроением пронизаны его стихи?
10.Домашнее задание.1.Подготовить пересказ биографии и творчества
Ф.И.Тютчева. 2.Сделать письменный анализ любого стихотворения Ф.И.Тютчева