Автор: Морозова Ольга Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 22"
Населённый пункт: ЧЕЛЯБИНСКАЯ обл. Коркинский муниципальный округ п. Роза
Наименование материала: Публикация
Тема: «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»
Раздел: дошкольное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СЕМЕЙНЫЙ
АЛЬБОМ»
«Мне послана судьбой моя семья.
Она дает мне теплоту, участье.
В ней дед и папа, бабушка и брат,
И мама милая – мой лучик счастья
Без них мне просто невозможно жить!
Они со мной – дом радостью сверкает.
Я буду жизнь всегда за то любить,
Что мне награда – их любовь большая…»
Пояснительная записка
Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых
ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё
поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его
равнодушным ко всему живому, к своему поселку, народу – вот та цель,
которая должна стоять перед нами, взрослыми.
С чего необходимо начинать? Конечно, с самого дорогого, с близких и
родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине
приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в
любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство
семейного воспитания.
Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье
(девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…). Знакомить с историей семьи,
её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.
Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы.
Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И
копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени.
Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже
отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были
такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте
возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте
фотографии из семейного альбома.
Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются
из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений
являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям,
способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом
положительно влияют на личность ребёнка.
Цель: Укрепление связи поколений в семье, изучение своего рода истории
своей семьи, уважения к представителям старшего поколения.
Задачи:
1. Развивать интерес к своим близким, друзьям , близким и дальним
родственникам.
2. Формировать познавательный интерес к истории и представителям
старшего поколения. Воспитывать уважение и почитание людей старшего
возраста.
3. Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей,
содействовать половой идентификации.
Вид проекта: Творчески - игровой, долгосрочный ( на протяжении
пребывания детей в дошкольном учреждении)
Участники проекта: Педагоги, дети, родители.
Актуальность проекта: Воспитание у детей 5-6 лет уважению к
ближайшему окружению, является важнейшим составляющим нравственного
воспитания.
Поощряя в детях познание окружающего мира через семью, друзей, позволит
развить в них любознательность, инициативу, самостоятельность в поиске
новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на
возникающие у него вопросы, решение проблемных ситуаций.
Из истории фотоальбома
Первый фотоальбом появился практически одновременно с созданием
фотографии. Поначалу это были книги, в которые собирали вырезки из газет,
картинки, стихи, открытки и даже марки. С середины XIX века, когда
возможность делать семейные фото стала более доступной, но все же
не для каждого, в него помещали и фотографии.
Разумеется, собрать фотоальбом в те времена могли себе позволить только
очень обеспеченные жители больших городов. Те, у кого уже собралось
некоторое количество фотографий домочадцев, хвастливо выставляли их
перед гостями.
Фотоальбом привлекал все больше интереса, поэтому стали заботиться
не только о его наполнении, но и об оформлении обложки и внутренних
страниц. В то время создание фотоальбома было индивидуальным делом.
Не было не только похожих друг на друга, но и не было еще продажи
фотоальбомов, изготовленных фабричным способом.
И только в середине 30-х годов XX века с появлением любительской
фотопленки делать снимки в повседневной жизни становится массовым
увлечением на всех континентах. А в продаже появляется все больше
фотоальбомов, пригодных для хранения семейных фотографий больших
и малых размеров, с различными видами их крепления и возможностью
сделать надписи для памяти.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить
Одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Темы:
1.ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ ДЕТЕЙ ВСЕЙ ГРУППЫ, «КАКИЕ МЫ»
Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с
подгруппой детей. Узнавание себя и других на фотографиях. Рассказ
воспитателя о каждом ласковым и доброжелательным тоном. Дети делятся на
мальчиков и девочек. Они во многом похожи: любят играть, слушать
интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в
детский сад. Вместе с тем они отличаются друг от друга: у них разная
одежда, разные прически, разные игрушки. Девочки слабее мальчиков- им
нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед.
2.«МЫ - РАЗНЫЕ»
Описание внешнего вида детей: рост, цвет волос, глаз… Определение
настроения по выражению лица, если лицо веселое - настроение хорошее,
если лицо грустное - настроение- плохое, настроение можно определить по
положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены -
настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты -
хорошее. Того, у кого плохое настроение, нужно пожалеть, погладить,
сказать ласковые слова.
Когда дети вырастут, мальчики станут мужчинами, девочки- женщинами.
Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому
нужно с детства.
Что означают наши имена?
Проведение с детьми игры «Мой портрет»
3.МОЙ МЛАДШИЙ/СТАРШИЙ БРАТ, СЕСТРА.
Рассматривание фотографий, внешние сходства и различия детей, их братьев
и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим.
4.МОЯ СЕМЬЯ.
Рассматривание фотографии. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого
человека есть семья: папа, мама, брат, сестра. Папа и дедушка - мужчины,
брат- мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка - женщины,
сестра- девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о
друге, друг другу помогают. Составление генеалогического древа. Чтобы в
семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила:
желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за
предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только
из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки
могут жить в других домах и даже городах.
Проведение занятия «Моя семья»
Проведение занятия «Мужчины и женщины в семье»
Беседа с детьми «Моя мама – лучше всех»
5.МОИ ДРУЗЬЯ.
Составление детьми рассказов о своих друзьях.
4.НАШ ДЕТСКИЙ САД.
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома одни, их приводят в
детский сад, где много разных людей: детей и взрослых. Всем им хорошо,
когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются,
благодарят за оказанную услугу, замечают плохое настроение других. В
детском саду есть добрые, умные, заботливые люди- воспитатели. Они знают
много интересного, могут научить лепить, рисовать, читают книги, играют с
детьми. Есть няня- она наводит чистоту, кормит детей. Есть повар- он
готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться одним
дома, но еще и потому. Что в детском саду много интересных занятий,
многому можно научиться.
5.КАКИМ Я БЫЛ, КАКИМ Я СТАНУ.
Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Деятельность воспитателей и детей.
Составление конспектов занятий, бесед, составление альбома:
«Мой портрет»,
« Портрет моей семьи»,
«Мужчины и женщины в семье»,
«Мой папа самый , самый – лучше всех!
« Бабушкины сказки».
Смотр- конкурс «Фотографии из семейного альбома»
Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе – дружная
семья».
Чтение художественной литературы: Андерсен Х.-К. Снежная королева,
Барто А.Л. Твои стихи, м. Детская литература, 1983 г («Две бабушки»),
Осеева В. «Печенье», «Волшебное слово», «Просто бабушка», Толстой Л.Н.
«Новая азбука», «У бабки была внучка», «Старик сажал яблони».
Речевые игры: «Вот какой мой дедушка», «Письмо бабушке, дедушке».
Сюжетно-ролевая игра «Семья». « Поездка к бабушке в деревню»
Подвижные игры: «Найди пару», «Поиск партнера», «Проснись, улитка».
Инсценировка русской народной сказки «Репка».
Совместная деятельность детей и родителей.
Составление генеалогического древа семьи. Изготовление поделки в виде
древа из подручного материала и фотографий.
Ожидаемые результаты:
Уважение и почитание людей старшего поколения, изучение истории семьи и
истории появления семейной фамилии.
Установление контакта со старшими членами семьи, укрепление семейных
традиций, ценностей, духовное общение детей с пожилыми людьми.