Автор: Данилова Светлана Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Хуторок"
Населённый пункт: г. Пятигорска, Ставропольского края
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Почему детей желательно воспитывать с учетом гендерных особенностей"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №10 «ХУТОРОК» г. ПЯТИГОСРКА
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
на тему:
«Почему детей желательно воспитывать с учетом
гендерных особенностей?»
Воспитатель:
Данилова С.П.
г. Пятигорск
Почему детей желательно воспитывать с учетом
гендерных особенностей?
В
результате
анализа
психолого-педагогических
исследований,
проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период
дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит
формирование гендерной идентичности.
Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем
мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда
как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На девочек
больше влияет наследственность, а на мальчиков - среда. У девочек больше
развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое.
Однако,
по
мнению
ученых,
здесь
также
очень
много
спорного,
проблематичного, неясного.
Становится очевидным, что в настоящее время существуют неоспоримые
факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться
незамеченными родителями и педагогами.
Но не только поэтому детей надо воспитывать с учетом их гендерных
особенностей. По многим параметрам социального и эмоционального развития
ребенка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые
фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его
нарушителей. Дети не приемлют в своем обществе поведенческих нарушений.
Причем женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают
девочки,
и
наоборот
–
маскулинных
девочек
отталкивают
девочки,
но
принимают мальчики.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе
дошкольного
образования
возникают
серьезные
проблемы
по
вопросам
гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-
методическом
обеспечении
ДОУ
России
не
учитываются
гендерные
особенности.
В
результате
этого
содержание
воспитания
и
образования
ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а
не мальчиков и девочек того или иного возраста.
Период
дошкольного
детства
-
это
тот
период,
в
процессе
которого
педагоги
и
родители
должны
понять
ребенка
и
помочь
ему
раскрыть
те
уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим
воспитать
мужчин
и
женщин,
а
не
бесполых
существ,
растерявших
преимущества
своего
пола.
В
самый
ответственный
период
формирования
гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени
пребывания
в
ДОУ
(8-12
часов)
подвергаются
исключительно
женскому
влиянию.
Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей
ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа «Я»
ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей
является введение в жизнь ДОУ полоориентированных обращений к детям в тех
ситуациях, когда это является уместным.
Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в
детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и
девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома - мама или бабушка, а в
детском
саду
-
женщины-воспитатели.
В
результате
для
многих
мальчиков
гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. Кроме того, педагог
–
женщина,
естественно,
не
располагает
детским
опытом
переживаний,
с
которыми
сталкиваются
мальчики
дошкольного
возраста
при
общении
со
взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели
руководствуются
лишь
преставлениями
о
том,
что
если
это
мальчик,
то,
следовательно,
он
является
воплощением
воли,
силы,
выносливости.
В
результате
этого
совсем
не
мужественные,
а
в
силу
индивидуальных
особенностей скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики
систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их
воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается к детям
с вопросом, то первыми всегда поднимают руки девочки. При ответе на вопрос
они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д.
Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его.
Речь
у
мальчиков
развита
хуже,
чем
у
девочек,
поэтому
они
вынуждены
потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные
слова и проговорить их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят
более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и
похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они
теряют
уверенность
в
себе
и
в
своих
возможностях.
В
связи
с
этим
п е р в о о ч е р е д н о й
з а д а ч е й
я в л я е т с я
о б у ч е н и е
в о с п и т а т е л е й
дифференцированному подходу к девочкам и мальчикам как при общении с
ними, так и при организации различных видов деятельности на занятиях и в
повседневной жизни.
В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране
и за рубежом, было установлено следующее. При обучении детей воспитателю
важно
учитывать,
что
девочки
нуждаются
в
стимулах,
в
большей
степени
построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают
объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать
визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
На занятиях по изодеятельности важно создавать условия для того, чтобы
девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или
эмоционально значимо. Но при организации занятий рисованием, лепкой и
аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика отстает на 1,5 года
от кисти девочки.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности воспитателю
необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме
оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, что ими восхищались в
присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчика наиболее значимым
является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился
здороваться,
чистить
зубы,
конструировать
что-то
и
т.
п.
Каждый
приобретенный
навык,
результат,
который
мальчику
удалось
получить,
положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой
и
стремится
к
новым
достижениям.
Но
именно
у
мальчиков
наблюдается
тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности и
получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что
позволяет им утвердиться в этих достижениях, однако это требует правильного
понимания со стороны воспитателя.
Мальчики
очень
любят
дружеские
потасовки,
что
не
является
проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон.
Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих
потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом
испытывают.
Очевидно,
настало
время
для
того,
чтобы
сформировать
у
воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и
научить руководить ими.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в
игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили,
которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям
– женщинам ближе тихие игры девочек на семейно–бытовые темы. Шумные,
наполненные
движением
игры
мальчиков
вызывают
у
воспитателей
раздражение,
так
как
они
считают,
что
такого
рода
игры
являются
лишь
бессмысленной беготней и могут привести к травме, а следовательно, им не
место в группе и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены
истинно
«мужских
игр»,
что
отрицательно
сказывается
на
их
личностном
развитии.
При
совместном
воспитании
мальчиков
и
девочек
очень
важной
педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и
организация совместных игр и других видов деятельности, в процессе которых
дети
могли
бы
действовать
сообща,
но
в
соответствии
с
гендерными
особенностями.
Становится
очевидным,
что
при
воспитании
ребенка–дошкольника
в
семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с
формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится
вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений
психологии и педагогики.