Напоминание

"Почему детей желательно воспитывать с учетом гендерных особенностей"


Автор: Данилова Светлана Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Хуторок"
Населённый пункт: г. Пятигорска, Ставропольского края
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Почему детей желательно воспитывать с учетом гендерных особенностей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №10 «ХУТОРОК» г. ПЯТИГОСРКА

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

на тему:

«Почему детей желательно воспитывать с учетом

гендерных особенностей?»

Воспитатель:

Данилова С.П.

г. Пятигорск

Почему детей желательно воспитывать с учетом

гендерных особенностей?

В

результате

анализа

психолого-педагогических

исследований,

проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период

дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит

формирование гендерной идентичности.

Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем

мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда

как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На девочек

больше влияет наследственность, а на мальчиков - среда. У девочек больше

развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое.

Однако,

по

мнению

ученых,

здесь

также

очень

много

спорного,

проблематичного, неясного.

Становится очевидным, что в настоящее время существуют неоспоримые

факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться

незамеченными родителями и педагогами.

Но не только поэтому детей надо воспитывать с учетом их гендерных

особенностей. По многим параметрам социального и эмоционального развития

ребенка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые

фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его

нарушителей. Дети не приемлют в своем обществе поведенческих нарушений.

Причем женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают

девочки,

и

наоборот

маскулинных

девочек

отталкивают

девочки,

но

принимают мальчики.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе

дошкольного

образования

возникают

серьезные

проблемы

по

вопросам

гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-

методическом

обеспечении

ДОУ

России

не

учитываются

гендерные

особенности.

В

результате

этого

содержание

воспитания

и

образования

ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а

не мальчиков и девочек того или иного возраста.

Период

дошкольного

детства

-

это

тот

период,

в

процессе

которого

педагоги

и

родители

должны

понять

ребенка

и

помочь

ему

раскрыть

те

уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим

воспитать

мужчин

и

женщин,

а

не

бесполых

существ,

растерявших

преимущества

своего

пола.

В

самый

ответственный

период

формирования

гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени

пребывания

в

ДОУ

(8-12

часов)

подвергаются

исключительно

женскому

влиянию.

Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей

ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа «Я»

ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей

является введение в жизнь ДОУ полоориентированных обращений к детям в тех

ситуациях, когда это является уместным.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в

детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и

девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома - мама или бабушка, а в

детском

саду

-

женщины-воспитатели.

В

результате

для

многих

мальчиков

гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. Кроме того, педагог

женщина,

естественно,

не

располагает

детским

опытом

переживаний,

с

которыми

сталкиваются

мальчики

дошкольного

возраста

при

общении

со

взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели

руководствуются

лишь

преставлениями

о

том,

что

если

это

мальчик,

то,

следовательно,

он

является

воплощением

воли,

силы,

выносливости.

В

результате

этого

совсем

не

мужественные,

а

в

силу

индивидуальных

особенностей скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики

систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их

воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается к детям

с вопросом, то первыми всегда поднимают руки девочки. При ответе на вопрос

они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д.

Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его.

Речь

у

мальчиков

развита

хуже,

чем

у

девочек,

поэтому

они

вынуждены

потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные

слова и проговорить их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят

более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и

похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они

теряют

уверенность

в

себе

и

в

своих

возможностях.

В

связи

с

этим

п е р в о о ч е р е д н о й

з а д а ч е й

я в л я е т с я

о б у ч е н и е

в о с п и т а т е л е й

дифференцированному подходу к девочкам и мальчикам как при общении с

ними, так и при организации различных видов деятельности на занятиях и в

повседневной жизни.

В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране

и за рубежом, было установлено следующее. При обучении детей воспитателю

важно

учитывать,

что

девочки

нуждаются

в

стимулах,

в

большей

степени

построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают

объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать

визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по изодеятельности важно создавать условия для того, чтобы

девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или

эмоционально значимо. Но при организации занятий рисованием, лепкой и

аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика отстает на 1,5 года

от кисти девочки.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности воспитателю

необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме

оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, что ими восхищались в

присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчика наиболее значимым

является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился

здороваться,

чистить

зубы,

конструировать

что-то

и

т.

п.

Каждый

приобретенный

навык,

результат,

который

мальчику

удалось

получить,

положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой

и

стремится

к

новым

достижениям.

Но

именно

у

мальчиков

наблюдается

тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности и

получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что

позволяет им утвердиться в этих достижениях, однако это требует правильного

понимания со стороны воспитателя.

Мальчики

очень

любят

дружеские

потасовки,

что

не

является

проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон.

Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих

потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом

испытывают.

Очевидно,

настало

время

для

того,

чтобы

сформировать

у

воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и

научить руководить ими.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в

игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили,

которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям

– женщинам ближе тихие игры девочек на семейно–бытовые темы. Шумные,

наполненные

движением

игры

мальчиков

вызывают

у

воспитателей

раздражение,

так

как

они

считают,

что

такого

рода

игры

являются

лишь

бессмысленной беготней и могут привести к травме, а следовательно, им не

место в группе и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены

истинно

«мужских

игр»,

что

отрицательно

сказывается

на

их

личностном

развитии.

При

совместном

воспитании

мальчиков

и

девочек

очень

важной

педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и

организация совместных игр и других видов деятельности, в процессе которых

дети

могли

бы

действовать

сообща,

но

в

соответствии

с

гендерными

особенностями.

Становится

очевидным,

что

при

воспитании

ребенка–дошкольника

в

семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с

формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится

вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений

психологии и педагогики.



В раздел образования