Автор: Пиксайкина Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий Автономный Округ, город Ноябрьск
Наименование материала: Конспект НОД по "Формирование элементарных математических представлений" образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе
Тема: "Морские приключения"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по «Формирование элементарных математических представлений»
образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе
Тема: «Морские приключения»
Разработала воспитатель
МАДОУ «Синеглазка»
Пиксайкина Оксана Юрьевна
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с
помощью цифр. Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
- Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить
из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении
различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.
- Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
- Закрепить умение различать понятия: выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче,
толще – тоньше.
Развивающие задачи:
-
Создать
условия
для
развития
логического
мышления,
сообразительности,
внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению
аргументировать свои высказывания.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня утром нам доставили письмо от Русалочки: «Дорогие дети, я
потеряла свои жемчужные бусы, помогите мне их найти. В пути вас ждут интересные
задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю
удачи. Русалочка!»
Воспитатель: Проведём разминку. Если стул ниже стола, то стол?
Дети: Выше стула.
Воспитатель: Если дорога шире тропинки, то тропинка?
Дети: Уже дороги.
Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
Дети: Короче линейки.
Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка?
Дети: Тоньше верёвки.
Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся в морское
путешествие?
Дети: Надо построить подводный корабль!
Воспитатель: Достаньте геометрические фигуры из конвертов.
- Сколько у вас всего геометрических фигур?
- Сколько у вас треугольников?
- Сколько у вас четырёхугольников?
Воспитатель: Приступайте к строительству.
Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы, вы оказались умелыми
строителями.
Воспитатель:
Итак,
отправляемся.
Приготовьте
пульт
управления.
Начинаем
отсчёт.
Дети находят, показывают и называют цифры на карточке – таблице от 1 до 10 и
обратно. Цифры на карточке расположены в произвольном порядке.
Воспитатель: И вот мы уже в море.
Раздаётся телефонный звонок. Педагог «принимает» сообщение.
Воспитатель:
Дети,
я
получила
сообщение
от
морских
рыбок.
Послушайте
внимательно:
Карамель на мели ели».
Ели, ели, ели, ели.
Переели, заболели.
Ой, не ешьте карамели
И тогда бы не болели.
Чтобы помочь рыбкам надо громко и чётко произнести это сообщение .
Дети повторяют сообщение.
Воспитатель: Вот мы помогли рыбкам. А мы отправляемся дальше. Ой, а море не
спокойно, значит будет шторм. Чтобы море успокоилось, надо ответить на вопросы:
o
- Сколько дней в неделе? (7)
o
- Какой день недели сегодня?
o
- Какой день недели был вчера?
o
- Какой день недели будет завтра?
o
- Какой день недели между понедельником и средой?
o
- Какой день недели до вторника?
o
- Какой день недели после четверга?
Воспитатель: Я буду называть день недели, а вы отвечать какой он по счёту
(четверг, пятница, воскресенье).
Воспитатель: Сколько времён года вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Сколько месяцев в каждом времени года? (Ответы детей).
Воспитатель: Назовите: осенние, зимние, весенние, летние месяцы.
Воспитатель: Какое время года сейчас? Какой сейчас месяц?
Физминутка "Пять маленьких рыбок"
Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают).
Воспитатель:
Молодцы.
Мы
быстро
продвигаемся
вперед.
Мы
уже
у
дворца
Нептуна – царя морей. Надо сбросить якорь.
Пальчиковая гимнастика
«Пальчики перебираем
И цепочку получаем»
Воспитатель: У дворца необыкновенные морские звезды. На каждой звезде -
задание - загадки Нептуна.
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки:
У бабушки Даши внучка Маша, Кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки
внуков? (1)
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы знаете, что в море тоже есть школа и в ней
учится наша Русалочка . Она вместе с другими русалочками пытается решить задачу,
давайте поможем ей.
Осьминожки собрались поиграть в мяч.
- Сколько осьминожек играют?
- Сколько еще идут к ним? (Ответы детей).
Воспитатель: Составьте задачу про осьминожек.
Дети составляют задачу: на песочке 5 осьминожек играют в мяч, к ним пришли еще 2
осьминожки. Сколько осьминожек на песочке?
Воспитатель: Выделите условие задачи. Повторите вопрос к задаче. Как будем решать
задачу? (Ответы детей).
Воспитатель: Выложите решение с помощью цифр и знаков.
Работа детей за столами.
Воспитатель: Прочитайте запись.
Воспитатель: Какой ответ у задачи? (Ответы детей).
Воспитатель: На какое действие задача? (Ответы детей: задача на сложение).
Воспитатель: Молодцы Вы научились составлять и решать задачи!
Воспитатель: Следующее задание - помочь жителям города «Жемчужинка». Дома -
ракушки в этом городе необычные: на каждом этаже живут числа – соседи, которые в
сумме дают число дома. Заселите домики числами.
- Проверяем. Комментируем. (В домике числа 6 находятся пары 1–5, 2–4...)
Воспитатель:
Мы
справились
еще
с
одним
заданием
и
оказались
перед
троном
Нептуна. Где же нам искать бусы? Ведь тронный зал такой большой.
Воспитатель: Чтобы узнать, где находятся бусы, нам необходимо выполнить задание
Нептуна.
Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:
(сундучок).
Воспитатель : с каким сложным заданием вы справились, потому что были внимательны
и настойчивы. Как я горжусь вами!
Воспитатель: Осталось открыть замок, который весит на сундучке. Надо разгадать код
замка. Я задумала число, если к нему прибавить 1, то получиться 6. Какое число я
задумала? ( 5).
Воспитатель: Вот теперь мы можем открыть сундучок, а в нем бусы, которые потеряла
Русалочка.
Воспитатель: Молодцы! Вы выполнили все задания и Русалочка благодарит вас за это!
А теперь нам пора в детский сад. Берем в руки пульты, начинаем отчет.
Добро пожаловать в детский сад!
Воспитатель: С каким сложным заданием вы справились, потому что были настойчивы и
внимательны. Как я горжусь вами!
Воспитатель: Осталось открыть дверь, но на двери висит замок. Надо разгадать код
замка! Я задумала число, если к этому числу прибавить 1, то тогда получится 6. Какое
число я задумала? (5)
Воспитатель:
Молодцы!
Мы
справились
со
всеми,
заданиями
и
нашли
сокровище.
Русалочка благодарит вас за хорошую игру.
Воспитатель:
А
нам
пора
в
детский
сад.
Закройте
глаза.
Обратный
счет.
Вот
и
закончилось наше путешествие. Кто считает, что он занимался хорошо? Вы мне тоже
очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому
вам удалось отыскать сокровище.