Напоминание

"Исследовательская деятельность "


Автор: Хубиева Анжелика Хатифовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 25"
Населённый пункт: г. Нальчик Кабардино-Балкарская Республика
Наименование материала: "Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания"
Тема: "Исследовательская деятельность "
Раздел: среднее образование





Назад




МКОУ «СОШ № 25»

г.о. Нальчик

Доклад

«Исследовательская деятельность

на уроках истории и обществознания»

Прочитан

на заседании ШМО

учителей истории и обществознания

29.10.2020 г.

Учитель: А.Х. Хубиева,

выс.кв.категория

«Ученик – это не кувшин, который надо наполнить знаниями,

а факел, который нужно зажечь»

А. Гин

В современном российском обществе, которое переходит на стадию постиндустриального развития, поток

информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не

дать

максимально

большее количество знаний,

а научить ребенка ориентироваться

в

реалиях

информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как

существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания,

но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную

личность. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными

усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети,

в которых «инстинкт познания» так хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе

дорогу. Таких детей называют

одаренными детьми,

гениями. Но есть масса других, в которых

исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как

разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их постоянном поиске,

радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной

деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок

будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет

необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно

стремящуюся к самореализации. Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить

образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания,

показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного

исследования, анализа и преобразования действительности.

Сегодня перед школой стоит задача внедрения в учебно-воспитательный процесс таких форм и методов

работы, которые способствовали бы развитию, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Поиск новых форм и приёмов работы педагога в наше время – явление не только закономерное, но и

необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование

активной творческой личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

В основе современной отечественной педагогики лежат идеи Л.С. Выготского. По Л.С. Выготскому,

обучение – движущая сила психического развития. Но развитие и обучение – это разные вещи. По словам

Л.С. Выготского, процесс развития «есть процесс формирования человека или личности, совершающийся

путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных

всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». А

обучение, по Л.С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у

ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Оно создает зону ближайшего развития, то

есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития,

которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и

сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием

самого ребенка. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития, ребенка

и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых

Зона ближайшего развития – логическое следствие закона становления высших психических функций,

которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми,

постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс

формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования

он становится формой актуального развития субъекта.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии

детей. «Обучение только тогда хорошо,- писал Л. С. Выготский,- когда оно идет впереди развития».

Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие

функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции. Возможности обучения во

многом определятся зоной ближайшего развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже

пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не

созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения. Обучение с

ориентацией на зону ближайшего развития может вести развитие вперед, ибо то, что лежит в зоне

ближайшего развития, в одном возрасте преобразуется, совершенствуется и переходит на уровень

актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе осуществляет

деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться

как бы выше самого себя. Определение обоих уровней развития – актуального и потенциального, а также

одновременно и зоны ближайшего развития – составляют вместе то, что Л.С. Выготский называл

нормативной возрастной диагностикой в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь

на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего

развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

Л.С. Выготский считал, что в основу воспитательного процесса должна быть положена личная

деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и

регулировать эту деятельность. Учитель является организатором воспитывающей среды, регулятором и

контролёром её взаимодействия с воспитанником. Прежде чем призвать ребёнка к какой-либо

деятельности, нужно его заинтересовать этой деятельностью, позаботится о том, чтобы обнаружить, что он

готов к ней, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам,

преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность. Итак, в образовании главной

фигурой, согласно Л.С. Выготскому, является сам ребёнок как субъект собственной деятельности; учитель,

пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живёт и действует ребёнок, может

направлять и руководить личной его деятельностью с целью дальнейшего развития. В воспитательном

процессе личный опыт ученика представляет из себя всё. Воспитание должно быть организованно так,

чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам.

Таким образом, согласно Л.С. Выготскому, учитель может целенаправленно воспитывать детей лишь при

постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью действовать самим вместе

с учителем.

Содержание, технологии, организация работы, методы, которые используются в работе для активизации

мыслительной деятельности учащихся достаточно хорошо изучены и активно применяются многими

педагогами. Новизна заключается, на мой взгляд, в оптимальном сочетании известных форм методов и

средств работы с применением оригинальных способов и приёмов. Стимул – это побудительная причина к

некоему действию, относительно заявленной темы – к умственному действию. Таким образом,

стимулирование

мыслительной

деятельности

это

создание

условий

для

повышения

качества

мыслительных процессов, главными из которых является, как мне представляется, систематическая,

личностно значимая, плодотворная умственная деятельность и живое общение учащихся, обмен

информацией между собой и с учителем. Цель опыта – способствовать развитию мыслительных,

коммуникативных навыков учащихся, необходимых не только в процессе изучения истории, но и других

предметов, а в конечном итоге служащих для пополнения активного жизненного опыта.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное

(открытое,

творческое).

Тип

личности

с

преобладание

конвергентного

мышления

называют

«интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, уже кем-то до

него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи».

Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия.

Это настоящий исследователь. «Почемучка» присутствует в каждом ребенке от рождения, но с возрастом

это явление затухает, и не потому, что человек все узнал. Не в этом исследовании следует задаваться

вопросом о причинах затухания. Педагоги сталкиваются с детской пассивностью,

отсутствием

самостоятельности, готовностью к единственно правильным ответам как с данностью. Необходимо,

поэтому, приложить все усилия для возрождения активного «почемучки».

Осуществление этого процесса не так трудоемко, как кажется на первый взгляд. Во многом здесь может

помочь правильно подобранный учебник. Систематическое применение элементов проблемных задач с

многовариантными решениями, изложенных в учебной книге, будет способствовать и развитию

креативного мышления у детей, и не так трудоемко для реализации педагогом. Главным успехом в данном

опыте можно считать повышение активности детей, шквал вопросов, нестандартные ответы, развитие у

детей навыков анализа полученной информации, стремления самостоятельно расширить познавательное

поле, выработку умений находить и решать задачи творческого характера.

Создает высокий уровень «проблемности», что способствует развитию познавательной активности.

Компьютерные технологии с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе,

становятся жизненной необходимостю. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности

научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном

воспроизведении событийного материала. Учителю, вынужденному опираться, в лучшем случае на

тематическую карту, альбомы с репродукциями и старые кинофильмы, приходилось в большей степени

полагаться на свои лекторские способности. Появление различных образовательных ресурсов посвященных

истории существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на

расширении возможностей в изучении тем касающихся культуры. Только с помощью медиа- и

компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не

только российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры,

зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.

Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы.

Используя желание детей смотреть мультипликационные фильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес

к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым, а затем на этой

базе строить ситуацию успеха ребенка. Особенно это актуально для школ с углубленным изучением

естественно-технического цикла предметов.

Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения

компьютерных технологий. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для

усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в

суть происходящего на экране, потому что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у

каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Мы корректируем фразы и

подстраиваемся под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп

речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на наш взгляд, компьютер никогда не заменит живого

учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Важно использовать их правильно,

максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора

заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего наилучшим является тот, который учитель делает для

себя сам, ориентируясь на конкретных детей.

Но не менее важно и то, как он будет «подан» детям. Был опробован такой вариант использования

интерактивного ресурса, подразумевающего звуковые ролики (“От Кремля до рейхстага”, “История

российской монархии”, “История России. XX век”, ). Ресурс используется в процессе объяснения новой

темы, причем, на доске заранее записываются вопросы, на которые дети должны ответить в результате

просмотра ресурса. Таким образом, ученики заранее настраиваются на работу, выделение главного,

размышление, а не праздно смотрят ролик. По мере просмотра может возникнуть необходимость записать

что-то в тетради, поскольку зачастую пауз в ролике не делается, мы считаем необходимым либо

приостановить просмотр, а если это не возможно, наложением голоса учителя обратить внимание детей на

тот или иной факт. Конечно, внимание детей будет несколько рассеяно, но вскоре, как видно из опыта, они

привыкают слушать учителя и диктора одновременно. После просмотра ролика необходимо дать детям

время подвести итоги, вновь обратиться к вопросам, заданным в начале объяснения новой темы, позволить

им задать вопросы уточняющего характера и затем приступать к обсуждению. Естественно, следует

варьировать качественные характеристики вопросов для старших и младших классов, добавляя по мере

взросления детей аспекты проблемности.

Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует

более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс.

Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются

научно-исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является

главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала

положительные

результаты.

Поскольку

самостоятельное

исследование

сопряжено

с

трудностями

объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные

конференции, а тем более положительная оценка на них, для детей значит очень много. Можно быть

уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности,

которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному

российскому обществу

Учебно-исследовательская

деятельность

является

одним

из

средств

активизации

познавательной

мотивации обучающегося на уроках истории является

Под

учебно-исследовательской

деятельностью

следует

понимать

форму

организации

учебно-

воспитательной работы, включающую постановку творческих, исследовательских задач с заранее

неизвестным результатом; решение этих задач в последовательности этапов, характерных для научного

исследования; оформление результатов собственной деятельности и превращение их в достояние

общественности.

Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы

находит все большее применение. Учитель-новатор все чаще стремится предлагать задания, включающие

детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских

делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их

мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не

позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился

отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить

возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать

исследование.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность школьников, необходимо следовать методологии.

Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская

работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами

и материалами.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление

на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию

успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у

детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.



В раздел образования