Напоминание

"Формирование этики взаимоотношений"


Автор: Бабушкина Ирина Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: с. санатория Юматово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование этики взаимоотношений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Дюймовочка» с. санатория Юматово имени 15-летия БАССР

Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

Методическая разработка

непосредственно образовательной деятельности

«Формирование этики взаимоотношений»

Этические беседы в группе раннего возраста

Автор-составитель:

Бабушкина И.Г.

2023 г.

Юматово

Содержание

Аннотация ………………………………………………………………………...3

Введение …………………………………………………………………………..5

Конспект №1 непосредственно образовательной деятельности «Как надо

знакомиться» ……………………………………………………………………...7

Конспект №2 непосредственно образовательной деятельности

«Мы в гости пришли» ……..……………………………………………………..9

Конспект №3 нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные

договариваются»

………………...

……………………………………………13

Конспект №4 непосредственно образовательной деятельности на тему

«Дружба» ………………………………………………………………………...15

Заключение ………………………………………………………………………17

Список используемой литературы ……………………………………………..19

Приложение ……………………………………………………………………...20

Аннотация

Описание.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему

взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т. д.) и

приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки

поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному

делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

В

детском

саду

для

этого

немало

возможностей.

В

процессе

повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе,

овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают

регулировать отношения с окружающими.

В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность

упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует

выработки привычек.

Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры

игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Во всех этих

ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и

умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе

сверстников.

Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.

Важен также пример взрослых – сотрудников детского сада и родителей

– их приветливость и доброжелательность при встречах передаются детям.

Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и

чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой

помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в

уборке комнаты.

Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых

навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно

вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и

одежды во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного

наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

С ранних лет необходимо воспитывать у детей любовь и привычку к

труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за

ребенка того, что он может сделать сам».

Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку.

А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков,

лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям

проявления самостоятельности.

Кроме этого для воспитания норм поведения мы используем беседы во

время которых выясняем уровень знаний детьми правил поведения, ведём

разъяснение, как и почему надо поступить.

Всё это может использоваться и родителями, близкими ребёнка, так как

это дело не одного дня. Для того, чтобы результаты могли нас порадовать,

работа должна вестись систематически. И если вы даёте какие-то знания и

навыки, то на ваши плечи тоже ложится немалая ноша по применению их на

практике.

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются

этические

беседы,

помогающие

детям

освоить

нормы

и

правила

нравственного поведения и культуры общения. В процессе беседы взрослый

не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет, то главное, что

стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения,

доказывать её.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе

которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности

собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание,

стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

В данном пособии представлен опыт воспитательно- образовательной

работы по развитию у детей раннего и младшего возраста навыков

культурного общения через этические беседы, дидактические и речевые

игры.

Пособие включает в себя примеры этических бесед, игр-занятий и

упражнений, направленных на развитие не только навыков культурного

общения, но и всех компонентов устной связной речи детей 2-3 лет.

Представленная работа с детьми основана на практических заданиях с

детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Целевая аудитория:

воспитатели ДОУ.

Введение

Актуальность

Каждый

родитель

хочет

воспитать

своего

ребёнка

счастливым

человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы,

принятым в обществе, богатым дружескими и деловыми связями, любимым

близкими людьми и друзьями, коллегами по работе.

Этическая беседа помогает детям понять и принять внутренний мир

человека (его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые

проявляются в добрых и злых поступках), формирует внутреннюю культуру

поведения и общения. В дошкольном возрасте все эти нравственные

категории предстают перед ребёнком в виде образов, представлений о

плохом и хорошем. Это основа будущей коммуникабельности и успешности

ребенка в обществе.

Вот

почему

окружающим

взрослым

необходимо

терпеливо

и

доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять

разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим

хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.

Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в данном

обществе

при

определенных

обстоятельствах

(какими

формулами

вежливости пользоваться, как вести себя в общественных местах, за столом и

т. п.) и по которым складывается о нём первое впечатление, имеющее

зачастую решающее значение для дальнейшего общения.

Знание правил этикета и умение их использовать даёт возможность

человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых

обстоятельствах.

В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального

существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления

о

нормах

и

правилах

поведения,

тем

самым

влияя

на

отношения

дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и

незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

В

Федеральном

законе «Об

образовании

в

Российской

Федерации» говорится о том, что дошкольное образование должно быть

направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных,

нравственных, эстетических качеств.

Дети младшего дошкольного возраста очень любят, когда им читают

взрослые. Они стремятся к общению, испытывают чувства удовлетворения и

даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если

взрослый обращает внимание на важность обсуждаемых проблем.

Исходя

из

вышесказанного,

развитие

культуры

общения

детей

необходимо начинать уже с раннего возраста.

Цель: формирование культуры общения и норм нравственного

поведения у детей раннего и младшего возраста.

Задачи:

- развивать связную речь детей;

- формирование личности ребенка, формирование таких качеств, как

справедливости, доброты, честности, правдивости, дружбы;

- закреплять правильное звукопроизношение, речевую активность, речевой

слух;

- учить детей отвечать на вопросы, сочетать речь с действием;

- развивать у детей потребность в общении как первейшего условия

успешной деятельности.

Ожидаемый результат:

- достаточно хорошо владеет устной речью (соответственно возраста),

может выражать свои мысли, чувства;

- может построить речевое высказывание в ситуации общения;

-проявляет любознательность, задаёт вопросы, пытается самостоятельно

придумывать объяснения действиям и явлениям.

Конспект №1

НОД в группе раннего возраста по теме: «Знакомство».

Цель: Сплотить группу, обучить навыкам сотрудничества.

Задачи:

Речевое развитие:

Развивать речевые навыки.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать коммуникативные способности.

Физическое развитие:

Работать над координацией движений, развивать крупную и мелкую

моторику

учить ориентироваться в пространстве группы.

Материалы: Кукла Таня, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Звучит спокойная музыка.

Педагог: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какая красивая кукла вас

встречает. (Показывает красивую куклу). Давайте встанем вкруг, чтобы

кукле было всех хорошо видно.

Игровой прием «Пузырь»:

— Деткам предлагается взяться за руки.

» Раздувайся пузырь,

Надувайся большой,

Да не лопайся»

(Педагог, используя игровой прием «Пузырь», помогает детям построить

круг)

Дети садятся на ковре в замкнутый круг.

Педагог: Ребята, куклу зовут Таня. Похожа ли Таня на нас с вами?

(Ответы детей)

-Чем похожа?

-Сколько рук у куклы?

-Какие у нее глазки, носик, покажите.

(Ответы детей)

Педагог подчеркивает, что у всех детей тоже есть по две ручки, по две

ножки, глазки носик. Просит показать их друг другу и кукле.

(Дети показывают части тела друг другу и кукле)

Педагог: Ребята, Таня очень хочет с вами поиграть, но не знает как вас зовут.

Что же нам делать?

(Ответы детей)

Педагог: Давайте по очереди назовем кукле свои имена.

(Педагог называет кукле свое имя и передает ребенку. Дети по очереди

знакомятся с куклой, передавая ее из рук в руки по кругу.)

— Ну вот Таня теперь знает наши имена и может с нами поиграть.

Игра «Где же наши ручки?»

Цель: работать над координацией, развивать крупную моторику.

(Проводится предварительная работа с детьми над тем, как спрятать за спину

ручки, спрятать ножки, закрыв их руками.)

Педагог произносит:

Где же наши ручки,

Обе наши ручки?

(Дети прячут руки за спину.

Педагог с куклой ходит перед детьми и ищет ручки.)

Вот, вот, вот они,

Ручки-шалунишки.

Пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки.

(Дети поднимают руки вверх и показывают

Движение-вращение «фонарики»)

Где же наши ножки,

Где же обе ножки?

(Дети закрывают руками ножки.

Педагог вместе с куклой ходит перед детьми, ищет ножки.)

Вот, вот, вот они,

Ножки-шалунишки,

Пляшут, наши ножки,

Ножки- шалунишки.

(Дети ритмично топают ногами)

(По желанию детей игру можно повторить)

Педагог: Кукла Таня, тебе понравилось, как ребята играли?

Кукла: Да. Очень понравилось.

Педагог: Детки, а вам понравилось играть с Таней? Хотите, чтобы она

пришла к вам в гости еще раз?

(Ответы детей)

— Ребята, давайте подарим кукле Тане подарок, в благодарность за

интересную игру.

(Дети подходят к столу. На столе лист ватмана с изображением вазы и

крупные заготовки цветов на клейкой основе. Детям предлагается всем

вместе, дружно «поставить» цветы в вазу. Дети с помощью педагога

наклеивают цветы. Дарят плакат кукле.)

Кука Таня: Спасибо, какие красивые цветы, мне так приятно.

Педагог: Ребята, Тане очень понравился ваш подарок, но, к сожалению, ей

пора идти в гости к другим деткам, но она обязательно придет к вам поиграть

на следующее занятие. Давайте попрощаемся с Таней. Что нужно сказать

кукле?

Дети прощаются с куклой, под музыку педагог уносит ее из группы. Дети

машут ей ручками.

(Ряд последующих занятий проходит с участием этой же куклы)

Конспект №2

НОД для детей раннего возраста по теме «Гостеприимство»

«Мы в гости пришли»

Программные задачи:

Активизировать речь детей.

Закрепить знания детей о домашних животных и птицах.

Познакомить детей с устным народным творчеством.

Обучать детей элементам театрализованной деятельности.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Материал и оборудование:

Макет домика; скамеечка; игрушки: котик, утенок, утка, петушок, лягушка,

коза, собачка, птичка; корзина с цветами или конфетами; костюм для

Хозяюшки.

Ход:

В группе стоит домик, скамейка, около домика сидит Хозяюшка (воспитатель

в народном костюме).

В группу входят дети.

Хозяйка. Здравствуйте, ребятки, милые котятки! Проходите, проходите! Вы

мои ладушки! Спойте, пожалуйста, со мной песенку.

Дети хором поют и инсценируют песенку «Ладушки».

Ладушки, ладушки,

Где были? - У бабушки.

(Хлопают в ладошки)

Что ели? - Кашку.

Что пили? - Бражку.

(Водят пальчиком по ладошке)

Кашу поели.

Шу! – Полетели!

(Машут руками, изображая птичек)

На головку сели,

Сели – посидели.

(Кладут ладошки на голову)

Прочь улетели!

(Изображая птичек, разбегаются по группе)

Хозяйка. Как вы хорошо поете! Ребятки! А я живу не одна, со мной живет

маленький дружок. Хотите с ним познакомится?

Дети. Хотим!

Хозяйка. Тогда отгадайте загадку.

Мягкие лапки,

На лапках царапки.

На молоко гладит,

«Мяу» – «Мяу» – говорит.

Кто это?

Дети. Кошка!

Хозяйка. Правильно! (На крыше домика появляется кошка) Вот и мой

маленький дружок, котик Васька.

(Хозяйка берет игрушку – кота в руки, гладит, предлагает погладить детям,

читает потешку).

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Хозяйка. Хотите поиграть с моим котиком? Вы будете мышками, а мой

котик Васька будет вас ловить.

(Дети сидят в «норке», а котик ходит между детьми – мышками и читает):

Котик по двору идет,

Ищет мышек Васька – кот,

Ищет мышек кот.

Тихо мышки все сидят,

На кота они гладят,

На кота глядят!

(Затем котик идет «спать», а мышки выбегают, котик просыпается и ловит

«мышат»).

Пока дети играют, на домике появляется птичка.

Хозяйка. Ой! Ребятки, посмотрите, кто к нам прилетел?

Дети. Птичка.

Хозяйка. Давайте покормим птичку и споем ей песенку.

(Дети поют и инсценируют песенку «Маленькая птичка»).

Маленькая птичка

Прилетела к нам, к нам.

Маленькой птичке

Зернышек я дам, дам.

Маленькая птичка

Зернышки клюет, клюет.

Маленькая птичка

Песенки поет, поет.

Хозяйка. Птичка поела, а теперь хочет с вами поиграть.

(Дети поют песенку «Птичка»).

Села птичка на ладошку.

Посиди у нас немножко.

Посиди, не улетай.

Улетела птичка! – Ай!

(Дети изображают птичек, «летают» по группе).

Хозяйка. Улетела птичка к своим деткам. А вы, наверное, устали? Садитесь

на мой сказочный ковер. Я расскажу вам сказку.

Кукольный спектакль «Угадай, кто мы?»

Хозяйка. Вот мама утка. А это ее маленький утенок, его зовут Кряк.

Однажды, утенок Кряк убежал от своей мамы и заблудился. Оглянулся –

рядом никого нет. Испугался утенок, побежал искать маму и вдруг услышал:

«Ква – ква – ква!»

- Ой, кто это? – спросил утенок.

Хозяйка. Дети, как вы думаете, кто же это?

Дети. Лягушка!

Песня лягушки.

Я лягушечка, ква – ква!

Я квакушечка, ква – ква!

Я зеленая, ква – ква!

Как зеленая трава,

Ква – ква! Ква – ква!

Хозяйка. Ускакала лягушка, а утенок дальше побежал искать маму и вдруг

услышал: «Ме – ме – ме!»

- Ой, кто это? – спросил утенок.

Хозяйка. Дети, как вы думаете, а это кто?

Дети. Коза.

Песня козы.

Я рогата, я бодата,

Ме – ме!

Молоко даю ребятам,

Ме – ме!

Хозяйка. Ушла коза, а утенок дальше побежал искать маму и вдруг

услышал: «Гав – гав – гав!».

- Ой, кто это? – спросил утенок.

Хозяйка. Дети, кто это?

Дети. Собачка.

Песня собачки.

Я громко, громко лаю

Гав – гав – гав!

Я зря не обижаю,

Гав – гав – гав!

Хозяйка. Ушла собачка, а утенок снова побежал искать маму. И вдруг

услышал: «Ку – ка – ре – ку!».

Хозяйка. Дети, кто это?

Дети. Петушок!

Песня петушка.

Рано утром я встаю.

Ку – ка - ре – ку! Ку – ка - ре – ку!

Громко песенку пою.

Ку – ка - ре – ку! Ку – ка - ре – ку!

Шпоры есть и гребешок.

Ку – ка - ре – ку! Ку – ка - ре – ку!

Вот какой я петушок!

Ку – ка - ре – ку! Ку – ка - ре – ку!

Хозяйка. Ушел петушок, а утенок Кряк снова побежал искать маму и вдруг

услышал: «Кря – кря – кря!». Оглянулся утенок, а это его мама – утка.

Обрадовался он и побежал к маме. И они пошли гулять.

Хозяйка. Давайте и мы с вами пойдем погуляем по дорожке.

(Дети поют и инсценируют пеню «Топ, топ»).

Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ!

Ну–ка веселее, топ, топ, топ!

Вот как мы умеем, топ, топ, топ!

Топают сапожки, топ, топ, топ!

Это наши ножки, топ, топ, топ!

Хозяйка. Пора нам с вами прощаться. Но без подарков я вас не отпущу. Мы

с котиком Васькой приготовили для вас «Сладкую корзиночку».

(Выносит корзинку с конфетами, украшенную цветами).

Для нашей детворы

Мы корзину принесли.

С конфетами, цветами,

Посмотрите, сами!

(Хозяюшка прощается с детьми. Дети уходят).

Конспект №3

Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Воспитатель: Дети, какое у вас сегодня настроение?

- Покажите (улыбаются).

- А можем мы свое настроение кому-нибудь подарить? (да).

Давайте мы свое хорошее настроение подарим другу (дети дарят улыбки).

- Дети, сегодня я хочу предложить вам путешествие на паровозе.

- Вы поедете со мной? Садитесь все в вагончик.

Песня «Паровозик»

Воспитатель: - Ой. Что случилось? Почему наш паровоз встал, и музыка

больше не играет? Давайте выйдем из вагончика и посмотрим.

- Ой, кто это? (зайчик).

- Давайте поздороваемся (здороваются).

- Как вы думаете, какой зайчик? (грустный, печальный).

- Почему вы так решили? (не улыбается).

- Как вы думаете, кто его мог обидеть? (лиса, волк).

- Давайте у него спросим?

Зайка: Лиса обидела

Воспитатель: - Зайка, что же она сделала? (забрала рукавички).

- Дети, можно их назвать друзьями? (нет).

- Почему? (обидела, забрала рукавички).

- Кто такие друзья?

Друзья – это те, кого любишь, кому рад, без кого скучаешь.

- А можно нас назвать друзьями? (да).

- Почему? (мы не обижаем, делимся игрушками).

Игра «Хорошо - плохо»

Обижать друг друга – плохо

Делиться игрушками – хорошо

Играть вместе – хорошо

Ссориться – плохо.

Воспитатель: - Ребята, а мы сможем зайке помочь? (можем).

- Давайте найдем лису и вернем зайке рукавички.

- Посмотрите, здесь дорожка, давайте по ней пойдем, посмотрим, куда же она

нас приведет?

Физминутка

Шли зайки, по дорожке поднимая ножки (шагают, высоко поднимая ноги).

Хвостики прижали (идут вприсядку).

Лапки вверх подняли (руки вверх).

Вот перед нами ручеек, зайки прыг, зайки скок (прыгают).

Дальше зайки в лес пошли, в гости к лисоньки пришли.

Сидит лиса, а в лапах у нее сундучок.

Лиса:- Простите меня, друзья, я больше никого не буду обижать (подает

сундучок).

Воспитатель: - Вот чудесный сундучок,

Всем ребятам он дружок.

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

- Загляните в сундучок и посмотрите, что же там? (достают рукавички).

- Ой, все рукавички перепутались, давайте поможем их разобрать.

Игра «найди пару»

Воспитатель:- Ребята, мы играли, а про зайчика совсем забыли.

- Нужно зайчика с лисичкой помирить.

- Пойдем лисонька с зайчиком мириться.

- Ребята, а как мы их будем мирить?

- А может, мы им танец станцуем?

Воспитатель: - Зайка с лисонькой помирились, как их можно теперь назвать?

(друзьями).

- А мы с вами тоже друзья? (да)

- Давайте всем покажем, как мы умеем дружить (берут друг друга за руки).

- А теперь нам пора, уезжаем детвора (дети садятся в вагончик)

Играет музыка: загудел паровоз и вагончики повез

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

Дети прощаются и уходят.

Конспект №4

НОД в младшей группе на тему «Дружба»

Цель: Развивать у детей элементарные представления о дружеских

взаимоотношениях.

Задачи:

Формировать у детей дружеские отношения в коллективе, способствовать

накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение

к грубости.

Развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.

Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания,

положительные эмоции.

Методы: Словесный, наглядный, практический.

Методические приёмы: Игровая ситуация, беседа, подвижная игра,

физминутка, коллективно творческая работа, чтение потешки, рефлексия.

Предварительная работа: беседа с детьми о дружбе, отношениях друг к

другу, чтение стишков, подбор аудиозаписей к песням о дружбе для

сопровождения.

Оборудование: Куклы, картинки дружбы, заготовки для КТР «Цветок

дружбы», стишок «Про дружбу» Ю. Энтин, картинки, обруч, сюжетные

картинки.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, можно к вам в гости

Дети: Да!

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Пухленькие щечки, плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно.

Воспитатель: - Ребята, а Вы моих кукол подружек не видели?

Ой, а что это случилось с куколками?

Ответы детей (они поссорились, отвернулись, поругались)

Воспитатель: -А вот я спрошу вот у этой куколки, что же случись?

а куколка говорит:

Я поссорилась с подружкой,

Мы с ней больше не играем

И друг с другом не болтаем,

Мы с ней больше не вдвоем.

Каждый со своей обидой

Целый день одна сижу.

Каждый со своей обидой

Без умолку говорю.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами научим наших кукол дружить. Что

же такое дружба?

Ответы детей (когда не ссорятся, играют вместе).

Воспитатель: - Правильно.

Дружба - это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не

ссорятся, делятся всем.

Дружба - это улыбки друзей.

Воспитатель: - Ребятки, а хотите поиграть в игру? (ответы детей)

А давайте покажем нашим куклам, какие мы с вами дружные. Нам не

страшны ни какие препятствия, а поможет нам в этом игра “Дружные

ребята”.

Дети, берутся за руки и преодолевают препятствия (перешагивают через

кочки, проходят в обруч).

Воспитатель: - А вы знаете, ребята, что дружбу можно нарисовать, про

дружбу можно спеть песенку и даже станцевать и сейчас мы с вами тоже

изобразим дружбу. Сделаем из лепесточков волшебный цветок – «Цветок

Дружбы» и подарим нашим куколкам, чтобы они не ссорились.

(демонстрация картинок)

Дружит с солнцем ветерок,

А роса с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады.

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, наши куколки улыбаются друг другу,

они рады. Вот наши куклы и помирились. Мирись, мирись, мирись и больше

не сердись (вместе с детьми).

Давайте посадим наши куколки на «Лавочку примирения».

-Так что такое дружба?

Ответы детей (когда делимся игрушками, не обижаем друг друга, играем

вместе)

- А как можно показать, что мы дружные ребята?

Ответы детей (обнять, взяться за руки, улыбнуться)

Воспитатель: - Правильно, молодцы.

А теперь возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод.

Передадим свои теплые дружеские отношения друг к другу и улыбнемся.

(Звучит песня «Улыбка»)

Воспитатель: - Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем

ссориться!

Заключение

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир

человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые

проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте эти

нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов,

представлений о плохом и хорошем.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка

логически мыслить, помогает думать, формирует связную речь, активизирует

словарный запас.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным

правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться

правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и

самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров,

которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо

помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает

хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает

педагог, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые

возникают в процессе беседы.

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки

не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных

ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме

того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладать со

своими желаниями («я хочу»), иногда проявляют упрямство, протест и т.д. но

все эти факты не основание для того, чтобы отрицать значимость

«словесного» воспитания.

Культура общения – это основа нравственного поведения. К этому и

необходимо подвести детей на основе того материала, который им доступен,

и тех форм работы, которые их заинтересуют и будут способствовать

нравственному и речевому развитию. При этом надо помнить, что этическая

беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над формированием

культуры общения ребенка. Она сочетается с разными видами практической,

игровой деятельности дошкольников.

Подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень

сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на

моральную тему гораздо труднее, чем обычную беседу. Этические беседы с

детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны

содержать назидания, упреки и насмешки. Маленькие дети только учатся

высказывать свои суждения. Они еще не умеют свободно делиться своими

впечатлениями, поэтому воспитателю необходимо приложить максимум

усилий, чтобы научить их не только соблюдать нормы и правила, но и

принимать их, говорить о них. В этических беседах с детьми раннего и

младшего возраста особенно важно, чтобы присутствовали

элементы

занимательности. Надо помнить, что успех этической беседы зависит от того,

насколько теплым будет характер беседы, поймут ли дети важность тех,

категорий, которые вы им предлагаете принять.

В ходе использования методического пособия «Этические беседы в

группах раннего возраста», были сделаны следующие выводы:

1.

Этические беседы доставляет детям много радости и

содействует их всестороннему развитию. У дошкольников обогащается

словарный запас, развивается связная речь.

2.

Дети активно знакомятся с правилами личной гигиены,

правилами поведения в группе.

3.

По итогу проведения этических бесед отмечалась речевая

активность, положительная реакция и эмоциональный отклик детей.

Список литературы

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с

дошкольниками. М.: 2003. - 128с.

2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. - М.:

Академия, 1999. - 56 с.

3. Журнал Дошкольное воспитание. Беседы на этические темы. №4 –

2010 г.

4. Интернет – ресурсы

Приложение



В раздел образования