Напоминание

Карбоновые кислоты


Автор: Быдышева Алевтина Константиновна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Арктический колледж народов Севера"
Населённый пункт: п. Черский
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.06 «ХИМИЯ»
Тема: Карбоновые кислоты
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арктический колледж народов Севера»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОДБ.06 «ХИМИЯ»

на тему: «Карбоновые кислоты»

по профессии 13.01.07 Электромонтер по ремонту электросетей

Данные об авторе:

Автор: Быдышева Алевтина Константиновна

Место работы, должность: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Арктический

колледж народов Севера", преподаватель

П. Черский, 2023

Содержание

1. Введение

2.. План открытого урока

3. Организационная структура урока

3. Заключение

4. Список использованной литературы

5. Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Каждый преподаватель химии хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у студентов, чтобы обучающиеся умели

не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить.

Необходимо использовать природный механизм - любознательность

- и включать весь возможный арсенал стимулов.

Большинство требует дополнительной мотивации, и задача педагога вовлечь и сформировать устойчивый познавательный интерес

различными средствами.

На первом курсе обучающиеся подробно изучают состав карбоновых кислот и их химические свойства, применение, что наиболее

интересно для студентов, обучающихся по профессии 13.01.07 Электромонтер по ремонту электросетей

так как обучающимся в дальнейшем придётся непосредственно применять эти знания на практике.

Данная тема также актуальна в современном обществе, требует системного подхода, что позволяет преподавателю химии

постоянно внедрять на уроке здоровьесберегающие технологии.

План занятия:

1.

Организационный момент – 2 мин.

2.

Создание проблемной ситуации. Целеполагание. – 2 мин.

3.

Актуализация знаний – 10 мин.

4.

Первичное усвоение новых знаний – 35 мин.

5.

Первичное закрепление – 28 мин.

6.

Подведение итогов занятия – 8 мин.

7.

Рефлексия – 3 мин.

8.

Домашнее задание – 2 мин.

Продолжительность учебного занятия – 90 минут.

План открытого урока

Дисциплина: Химия

Тема урока: Карбоновые кислоты.

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Урок-путешествие

Цель урока: Дать понятие о карбоновых кислотах, познакомить обучающихся с методами получения и химическими свойствами,

применением карбоновых кислот.

Задачи урока:

Обучающая: сформировать представление о карбоновых кислотах, познакомить обучающихся с отдельными представителями

этого класса, изучить их строение, способы получения, обеспечить в ходе занятия повторение основных терминов и понятий по

теме.

Развивающая: развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии; создать условия для

развития логического мышления, умения анализировать, сравнивать, высказывать свою точку зрения.

Воспитательная: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, стимулировать познавательную

деятельность обучающихся.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, технология проблемного

обучения, игровые технологии.

Оборудование: интерактивная доска, химические препараты, химическая посуда, опорный конспект для студентов.

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять по формуле по

функциональным группам карбоновые

кислоты; строить формулы гомологов и

изомеров карбоновых кислот; прогнозировать

химические свойства карбоновых кислот.

Получат возможность: расширить знания об

органических веществах и использовать знания

в практической деятельности и повседневной

жизни

Регулятивные: работать по предложенному

плану, вносить коррективы и дополнения в

последовательность действий в случае

расхождения с эталоном реального действия и

его продукта.

Познавательные: осуществлять поиск и

выделение необходимой информации,

проводить анализ способов решения с точки

зрения их рацональности и экономичности.

Коммуникативные:учиться управлять

поведением партнера: убеждать его,

контролировать, корректировать и оценивать

действия.

Формировать: у учащихся экологическую

культуру и любовь к природе; ответственное

отношение к учению, готовность и способность

к саморазвитию и самообразованию

Оборудование и материалы:

На доске: схема – тема урока; схемы природных источников некоторых карбоновых кислот.

На столах: лимоны, мандарины, яблоки, витамин С., лимонная кислота, уксусная кислота.

Лабораторное оборудование на столах

: стандартная индикаторная бумага; штативы с пробирками; спиртовки; химические

стаканчики; стеклянные палочки.

Растворы кислот

: уксусная; яблочная; аскорбиновая; лимонная.

У учителя

: спиртовка; химический стакан; физический штатив; чашка Петри; стакан со льдом, демонстрационная

пробирка, уксусная кислота.

В кабинете

: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Организационная структура урока:

Этап урока

Обучающие и

развивающие

компоненты, задания и

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся по

достижению

планируемых

результа-

тов

Показатели достижения

результатов

1.

Организационный

этап

Цель: подготовка к

включению в учебную

деятельность на личностно

значимом уровне

Приветствует

учеников,

организует

рабочую

обстановку:

Нам сегодня предстоит

решить грандиозные задачи,

потому что вещества, о

которых пойдет дальше

речь, настолько интересны,

разнообразны и необходимы

нам в жизни, что о них

можно говорить бесконечно.

Однако нельзя объять

необъятное, поэтому на

данном уроке мы должны:

сформулировать

определение,

Приветствуют учителя.

Выполняют самооценку

готовности к уроку.

-группа и оборудование

полностью готовы к уро-

ку;

-

Обучающиеся

полностью включены в

ритм работы;

-

Организовано

внимание всех учеников

вывести общую

формулу,

изучить

классифи-

кацию,

овладет

ь навыками

номенклатуры,

рассмотреть

физи-

ческие свойства,

определить

закономерности,

вытекающие из

электронного

строения,

оценить

разнообра-

зие

и наряду со всем

названным познать

области

применения

веществ, с

которыми нам

предстоит

познакомиться на

уроке. Работать мы

будем

индивидуально, в

парах, а помогут

вам в работе

задания в

брошюрах на

столах.

2.

Создание проблемной

Попробуйте, пожалуйста,

Отвечают на вопросы.

Совместно с учащимися

ситуации.

Целеполагание.

Цель: Дать название темы

урока. Вывести общую

формулу карбоновых кислот

и сформулировать

определение данного класса

ответить на вопросы и

сделать вывод:

о каких веществах

сегодня пойдет речь?

Какова цель урока?

Приходят к выводу, что

на уроке будут

знакомиьтся с

органическими

кислотами и изучать их

свойства.

сформулирована цель

урока, определены

задачи.

3.

Актуализация знаний

Цель: актуализация опорных

Проблемный вопрос:

почему данные кислоты

Задает вопрос обучающимся

Ответ на вопрос:

«Карбо» - углерод

Актуализированы знания,

позволяющие начать

знаний, необходимых для

освоения темы.

имеют первое слово

«карбоновые»?

кислоты углерода

осваивать новые знания;

Выполнено пробное

учебное действие с

фиксацией затруднений

4.

Первичное усвоение

новых

знаний.

Цель:

организация

усвоения

нового знания в результате

самостоятельной

и

совместной

работы

с

учителем.

4.1.Работают с

раздаточным материалом,

выполняя задание:

Рассмотреть

классификацию

карбоновых кислот по

типу углеводородного

радикала и по числу

карбоксильных групп в

молекуле

(см. Приложение № 1)

4.2.Презентация на

интерактивной доске

4.3 Проработав

задания ,вы должны

изучить принципы

международной

номенклатуры ИЮПАК

карбоновых кислот и

научиться давать названия

некоторым, наиболее

распространенным в

природе

кисло-

там.(см.Приложение № 2)

Вводная фраза:

Карбоновые кислоты – не

новый для вас класс, и с

несколькими

представителями вы уже

знакомы давно. Но число

карбоновых кислот на

столько велико, что здесь не

обойтись без

классификации.

Обращает внимание на

слайд презентации:

Классификация КК

Формулирует проблемный

вопрос:

Ребята,

как вы думаете,

как

же

давать

имена

кислотам? Их много, они

разнообразны по составу и

строению,

есть

ли

закономерности

в

их

номенклатуре?

Выполняют задание по

сравнению формул

карбоновых кислот и

делают вывод о

различных видах

классификации

Организуется работа в

парах:

Делают записи: схема

классификации КК

Приложение № 1

Выполняют задания по

называнию формул КК.

Освоена классификация

карбоновых кислот по

разным признакам;

Использованы

приобретенные знания в

практической

деятельности.

Организована

и

методически

обеспечена

самостоятельная

работа

учащихся

по

усвоению

новых

знаний

Формулирует проблему:

Ученые, путем

незамысловатых действий,

пришли к выводу, что

лимонный сок обладает

большей кислотностью, чем

томатный, а кислотность

томатного выше, чем пота

и мочи. Как определить

кислотность, и от чего она

зависит?

Вопросы – подсказки:

Что

подразумевается

под

словом

«кислотность»?

Чем

определяется

сила кислоты?

Какие особенности

строения влияют на

силу кислот?

Работают с текстом

учебника и составляют

ряд активности кислот.

Отвечают на вопросы

и

записывают

в

тетради.

Использованы

приобретенные знания в

практической

деятельности.

5.Первичное закрепление. Цель:

организация усвоения новых знаний

и способов действий на уровне

применения в измененной

ситуации.

4.4. Инструктаж по ТБ.

Работа с физическим

химическим

демонстрационным

экспериментом.

(см. Приложение №3)

Организует письменную

работу в тетрадях.

Выполняют задания

Организованы действия

по обобщению,

систематизации знаний.

6. Подведение итогов занятия.

Подводит итоги. Озвучивает

отметки, поощряет

активных учеников.

Подсчитывают свои

жетоны, данных

преподавателем.

7. Рефлексия. Цель: подведение

итогов урока, организация

рефлексии, оценка результатов

деятельости.

Проводит рефлексию: -

Что нового вы узнали на

уроке?

- Что у вас получилось

лучше всего?

Проводят самооценку,

выставляют оценки за

проделанную работу,

высказывают свое мнение

об актуальности

изученной темы, о

совместной работе с

одногруппниками.

Подведён итог урока;

Проведена рефлексия

учебной деятельности;

Осуществлен анализ

достижения цели урока,

самооценки, оценки

учителя.

6.Информация о домашнем

задании, инструктаж по его

выполнению.

Цель: обеспечение

поимания содержания, цели

и способов выполнения

домашнего задания.

:Опираясь на

дополнительные

источники, ответить на

вопросы: Царица

Клеопатра по совету

придворного медика

растворила в уксусе самую

крупную из известных

ювелирам жемчужину, а

затем принимала

полученный раствор в

течение некоторого

времени.

Какую реакцию

осуществила Клеопатра?

Какое соединение она

принимала?

Объясняет домашнее

задание. Отвечает на

вопросы учеников.

Обсуждают выполнение

домашнего задания,

задают вопросы учителя.

Сообщены объем и

содержание домашнего

задания с фиксацией в

дневнике;

Произведен анализ

домашнего задания;

Указаны трудности, с

которыми могут

столкнуться

обучающиеся; объявлены

критерии оценки

домашнего задания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить студентов

за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса, без внутренней мотивации освоения не произойдет, это

будет лишь видимость учебной деятельности. На занятиях должны быть созданы условия, способствующие становлению и развитию

личностных функций свободы и избирательности в поведении и учебной деятельности, нравственной рефлексии. Этого можно

добиться, использую в комплексе различные методические формы. Активизировать познавательный процесс, используя различные

приёмы. Проводить нетрадиционные уроки, к которым и относится урок-путешествие, где можно в нестандартной форме

систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. Использовать инновационные технологии, главной целью

которых является формирование личности, самостоятельно добывающую, обрабатывающую, анализирующую необходимую

информацию и эффективно использующую ее в нужный момент.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1)

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. - общая химия 10 класс - Москва, «Просвещение», 2011 г., 368 стр.

2)

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 10 кл.- Москва, «Просвещение», 2016 г., 120 стр.

3)

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2011 г

4)

Образовательные сайты и порталы

www

.1

september

.

ru

- сайт «Издательский дом "Первое сентября"»; http

://

school

-

collection

.

edu

.

ru

- «Единая коллекция цифровых

образовательных ресурсов»; www

.

openclass

.

ru

Приложение № 1. Схема классификации карбоновых кислот:

Примеры Примеры Примеры

ароматические

низшие

трехосновные

Высшие кислоты (жирные) – кислоты с общей формулой СH

3

– (CH

2

)

x

COOH, где х ≥ 8 . Они образуются при разложении жиров.

Приложение № 2. Номенклатура карбоновых кислот

Цель: Познакомиться с принципами международной номенклатуры ИЮПАК и тривиальными названиями карбоновых кислот.

Для органических кислот более часто употребляются тривиальные названия. Поскольку многие из этих соединений известны очень

давно, то эти термины указывают скорее на источник выделения, чем на химическую структуру кислот. Например, жжение при укусе

муравья вызывается муравьиной

кислотой (от латинского formica — муравей);

уксусная

кислота впервые выделена из уксуса,

образующегося при скисании вина; масляная кислота сообщает прогорклому маслу его типичный запах; капроновая кислота входит в

состав козьего жира (от латинского caper— коза).

I

группа

II

группа

IV

группа

Примеры Примеры

III

группа

Карбоновые кислоты

по типу

- R

По числу

- COOH

предельные

непредельные

одноосновные

двухосновные

по числу атомов углерода в

- R

Высшие (жирные)

Но нельзя забывать про международную номенклатуру ИЮПАК. В основе названия кислот лежат те же принципы, что и при

номенклатуре изученных ранее органических соединений.

Приложение № 3. Физические свойства карбоновых кислот.

Цель: Изучить физические свойства карбоновых кислот. Обосновать взаимозависимость между составом, строением кислоты и ее

физическими свойствами.

Группа

Задание

II

Сравните

агрегатное состояние при н. у. кислот:

Уксусная, валерьяновая, стеариновая

Определите

наличие запаха у каждого вещества

Вспомните, как правильно определять запах!

Сделайте вывод о взаимосвязи строения и изученных физических

свойствах карбоновых кислот, дополнив фразы:

Агрегатное состояние низших карбоновых кислот __________________;

Агрегатное состояние высших карбоновых кислот __________________

Чем больше относительная молекулярная масса кислоты, тем

_____________________ запах

Справочная таблица

Температуры кипения некоторых предельных одноосновных карбоновых кислот

Кислота

Формула

t кип,

0

С

Масляная (бутановая)

C

3

H

7

COOH

163,5

Изомасляная

CH

3

– CH – COOH

154,5

(2 - метилпропановая)

CH

3

Валерьяновая (пентановая)

C

4

H

9

COOH

187

Изовалерьяновая

(3 - метилбутановая)

CH

3

– CH – CH

2

– COOH

CH

3

176,7

Триметилуксусная

(2,2 - диметилпропановая)

CH

3

CH

3

– C – COOH

CH

3

163,8

Пример записи в тетради: Физические свойства уксусной кислоты:

Агрегатное состояние жидкое

Цвет бесцветная прозрачная жидкость

Запах резкий уксусный

Растворимость в воде хорошая

Температура кипения

118

0

С Температура плавления

17

0

С

Демонстрационный эксперимент: Учитель помещает заранее демонстрационную пробирку в стакан со льдом. Теперь в пробирку он

наливает 2 – 3 мл концентрированной уксусной кислоты, которая кристаллизуется.

Замерзающая уксусная кислота называется «ледяной» Зависимость физических свойств карбоновых кислот от строения

молекулы:

Низшие карбоновые кислоты – жидкости; высшие – твердые вещества

Чем больше относительная молекулярная масса кислоты, тем меньше ее запах. С увеличением относительной молекулярной массы

кислоты растворимость уменьшается

Чем больше относительная масса кислоты, тем выше температура кипения Температура кипения кислот с нормальным строением

углеродного радикала выше, чем температура кипения кислот изомерного строения.

Методика проведения химических опытов

Опыт № 1. Действие кислот на индикаторы

Для определения реакции среды используют индикаторы лакмус, метилоранж, фенолфталеин. Как индикаторы реагируют на кислую

среду? Приготовим пробирки с раствором соляной кислоты. Лакмус и метилоранж в кислой среде изменяют цвет - растворы

становятся соответственно красным и розовым. Фенолфталеин в кислой среде остается бесцветным.

НС1 = Н

+

+С1

-

Опыт №2. Взаимодействие уксусной кислоты с содой

Реактивы и материалы:

1.

Уксусная кислота CH

3

COOH

2.

Сода Na

2

CO

3

(в растворе или порошке)

3.

Пробирка объемом 15-25 мл

Опыт № 3: Взаимодействие йода с аскорбиновой кислотой

В Пробирку с водой добавляют несколько капель йода, окраска становится желтоватой, затем добавляют раствор аскорбиновой

кислоты и раствор обесцвечивается.



В раздел образования