Напоминание

"Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольниками окружающего мира"


Автор: Гилёва Ирина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №42"
Населённый пункт: город Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольниками окружающего мира"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экспериментальная деятельность как средство познания

дошкольниками познания окружающего мира.

Гилёва И.В.

Воспитатель

г. Усолье-Сибирское

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из

фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так

и

общего

психологического

развития

детей

дошкольного

возраста.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и

развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой)

деятельности, направленной на познание окружающего мира. Познание мира

неживой

природы,

установление

причинно

следственных

связей

происходят

успешнее

в

процессе

опытнической

деятельности

и

экспериментирования.

По

мере

взросления

ребёнок

переходит

к

рассуждению о связях между вещами, относит их к определённой группе, т.е.

происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. Детское

мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и

логическому.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными

исследовательскими

методами,

различными

способами

измерений,

правилами техники

безопасности

при

проведении

эксперимента.

Дети

сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно выходят за пределы

знаний

и

умений,

полученных

в

специально

организованных

видах

деятельности, и создают новый продукт. Именно экспериментирование

является одним из ведущих видов деятельности у детей.

Со своими детьми обустроили место для уголка экспериментирования,

оснастили его разнообразным материалом (лупы, весы, пипетки, колбы,

микроскоп и другими).

Опираясь

на

методическую

литературу,

разработала

конспекты,

перспективные планы, картотеки игр по поисковой – экспериментальной

деятельности.

Мы с ребятами изучали свойства воздуха. У детей сформировалось

понятие, что воздух хоть и невидим, но он есть везде. Проводили опыты с

водой, где изучали не только свойства воды, но и свойства материалов.

Много проводилось опытов с бумагой, так же учились выращивать растения

и ухаживать за ними.

Выращивая кристаллы из соли, наблюдали, как с

каждым днём солевые кристаллы превращались во что-то необычное.

Со средней группы использую в работе метод моделирования

маленькими человечками. Дети знают, что вещества бывают в твёрдом и

жидком состоянии. Молекулы веществ представили в виде Маленьких

человечков – они очень дружные и держатся за руки, стоят на одном месте.

Так дети знакомятся со свойствами твёрдого вещества, с разнообразием

твёрдых веществ в неживой природе. В старшей группе дети исследовали

свойства жидкостей, знакомились с жидкими человечками – дружные

держатся за руки, послушные, но могут отодвигаться друг от друга, не

разрывая рук

В

подготовительной

группе

я

планирую

познакомить

детей

с

газообразными маленькими человечками. Кроме этого, дети знакомятся с

таким явлением, как трение, звук, электричество, магнетизм и другое.

В

результате

экспериментирования

у

детей

сформировались

представления

о

различных

сторонах

изучаемого

объекта,

о

его

взаимоотношении с другими объектами и со средой обитания, а также

сформировался устойчивый познавательный интерес и способности к

исследовательской деятельности. Так же у детей увеличился объем памяти,

активизация

мыслительных

процессов,

так

как

возникает

постоянно

необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и

классификации. Дети могут самостоятельно составить схему опыта, описать

опыт и рассказать, как его проводить. В ходе экспериментирования

дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как добывают

их в ходе собственных творческих изысканий.

Источники использованной литературы:

1.

Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в

разных возрастных группах /сост.Н.В.Нищеева._СПб.: ООО»Издательство

«Детство-Пресс», 2013. – 320с. – Библиотека журнала «Дошкольная

педагогика»).

2.

Владимирова Т.В. «Шаг в неизвестность» (формирование способов

естественного научного познания у детей дошкольного возхраста) / под ред.

И.Я.Гуткович. –АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский

Дом Печати», 2015. – 144с.

3.

Организация опытно –экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и

перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2

/ Сост. Н,В, Нищеева. – СПб.: ООО»Издательство «Детство Пресс», 2013. –

240с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).



В раздел образования