Автор: Гилёва Ирина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №42"
Населённый пункт: город Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольниками окружающего мира"
Раздел: дошкольное образование
Экспериментальная деятельность как средство познания
дошкольниками познания окружающего мира.
Гилёва И.В.
Воспитатель
г. Усолье-Сибирское
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из
фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так
и
общего
психологического
развития
детей
дошкольного
возраста.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и
развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой)
деятельности, направленной на познание окружающего мира. Познание мира
неживой
природы,
установление
причинно
–
следственных
связей
происходят
успешнее
в
процессе
опытнической
деятельности
и
экспериментирования.
По
мере
взросления
ребёнок
переходит
к
рассуждению о связях между вещами, относит их к определённой группе, т.е.
происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. Детское
мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и
логическому.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными
исследовательскими
методами,
различными
способами
измерений,
правилами техники
безопасности
при
проведении
эксперимента.
Дети
сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно выходят за пределы
знаний
и
умений,
полученных
в
специально
организованных
видах
деятельности, и создают новый продукт. Именно экспериментирование
является одним из ведущих видов деятельности у детей.
Со своими детьми обустроили место для уголка экспериментирования,
оснастили его разнообразным материалом (лупы, весы, пипетки, колбы,
микроскоп и другими).
Опираясь
на
методическую
литературу,
разработала
конспекты,
перспективные планы, картотеки игр по поисковой – экспериментальной
деятельности.
Мы с ребятами изучали свойства воздуха. У детей сформировалось
понятие, что воздух хоть и невидим, но он есть везде. Проводили опыты с
водой, где изучали не только свойства воды, но и свойства материалов.
Много проводилось опытов с бумагой, так же учились выращивать растения
и ухаживать за ними.
Выращивая кристаллы из соли, наблюдали, как с
каждым днём солевые кристаллы превращались во что-то необычное.
Со средней группы использую в работе метод моделирования
маленькими человечками. Дети знают, что вещества бывают в твёрдом и
жидком состоянии. Молекулы веществ представили в виде Маленьких
человечков – они очень дружные и держатся за руки, стоят на одном месте.
Так дети знакомятся со свойствами твёрдого вещества, с разнообразием
твёрдых веществ в неживой природе. В старшей группе дети исследовали
свойства жидкостей, знакомились с жидкими человечками – дружные
держатся за руки, послушные, но могут отодвигаться друг от друга, не
разрывая рук
В
подготовительной
группе
я
планирую
познакомить
детей
с
газообразными маленькими человечками. Кроме этого, дети знакомятся с
таким явлением, как трение, звук, электричество, магнетизм и другое.
В
результате
экспериментирования
у
детей
сформировались
представления
о
различных
сторонах
изучаемого
объекта,
о
его
взаимоотношении с другими объектами и со средой обитания, а также
сформировался устойчивый познавательный интерес и способности к
исследовательской деятельности. Так же у детей увеличился объем памяти,
активизация
мыслительных
процессов,
так
как
возникает
постоянно
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации. Дети могут самостоятельно составить схему опыта, описать
опыт и рассказать, как его проводить. В ходе экспериментирования
дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как добывают
их в ходе собственных творческих изысканий.
Источники использованной литературы:
1.
Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в
разных возрастных группах /сост.Н.В.Нищеева._СПб.: ООО»Издательство
«Детство-Пресс», 2013. – 320с. – Библиотека журнала «Дошкольная
педагогика»).
2.
Владимирова Т.В. «Шаг в неизвестность» (формирование способов
естественного научного познания у детей дошкольного возхраста) / под ред.
И.Я.Гуткович. –АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский
Дом Печати», 2015. – 144с.
3.
Организация опытно –экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и
перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2
/ Сост. Н,В, Нищеева. – СПб.: ООО»Издательство «Детство Пресс», 2013. –
240с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).