Автор: Левинская Екатерина Владимировна
Должность: Учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГОБУЗ ОСДР
Населённый пункт: г. Апатиты Мурманская обл.
Наименование материала: Конспект индивидуального коррекционного занятия по речевому развитию с использованием дидактических игр с ребёнком 6 лет.
Тема: Автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях.
Раздел: дошкольное образование
Конспект индивидуального коррекционного
занятия по речевому развитию
с использованием дидактических игр
с ребёнком 6 лет.
Тема: Автоматизация звука С в слогах,
словах и предложениях.
Автор:
учитель - дефектолог
ГОБУЗ «Областной
специализированный дом ребёнка
для детей с органическим
поражением центральной
нервной системы
с нарушением психики»
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах,
предложениях, чистоговорках, коротких стихах;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• развивать грамматический строй речи;
• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
• закрепить умение определять лишнее слово среди других;
• развивать внимание, память, мышление;
• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: кукла, мячики - массажеры, картинки, поощрительная наклейка.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Кто-то стучит к нам в дверь (вносится кукла). Это кукла Соня. Она очень любит
звук, с которого начинается её имя. Отгадай, какой это звук? Правильно, звук [С].
Соня приготовила для тебя разные игры с этим звуком.
2. Артикуляционный образ звука.
- Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при
произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают
преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.
3. Произношение изолированного звука [С].
- А ты знаешь, как закипает чайник, как он свистит? Проведи пальчиком по
волнистой линии от чайника до «пара», произнося при этом непрерывно звук [С],
вот так: «С-с-с-с».
- А теперь давай поможем котятам добраться до лакомства. Но по пути мы с тобой
произносить звук [С], потому что лакомство – это сосиски, а первый звук в слове
сосиски - [С]. Проведи одновременно указательными пальчиками обеих рук по
линиям от котят до сосисок, произнося при этом непрерывно звук [С], вот так: «С-с-
с-с».
4. Произношение звука [С] в прямых слогах .
Проведи указательными пальчиками сразу обеих рук по линиям по стрелкам,
одновременно проговаривая слоги:
«СА-СА-СА…», «СО-СО-СО…», «СУ-СУ-СУ…», «СЫ-СЫ-СЫ…».
5. Произношение звука [С] в обратных слогах .
Говорит взрослый: Говорит ребенок:
В сумке вкусный ананас ас-ас-ас.
Кисточку принес Барбос ос-ос-ос.
Стас Сосискин был не трус ус-ус-ус.
Я на санках еду вниз ис-ис-ис.
Совы полетели в лес эс-эс-эс.
Я услышал громкий бас ас-ас-ас.
На тарелке абрикос ос-ос-ос.
Там у пристани баркас ас-ас-ас.
Произношение звука [С] в словах.
- Дидактическая игра: «Помоги Соне найти потерянные вещи». Отыщи на картинке
все предметы, в названии которых есть звук С.
- Последовательные ряды слов с опорой на картинку. Произнеси чётко и ритмично
слова: носок – кусок – песок.
- Дидактическая игра «Один – много»:
Я буду называть тебе предмет, когда он один, а ты, когда много:
- летит самолёт, а летят …(самолёты),
- висит сарафан, а висят… (сарафаны),
- продаётся сок, а продаются… (соки),
- растёт сосна, а растут… (сосны),
- стоит миска, а стоят… (миски),
- лает собака, а лают… (собаки),
- стоит стол, а стоят… (столы) и т.д.
7. Развитие фонематического слуха.
Послушай четыре слова и скажи, какое слово не подходит к остальным:
- носок – носок – кусок – носок,
- миска – киска – миска – миска,
- каска – каска – каска – маска,
- тесто – место – тесто – тесто,
- бас – бас – квас – бас.
8. Произношение звука [С] в словосочетаниях.
Дидактическая игра «Чего не стало»:
На столе шесть картинок (в названиях картинок есть звук [С]). Закрой глаза. Я
сейчас переверну одну картинку, а ты скажешь, «Чего не стало на столе». Отвечай
полным ответом: «На столе не стало…»
9. Фиминутка.
Неропсихологическое упражнение с мячами под музыку.
10. Произношение звука [С] в чистоговорках с опорой на мнемодорожки.
СА-СА-СА – Меня укусила оса.
СО-СО-СО – Стал мой нос, как
колесо.
СЫ-СЫ-СЫ – Не боюсь я злой осы.
СУ-СУ-СУ – Я осу в руке несу.
АСКА- АСКА-АСКА – У Сани каска.
УСКА-УСКА-УСКА
–
У
Сони
блузка.
ОСКА-
ОСКА-ОСКА
–
У
Насти
соска.
ИСКА- ИСКА- ИСКА – У киски
миска.
11. Произношение звука [С] в предложениях.
Упражнение «Измени предложение»:
- Я посылала посылку.
- Ты посылал посылку.
- Он посылал посылку.
- Она посылал посылку.
- Мы посылали посылку.
- Вы посылали посылку.
- Они посылали посылку.
Упражнение «У меня есть, а у тебя нет»:
- У меня есть санки…. А у меня нет санок.
- У меня есть самолёт… А у меня нет самолёта.
- У меня есть самокат… А у меня нет самоката. И т.д.
Дидактическая игра « Что видит во сне Света».
Дидактическая игра « Саня смотрит на…».
12. Произношение звука [С] в стихотворении с опорой на мнемодорожки.
Маленькому Сане мы купили сани.
У Сани сани едут сами.
У Сони посылка.
В посылке бусы и косынка.
13. Работа с буквой С.
В небе таял лунный серп, серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес нам светила буква С.
Рассмотри букву С, нарисуй ее в воздухе каждым пальцем поочередно, сначала
одной, затем другой и двумя руками одновременно.
14. Дидактическая игра «Что на экране» с сайта «Мерсибо» с
использованием ИКТ (сенсорного экрана).
15. Итог занятия.
Что тебе больше всего понравилось?
16. Оценка речевой деятельности ребенка.
Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С]. И Соне тоже
понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет
поблагодарить тебя и подарить тебе на память наклейку, где нарисован самолёт.
Как ты думаешь, почему именно самолёт нарисован на картинке. Правильно,
потому что в слове самолёт есть звук [С]. Ты молодец!