Напоминание

Язык- душа народа


Автор: Гобеева Алета Бекмурзаевна
Должность: учитель родного (осетинского)языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ№46
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: Язык- душа народа
Раздел: полное образование





Назад




Классный час, посвящённый Международному дню родного языка.

« Язык – живая душа народа»,

Цели мероприятия:

Образовательные:

познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня

родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;

сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по

данному вопросу, владеть видами речевой деятельности (выразительным

чтением).

Воспитательные:

сформировать любовь и интерес к родному языку, поэзии;

научиться уважать язык и культуру других народов;

работать над формированием толерантного отношения к представителям

разных национальностей.

21февраля - Международный день родного языка

Ход мероприятия

Ведущий (учитель): Сегодняшний классный час , посвященный

Международному дню родного языка, хочется начать с высказывания

П. А. Вяземского о языке:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной...

и продолжить фразой генерального директора ЮНЕСКО

Контиро Мацуура:

«Языки, по существу, имеют важнейшее значение для самобытности групп

населения и отдельных людей и для их мирного сосуществования».

Чтец1-Рубаев Д.

Международный день родного языка был провозглашен Генеральной

конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с

февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и

многоязычию.

Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в

Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли

студенты — участники демонстрации в защиту своего родного языка

бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков

страны.

Чтец 2- Кораева А.

Сегодня в мире существует около 7000 языков, и более половины из них

могут исчезнуть на протяжении жизни нескольких поколений, а на 96% этих

языков говорят всего лишь 4% населения планеты. Только несколько сотен

языков играют видную роль в системах образования и в государственной

сфере, и менее ста языков используются в мире цифровых технологий.

Проведение Международного года языков пришлось на такое время, когда

языки все больше оказываются под угрозой. Язык открывает путь к

изменению и развитию человеческого общества. Использование — или отказ

от использования языков может открыть или преградить дорогу в будущее

многим представителям общества в мире.

Чтец 3-Саламов А.

ЮНЕСКО посчитало исчезающие языки в России. 136 языков в России

находятся в опасности, и 20 из них уже признаны мертвыми. Такие цифры

приводятся в интерактивном Атласе исчезающих языков мира,

опубликованном на сайте ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО определяет жизнь языков по 9 критериям, в том числе по числу их

носителей, передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных

материалов, отношению к языку внутри общества. Далее все языки делятся

на 6 категорий: "находится в безопасности", "положение вызывает опасение",

"язык находится под угрозой исчезновения", "язык находится в серьезной

опасности", "язык находится в критическом состоянии", "язык исчез".

Чтец 4-Агкацев А.

Если рассмотреть карту российских языков, то помимо 20 исчезнувших

языков в России еще 22 находятся в критическом состоянии (алеутский,

терско-саамский, ительменский), 29 - в серьезной опасности (нивхский,

чукотский, карельский). Под угрозой исчезновения - 49 языков, в том числе

калмыцкий, удмуртский и идиш. Опасение вызывает положение 20 языков, в

числе которых оказались белорусский, чеченский, якутский и тувинский.

Всего 136… Стоит учесть, что удмуртский, калмыцкий, якутский, тувинский

и чеченский - государственные языки республик РФ.

Всего атлас ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 7 тысяч,

существующих в мире. Насчитывается 199 языков, на которых говорят не

более чем по десять человек. В последние несколько десятков лет полностью

исчезли 200 языков.

Чтец 5-Овчарова А.

отрывок из стихотворения Леонида Корнилова (под русскую музыку)

Немота перейдёт все границы.

И полмира забудет слова.

И минута молчанья продлится

Может, год, может, век, может, два.

Мне последнего слова не надо.

И когда хлынет кровь под кадык.

Не иконы, а книги, как лики,

Остаются на полках высот.

Древним словом мы с будущим слиты.

Человечество – наш ученик.

Наш круг чтенья – земная орбита.

Наша Родина – русский язык

Ведущий –Моргоева А.

Человеческий язык необычайно многообразен.. За последнее

десятилетие XX века отмечено, что в мире говорят более чем на 6000 языках.

Но если спросить обычных людей, сколько языков существует в настоящий

момент в мире, то они назовут гораздо меньшее количество (от нескольких

десятков до нескольких сотен).

Как животный или растительный мир, многообразие языков находится в

опасности. В недалеком будущем ни профессиональные лингвисты, ни

простые люди больше не встретят носителей некоторых языков…

Чтец 1- Тедеева Д.

Все языки, близкие к исчезновению, можно разделить на три группы. В

первую группу войдут мертвые языки – это когда исконных носителей языка

нет ( например, латынь или шумерский язык);

умирающим считается язык, носители которого еще остались, но которому

уже не учат детей;

живым языком является тот, которому продолжают учить детей.

Умирающий язык обычно исчезает через одно-два поколения, когда дети,

родители которых уже не знают родного языка, учат его от своих бабушек и

дедушек.

Чтец 2 –Хозиев М.

Подсчитано, что из всех языков, существующих на сегодняшний день в мире,

через сто лет 90 процентов либо совершенно исчезнут с лица земли, либо

будут находиться на грани исчезновения.

Языки умирают во всех точках земного шара.

Чтец -3-Каирова З.

Языки вымирали на протяжении всей известной нам истории: шумерский

язык, на котором говорили в самой первой великой цивилизации

Месопотамии (современный Ирак), вымер приблизительно во 2 тысячелетии

до н.э., тогда как его преемник, аккадский (язык Вавилонии и Ассирии) исчез

в середине первого тысячелетия до н.э.

В современном мире процесс умирания языков происходит быстрее. До

сегодняшнего дня малочисленные языковые группы смогли выжить,

сохранив свой родной язык и овладев общим языком региона. Однако из-за

роста централизации в 20 веке такое редко можно встретить

Чтец 4-Никитина В.

Чтение стихотворения Ивана Бунина

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Чтец 5- Басиев А.

Почему исчезают в наше время языки? Потому что правительствам стран

экономически не выгодно обслуживать население на всех языках. Растущая

популярность средств массовой информации, спутниковая связь, средства

массовой коммуникации упрощают языковое общение, а такие языки, как

английский, приобретают доминирующее значение.

Если человек или группа людей решили отказаться от своего родного языка,

унаследованного от предков, уже мало что можно сделать, чтобы спасти

его…

Ведущий-Варзиева Э.

Однако языковые сообщества хотят сохранить свой родной язык, как и свою

культуру. Ценную помощь в сохранении языка могут оказать лингвисты:

разработать для него систему письма; документально зафиксировать

исчезающие языки, составить словарь, подобрать тексты для иллюстрации

различных правил (это могут быть как народные легенды, так и образцы

повседневной разговорной речи).

Как можно сохранять и возрождать отдельные виды растений и животных

при помощи их ДНК, так же можно записывать на пленку или диск

фонетику, грамматику и лексику для последующих поколений, восстановив

по ним весь язык. Сохранение и восстановление языков возможно и

необходимо.

Чтец 1-Макаев К.

Самым известным примером возрождения языка служит иврит

(древнееврейский). На нем была написана большая часть Ветхого Завета. В

течение многих веков язык не использовался в повседневном общении, но

выжил, благодаря стараниям ученых и тому, что все это время он продолжал

использоваться в качестве языка культа. С девятнадцатого века на иврите

снова стали говорить…

Чтец 2-Дзилихова Л.

Чтобы не возрождать языки, нужно направить все силы на их сохранение.

Язык каждого народа-творца – это дар Божий. Сейчас в мире появляется все

больше языковых обществ, которые твердо намерены сохранить свой родной

язык, как и прочие аспекты культуры. Каждый национальный язык прекрасен

и неповторим. …Сколько прелести и содержания, сколько вековой мудрости

скрыто в их недрах…

Чтец Пухаев А. Джикаев Ш. «Дыууадæс дзырды»

Чтец 3-Майндурова А. Стих Расула Гамзатова «Родной язык»

Чтец 4- Гизоева С.

Чтение стихотворения татарского поэта Габдулы Тукая (в переводе:

А.Чепурова)

Звучит татарская народная музыка

РОДНОЙ ЯЗЫК

О, как хорош родной язык, отца и матери язык,

Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!

Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,

А после - бабушка меня старалась сказкою унять.

Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет,

И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет.

Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог:

"Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!"

Чтец 5

Ведущий: Прослушав удивительные творения наших известных поэтов,

давайте обратимся к истории языка и литературы. Проявим знания и свою

эрудицию, ответив на вопросы викторины.

Учитель задает вопросы:

1.Какая организация учредила празднование «Международного дня родного

языка» 21 февраля и «Международного дня русского языка» 6 июня?

(ЮНЕСКО)

2. Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч)

3. Сколько языков мира находится под угрозой исчезновения? (400, в Европе

– 50), в России?(136)

4.Кто создал славянскую азбуку? ( Кирилл и Мефодий)

5. В каком веке началось формирование русского национального

литературного языка? (в 17в.)

6.Входит ли русский язык в состав 6 официальных рабочих языков ООН?

(входит)

7. Назовите государственный язык Российской Федерации? (русский язык)

8.Какие поэты и писатели18-19 в.в стояли у истоков русского литературного

языка? (А. С.Пушкин, М. В. Ломоносов, И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М.

Достоевский и др.)

9. Какие пословицы и поговорки о родном языке вы знаете?

10. Что вы знаете об осетинском языке? Монолог. Языковая группа. Къоста,

«Ирон фæндыр».День осетинского языка и литературы.

Выскажите свою точку зрения по данной теме. Как вы понимаете фразу?

«Живым языком является тот, по которому продолжают учить детей…»

«Язык – живая летопись народа»

«Мой личный вклад в сохранение родного языка»

« Что хотите вы мне говорите…

Как в пространстве царит высота,

Так числом русских букв в алфавите

Измеряется возраст Христа».

Ведущий: Сегодняшний разговор хочется закончить словами английского

лексикографа и эссеиста 18 века: «Мне всегда очень жаль, когда еще один

язык исчезает с лица земли, ведь язык – это родословная народа» и от себя

добавлю: «Берегите родной язык, не засоряйте его»



В раздел образования