Напоминание

«Жанр романса в музыке, живописи и литературе»


Автор: Алексеева Ольга Александровна
Должность: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Наро-Осановская ДШИ
Населённый пункт: г.Кубинка, Одинцовский г.о. Московской области
Наименование материала: Конспект - сценарий интегрированного урока
Тема: «Жанр романса в музыке, живописи и литературе»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект - сценарий интегрированного урока

по теме «Жанр романса в музыке, живописи и литературе»

Учитель. Сегодня мы поговорим о романсе. Так что же такое романс?

(Ответ детей)

Учитель. Романс - небольшое музыкальное сочинение для голоса в

сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Но это еще не все.

Учитель формулирует цель урока.

В конце урока нам предстоит

ответить на такие вопросы: «Можно ли «увидеть» музыку и «услышать»

картину художника?»

Что сегодня будет важнее: Музыка или Слово?

Учитель ставит задачи.

Чтобы ответить на эти вопросы мы

постараемся в своем ощущении связать музыку и живопись, а также живое

образное слово.

Эмоциональное вступительное слово учителя.

Тишина. Тишина, полная смысла… Каждый ли человек умеет слушать,

отличать шелест прибрежной ивы от шелеста дубов, слышать быструю дробь

опадающих желудей, шуршание камыша? Каждый ли умеет читать тишину,

«как книгу»?... Нет, к сожалению, такой талант дан только людям с тонкой

душой.

Чтение отрывка из рассказа Ю. Нагибина «Сирень».

Ученица. …Пьянящий дух сирени был так влекущ и сладок, что Верочка

решила: будь что будет, не даст она испортить себе радость! И она кинулась

в сирень, как в реку, мгновенно вымокнув с головы до пят, тяжелые кисти и

листья были пропитаны минувшим ливнем.

Грубый шорох в кустах заставил Верочку испуганно замереть.

Шум повторился - шорох и треск, кто-то шел напролом сквозь

сирень, сотрясая ветви, давя мелкие сухие сучочки в изножии кустов. Легко

возбудимое сердце Верочки мгновенно отзывалось на каждое волнение,

испуг, вот и сейчас оно будто подскочило, забилось у самого горла, гулко,

громко, с болезненной отдачей в голову.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела

Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти

сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос,

щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов

клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и Верочка умела делать -

купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка Сережи, Сергея

Васильевича - так церемонно полагалось ей называть семнадцатилетнего

кузена, - была куда интереснее. Он выбирал некрупную кисть и осторожно

брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал ее изо

рта и что-то проглатывал. Верочка последовала ему примеру, и рот

наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки

повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени - у

каждой был свой привкус. Белая — это словно лизнуть пробку от маминых

французских духов, даже кончик языка сходно немеет; лиловая отдает

чернилами; самая вкусная - голубая сирень, сладковатая, припахивающая

лимонной корочкой. Сиреневое вино понравилось Верочке…

Выявление восприятия.

Какую картину представили вы себе, когда слушали этот отрывок?

(Ответы учащихся).

А теперь давайте «озвучим» эту картину. (Играем в звукооператоров).

(Ответы учащихся).

Подведение итогов восприятия.

Учитель.

Рассказ писателя Юрия Нагибина «Сирень» весь пропитан

запахами росистого летнего утра, распускающейся сирени, робостью,

тревогой и счастьем просыпающейся первой любви. Он наполнен музыкой, и

музыка эта цветная – голубая, розовая, белая, лиловая, - как те тяжелые от

прошедшего накануне ливня роскошные кисти сирени, среди которых

встретились словно впервые глаза юной героини рассказа Верочки и ее

гениального кузена – семнадцатилетнего Сережи Рахманинова.

Хотите узнать, что было дальше? (Ответ учащихся).

Говорят, что Верочка всю свою жизнь любила Сергея Васильевича

Рахманинова, но родители никогда бы не отдали её за «бедного начинающего

музыканта». Верочка Скалон вышла замуж за приятеля детства.

Ученица. Она думала, что сможет жить, как живут другие: давать счастье

мужу, воспитывать детей, встречаться с интересными людьми, уделять

внимание музыке, литературе, достойно и благообразно стареть. Ничего

этого не могла и не умела Верочка.

Она умела лишь одно - любить

Рахманинова.

Учитель. У Верочки было очень больное сердце. Она умерла в 34 года. А то

сиреневое росное утро – это гениальная вспышка в памяти Сергея

Рахманинова, родившая самый нежный и взволнованный романс «Сирень».

Ученица. Там есть удивительная, щемящая, как взрыд, нота. То промельк

Верочкиной души, откупленный любовью у вечности.

Прослушивание инструментальной версии романса «Сирень» в исполнении С.

Рахманинова.

Учитель. Что вы чувствовали, а может быть, и «видели», когда слушали эту

пьесу? (Ответы учащихся).

Учитель. Писатель Юрий Нагибин уверен: «Не испытай он этой чистой

любви (к Верочке Скалон – ОА), осталась бы безлюбой его музыка».

Как вы понимаете придуманное писателем слово – безлюбый? (Ответы

учащихся).

Учитель.

Юрий Нагибин прав: вся музыка Рахманинова полна любви,

красок, солнечного света. Вы уже прослушали инструментальную версию

вокальной миниатюры «Сирень», которая была создана через некоторое

время

после

самого

романса,

написанного

Рахманиновым

на

стихи

Екатерины Андреевны Бекетовой, кстати, тётки известного вам поэта

Александра Блока. Романс стал тогда настолько популярен, что его можно

было назвать, как сейчас принято, суперхитом начала «серебряного века». А

первой исполнительницей его в 1903 году была Надежда Ивановна Забела –

замечательная певица, жена и муза великого русского художника Михаила

Врубеля.

Прослушивание романса «Сирень».

Учитель. Не могу не спросить вас, мои дорогие, что вы сейчас чувствовали?

(Ответ учащихся).

Учитель.

А теперь рассмотрите репродукции картин известных русских

художников и выберите ту из них, которая больше всего соответствует

настроению этого романса.

(Высвечиваются репродукции картин художников:

В.А. Серов. 1886 г.

Открытое окно. Сирень., М. Врубель. Сирень.,

П. Кончаловский. Окно.

1936г.)

Учитель. Помните, я вам сказала, музыка этот романса цветная. Как вы

думаете, почему я так сказала?

(Ответ учащихся).

Учитель. А давайте попробуем объединить звук, свет, цвет и ощущения. Где

вы в своей жизни чаще всего встречаете это явление?

(Ответ учащихся).

Учитель.

Да, к сожалению, это происходит на музыкальных шоу и

дискотеках. А вы знаете, что это открытие сделали не современные

шоумены. До нас дошли записи, что еще в XVII

веке людям казалось

очевидным, что свет и звук должны быть каким-то образом связаны.

Поэтому, когда наступила эпоха науки, эту связь начали искать научными

методами. Попытки соединить несколько видов искусства в единое целое

привели к созданию светомузыки. Одним из основателей такого направления

был русский композитор Александр Скрябин, который первым написал свою

поэму

«Прометей»

(Поэма

Огня)

со

световой

партитурой.

Музыку

Рахманинова и музыковеды и простые слушатели называют живописной,

наполненной светом и воздухом. Сейчас мы с вами провели небольшой

эксперимент, который показал, что вы тоже можете не только слышать

музыку, но и видеть ее.

Учитель.

«Сирень» — никого не может оставить равнодушным. Это

изумительный по своей выразительности и возвышенности романс. Его

наполненная светлой одухотворённостью жизнеутверждающая мелодия с

первых

тактов

заставляет

окунуться

в

поэтическую

атмосферу

и

почувствовать особую притягательность красоты весенней природы. Вся

музыкальная ткань композиции своими спокойными, распевно льющимися

вокальными

фразами

и

выразительными

фигурациями

фортепианного

аккомпанемента,

отображающего

лёгкое

колебание

листвы,

создают

ощущение умиротворенности и сладостного покоя.

Помимо того, безмятежность музыки романса, написанного в простой

двухчастной форме, тональности Ля-бемоль мажор, и сложном тактовом

размере – 9//4, придаёт своеобразное ладовое строение начальных тактов. Их

мелодическая

линия

и

фортепианное

сопровождение

основаны

на

бесполутоновом пентатоническом звукоряде. Этот прием предназначен для

воплощения в музыке «лирики покоя» и «лирики света» (В. Цуккерман). При

этом имеется ввиду одно из важнейших свойств пентатоники способность

выражать тишину, отсутствие внешнего движения. Далее, эмоционально

развиваясь,

музыкальный

материал

композиции

выходит

за

границы

пятиступенного лада. Романс представляет собой один из ярких примеров

использования

модальной

техники.

Поэтический

текст

вносит

эмоциональное уточнение и придает музыке романса светлую окраску от

тихой безмятежности до возвышенного ощущения счастья бытия, гармонии

мира.

Давайте попробуем сравнить поэтический язык и музыкальный.

По утру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать…

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живёт;

На зеленых ветвях,

На душистых кистях

Мое бедное счастье цветёт.

Обратите внимание, что однородные обстоятельства в первых двух

строчках романса и распеваются одинаково, будто постепенно расширяя

картину «сиреневого утра». Создается ощущение непрерывности движения,

текучести времени, воздуха, запаха, света. А музыкальное пространство

воспринимается нашей интуицией, т.е. умением почувствовать и вообразить,

дополнить картину. Это особый талант композитора, который партией

аккомпанемента словно включает разом три измерения пространства.

Весь текст построен на метафорах, и они словно переплетаются с

устойчивыми

музыкальными

оборотами,

которые

трогают

своей

узнаваемостью и придают слову многозначность и дополнительные оттенки,

и грани смысла. И все же ведущая роль в этом вокальном произведении

отводится

именно

музыкальному

тексту

(например,

в

фортепианном

вступлении романса). Все это становится пленительной базой для восприятия

«близкого» и «далекого» пространства, трепета и вибрации воздуха и запаха.

Теперь мы можем говорить о своеобразии неповторимого авторского

почерка,

о

своеобразном

музыкальном

языке

Рахманинова

и

необыкновенных эмоциональных ассоциациях его слушателей.

Художник, в краску кисти опуская,

Творит, от вдохновения сгорая,

Но вряд ли передаст бумаги лист

Оттенки, что таит сирени кисть.

(Неизвестный автор)

Русский поэт Василий Андреевич Жуковский сказал, что нельзя выразить

невыразимое. Мы сегодня попробовали найти слова, чтобы выразить как

можно точнее свои чувства. И убедились, что это невозможно. Однако

человек не может смириться с этим и продолжает сочинять музыку, писать

картины, слагать стихи… Как это мудро – соединить музыку, живопись и

поэзию, так, чтобы они слились воедино, в один образ, в одно впечатление.

И все же еще раз о сирени и о Рахманинове. Этот скромный цветок имел для

композитора особое значение. Сирень была символом его любимой родины,

а также своеобразным Ангелом Хранителем, неизменно сопровождавшим

гениального маэстро всю его жизнь: со времен юности, когда он впервые

ощутил душистый аромат цветка в деревне Ивановка Тамбовской губернии и

до самых последних дней. И до последних его дней, на каждый день

рождения

и

после

каждого

концерта

Сергей

Васильевич

получал

белоснежный благоухающий букет сирени…

На фоне инструментальной версии романса «Сирень» звучит речь учителя.

А несколько лет спустя после смерти композитора пианист Ван Клиберн

посадил на его могиле саженец белой сирени, подаренный ему в Москве

советскими студентами. И пусть Рахманинов покоится далеко за океаном, в

Нью-Йорке, но живой и благоухающий куст русской сирени навеки связал

его с родной стороной.

Учитель. Теперь я хочу вас спросить. Смею ли я надеяться, что весной, когда

вы увидите цветущий куст сирени, вы вспомните Сергея Васильевича

Рахманинова, историю его первой любви, полотна Михаила Александровича

Врубеля, Петра Петровича Кончаловского, Валентина Александровича

Серова, наполненные музыкой сиреневого утра?

(Ответы учащихся)

Учитель. Сейчас мы проверим, кто из вас внимательнее всех слушал слова

романса. Скажите, что означает строка «я пойду свое счастье искать»?

(о пятилепестковом цветке)

А теперь вы готовы ответить на вопрос: «Можно ли «увидеть» музыку и

«услышать» картину художника?»

(Ответы детей)

Заключительное слово учителя. «Когда мы слушаем эту музыку, полную

непередаваемой словами поэтичности и живописности, в нашем сознании

начинает вырисовываться целая картина. Мы видим её своим внутренним

зрением, которое…существует у каждого из нас, как существует у каждого и

внутренний слух» (Д. Кабалевский) [2]

Сегодня мы много слушали, смотрели и чувствовали. Я вижу это по вашим

глазам – вы чувствовали. И все это благодаря тому, что Рахманинов услышал

в природе и записал музыку. Нагибин «увидел» эту музыку, «пропитался» ею

и рассказал нам о сиреневом утре. Так что важнее: Музыка или Слово?

(Ответы детей)

Учитель. Правильно, они дополняют друг друга. А какова роль живописи?

(Ответы детей)

Учитель. Все верно. Художник-живописец прописывает детали. Это уже не

только впечатление – это конкретизированный образ.

Повторим: что сделано Рахманиновым? (Услышал» музыку и записал).

Что сделал Нагибин? («Увидел» музыку, «пропитался» ею и рассказал нам о

сиреневом утре).



В раздел образования