Напоминание

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ В СОЧИНЕНИИ И ИМПРОВИЗАЦИИ СКАЗОК НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»


Автор: Казначеева Татьяна Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Радуга"
Населённый пункт: Тихвин, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ В СОЧИНЕНИИ И ИМПРОВИЗАЦИИ СКАЗОК НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ В

СОЧИНЕНИИ И ИМПРОВИЗАЦИИ СКАЗОК НА ОСНОВЕ

ВОСПРИЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»

:

Автор

,

Казначеева Татьяна Николаевна

музыкальный руководитель

,

,

Воспитание чувств у ребенка должно служить прежде всего формированию

,

гармонически развитой личности и одним из показателей этой гармонии

является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального

.

,

,

развития Недооценка этого требования как правило ведет к

-

,

одностороннему развитию какого либо одного качества чаще всего

,

,

-

,

интеллекта что во первых не дает возможности глубоко понять особенности

,

-

,

самого мышления и управление его развитием а во вторых не позволяет до

,

конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения как мотивы и

.

эмоции

.

.

«

»

,

О П Радынова в своей программе Музыкальные шедевры писала о том что

музыка издавна признавалась важным средством формирования личных

,

.

качеств человека его духовного мира

,

Современные научные исследования свидетельствуют о том что

,

,

,

музыкальное развитие в том числе слушание музыки восприятие

,

музыкальных произведений оказывает ничем незаменимое воздействие на

,

,

развитие музыкальных способностей ребенка общее развитие на

.

формирование основ музыкальной культуры

Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом

.

,

восполнимо впоследствии Наблюдая за детьми на утренниках в общении с

,

,

взрослыми сверстниками можно заметить немало детей безразличных ко

,

,

всему окружающему детей которые не в полную меру могут показать и

.

.

.

,

проявить себя Недаром известный психолог Л С Выготский писал что

«

воображение является основой всякой творческой деятельности и

.

проявляется во всех сторонах культурной жизни Воображение способно

,

.

создавать новые комбинации фантастические представления Чем богаче

,

.

опыт человека тем большим материалом располагает его воображение Через

».

слушание музыки ребенок набирается определенного жизненного опыта

,

,

Для того чтобы раскрыть и развить эти способности у детей сделать развитие

,

,

ребенка гармоничным я строила музыкальные занятия так чтобы дети смогли

,

,

получить разнообразные яркие музыкальные впечатления научились

,

.

,

сопереживать музыку понимать ее Слушая музыку ребенок постигает мир

.

,

,

прекрасного Мелодию которую мы слушаем на занятии малыш должен

,

,

,

прочувствовать пропустить ее как бы через себя уметь сравнивать

.

сопоставлять

Цель моей работы

-

.

раскрыть и развить творческие способности детей

,

:

Исходя из этого поставила перед собой задачи

1.

Развивать творческие способности детей средствами слушания музыки и

.

ритмических движений

2.

,

Развивать исполнительские способности через создание образа

.

эмоциональную отзывчивость и импровизацию

:

Для решения данных задач использовала следующие программы

«

»

.

.

Камертон Костиной Э П

«

»

.

..

Музыка и сказка Радыновой О П

»

.

..

Музыка и движение Бурениной А И

«

»

.

.

Музыка и театр Крыловой И И

«

»

.

.,

.

.

Музыка и изобразительное искусство Куревина О А Васильева И С

,

Чтобы развить интерес и активность детей использовала следующие

:

методы и приемы

1.

-

(

,

,

Наглядно слуховой слушание музыки беседа о ней словесное описание

,

;

).

образов зарисовки использование современных средств ТСО

2.

-

(

,

,

).

Наглядно зрительный подбор музыкальных пособий картин карточек

3.

(

,

,

-

).

Игровой через дидактические игры инсценировки игры имитации

4.

-

,

Метод проблемно поисковых ситуаций через пластические импровизации

,

детей пробы в создании образов сочиненных сказок с помощью взрослого в

.

начале и затем самостоятельно без показа взрослого

Для успешной реализации задач и использования методов разработала

,

проект развития у детей восприятия музыки и изображение ее в движении где

:

проследила этапы своей работы провела первичную диагностику через

,

индивидуальную работу по выявлению уровня творческого потенциала детей

.

вела работу по составлению сказок для достижения развития воображения

,

Чтобы дети не были пассивными слушателями включала для них творческие

.

задания

,

После слушания музыки побуждала детей к высказыванию о своих

(

,

).

переживаниях какие чувства вызвала музыка какое настроение

Подбирали инструменты и подыгрывали на них в соответствии с

.

характером музыки

Сравнивали данное произведение с ранее услышанным или

.

аналогичным произведением

,

.

Сочиняли сказку разбирали роли

«

»

Постигали язык движений через средства музыкальной

.

выразительности

импровизации

,

:

Для развития творческих способностей проводила такие занятия как

-

-

», «

»);

Занятия

путешествия

В мир танца

Прогулка в лес

-

«

»;

Сказка в музыке из цикла

Времена года

-

Занятия с использованием нескольких произведений разного характера в

.

одном сюжете

,

,

Благодаря этой работе у детей развивался эстетический вкус дети

,

,

,

преодолели робость стали более активными раскрепощенными постигли

.

языком движений средства музыкальной выразительности Дети обыгрывали

,

.

своим телом музыкальную ткань произведения его настроение и содержание

,

,

В работе помогли этюды пантомимы этюды на выразительность жестов

,

,

.

мимики игры на перевоплощение создание образа

-

В младшем возрасте обращала особое внимание у детей на образно

-

пластическое творчество через первичные наглядно действенные

представления о простейших выразительных возможностей языка движений в

.

воплощении образа В данном возрасте с детьми ставила сюжеты с участием

,

«

», «

».

одного героя дети создавали образ

подснежника

рассвета

В начале года

-

,

дети учились передавать внешний образ какого либо персонажа постепенно

.

переходя к освоению способов выражения внутренних свойств образа В

: «

»,

младшем возрасте сюжеты ставились с участием одного героя

Подснежник

«

».

Рассвет

В среднем возрасте проводила работу с детьми над развитием парного

-

,

,

образно пластического взаимодействия учила детей жестовому

.

невербальному общению Предлагала детям самим найти способ

,

-

.

перевоплощения используя индивидуальные пробы импровизации Вместе с

,

.

детьми обсуждали наиболее удачные оригинальные образы Сюжет для детей

строился на основе нескольких персонажей в соответствии с характером

-

», «

музыки речка

замерзла

оттаяла

цветы спали под снегом

расцвели

».

завяли

:

В старшем возрасте работу проводила по двум направлениям

-

;

развитию способности к образному перевоплощению детей

-

-

.

развитию образно пластического взаимодействия

В этом возрасте особое внимание уделяла детализации образа

,

выразительной передачи различных характеристик персонажа умению

«

».

перевести сочиненное в

язык жестов

Дети учились взаимодействию

«

».

персонажей относительно друг друга

невербальному общению Учились

.

совмещать пластику движений с внутренними переживаниями

,

,

Благодаря этой работе у детей появился творческий интерес

,

.

увлеченность за интересованность в успехе и творческом самовыражении

,

.

Дети стали более раскрепощенными раскованными У них появились

,

творческие способности к сочинению сказок импровизации на заданный

.

сюжет Стремление дошкольников достоверно воплотить образ героя или

характер музыкального произведения в движении помогло им научиться

,

управлять своим телом самостоятельно создавать пластический образ перед

,

.

сверстниками выполнять различные двигательные комбинации Дети

,

научились оценивать свои творческие способности давать оценку себе и

.

своим товарищам На протяжении всего учебного года ведется работа с

:

,

,

родителями совместные праздники дни открытых дверей школа молодой

,

,

.

семьи неделя сказок музыкальная гостиная Все эти мероприятия сближают

,

.

детей и родителей поднимают интерес родителей в обучении детей музыке

,

Если дети слышат высокохудожественную музыку в детском саду и дома они

накапливают опыт переживания и сознании ценных в художественном

,

отношении интонаций музыки у них формируются основы музыкального

,

вкуса и эмоционального восприятия что активизирует деятельность

.

воображения и творческого проявления детей

.

Список использованных источников

1.

.

.

.

Выготский Л С Воображение и творчество в детском возрасте

. 3-

. –

.:

, 1991. – 96

.

Психологический очерк

е изд

М Просвещение

с

2.

.

.

;

Гржибовская Р Н Музыкальное воображение Теория и методика обучения

(

.

.

.

,

.

.

). –

.:

,

игре на фортепиано Под ред А Г Каузовой А И Николаевой

М Владос

2001. — 368

.

с

3.

.

.

,

,

. –

:

, 2000. – 166

.

Долгушин С Л Образ цвет звук

Омск АДМЭВ

с

4.

.

.

-

Ражников В Г О программе эмоционально эстетического развития детей

«

» /

.

.

//

. – 1996. – №9. –

Маленький Эмо

В Г Ражников

Дошкольное воспитание

.58-66.

с

5.

.

.

.

Субботина Л Ю Развитие воображения детей Популярное пособие для

/

. –

:

,

родителей и педагогов

Художник Куров

Ярославль Академия развития

2002. – 235

.

с

6.

.

.

Финкельшнейн Э Музыка от А до Я Занимательное чтение с картинками и

. –

.

, 2008. – 120

.

фантазиями

СПб Композитор

с

7.

.

.

-

,

.:

, 2001. –

Цыпин Г М Музыкально исполнительское искусство СПб Алетейя

320

.

с

8.

.

.

. –

.:

, 1994.

Цыпин Г М Психология музыкальной деятельности

М Просвещение

– 353

.

с



В раздел образования