Автор: Казначеева Татьяна Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Радуга"
Населённый пункт: Тихвин, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ В СОЧИНЕНИИ И ИМПРОВИЗАЦИИ СКАЗОК НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»
Раздел: дошкольное образование
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ В
СОЧИНЕНИИ И ИМПРОВИЗАЦИИ СКАЗОК НА ОСНОВЕ
ВОСПРИЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»
:
Автор
,
Казначеева Татьяна Николаевна
музыкальный руководитель
,
,
Воспитание чувств у ребенка должно служить прежде всего формированию
,
гармонически развитой личности и одним из показателей этой гармонии
является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального
.
,
,
развития Недооценка этого требования как правило ведет к
-
,
одностороннему развитию какого либо одного качества чаще всего
,
,
-
,
интеллекта что во первых не дает возможности глубоко понять особенности
,
-
,
самого мышления и управление его развитием а во вторых не позволяет до
,
конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения как мотивы и
.
эмоции
.
.
«
»
,
О П Радынова в своей программе Музыкальные шедевры писала о том что
музыка издавна признавалась важным средством формирования личных
,
.
качеств человека его духовного мира
,
Современные научные исследования свидетельствуют о том что
,
,
,
музыкальное развитие в том числе слушание музыки восприятие
,
музыкальных произведений оказывает ничем незаменимое воздействие на
,
,
развитие музыкальных способностей ребенка общее развитие на
.
формирование основ музыкальной культуры
Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом
.
,
восполнимо впоследствии Наблюдая за детьми на утренниках в общении с
,
,
взрослыми сверстниками можно заметить немало детей безразличных ко
,
,
всему окружающему детей которые не в полную меру могут показать и
.
.
.
,
проявить себя Недаром известный психолог Л С Выготский писал что
«
воображение является основой всякой творческой деятельности и
.
проявляется во всех сторонах культурной жизни Воображение способно
,
.
создавать новые комбинации фантастические представления Чем богаче
,
.
опыт человека тем большим материалом располагает его воображение Через
».
слушание музыки ребенок набирается определенного жизненного опыта
,
,
Для того чтобы раскрыть и развить эти способности у детей сделать развитие
,
,
ребенка гармоничным я строила музыкальные занятия так чтобы дети смогли
,
,
получить разнообразные яркие музыкальные впечатления научились
,
.
,
сопереживать музыку понимать ее Слушая музыку ребенок постигает мир
.
,
,
прекрасного Мелодию которую мы слушаем на занятии малыш должен
,
,
,
прочувствовать пропустить ее как бы через себя уметь сравнивать
.
сопоставлять
Цель моей работы
-
.
раскрыть и развить творческие способности детей
,
:
Исходя из этого поставила перед собой задачи
1.
Развивать творческие способности детей средствами слушания музыки и
.
ритмических движений
2.
,
Развивать исполнительские способности через создание образа
.
эмоциональную отзывчивость и импровизацию
:
Для решения данных задач использовала следующие программы
«
»
.
.
Камертон Костиной Э П
«
»
.
..
Музыка и сказка Радыновой О П
»
.
..
Музыка и движение Бурениной А И
«
»
.
.
Музыка и театр Крыловой И И
«
»
.
.,
.
.
Музыка и изобразительное искусство Куревина О А Васильева И С
,
Чтобы развить интерес и активность детей использовала следующие
:
методы и приемы
1.
-
(
,
,
Наглядно слуховой слушание музыки беседа о ней словесное описание
,
;
).
образов зарисовки использование современных средств ТСО
2.
-
(
,
,
).
Наглядно зрительный подбор музыкальных пособий картин карточек
3.
(
,
,
-
).
Игровой через дидактические игры инсценировки игры имитации
4.
-
,
Метод проблемно поисковых ситуаций через пластические импровизации
,
детей пробы в создании образов сочиненных сказок с помощью взрослого в
.
начале и затем самостоятельно без показа взрослого
Для успешной реализации задач и использования методов разработала
,
проект развития у детей восприятия музыки и изображение ее в движении где
:
проследила этапы своей работы провела первичную диагностику через
,
индивидуальную работу по выявлению уровня творческого потенциала детей
.
вела работу по составлению сказок для достижения развития воображения
,
Чтобы дети не были пассивными слушателями включала для них творческие
.
задания
,
После слушания музыки побуждала детей к высказыванию о своих
(
,
).
переживаниях какие чувства вызвала музыка какое настроение
Подбирали инструменты и подыгрывали на них в соответствии с
.
характером музыки
Сравнивали данное произведение с ранее услышанным или
.
аналогичным произведением
,
.
Сочиняли сказку разбирали роли
«
»
Постигали язык движений через средства музыкальной
–
.
выразительности
импровизации
,
:
Для развития творческих способностей проводила такие занятия как
-
-
(«
», «
»);
Занятия
путешествия
В мир танца
Прогулка в лес
-
«
»;
Сказка в музыке из цикла
Времена года
-
Занятия с использованием нескольких произведений разного характера в
.
одном сюжете
,
,
Благодаря этой работе у детей развивался эстетический вкус дети
,
,
,
преодолели робость стали более активными раскрепощенными постигли
.
языком движений средства музыкальной выразительности Дети обыгрывали
,
.
своим телом музыкальную ткань произведения его настроение и содержание
,
,
В работе помогли этюды пантомимы этюды на выразительность жестов
,
,
.
мимики игры на перевоплощение создание образа
-
В младшем возрасте обращала особое внимание у детей на образно
-
пластическое творчество через первичные наглядно действенные
представления о простейших выразительных возможностей языка движений в
.
воплощении образа В данном возрасте с детьми ставила сюжеты с участием
,
«
», «
».
одного героя дети создавали образ
подснежника
рассвета
В начале года
-
,
дети учились передавать внешний образ какого либо персонажа постепенно
.
переходя к освоению способов выражения внутренних свойств образа В
: «
»,
младшем возрасте сюжеты ставились с участием одного героя
Подснежник
«
».
Рассвет
В среднем возрасте проводила работу с детьми над развитием парного
-
,
,
образно пластического взаимодействия учила детей жестовому
.
невербальному общению Предлагала детям самим найти способ
,
-
.
перевоплощения используя индивидуальные пробы импровизации Вместе с
,
.
детьми обсуждали наиболее удачные оригинальные образы Сюжет для детей
строился на основе нескольких персонажей в соответствии с характером
:«
—
-
», «
–
–
музыки речка
замерзла
оттаяла
цветы спали под снегом
расцвели
».
завяли
:
В старшем возрасте работу проводила по двум направлениям
-
;
развитию способности к образному перевоплощению детей
-
-
.
развитию образно пластического взаимодействия
В этом возрасте особое внимание уделяла детализации образа
,
выразительной передачи различных характеристик персонажа умению
«
».
перевести сочиненное в
язык жестов
Дети учились взаимодействию
«
».
персонажей относительно друг друга
невербальному общению Учились
.
совмещать пластику движений с внутренними переживаниями
,
,
Благодаря этой работе у детей появился творческий интерес
,
.
увлеченность за интересованность в успехе и творческом самовыражении
,
.
Дети стали более раскрепощенными раскованными У них появились
,
творческие способности к сочинению сказок импровизации на заданный
.
сюжет Стремление дошкольников достоверно воплотить образ героя или
характер музыкального произведения в движении помогло им научиться
,
управлять своим телом самостоятельно создавать пластический образ перед
,
.
сверстниками выполнять различные двигательные комбинации Дети
,
научились оценивать свои творческие способности давать оценку себе и
.
своим товарищам На протяжении всего учебного года ведется работа с
:
,
,
родителями совместные праздники дни открытых дверей школа молодой
,
,
.
семьи неделя сказок музыкальная гостиная Все эти мероприятия сближают
,
.
детей и родителей поднимают интерес родителей в обучении детей музыке
,
Если дети слышат высокохудожественную музыку в детском саду и дома они
накапливают опыт переживания и сознании ценных в художественном
,
отношении интонаций музыки у них формируются основы музыкального
,
вкуса и эмоционального восприятия что активизирует деятельность
.
воображения и творческого проявления детей
.
Список использованных источников
1.
.
.
.
Выготский Л С Воображение и творчество в детском возрасте
. 3-
. –
.:
, 1991. – 96
.
Психологический очерк
е изд
М Просвещение
с
2.
.
.
;
Гржибовская Р Н Музыкальное воображение Теория и методика обучения
(
.
.
.
,
.
.
). –
.:
,
игре на фортепиано Под ред А Г Каузовой А И Николаевой
М Владос
2001. — 368
.
с
3.
.
.
,
,
. –
:
, 2000. – 166
.
Долгушин С Л Образ цвет звук
Омск АДМЭВ
с
4.
.
.
-
Ражников В Г О программе эмоционально эстетического развития детей
«
» /
.
.
//
. – 1996. – №9. –
Маленький Эмо
В Г Ражников
Дошкольное воспитание
.58-66.
с
5.
.
.
.
Субботина Л Ю Развитие воображения детей Популярное пособие для
/
. –
:
,
родителей и педагогов
Художник Куров
Ярославль Академия развития
2002. – 235
.
с
6.
.
.
Финкельшнейн Э Музыка от А до Я Занимательное чтение с картинками и
. –
.
, 2008. – 120
.
фантазиями
СПб Композитор
с
7.
.
.
-
,
.:
, 2001. –
Цыпин Г М Музыкально исполнительское искусство СПб Алетейя
320
.
с
8.
.
.
. –
.:
, 1994.
Цыпин Г М Психология музыкальной деятельности
М Просвещение
– 353
.
с