Автор: Остапенко Марина Вячеславовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Козьминская СШ"
Населённый пункт: село Козьмино Ленский район Архангельская область
Наименование материала: Методическая разработка урока истории в 6 классе
Тема: "Батыево нашествие на Русь"
Раздел: среднее образование
МБОУ «Козьминская СШ»
Остапенко Марина Вячеславовна
учитель истории и обществознания
Методическая разработка урока
«Батыево нашествие на Русь»
2023 год
Класс: 6
Тема урока: Батыево нашествие на Русь
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: формирование знаний о причинах
и последствиях победы
монголов над русскими княжествами
Задачи урока:
-установить взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями
монголов;
-подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими
завоевателями;
-продолжить формировать умения работать в группах (парах), оценивать
результаты деятельности своей и одноклассников.
Предметные результаты:
- показывать на исторической карте территорию расселения и направления
походов монголо-татар;
-описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар;
-
выявлять
особенности
и
цели
монгольского
государства;
раскрыть
историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских
завоевателей;
Метапредметные результаты:
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей и
одноклассников.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач,
контролируют и оценивают процесс деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в
совместном сотрудничестве; задают вопросы, необходимые для организации
совместной деятельности.
Личностные результаты:
- дать оценку и выразить своё отношение к трагической и героической эпохе;
- объяснять поведение людей с точки зрения исторической обусловленности;
- сформировать чувство гордости и уважения к историческому прошлому
своей Родины;
- воспитывать негативное отношения к войне.
Методы и приёмы:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый
методы;
приёмы: создание проблемной ситуации, группировка информации, игровой
момент, «Три М», самоанализ, самоконтроль, взаимоконтроль.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: литература, география, изобразительное искусство.
Оборудование к уроку: учебник, карточки с заданием, карта «Нашествие
Батыя» и фактический материал, клей, иллюстрации картин художников.
Ход урока
№
Этап
урока
Содержание
урока
Деятельность
учителя
Деятельнос
ть
учащихся
Примечани
е
1
Организац
ионный
момент
Эмоциональный
настрой
учащихся на
работу
Приветствует
учащихся.
Проверяет
готовность к
уроку.
Приветству
ют учителя.
Организуют
свое
рабочее
место.
Фронтальн
ая работа
2
Актуализа
ция
знаний
Работа с датами,
записанными на
доске: 1206 г.,
1223г., 1227 г.
Работа с картой
в учебнике на
стр. 8
Организует
фронтальную
работу учащихся
по датам:
предлагает
ребятам
вспомнить
события,
связанные с
датами, значение
этих событий.
Предлагает
вспомнить
завоевания
Чингисхана и
Угедея, используя
карту учебника.
Учащиеся с
прошлого
урока
вспоминаю
т даты,
связывают
их с именем
Чингисхана
; называют
битву на
реке Калке,
где русские
впервые
столкнулис
ь с
монголо-
татарами;
называют
территории,
которые
завоевали
Чингисхан
и Угедей.
Фронтальн
ая работа
Если
ребятам
трудно
вспомнить
завоёванны
е
территории
, можно
использова
ть
материал
учебника
на стр. 7.
3
Изучение
нового
материала
1.
Определен
ие темы
урока и
цели
Учитель
предлагает
вспомнить, какую
цель ставили
перед собой
монголо-татары?
Учитель
спрашивает, какое
Учащиеся
говорят, что
монголо-
татары
хотели
дойти до
«последнег
о моря»,
покорить
Европу.
Используя
Фронтальн
ая работа.
Учителю
стоит ещё
раз
обратить
внимание,
что
столкновен
ие с
монголами
государство
«стояло» на пути
завоеваний
монголов?
Учитель
мотивирует ребят
на определение
темы урока и
цели.
карту, дети
предполага
ют, что,
наверное,
Русь
«мешала»
совершить
завоевания?
Ребята
участвуют в
диалоге,
формулиру
ют тему и
цель урока.
«Подтверж
дают» тему
урока
названием
параграфа.
Ставят
цель:
узнать, что
за
нашествие
произошло?
По каким
причинам?
уже было,
чего это
стоило.
В
формулиро
вке темы
следует
обратить
внимание
на термин
«нашестви
е», что он
обозначает
, какие
эпитеты
ассоцииру
ются с
данным
термином.
Можно
подобрать
синонимы:
«вторжени
е»,
«поход»,
«военное
вмешатель
ство»
2.
«Обзорная
» работа с
материало
м
параграфа.
Учитель
предлагает
ученикам
ознакомиться с
названиями
пунктов параграфа
и назвать те
территории, на
которые совершил
походы Батый.
Учащиеся
анализирую
т
информаци
ю
параграфа,
формулиру
ют ответы.
Фронтальн
ая работа
3.
Работа с
первым
пунктом
параграфа
«
Вторжение
в
Рязанскую
землю».
Учитель
организует работу
в парах:
предлагает
учащимся
составить 5-8
вопросов по
пункту.
Заслушивает
вопросы и ответы
учащихся,
корректирует.
Учитель читает
отрывок из
«Повести о
разорении Рязани
Батыем» и
предлагает
ответить на
вопрос: как автор
относится к
Евпатию? Почему
так?
Подводит
учащихся к
выводу о том, в
чём состояло
нашествие?
Почему не смогли
отстоять Рязань?
Учащиеся
работают в
парах,
составляют
вопросы
(см.
Приложени
е 1).
По
истечении
времени
пары
обменивают
ся
вопросами,
высказываю
т своё
мнение.
Слушают
чтение
педагога и
высказываю
т свою
точку
зрения.
Делают
вывод о
том, что
нашествие
проявлялос
ь в
унизительн
ых
требования
х,
мучительны
х казнях,
непрерывн
ых атаках,
резне. Не
отстояли
Рязань,
потому что
были один
на один с
Во время
работы с
вопросами
осуществл
яем и
работу с
картой на
стр. 16.
Одному из
учеников
можно
дать
следующее
задание:
прочитать
выразитель
но отрывок
«Евпатий
Коловрат»
на стр. 13.
Демонстра
ция
картины
( см.
Приложен
ие 4)
сильным и
организован
ным
врагом.
4.
Работа со
вторым и
третьим
пунктами
параграфа:
«
Разорение
Владимир
о-
Суздальск
ой земли»,
«Поход на
Новгород»
Учитель
организует
групповую работу:
каждая группа
получает карту,
которую
необходимо
«наполнить»
фактами, и сами
факты на
карточках (см.
Приложение 2).
Организует
проверку и анализ
выполненной
работы групп,
заслушивает
мнение групп,
корректирует,
уточняет.
Предлагает
учащимся
рассмотреть
картину Е. И.
Дешалыта на стр.
14 и высказать
своё мнение об
изображённом
событии; о том,
какие цвета
использует
художник и
почему? как смог
художник
изобразить
героизм русского
народа?
Учащиеся
знакомятся
с
информаци
ей 3 и 4
пунктов и
«наполняют
» карту
фактами
(приклеива
ют).
Готовят
групповые
ответы.
Зачитывают
информаци
ю с карты в
виде текста.
Заслушива
ют мнения
друг друга,
высказываю
т свою
точку
зрения.
Формулиру
ют выводы
по своим
ответам.
Во время
проверки
соответств
ий
осуществл
яем работу
с картой на
стр. 16.
Следует
обратить
внимание,
почему
монголы
не пошли
на
Новгород?
Почему
ушли в
придонски
е земли?
Демонстра
ция
картины
( см.
Приложен
ие 4)
5.
Работа по
четвёртом
у пункту «
Учитель
организует
индивидуальную
Знакомятся
с
материалом
Осуществл
яется
работа с
Нашествие
на Юго-
Западную
и
Центральн
ую
Европу»
работу учащихся:
предлагает
восстановить
текст, используя
информацию
учебника (см.
Приложение 3).
Организует
проверку и анализ
выполненной
работы,
заслушивает
мнение ребят,
уточняет.
Предлагает
ответить на
вопрос: почему же
и юго-западные
земли не устояли
против монголов?
учебника,
восстанавли
вают текст
карточки.
Аргументир
ованно
отвечают на
вопросы,
высказываю
т свою
точку
зрения.
картой на
стр. 16.
Следует
обратить
внимание
на вопрос
о том,
почему
завещание
Чингисхан
а оказалось
не
выполненн
ым?
Демонстра
ция
картины
( см.
Приложен
ие 4)
4
Первично
е
осмыслен
ие и
закреплен
ие
изученног
о
материала
Беседа по теме
урока, по цели
урока: в чём
проявилось
нашествие?
Почему монголы
смогли покорить
русские земли?
Можно ли было
нашествие
избежать?
Организует
беседу, помогает
учащимся
ответить на
вопросы,
обобщает
результаты.
Предлагает
назвать сильные
стороны монголов
и слабые стороны
русских.
Сильные стороны
монголов
1. Численное
превосходство;
2. Железная
дисциплина,
наступательная
тактика, разведка;
3. Военно-
тактическое
превосходство.
Слабые стороны
Участвуют
в диалоге и
аргументир
овано
отвечают на
вопросы,
высказываю
т свою
точку
зрения.
Вспоминаю
т даты.
Фронтальн
ая работа.
Следует
обратить
внимание
на то, что
завоевание
происходи
ло быстро,
за
короткий
промежуто
к времени.
Руси
1. Феодальная
раздробленность;
2. Отсутствие
единой армии;
3. Техническая
отсталость
русских дружин.
Мотивирует
установить
хронологические
рамки походов
Батыя.
После походов
Батыя на Руси
установилось иго
монголо-татар.
5
Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщение
полученных на
уроке сведений.
Приём «Три М».
Учащимся
предлагается
назвать три
момента, которые
у них получились
хорошо в процессе
урока, и
предложить одно
действие, которое
улучшит их
работу на
следующем уроке.
Учащиеся
анализирую
т свою
деятельност
ь на уроке,
называют
результатив
ные
моменты
своей
работы,
настраиваю
т себя на
дальнейшу
ю
продуктивн
ую
деятельност
ь
(следующи
й урок
истории).
Фронтальн
ая работа,
самооценк
а учащихся
6
Домашнее
задание
Учебник, п. 19,
любые 3 вопроса
Записывают
ДЗ.
Индивидуа
льная
работа
Приложение 1
Работа в парах: составление вопросов по информации 1 пункта
1.
В каком году на курултае было принято решение о походе на запад?
2.
Какие земли были стёрты с лица земли монголами в 1236 году
3.
Когда Батый привёл свою армию к границам Руси?
4.
Когда был нанесён удар по рязанской земле?
5.
Что потребовал от жителей Рязани Батый?
6.
Сколько дней отражала монгольские атаки Рязань?
7.
К какому князю обратился за помощью рязанский князь?
8.
Почему княжеский сын Фёдор был предан мучительной смерти?
9.
Кто возглавил дружину из выживших рязанцев, которая догнала и нанесла
большой урон монголам?
Приложение 2
Учитель заранее распечатывает на каждую группу карту «Нашествие
Батыя». Желательно карты распечатать крупнее, на двух листах А 4,
чтобы было удобнее «наклеивать» факты к городам: Москва, Владимир,
Торжок,
Новгород
и
реке.
Группам
необходимо
ознакомиться
с
информацией пунктов 2-3, а затем «прикрепить» каждый факт на
карточке к нужному географическому объекту. По окончании работы
группы зачитывают факты в виде текста.
Карточки с фактами (разрезанные) для каждой команды:
5 дней
Филипп
Нянька
Январь
1238
г.
Февраль 1238
г.
Пётр
Ослядюкович
3 дня
Успенский
собор
Март 1238 г.
Погибель
Юрия
Всеволодовича
2 недели
Февраль-март
1238 г.
Конец
марта
1238 г.
2 месяца
«злой город»
4000 монгол
Приложение 3
Индивидуальная работа учащихся «Восстанови текст» (карточка)
Используя материал 4 пункта, учащиеся дописывают недостающие факты
(пропущенные):
1.
В … году монголы захватили Переяславль, Чернигов и другие города
Юго-Западной Руси.
2.
В сентябре … года главные силы Батыя окружили Киев.
3.
Воевода Дмитр возглавил … .
4.
Киевляне мужественно сражались целых … месяца.
5.
Последние защитники Киева погибли под обломками … церкви.
6.
Весной 1241 года воины Батыя повернули на … .
Приложение 4
Демострация картинного ряда:
Евпраксия
Рязанская
по
легенде
была
византийской
принцессой
и
женой
сына
рязанского
князя,
славившаяся
своей
красотой. Во время татаро-монгольского ига
хан Батый захотел захватить город. Князь
решил, чтобы выиграть время и собрать
армию, направить монголам богатые дары с
просьбой
не
нападать.
Чтобы
показать
серьезность своего предложения и выказать
уважение, с миссией он отправил своего сына
Федора.
Кто-то
из
недоброжелателей
рассказал монгольскому развратнику, что у
Федора
есть
красавица-жена,
и
тот
потребовал, чтобы муж отправил ее к нему.
Федор отказался, за что был убит. Когда
Батый захватил Рязань, Евпраксия вместе с
маленьким сыном спрыгнула по одной версии
с крыши своего терема, по другой - с
колокольни. В итоге ее и
мужа канонизировали.
Н. Матвеев «Евпраксия
Рязанская»
А. Миронов
Оборона Рязани.
В 1238 году монголы подошли к стенам города
Владимира, который был столицей Владимиро-Суздальского княжества.
Когда татары явились под стены Владимира, народ с ужасом взирал на них.
Посланцы
Батыя,
подъехав
с
конным
отрядом
к
Золотым
воротам,
спрашивали, где находится великий князь Юрий Всеволодович. Пущенные
стрелы были им ответом. Но уже скоро стрельба прекратилась, и жители
Владимира увидели под стенами города юного княжича Владимира Юрьевича,
пленённого Батыем. “Узнаёте ли вашего князя?” – спрашивали татары.
А. Максимов
Враг под стенами
В. Верещагин. Епископ Ростовский Кирилл Великий находит тело князя Юрия
II Всеволодовича.
Источники
1.
История
России:
6
класс:
учебник
для
общеобразовательных
организаций: в 2 частях/ Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др.; под ред.
А. В. Торкунова. – Москва: Просвещение, 2022.
2.
Интернет-ресурсы