Напоминание

Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной работы студентов музыкального отделения «ГАПОУ НСО №1 им. А.С. Макаренко»


Автор: Сухарникова Евгения Викторовна
Должность: Преподаватель музыкально-инструментального класса
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной работы студентов музыкального отделения «ГАПОУ НСО №1 им. А.С. Макаренко»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной

работы студентов музыкального отделения

«ГАПОУ НСО №1 им. А.С. Макаренко»

Сухарникова Евгения Викторовна

преподаватель высшей квалификационной категории,

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1

им. А.С. Макаренко» г. Новосибирск.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы по организации

самостоятельной учебной работы студентов по МДК 03.03

ПМ 03. Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность

специальности 53.02.01. Музыкальное образование.

Методические рекомендации составлены в соответствии с программой

Профессионального модуля и МДК Музыкально-инструментальный класс для

специальности

53.02.01

Музыкальное

образование

и

реализуют

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки

выпускников по названной специальности.

Исходя из ГОС СППО, модели выпускника педагогического колледжа

целью изучения дисциплины является:

подготовка учителя-музыканта,

способного

творчески

проектировать

свою

педагогическую

и

художественную деятельность в условиях современной школы.

Программа по МДК 03.03

Музыкально-инструментальный класс

предполагает

три

этапа

подготовки

и

содержит

следующие

виды

исполнительской и педагогической деятельности:

- игра на базовом инструменте;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- инструментовка для ансамбля детских музыкальных инструментов;

- исполнение песни под собственный аккомпанемент.

Цель самостоятельной учебной работы заключается в углублении знаний,

приобретенных

в

процессе

практических

занятий,

формировании

практических умений и содействие выработке навыков профессиональной

деятельности.

В результате освоения МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс

студент должен освоить следующие компетенции:

ОК.

-

закономерности общения и взаимодействия с индивидуумом и группой,

методику руководства различными видами музыкальной деятельности

детей (индивидуальной, коллективной);

-

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес;

-

владеть профессиональной лексикой;

-

знать методы анализа инструментального произведения, особенности

инструментального исполнительства как вида искусства.

ПК.

- руководить различными видами музыкальной деятельности воспитанников;

- обеспечивать создание развивающей предметно пространственной среды;

- владеть приемами сольного инструментального музицирования на основе

развитого музыкального мышления:

- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу,

способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области

профессиональной деятельности;

- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению

новых знаний;

-

обладать

устойчивым

стремлением

к

самосовершенствованию,

самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию,

стремиться к творческой самореализации;

-

уметь исполнять музыкальные произведения на профессиональном

уровне,

самостоятельно

работать

над

произведением,

анализировать

инструментальные

произведения

различных

стилей,

жанров

и

форм,

использовать

в

профессиональной

деятельности

дополнительный

инструмент;

-

уметь

исполнять

вокальные

произведения

под

собственный

аккомпанемент.

План самостоятельной учебной работы отвечает общим целям и

направленности

курса

и

соотнесен

с

ним

в

последовательности

исполнительской деятельности.

Структура самостоятельной учебной работы занятий:

- исполнительский показ преподавателя;

-

ответы

преподавателя

на

вопросы

студента

(при

затруднениях

в

подготовке);

- самостоятельная учебная работа внеаудиторная;

- просмотр работ, исполнение (произведение, песня под собственный

аккомпанемент);

- исполнительский анализ преподавателя

Разнообразие форм работы при проведении самостоятельной учебной

работы:

пьеса, подготовленная без помощи преподавателя,

игра

на

детских

музыкальных инструментах,

инструментовка для ансамбля детских

музыкальных инструментов,

исполнение песни под собственный аккомпанемент.

При

проведении

самостоятельной

учебной

работы

следует

учитывать

роль

повторения.

Повторение

для

закрепления,

систематизации и применения знаний и навыков при освоении нового

музыкального материала.

Проверка знаний и умений студентов в ходе изучения данного

курса представлена следующей системой контроля: конкурс на лучшее

исполнение, отчетное мероприятие на практике в детском саду и школе.

Содержание самостоятельной работы.

Раздел 1. Игра на базовом инструменте

Тема 1.1. Пьеса, подготовленная без помощи преподавателя

Задание 1: изучить пьесу (ознакомление с жанрами: песня, танец, марш)

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Рекомендации к выполнению задания:

Понятие жанра и формы.

Вид музыкального произведения, сложившийся в процессе исторического

развития

музыкального

искусства,

называется

жанром.

Жанры

формировались веками и обязательно связаны с теми или иными сторонами

жизни человека: крестьянская или другая деятельность породила трудовые

песни;

семейные

события

формировали

свадебные,

колыбельные,

похоронные песни; веселье в часы досуга сопровождалось плясками и т.п.

Любой жанр возникает в определенную эпоху и формируется под влиянием

вкусов,

сложившихся

у

людей

того

времени,

страны

проживания,

жизненного уклада, социального положения и др. Каждая историческая

эпоха отражает в музыке свое идейно-художественное содержание , свой

круг образов. Каждый музыкальный жанр обладает комплексов признаков,

знание которых позволяет исполнителю относительно точно передать

музыкальный характер произведения, а слушателю – легко ориентироваться

в музыке и воспринимать ее. В различных жанрах выработались наиболее

типичные для каждого их них средства выразительности: мелодические и

ритмические обороты, темп движение музыки, определенные типы фактур и

др. например, трехдольный размер, умеренный темп, бас с акцентом и два

аккорда в сопровождении характеризуют вальс, чеканный ритм, призывные и

торжественные интонации мелодии, равномерное чередование баса или

аккорда, двух- или четырехдольный размер определяет жанр марша.

Все музыкальные жанры можно разделить на две основные группы:

вокальные и инструментальные. Вокальные - песня, романс, элегия, баллада,

баркарола, серенада, ария и др. Инструментальные – этюды, экспромты,

фантазии, прелюдии, скерцо, сонаты, концерты и др., а также огромное

количество различных танцев. Сильное воздействие на развитие сольных

инструментальных

произведений

оказали

вокальные

жанры.

Так,

в

инструментальной музыке появились серенады, ноктюрны, арии, песни без

слов, баркаролы, элегии, звучание которых отличается особой мелодической

выразительностью и лирическим настроением.

Рекомендации:

Сарабанда – старинный испанский танец в трехдольном размере.

Возник их похоронного обряда. Танец исполнялся медленно и торжественно.

Музыка сарабанды печальная, выдержана в миноре.

Буре

старинный

французский

народный

танец

(размер

4/4)

Исполняется подвижно, весело.

Менуэт - старинный французский танец (размер 3/4) Исполняется в

умеренном темпе, плавно, церемонно, с «поклонами и реверансами».

Гавот - старинный французский танец (размер 4/4) Исполняется в

умеренном темпе, изящно и несколько жеманно.

Вальс – один из популярнейших бальных танцев 19-20 вв. (размер 3/4) .

Родина вальса - Австрия.

Мазурка – польский танец (размер 3/4). Исполняется в подвижном

темпе, задорно, с акцентом на 3-й доле такта.

Полонез - польский танец (размер 3/4). Исполняется торжественно и

плавно. Имеет характерную ритмическую фигуру из восьмой и двух

шестнадцатых нот.

Полька – чешский народный танец (размер 2/4).

Исполняется в

быстром темпе, легко и задорно.

Марш – музыкальное произведение энергичного характера. Родина

марша – Франция. Исполняется в четком ритме (размер 2/4 или 4/4).

Хабанера – испанский танец кубинского происхождения (размер 2/4).

Исполняется в медленном темпе, имеет характерную ритмическую фигуру из

триоли и двух восьмых в мелодии и пунктирный ритм в сопровождении.

Прелюдия – в 18 веке импровизировалась прямо нВ концертах,

предваряя собой более крупное произведение. В конце 19 века прелюдия

превращается в самостоятельную пьесу.

Этюд

инструментальная

пьеса,

основанная

на

применении

определенного технического приема и служащая для развития техники

исполнения.

Песня - простейший музыкальный жанр с куплетным строением.

Формой

музыкального

произведения

в

простейшем

понимании

называют его конструкцию, то есть определенный порядок расположения

частей и характер их отношения между собой.

Период - простейшая музыкальная форма. Как правило. Воплощает

одно настроение, один музыкальный образ.

Простая двухчастная форма состоит из двух периодов и обладает

большими возможностями для развития музыки, так как части имеют

различные (контрастные) по характеру, а часто и тональности, темы.

Простая трехчастная форма, в которой первая часть повторяется

буквально или с небольшими изменениями. Схема простой трехчастной

формы выглядит А В А. Отличаясь простотой. Она исключительно прочна и

закончена,

поскольку

симметрия

крайних

звеньев

придает

форме

завершенность и стройность. Сложная трехчастная форма строится так . что

каждая ее часть представляет собой простую двух- или трехчастную форму

(иногда период). Вторая часть почти всегда контрастирует крайними

частями.

Рондо - одна их самых распространенных музыкальных форм. В ее

основе лежит принцип чередования главной. Неизменяемой темы – рефрена

и постоянно обновляемых эпизодов.

Работа над музыкальным произведением.

Прежде, чем разучивать музыкальное произведение, необходимо определить

его жанровую принадлежность, разобраться в форме, фактуре, динамике.

Аппликатуре, способах звукоизвлечения. Необходимо уяснить для себя

техническое назначение и во время игры сосредоточить все внимание на

работе определенной аппликатуре, не забывая о музыкальной стороне

исполнения. Желательно узнать о творчестве композитора и особенностях

музыкального письма. Все это поможет понять и правильно исполнять

музыкальное произведение. После этого можно приступать непосредственно

к разучиванию и работе над исполнительскими трудностями произведения, а

также к музыкально-художественной отработке пьесы в целом. Уже

выученное произведение нужно проигрывать систематически, ежедневно

работать над сложными тактами, совершенствуя их исполнение.

Любое

музыкальное

произведение

необходимо

разучивать

в

очень

медленном

темпе,

который

позволит

разобраться

в

особенностях

музыкальной фактуры и ее аппликатурных вариантах более детально. Только

после медленной проработки пьесы, темп увеличивается и доводится до

обозначенного в нотах или необходимого по характеру музыки.

Желательно также научиться играть произведение «с листа», то есть сразу по

нотам, без предварительного разучивания по частям, в обозначенном темпе и

музыкальном характере. Поэтому в первое время рекомендуется проигрывать

самые простые мелодии и пьесы в медленном темпе, последовательно

усложняя материал и увеличивая темп исполнения. Уверенность в чтении нот

с листа появляется в результате систематических и упорных занятий. Такой

вид

работы

расширяет

музыкальный

кругозор

инструменталиста,

вырабатывает навык игры без зрительного контроля и предельно мобилизует

внимание играющего.

Задание 2: изучить пьесу русского, зарубежного, советского композитора

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Рекомендации к выполнению задания:

Прежде, чем разучивать музыкальное произведение, необходимо определить

его жанровую принадлежность, разобраться в форме, фактуре, динамике,

аппликатуре, способах звукоизвлечения. Необходимо уяснить для себя

техническое назначение и во время игры сосредоточить все внимание на

работе определенной аппликатуре, не забывая о музыкальной стороне

исполнения. Желательно узнать о творчестве, е композитора и особенностях

музыкального письма. Все это поможет понять и правильно исполнять

музыкальное произведение. После этого можно приступать непосредственно

к разучиванию и работе над исполнительскими трудностями произведения, а

также к музыкально-художественной отработке пьесы в целом. Уже

выученное произведение нужно проигрывать систематически, ежедневно

работать над сложными тактами, совершенствуя их исполнение.

Любое

музыкальное

произведение

необходимо

разучивать

в

очень

медленном

темпе,

который

позволит

разобраться

в

особенностях

музыкальной фактуры и ее аппликатурных вариантах более детально. Только

после медленной проработки пьесы, темп увеличивается и доводится до

обозначенного в нотах или необходимого по характеру музыки.

Желательно также научиться играть произведение «с листа», то есть сразу по

нотам, без предварительного разучивания по частям, в обозначенном темпе и

музыкальном характере. Поэтому в первое время рекомендуется проигрывать

самые простые мелодии и пьесы в медленном темпе, последовательно

усложняя материал и увеличивая темп исполнения. Уверенность в чтении нот

с листа появляется в результате систематических и упорных занятий. Такой

вид

работы

расширяет

музыкальный

кругозор

инструменталиста,

вырабатывает навык игры без зрительного контроля и предельно мобилизует

внимание играющего.

Задание 3: изучить обработку народной мелодии

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Рекомендации к выполнению задания:

Вариации – музыкальная форма, состоящая их темы и ее видоизмененных

повторений.

Вариации

зародились

в

народном

творчестве

и

весьма

характерны для русской народной музыки.

Прежде, чем разучивать музыкальное произведение, необходимо определить

его жанровую принадлежность, разобраться в форме, фактуре, динамике.

Аппликатуре, способах звукоизвлечения. Необходимо уяснить для себя

техническое назначение и во время игры сосредоточить все внимание на

работе определенной аппликатуре, не забывая о музыкальной стороне

исполнения. Желательно узнать о творчестве композитора и особенностях

музыкального письма. Все это поможет понять и правильно исполнять

музыкальное произведение. После этого можно приступать непосредственно

к разучиванию и работе над исполнительскими трудностями произведения, а

также к музыкально-художественной отработке пьесы в целом. Уже

выученное произведение нужно проигрывать систематически, ежедневно

работать над сложными тактами, совершенствуя их исполнение.

Любое

музыкальное

произведение

необходимо

разучивать

в

очень

медленном

темпе,

который

позволит

разобраться

в

особенностях

музыкальной фактуры и ее аппликатурных вариантах более детально. Только

после медленной проработки пьесы, темп увеличивается и доводится до

обозначенного в нотах или необходимого по характеру музыки.

Желательно также научиться играть произведение «с листа», то есть сразу по

нотам, без предварительного разучивания по частям, в обозначенном темпе и

музыкальном характере. Поэтому в первое время рекомендуется проигрывать

самые простые мелодии и пьесы в медленном темпе, последовательно

усложняя материал и увеличивая темп исполнения. Уверенность в чтении нот

с листа появляется в результате систематических и упорных занятий. Такой

вид

работы

расширяет

музыкальный

кругозор

инструменталиста,

вырабатывает навык игры без зрительного контроля и предельно мобилизует

внимание играющего.

ОК.

-

знать методы анализа инструментального произведения, особенности

инструментального исполнительства как вида искусства.

-

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес;

-

владеть профессиональной лексикой;

ПК.

- уметь исполнять музыкальные произведения на профессиональном уровне,

самостоятельно

работать

над

произведением,

анализировать

инструментальные

произведения

различных

стилей,

жанров

и

форм,

использовать в профессиональной деятельности дополнительный инструмент

- владеть приемами сольного инструментального музицирования на основе

развитого музыкального мышления:

Раздел 2. Игра на детских музыкальных инструментах

Тема 2.1. Тембровые особенности, диапазоны, приемы игры на детских

музыкальных инструментах

Задание 1)

Создание музыкальной сказки с использованием шумовых

детских музыкальных инструментов.

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Рекомендации к выполнению задания: Знакомство с детскими музыкальными

инструментами с характеристикой

инструментов и их устройством,

диапазоном инструментов, соотношение нотных знаков с их реальным

звучанием на инструменте. Определение характера музыкальных образов и

выбор средств музыкальной выразительности, выбор соответствующих

тембров. Отбор средств музыкальной выразительности, технических приемов

для воплощения художественного образа.

Задание 2 Создание музыкальной сказки с использованием звуковысотных

детских музыкальных инструментов.

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Рекомендации к выполнению задания: Знакомство с детскими музыкальными

инструментами с характеристикой

инструментов и их устройством,

диапазоном инструментов, соотношение нотных знаков с их реальным

звучанием на инструменте. Определение характера музыкальных образов и

выбор средств музыкальной выразительности, выбор соответствующих

тембров. Отбор средств музыкальной выразительности, технических приемов

для воплощения художественного образа.

Задание 3 Создание музыкальной сказки с использованием смешанного

состава детских музыкальных инструментов.

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Рекомендации к выполнению задания: Знакомство с детскими музыкальными

инструментами с характеристикой

инструментов и их устройством,

диапазоном инструментов, соотношение нотных знаков с их реальным

звучанием на инструменте. Определение характера музыкальных образов и

выбор средств музыкальной выразительности, выбор соответствующих

тембров. Отбор средств музыкальной выразительности, технических приемов

для воплощения художественного образа.

ОК.

- знать закономерности общения и взаимодействия с индивидуумом и

группой,

методику

руководства

различными

видами

музыкальной

деятельности детей (индивидуальной, коллективной);

ПК.

-

уметь

руководить различными видами музыкальной деятельности

воспитанников;

- владеть приемами сольного инструментального музицирования на основе

развитого музыкального мышления: уметь исполнять музыкальные

произведения на профессиональном уровне,

-

самостоятельно

работать

над

произведением,

анализировать

инструментальные

произведения

различных

стилей,

жанров

и

форм,

использовать

в

профессиональной

деятельности

дополнительный

инструмент;

Раздел

3.

Инструментовка

для

ансамбля

детских

музыкальных

инструментов

Тема 3.1. Инструментовка, подготовленная без помощи преподавателя

Задание 1 Составление инструментовки для состава шумовых детских

музыкальных инструментов.

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Форма самостоятельной работы: практическая работа

Рекомендации к выполнению задания: Знакомство с детскими музыкальными

инструментами с характеристикой

инструментов и их устройством,

диапазоном инструментов, соотношение нотных знаков с их реальным

звучанием на инструменте. Определение характера музыкальных образов и

выбор средств музыкальной выразительности, выбор соответствующих

тембров. Сочинение простой ритмической партитуры.

Инструментовка для шумового оркестра (ритмические партитуры):

-

сочинение вступления;

-

пульсация;

-

ритм мелодии, аккомпанемента;

-

соотношение сильных и слабых долей;

-

заполнение пауз.

Задание 2 Составление инструментовки для состава звуковысотных детских

музыкальных инструментов.

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Форма самостоятельной работы: практическая работа

Рекомендации к выполнению задания:

Знание диапазонов

детских музыкальных инструментов, отбор средств

музыкальной выразительности,

технических приемов

для воплощения

художественного образа.

Инструментовка для состава звуковысотных инструментов:

-

изменение фактуры (упрощение, усложнение );

-

сочинение вступления, заключения, подголосков, ритмической партии;

-

соотношение мелодии, гармонии, линии баса;

-

сочинение подголосков, мелодических вставок, ритмические заполнения;

-

плавность, логичность голосоведения.

ОК.

- знать методы анализа инструментального произведения, особенности

инструментального исполнительства как вида искусства.

ПК.

- уметь

руководить различными видами музыкальной деятельности

воспитанников.

Раздел 4. Исполнение песни под собственный аккомпанемент

Тема 4.1. Песня, подготовленная без помощи преподавателя.

Задание 1 Свободный выбор аккомпанемента (песни с буквенно-цифровым

обозначением).

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Рекомендации к выполнению задания:

Песня - простейший музыкальный жанр с куплетным строением.

Гармонизация мелодии

Освоение

этим

процессом,

невозможно

без

понимания

логики

гармонического движения и формообразования. Необходимо

знание

основных теоретических принципов. Базирование гармонической основы

простейших

музыкальных

приемов

на

полном

и

на

половинном

гармонических оборотах. Первый аккорд, поддерживающий мелодию, чаще

всего бывает тоническим трезвучием, если он приходится на сильную долю

такта; гармонизация звуков затакта не обязательна. На кульминацию

музыкального построения должно приходиться большое гармоническое

насыщение, и т.д.

При работе над изучаемым разделом важно знание буквенно-цифровых

обозначений, довольно часто встречающихся в детской нотно-песенной

литературе.

Решению задач гармонизации песенного материала способствует его

музыкально-теоретическое

осмысление

посредством

обращения

к

гармоническому анализу. Такой анализ предусматривает:

- выделение звуков мелодии по целесообразности их гармонизации

трезвучиями и секстаккордами основных и побочных ступеней лада;

- наметку линии баса, отражающую тональный план (она должна быть,

по возможности, выразительной и нести четко выраженную функциональную

характеристику

аккорда).

Для

выполнения

этого

требования,

при

необходимости, возможна замена трезвучий 4 и 5 ступеней на другие

аккорды субдоминантовой и доминантовой групп;

- учет того, что в песнях с быстрым движением мелодии (мелкими

длительностями) проходящие и вспомогательные звуки в гармонизации не

нуждаются.

Упражнениями, активизирующими процесс игры по слуху, является

сочинение

всевозможных

подголосков,

вступлений,

инструментальных

проигрышей и заключений к песням школьного и детского репертуара,

конструирование различных вариантов инструментального сопровождения к

ним.

Задание

2

Свободный выбор аккомпанемента (переложение с фортепианной

литературы)

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Рекомендации к выполнению задания:

Гармоническая, ритмическая основы, мелодическая линия, как главные

элементы

музыкального

номера,

его

идейно-содержательный

и

эмоциональный стержень не подлежат изменениям. Поэтому наибольшие

упрощения

и

сокращения

допустимы

в

средних

фактурных

слоях

музыкальной ткани. При этом в первую очередь, упрощаются или вовсе

выбрасываются

всевозможные

подголоски,

удвоения,

гармонические

фигурации и другие украшения, а сложные ритмические рисунки сводятся к

пульсации.

Безусловно,

если

при

переложении

фортепианного

аккомпанемента его арпеджированная фактура находит свое измененное

отражение в виде ритмической аккордовой пульсации, можно упрощать

текст.

Задание 3 Свободный выбор аккомпанемента (подбор по слуху).

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Рекомендации к выполнению задания:

Осуществляя работу по этому разделу, следует обращать внимание на

следующие моменты:

- систематичность занятий по подбору на слух;

- использование в качестве исполнительского материала небольших по

объему и четких по форме знакомых мелодий детских или народных песен;

- обязательность обращения к предваряющему игру аналитическому разбору

учебного материала (ознакомление со структурой песни, характером ее

мелодического языка, ритмического и звуковысотного рисунков, общим

темпом и размером);

- исключение из практики интуитивных, пробных нажиманий отдельных

клавиш инструмента и приучение студентов к игре без визуального контакта

с клавиатурой, поскольку зрительно-клавишный фактор при подборе на слух

оказывает тормозящее воздействие на воспроизведение музыки.

ОК.-

руководить

различными

видами

музыкальной

деятельности

воспитанников;

- обеспечивать создание развивающей предметно пространственной среды;

знать

методы

анализа

инструментального

произведения,

особенности

инструментального исполнительства как вида искусства.

-

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес;

ПК.

-

уметь

исполнять

вокальные

произведения

под

собственный

аккомпанемент.



В раздел образования