Напоминание

Сложноподчиненное предложение


Автор: Санникова Виктория Петровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ "Новозыбковский профессионально-педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Новозыбков
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сложноподчиненное предложение
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГАПОУ «Новозыбковский профессионально-педагогический колледж»

План-конспект урока

Специальность: 49.02.01 Физическая культура

Учебная дисциплина: ОУДП.01 Русский язык

Тема урока: Сложноподчиненное предложение

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое

применение знаний, контроль знаний)

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Межпредметная связь: русский язык, литература

Цели урока:

Образовательная: закрепить полученные знания о СПП; тренировать

учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном

предложении; закрепить умения определять виды СПП (определительное,

изъяснительное, группы обстоятельственных); закрепить умения в

выполнении тестовых заданий.

Развивающая: формировать умения выделять общие и существенные

признаки, делать обобщающие выводы; развивать умения анализировать и

оценивать собственную деятельность;

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям

вообще и изучению русского языка; воспитывать толерантное и

уважительное отношение к мнению других людей; воспитывать такие

нравственные качества, как порядочность, доброта, человеколюбие.

Примерные прогнозируемые результаты:

в результате изучения темы: «Сложноподчиненное предложение»

должны знать: что такое сложное предложение, СПП; пунктуацию при

СПП; классификацию СПП

должны уметь:

- находить СПП;

- определять тип придаточного предложения;

- составлять схемы СПП;

- конструировать предложение по заданной схеме;

- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал

(таблица), презентация в программе «PowerPoint», разработанная по теме.

Ход урока

Этап урока

Действия преподавателя

Деятельность студентов

I.

Организация

начала урока

Взаимные приветствия, фиксация отсутствующих,

организация внимания.

Приветствие. Староста

отчитывается по

посещаемости.

II. Постановк

а цели и

задач урока.

Мотивация

учебной

деятельности

обучающихся

Запись предложений:

1

. Катер приподнялся и пошел тише. (ПП)

2. Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы.

(ССП).

3. Первая прибежала трясогузка чтобы только на нас

посмотреть. (СПП)

Проводит фронтальный опрос:

1.Предложение это...

2. СП называются предложения, в которых….2 и более

ГО.

3. ССП состоит из …..равноправных простых

предложений

4. Сложные предложения делятся на 2 вида: ССП и

СПП.

Сегодня же на уроке речь пойдёт о второй группе

сложных союзных предложений: о сложноподчинённых

предложениях.

Записывают предложения в

тетради и определяют вид

предложений.

Отвечают на вопросы.

III.

Актуализаци

я знаний

Тема урока так и звучит: Сложноподчинённые

предложения. И сегодня мы научимся различать ССП

от СПП, определять тип придаточного предложения,

составлять схемы СПП; конструировать предложение по

заданной схеме. А что вы знаете о

сложноподчинённых предложениях на данный

момент?

Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из

неравноправных частей, где одна часть зависит от

другой. Независимая часть называется главной, а

зависимая — придаточной.

Части СПП соединяются при помощи подчинительных

союзов и союзных слов, которые находятся в

придаточной части.

(записать в тетради)

Теперь рассмотрим классификацию типов придаточных

предложений.

(Просмотр презентации)

Закрепление материала. Запись предложений под

диктовку с составлением схем.

(Запись темы в тетрадях.)

(Сложноподчинённые

предложения – это такие

предложения, в которых

простые предложения

связываются

подчинительными союзами

или союзными словами,

например : 1) Сделано всё,

ЧТОБЫ я мог работать

спокойно

Записывают определение.

Записывают предложение и

выполняют задание.

1) Над Русью нависла грозная опасность новых

разрушительных вторжений и автор «Слова…»

призывает к сплочению всех русских князей

Задание: начертите схему предложения.

Схема: [= –], и [– =].

2) Дятел сел на берёзу где у него была мастерская для

шелушения шишек. [– =], (где …).

3). Утром когда солнце взошло я увидел одуванчики

раскрывшие свои «ладошки». […, (когда…), – =].

4). Он стал эрудированным человеком благодаря тому

что много читал

.

(Над Русью нависла грозная

опасность новых

разрушительных

вторжений, и автор

«Слова…» призывает к

сплочению всех русских

князей. В предложении две

грамматических основы : 1

- опасность нависла; 2 –

автор призывает. Есть

сочинительный

соединительный союз И.

значит предложение

сложносочинённое.)

IV.

Первичное

усвоение

новых знаний

Задание: расставьте знаки препинания, определите вид

придаточного предложения.

1.Тополь что он когда-то посадил возле школы

спилили.

2. Я знал что он не волновался и не радовался.

3.Получилось так что стихотворение стало как бы

поэтическим завещанием Пушкина.

4. Я воспользовался случаем чтобы

получше рассмотреть портрет и подошёл поближе.

5. Стояли они в сквере там где были скамейки.

1.Тополь, что он когда-

то посадил возле

школы, спилили. (опред. )

2.Я знал, что он не

волновался и не радовался.

(изъясн.)

3.Получилось так, что

стихотворение стало как бы

поэтическим завещанием

Пушкина. (образ действия)

4. Я воспользовался

случаем, чтобы

получше рассмотреть

портрет и подошёл

поближе. (цели)

5. Стояли они в сквере там,

где были скамейки. (места)

V. Первичная

проверка

понимания

Выполнить задания.

Соедините половинки сложных предложений. Выделите

среди них главное и придаточное, определите вид

придаточного

предложения.

Николай и не заметил, что

стало светать (придаточное

изъяснительное).

Скучен день до вечера,

коли делать нечего

(придаточное условия).

Чтобы получить хорошую

профессию, надо прилежно

учиться (придаточное

цели).

Установилась теплая,

солнечная погода, которая

бывает в начале сентября

(придаточное

определительное).

Воздух пропитан ароматом

трав, тихо шелестящих под

ветром (простое

предложение с причастным

оборотом).

Расставьте знаки препинания. Определите вид

придаточных.

1. На обрыве что возвышался в светлом небе чернела

одинокая скамья.

2. Невдалеке от домика где жил писатель рос огромный

тополь.

3. По старым охотам знаю какими прекрасными могут

быть последние деньки осени.

4. Следователь догадался где может скрываться

преступник.

5. Нередко в вагоне происходят такие интересные

разговоры каких не увидишь в кругу друзей.

1. На обрыве, что

возвышался в светлом небе,

чернела одинокая скамья.

(опред.)

2. Невдалеке от домика, где

жил писатель, рос

огромный тополь. (опред.)

3. По старым охотам знаю,

какими прекрасными могут

быть последние деньки

осени. (изъясн.)

4. Следователь догадался,

где может скрываться

преступник. (изъясн.)

5. Нередко в вагоне

происходят такие

интересные разговоры,

каких не увидишь в кругу

друзей. (опред.)

Выполняют задания,

проверка.

VI. Первично

е

закрепление

Проверка глубины понимания

учебного материала.

Выполнение практической работы в виде тестовых

заданий.

Тест

1. Всегда присоединяются союзными словами

придаточные предложения:

1. изъяснительные

2. определительные

3. обстоятельственные

2. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных

условия:

1. В то время как

2. Потому что, ввиду того что

3. Если, раз, если-то

4. Чем-тем

3. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных

причины:

1. так что

2. для того чтобы, чтобы

3. вследствие того что, потому что, так как

4. пока, с тех пор как

4. Укажите номер СПП с придаточным

изъяснительным.

1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

2. Вы знаете, что облака - точные предсказатели

погоды.

Выполняют тест и сверяют

с ответами.

3. Я давно уже оставил тот край, где цветут луга и чащи.

5. Укажите номер СПП с придаточным

обстоятельственным.

1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

2. Нет истины, где нет любви.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

6. Укажите СПП с указательным словом.

1. Вы знаете, что облака - точные предсказатели погоды.

2. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и

поразило его.

3. Я давно уже оставил тот край, где цветут луга и чащи.

Ролевая игра «Умный корректор»

Объяснение ошибок в

приведенных

предложениях.

VII. Контрол

ь усвоения,

обсуждение

допущенных

ошибок и их

коррекция

Закрепление полученных знаний и умений.

1. Как ни спешил все равно опоздал.

2. Мы разожгли костер чтобы отогнать волков.

3. Раз не знаешь не говори.

4. Ветераны вспоминали сколько пришлось пережить.

5. Мы не ценим воду до тех пор пока не высохнет

колодец.

6. Я хорошо помню год когда пошел в первый класс.

7.Куда ни посмотришь всюду огни.

8.Было дано столько времени сколько требовалось.

9.Было так тихо как бывает перед грозой.

10.Так как он долго не возвращался я начал

беспокоиться.

11.Творите добро дабы пробудить милосердие.

Отвечают на заданные

вопросы.

Выполняют задание.

VIII.Информа

ция о

домашнем

задании,

инструктаж

по его

выполнению

Сообщение о домашнем задании, разъяснения по

выполнению; проверка действий.

1)

Решить кроссворд

2)

Написать сочинение-миниатюру на тему

«Профессия, которую я выбрал», используя СПП

Внимательно слушают,

своевременно задают

вопросы.

IX.

Рефлексия

деятельности

(подведение

итогов)

Формировать умение анализировать результаты своей

учебной деятельности.

Взаимовопросы по данной теме:

1. Какие предложения называют сложными?

2. Какие типы сложных предложений знаете?

3. Дать определение ССП и СПП

Ответы на вопросы:

Сегодня я узнал...

Что запомнилось больше

всего?

Мне было сложно...

Я научился...

Незаконченное

4. Назовите виды придаточных СПП

Подведение итогов и выставление оценок

предложение (я не знал… -

теперь я знаю…).

Я не совсем справился с

заданиями: (причина)

Ухожу с урока в …

настроении: (причина).



В раздел образования