Автор: Дорджиева Данара Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Березовская начальная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: пгт.Березово, ХМАО-Югра
Наименование материала: Урок математики
Тема: Единицы времени.
Раздел: начальное образование
Тема урока: ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового
материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся
средствами технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
Образовательный аспект: создание условий для расширения понятийной
базы через усвоение учащимися крупных и мелких единиц времени и
соотношения между ними.
Развивающий аспект: формировать коммуникативные умения, развивать
умение работать с текстом, умение анализировать.
Воспитательный аспект: воспитывать интерес к изучаемому предмету,
формировать мотивацию к учебной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,
парная, коллективная.
Оборудование:
Ход урока:
1.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Повернулись, подтянулись.
И друг другу улыбнулись.
-Я надеюсь, что сегодня все вы пришли на урок с хорошим настроением и
хочу, чтобы ваше настроение не стало хуже, а улыбок стало ещё больше.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Второй класс, второй класс,
Приглашает в гости Вас!
-Ребята, предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не
видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с
ним встречается постоянно. Оно вчера было, сегодня есть и завтра будет. Но
если оно пройдет, то его нельзя возвратить. Попробуйте догадаться, что это,
послушав загадку:
Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его.
Отгадка: время
(а теперь даю вам время : 3 минуты, чтобы решить эти примеры) Это, если
дети сразу отгадали загадку.
Если не отгадали загадку, значит говорю:
А сейчас проведем разминку. Вам необходимо найти значения выражений,
записать их в порядке убывания и используя ключ определить тему урока.
94 41 36 25 21
в р е м я
-Молодцы!
- Проблема времени давно волновала человека. Еще в незапамятные времена
людям пришлось научиться не только считать, измерять расстояния,
определять массу, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять.
-А теперь внимание на экран. Что не так?
Летом 2010 часа в июле году я ездил отдыхать на море. Поезд ехал 3 года.
Море очень теплое. Я купался 3 века в день. 12 секунд я провел у моря.
(слайд%......)
-Сможем ли мы это исправить? Что для этого надо знать?
- Что для этого надо сделать? Какова цель нашего урока?
-Единицы времени бывают разные. Лето 2010 часа быть не может. Для этого
нужна другая, более крупная единица времени. Нельзя на поезде ехать 3
года, должна быть более мелкая единица.3 века мы не можем купаться,
должна быть более мелкая единица времени.
Значит, с какими единицами времени мы будем сегодня работать на уроке?
Чему мы сегодня научимся? Что узнаем?
Какая цель нашего урока?
(какими единицами измеряют различные промежутки времени?)
4. «Открытие» новых знаний.
- Назовите известные вам единицы времени.
42-17
М
17+4
Я
37+57
В
60-19
Р
82-46
Е
(дети называют, названия единиц прикрепляю на доску) (приготовить
карточки с названиями единиц времени 1 век, 1 год, 1 месяц,1 неделя, 1сутки,
1час, 1 минута,
Расставьте данные единицы времени в порядке убывания. (Составление
таблицы мер времени).
Работа в паре.
1 час 1 год 1 месяц 1 с 1 мин 1 сутки 1 век
-Ребята, чтобы проверить, правильно ли выполнили это задание, я вам
предлагаю прочитать текст «Единицы времени».
При работе с текстом будем использовать маркировочные знаки:
«V»- то, что знаю
«+» - новая информация
« - » - думал иначе
« ? » - есть вопросы
Прочитав текст, дети заполняют таблицу.
«V»- то, что
знаю
«+» - новая
информация
« - » - думал
иначе
« ? » - есть
вопросы
2 этап – осмысление.
Учитель предлагает учащимся прочитать текст (Приложение 1). При работе с
текстом использовать маркировочные значки:
«V»- то, что знаю
«+» - новая информация
« - » - думал иначе
« ? » - есть вопросы
ФИЗМИНУТКА
Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу
часов. Например:
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к
плечам руками.
4) "Будильник" - хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
3 этап – рефлексия.
В парах по 2 человека предложить детям составить таблицу единиц времени
1век = … лет
1год = …мес. = … или … суток.
1 сут.=…ч
1ч = …мин
1 мин = … сек.
1 неделя = …суток
1 месяц = … сут. или …сутки (в феврале …или ….суток)
Проверка:
1век = 100 лет
1год = 12мес. = 365 или 366 суток.
1 сут.=24ч
1ч = 60мин
1 мин = 60 с
1 неделя = 7 суток
1 месяц = 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
Самопроверка. На слайде правильный вариант ответа.
Используя таблицу, которую вы составили проверьте, правильно ли вы
расставили единицы времени в порядке убывания.
Выразите:
1)
в сутках: 2 недели;
2)
в часах: 2сут;
3)
в месяцах: 3 года, 2 года и 5 мес.
4)
в годах: 36мес.,
5)
в секундах: 1мин
Игра «Верю-не верю»
-Верите ли вы, что в 1 году 12 месяцев? (да)
-Верите ли вы, что в 1 сутках 25 часов? (нет)
-Верите ли вы, что в 1 веке 99 лет? (нет)
Верите ли вы, что в 1 минуте 100 секунд? (нет)
-Верите ли вы, что в 1 неделе 7 дней? (да)
Итог урока. Какие ед. вспоминали?
Перечислите их, начиная с самой маленькой единицы. (сек, мин …)
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Как вы думаете, мы достигли её?
7. Рефлексия. (на столах стрелки) Ребята, поднимите стрелку вверх - я со
всем справился, в сторону - есть промахи, вниз - сегодня не получилось.
Молодцы! Наше путешествие подошло к концу. Время остановить нельзя, но
можно его не терять. Для этого нужно … не лениться, всегда трудиться!
-Ладони вверх, руки перед собой. Мысленно положите все знания, которые
вы сегодня принесли с собой в левую руку, а всё, что узнали сегодня- в правую.
Соедините руки одним хлопком, сказав при этом "да"
Мы знаем, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течёт
Ненагружённое, пустое
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
С.Я.Маршак
Резерв: пословицы о времени.
9. Домашнее задание.
(пословицы о времени или фразеологизмы)
Спасибо за урок!
Дополнительно:
Конкурс «Неделька, стройся»
Команды получают карточки с названиями дней недели. По сигналу дети
должны расположить карточки по порядку.
Как возникли другие единицы времени - час, минута,
секунда? Деление суток на 24 равных часа, деление часа на 60 минут,
а минуты на 60 секунд было введено в Древнем Вавилоне.
Физкультминутка
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так. (раскачивание туловища)
Налево — раз, направо — раз,
Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево — вправо)
Мы тоже можем так.
ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ.
Ты уже знаешь такие единицы времени, как год, месяц, неделя, сутки.
Вспомни 12 месяцев, прочитай названия месяцев по порядку. В месяце может
быть 30 дней или 31 день. Только в феврале бывает 28 или 29 (в високосный
год, повторяющийся каждые 4 года) дней.
В году 365 или 366 суток.
Ты знаешь, что в сутках 24 часа. Но на циферблате часов стоят числа от 1 до
12.
Поэтому иногда приходится уточнять, например, «7 часов вечера» или
«7 часов утра».
Удобно вести счет от начала суток до их конца. Начало суток – 0 часов.
От 0 часов до 12 часов проходит первая половина суток.
Через час после 12 часов дня будет 13 часов (или 1 час дня), еще через
час – 14 часов (или 2 часа дня) и т.д. когда пройдет 24 часа от начала суток,
часы снова покажут 0 часов.
На некоторых часах, кроме минутной и часовой стрелок, есть еще
маленькая стрелка, которая быстро движется по своему маленькому
циферблату. Эта стрелка отсчитывает секунды. За 1 минуту секундная
стрелка делает полный оборот.
1 мин = 60 сек.
За 1 секунду можно сделать 1-2 шага. За 10 секунд можно назвать
числа от 20 до 30.
1 час=60 минут.
Более крупная единица времени, чем год, - век. 1 век равен 100 годам.
Тема урока была мною выбрана не случайно. При изучении остальных
величин (массы, длины, площади) числа связаны между собой кратно 10,
100, 1000 и т.д. В единицах времени совсем другие числа. Часто дети путают
и
1ч
становится
равным
100
мин.
Надеюсь,
применение
технологии
критического
мышления
обеспечит
достижение
качественно
нового
результата и такие ошибки исчезнут.