Автор: Шереметова Татьяна Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: дошкольное учреждение
Населённый пункт: пос. Селенгинск Республика Бурятия
Наименование материала: метод разработка
Тема: Адаптация дошкольника в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Адаптации дошкольника в детском саду
Адаптации дошкольника к детскому саду, процесс не быстрый, проходящий не в один
день. В среднем на это уходит 3 месяца. В этот период очень важна включенность роди-
телей и их поддержка. Для успешной адаптации необходимо взаимодействие всех специа-
листов детского сада (воспитателей, медиков, психологов и др.) и родителей. Первое вре-
мя необходимо проводить игровые сеансы на развитие коммуникативных навыков, эмоци-
ональной сферы детей, включать их в совместную деятельность, рассказывать истории и
сказки про их новую социальную роль. Важно через игру или беседу помочь ребенку от-
реагировать свои чувства, которые возникают в связи с посещением детского сада: выра-
зить свои страх, агрессию, грусть, тревогу. Очень важно не только прямое реагирование в
игре, но и символическое. Главным инструментом здесь является творчество. Педагог-
психолог может предложить нарисовать детский сад, группу, воспитателя. Если ребенок
еще не умеет рисовать, можно сделать аппликацию, подобрать цвета и раскрасить гото-
вый рисунок и др. Многие дети испытывают тревогу по поводу того, что мама не вернет-
ся. Здесь можно использовать игры, в которых ребенку предлагается показать, что мама
делает на работе и как приходит за ним в детский сад, а также рассказывать разные исто-
рии про детский сад, мам и детей. Если прошло 3 месяца, а у ребенка не проходят симпто-
мы, которые появились в связи с началом посещения детского сада, необходимо обратить
на это внимание родителей и посоветовать индивидуальную работу. Очень важна работа,
направленная на выстраивание отношений между ребенком и воспитателем. Дети часто
просто боятся и не знают как обратиться ко взрослому, задача психолога научить и по-
мочь наладить контакт. Показать, что здесь желание ребенка никто не может угадывать,
детей очень много и, если ему что нужно, необходимо спросить у воспитателя. Педагог-
психолог может научить ребенка выстраивать отношения с другими детьми при отсут-
ствии родителей. Им может хватать элементарных знаний, умений, навыков, чтобы вы-
страивать этот процесс эффективно. Это может быть одним из значимых стрессирующих
факторов. Можно использовать коммуникативные игры посредством предметов: чтобы
дети в игровой форме могли моделировать с помощью взрослого различные ситуации,
возникающие в детском саду. Обычно ребенок имеет опыт взаимодействия с вещами, ко-
торые принадлежат ему, родителям, бабушкам. Он не всегда знает, есть свои и чужие
вещи. Часто у него возникает желание забрать понравившуюся игрушку домой, или он не
бережно (иногда творчески) относится к имуществу. Педагог-психолог в этом случае мо-
жет помочь преодолевать эгоцентрическую позицию: объяснить разницу понятий «свое» и
«чужое»; предложить ребенку подумать, приятно ли было ему, если бы забрали его вещи;
рассказать, что если каждый будет забирать игрушки домой, играть будет не во что; сло-
манные вещи не всегда можно починить, а раскрашенный стол придется оттирать и т. д.
Обобщая все выше сказанное, хотелось бы отметить, что негативные последствия адапта-
ции чаще всего связанны с совокупным действием рассмотренных выше факторов. Поэто-
му нам взрослым отводится важная роль по предотвращению и смягчению детского стрес-
са. Адаптация к детскому саду – это сложный и долгий процесс. Только любовь и приня-
тие ребенка родителями в этот период, а также грамотная работа специалистов могут по-
мочь ему преодолеть все трудности, открыв пути для дальнейшего благоприятного разви-
тия. Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем
современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и пси-
хическое здоровье подрастающего поколения, особенно в связи с тем, что школьниками
сегодня стали дети и шести лет. Требуется не только профессиональная оценка психиче-
ского состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его
нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время
учебного процесса в начальной школе. Переживания детей и последствия стрессов описа-
ны многими авторами: Ю.А. Александровским, Ф.Б. Березиным, Ф.Е. Василюком, и др.
Таким образом, актуальность исследования стрессовых состояний у дошкольников и
способов их выявления и предупреждения объясняется, в первую очередь, нарастающим
количеством стрессогенных факторов современной действительности (нестабильность се-
мьи, связанная со сложной социальной и экономической ситуацией; засилье агрессии в
СМИ и окружающей среде и пр.), во вторую очередь, с повышенными требованиями к ре-
бенку в начальной школе, подготовка к которой сегодня начинается чуть ли не со средне-
го дошкольного возраста. Поскольку каждый ребенок в той или иной степени сталкивает-
ся с изложенными выше аспектами, проблема стресса уже в дошкольном возрасте не об-
ходит стороной практически ни одного ребенка. В этих условиях необходима постоянная
диагностика стрессовых состояний и принятие своевременных мер по предупреждению
стрессов у детей. Стресс – одно из эмоциональных состояний человека, выраженное в пси-
хическом напряжении, возникающем у человека в процессе деятельности в наиболее труд-
ных, сложных условиях. Эмоции – это «интегральное выражение измененного тонуса
нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организа-
ции человека». В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значи-
мость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме
переживаний. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если
такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или
менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат
для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его
миру. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одер-
жимость, пристрастность и интерес. Стресс относится к такой разновидности эмоциональ-
ных процессов, как эмоциональные состояния. Эмоциональные процессы имеют несколь-
ко источников раздражителей. Форма эмоционального процесса зависит от особенностей
вызвавшего ее сигнального раздражителя. Специфически адресованными будут все сигна-
лы, связанные с определенными потребностями, например пищевой, сексуальной, дыха-
ния и т.п. В случае слишком сильных воздействий раздражителей возникает боль, отвра-
щение, пресыщение. Понятие «стресс» применяется в разных науках. Психология напол-
нила это понятие новым содержанием, и в настоящее время стресс рассматривается как
механизм регуляции отношений организма со средой. Он, как указывают исследователи,
может быть как положительным, так и отрицательным. До сих пор нет единого мнения от-
носительно определения стресса. По определению Ганса Селье: стресс - это «неспецифи-
ческий ответ организма на любое предъявленное ему требование». В образовательном
учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс чаще протекает как реакция
приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется со-
циальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, склонными к бесплодным меч-
таниям, трусливыми, некоммуникабельными, фанатично упрямыми, часто беспомощными
в жизни.