Автор: Шамбалова Зайтуна Нурумбетовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36 "Яблонька"
Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Мастер - класс для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение
№36 «Яблонька»
Конспект мастер-класса для педагогов
«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Выполнила: Шамбалова З.Н.
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-
образовательном процессе дошкольного учреждения.
Задачи:
познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые
оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников
поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников
распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих
технологий в воспитательно-образовательном процессе
познакомить
педагогов
с
элементами
ЗСТ
с
целью
повышения
их
профессиональной компетентности
Ход:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс
«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Хотелось бы начать со слов великого русского педагога В.А. Сухомлинского:
«Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы.»
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования
здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к
миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с
любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни,
адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных
ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них
самостоятельности и ответственности.
Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Итак , существует 10 заповедей
1.Соблюдайте режим дня!
2.Обращайте больше внимания на питание!
3.Больше двигайтесь!
4.Спите в прохладной комнате!
5.Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6.Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью
7.Гоните прочь уныние и хандру!
8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10.Желайте себе и окружающим только добра!
Пришло время
технологий, назначение которых - объединить педагогов,
психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение,
укрепление здоровья, получили название «здоровьесберегающие». Что же такое
«здоровьесберегающие технологии»?
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающая
технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных
и
профилактических
мероприятий,
которые
осуществляются
в
процессе
взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского
работника.
Формы организации здоровьесберегающей работы в дошкольном учреждении:
1. Физкультурные занятия - это организованная форма обучения. Проводятся 2
раза в неделю в группе и один раз на прогулке.
2. Утренняя гимнастика - это важный элемент двигательного режима, средство
для поднятия эмоционального тонуса детей.
3. Подвижные и спортивные игры - это игры с правилами, где используются
естественные движения и достижение цели не требует высоких физических
напряжений.
4. Пальчиковая гимнастика - это тренировка тонких движений пальцев и кисти
рук.
5.Артикуляционная
гимнастика
-
это
упражнения
для
формирования
правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.
6.Гимнастика для глаз - это упражнения для снятия глазного напряжения.
7.
Физкультминутки
-
это
динамические
паузы
для
профилактики
переутомления на занятиях интеллектуального цикла.
8. Бодрящая гимнастика - это переход от сна к бодрствованию через движения.
9.Коррегирующая
гимнастика
-
это
система
индивидуальных
заданий,
направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.
10. Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.
11. Физкультурные прогулки.
12. Физкультурные досуги
13. Спортивные праздники
Практическая часть:
Сейчас я вам продемонстрирую: массаж ладоней шестигранным карандашом.
Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания,
снимают напряжение. Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с
помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью
шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони,
тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с
карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению
тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые
сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Далее: Массаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха
поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После
1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком
тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
—Но я же играю с тобою, малыш!
—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
Массаж ладоней массажными мячиками по методу Су – Джок терапии. Цель
массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок,
стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Су - Джок терапия – это последнее
достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок –
стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью
активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры
головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в
стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком.
Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катаем шарик слегка сжимая
ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и
берём подушечками пальцев)
Спасибо, молодцы, у вас получилось.
Массаж ладоней.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения
мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный
материал, показ педагога.
Гимнастика для глаз: «Солнышко»
Солнышко вставало, солнышко тучки считало.
Посмотрело вверх, посмотрело вниз,
Вправо, влево, глазками поморгало
И закрыло глазки, не хочется солнышку просыпаться!
Но просыпаться надо.
Солнышко проснулось, к щёчкам прикоснулось.
(Дети гладят себя по щекам).
Лучиками провело и погладило, и погладило.
(Дети гладят себя по голове).
Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на
своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз.
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные
упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора
наук Пол и Гейл Деннисоны.
Упражнение с педагогами: «Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно
сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем
двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В
её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на
коррекцию плоскостопия (хождение по корригирующим дорожкам), воспитания
правильной осанки, обширное умывание.
Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки — ножки,
Потягушки — пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает
кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить
осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и
оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде
пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи,
яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность,
возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка
доступным и интересным.
«Путешествие по телу». А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы
на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и
помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей
работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое
рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят
«олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые
игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами
сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы -
основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей,
которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную
направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в
итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Итог мастер- класса.
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами вариативностью использования в
своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления
здоровья
дошкольников. Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают
положительное воздействие на здоровье моих воспитанников во всех смыслах этого
слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного
процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для меня самое главное.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать
Упражнение «Сказка о разноцветной звезде».
«Высоко-высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были
звезды. Было их очень много и все они были очень красивыми. Люди на земле каждую
ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные
звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Такие люди
становились храбрыми и отважными. Были и синие звезды - они дарили людям
красоту. Тот, кто рождался под светом этой звезды, становился очень красивым. Были
на поляне и желтые звезды - они одаривали людей умом. А еще на поляне были
зеленые звезды - тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень
добрым, видел во всех людях хорошее, помогал им. И вот однажды на звездном небе
что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе
появилась еще одна маленькая звездочка. Но она была абсолютно… белая! Огляделась
звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала
звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды. Я знаю, что среди
всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными.
Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги!
Рефлексия участников мастер-класса.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень
легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?