Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ


Автор: Шамбалова Зайтуна Нурумбетовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36 "Яблонька"
Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Мастер - класс для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

№36 «Яблонька»

Конспект мастер-класса для педагогов

«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Выполнила: Шамбалова З.Н.

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-

образовательном процессе дошкольного учреждения.

Задачи:

познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые

оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников

поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников

распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих

технологий в воспитательно-образовательном процессе

познакомить

педагогов

с

элементами

ЗСТ

с

целью

повышения

их

профессиональной компетентности

Ход:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс

«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Хотелось бы начать со слов великого русского педагога В.А. Сухомлинского:

«Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность

знаний, вера в свои силы.»

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования

здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к

миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с

любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни,

адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных

ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них

самостоятельности и ответственности.

Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Итак , существует 10 заповедей

1.Соблюдайте режим дня!

2.Обращайте больше внимания на питание!

3.Больше двигайтесь!

4.Спите в прохладной комнате!

5.Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6.Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью

7.Гоните прочь уныние и хандру!

8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10.Желайте себе и окружающим только добра!

Пришло время

технологий, назначение которых - объединить педагогов,

психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение,

укрепление здоровья, получили название «здоровьесберегающие». Что же такое

«здоровьесберегающие технологии»?

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и

взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение

здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающая

технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных

и

профилактических

мероприятий,

которые

осуществляются

в

процессе

взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского

работника.

Формы организации здоровьесберегающей работы в дошкольном учреждении:

1. Физкультурные занятия - это организованная форма обучения. Проводятся 2

раза в неделю в группе и один раз на прогулке.

2. Утренняя гимнастика - это важный элемент двигательного режима, средство

для поднятия эмоционального тонуса детей.

3. Подвижные и спортивные игры - это игры с правилами, где используются

естественные движения и достижение цели не требует высоких физических

напряжений.

4. Пальчиковая гимнастика - это тренировка тонких движений пальцев и кисти

рук.

5.Артикуляционная

гимнастика

-

это

упражнения

для

формирования

правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

6.Гимнастика для глаз - это упражнения для снятия глазного напряжения.

7.

Физкультминутки

-

это

динамические

паузы

для

профилактики

переутомления на занятиях интеллектуального цикла.

8. Бодрящая гимнастика - это переход от сна к бодрствованию через движения.

9.Коррегирующая

гимнастика

-

это

система

индивидуальных

заданий,

направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.

10. Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.

11. Физкультурные прогулки.

12. Физкультурные досуги

13. Спортивные праздники

Практическая часть:

Сейчас я вам продемонстрирую: массаж ладоней шестигранным карандашом.

Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания,

снимают напряжение. Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с

помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью

шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони,

тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с

карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению

тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые

сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Далее: Массаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха

поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После

1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком

тугими.)

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

—Но я же играю с тобою, малыш!

—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

Массаж ладоней массажными мячиками по методу Су – Джок терапии. Цель

массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок,

стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Су - Джок терапия – это последнее

достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок –

стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью

активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры

головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в

стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком.

Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катаем шарик слегка сжимая

ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и

берём подушечками пальцев)

Спасибо, молодцы, у вас получилось.

Массаж ладоней.

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть —

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными — девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от

интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения

мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный

материал, показ педагога.

Гимнастика для глаз: «Солнышко»

Солнышко вставало, солнышко тучки считало.

Посмотрело вверх, посмотрело вниз,

Вправо, влево, глазками поморгало

И закрыло глазки, не хочется солнышку просыпаться!

Но просыпаться надо.

Солнышко проснулось, к щёчкам прикоснулось.

(Дети гладят себя по щекам).

Лучиками провело и погладило, и погладило.

(Дети гладят себя по голове).

Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на

своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз.

А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные

упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора

наук Пол и Гейл Деннисоны.

Упражнение с педагогами: «Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно

сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем

двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок-

И зажали в кулачок.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В

её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на

коррекцию плоскостопия (хождение по корригирующим дорожкам), воспитания

правильной осанки, обширное умывание.

Глазки открываются,

Глазки просыпаются,

Потягушки — ножки,

Потягушки — пяточки,

Ручки и ладошки,

Сладкие ребяточки!

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает

кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить

осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и

оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде

пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи,

яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность,

возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка

доступным и интересным.

«Путешествие по телу». А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы

на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и

помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей

работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое

рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят

«олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые

игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами

сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы -

основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей,

которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную

направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в

итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Итог мастер- класса.

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами вариативностью использования в

своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления

здоровья

дошкольников. Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают

положительное воздействие на здоровье моих воспитанников во всех смыслах этого

слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного

процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для меня самое главное.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать

Упражнение «Сказка о разноцветной звезде».

«Высоко-высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были

звезды. Было их очень много и все они были очень красивыми. Люди на земле каждую

ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные

звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Такие люди

становились храбрыми и отважными. Были и синие звезды - они дарили людям

красоту. Тот, кто рождался под светом этой звезды, становился очень красивым. Были

на поляне и желтые звезды - они одаривали людей умом. А еще на поляне были

зеленые звезды - тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень

добрым, видел во всех людях хорошее, помогал им. И вот однажды на звездном небе

что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе

появилась еще одна маленькая звездочка. Но она была абсолютно… белая! Огляделась

звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала

звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды. Я знаю, что среди

всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными.

Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги!

Рефлексия участников мастер-класса.

Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень

легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?



В раздел образования