Автор: Шнайдер Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Парабельская гимназия"
Населённый пункт: с. Парабель, Томская область
Наименование материала: Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: С. Михалков "Мой секрет"
Раздел: начальное образование
Направление: начальная школа
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Учитель: Шнайдер Елена Васильевна, учитель МБОУ «Парабельская гимназия»
Тема: С. Михалков «Мой секрет»
Тип урока: урок – мастерская интерпретации текста
Цель:
проанализировать стихотворения разных авторов, объединенные одной темой;
создать условия для формирования у учащихся представления о настроении автора лирического произведения;
развивать воображение учащихся, творческие способности учащихся .
Оборудование: ватман, фломастеры, карандаши, клей-карандаш, ножницы (на парте у каждого), карточки с текстом
рассказа И. Ревю «Чудесная страна», ПК, проектор, колонки, экран, текст «Детство золотое» Татьяна Растяпина,
учебники.
Ход:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
приложение
1.Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Повернитесь и
поприветствуйте гостей нашего урока.
Садитесь.
2. Пятиминутка
чтения
- Традиционно начнем наш урок с
пятиминутки. Переверните листы,
которые лежат перед вами. Начинайте
Об-ся читают рассказ И. Ревю
«Чудесная страна» (2 минуты)
На карточке нет
названия
произведения
1
внимательно читать текст. Время пошло!
- Расскажите, о чем успели прочитать?
- Почему страна, описанная автором,
названа чудесной?
- О каких чудесах пишет автор?
- Как вы понимаете фразу «воображение
рисует» из первого предложения?
- В 4 абзаце найдите ответ на вопрос
«Чему нас учат сказки?»
- Какова главная мысль произведения?
- Как бы вы назвали этот рассказ?
Автор назвал этот рассказ «Чудесная
страна»
Ответы детей на понимание
прочитанного текста
Появляется название
и автор рассказа
2. Подготовка к восприятию
- Ребята, у нас сегодня с вами необычный
урок – урок-мастерская. Мы совершим
увлекательное путешествие в чудесную
страну.
- Посмотрите видеофрагмент и ответьте на
вопрос: «Что это за страна?»
- Как называется волшебная, удивительная
страна, о котором вы смотрели
видеофрагмент?
- Опишите эту страну?
- А кто живет в этой стране?
- Как вы думаете, в этой стране может
побывать каждый из нас?
В
этой
стране
гостил
каждый
из
нас.
Эта
страна
полна
волшебства,
радости, счастья. Ее название - Детство.
Детство
– это
беспечная,
светлая
и счастливая
пора
в
жизни
каждого
Смотрят видеофрагмент
«Маленькая страна» ( 1.24 мин)
Ответы детей (воспроизведение
опыта, знаний)
(видеофрагмент
«Маленькая страна»)
2
человека.
С
детством
связано
самое
у д и в и т е л ь н о е ,
р а д о с т н о е
и
потрясающее... Детство - это время, когда
сбываются
мечты,
когда
небо
голубое
-
голубое,
когда
деревья
б ол ь ш и е -
пребольшие,
когда
сахар
приторно
сладкий,
когда
ждешь
Деда
Мороза,
который
исполнит
все
твои
желания.
Детство – чудесная страна, детство – это
страна
маленьких
открытий.
В
детство
мечтает попасть каждый из нас. И пусть
вы совсем недавно из этой страны, но я
думаю, вам будет любопытно вернуться в
Детство
на
полчасика
и
вспомнить
счастливые моменты, связанные с ним.
-
Как
вы
думаете
о
чем
сегодня
будет
произведение в поэтической тетради?
Сформулируйте собственную цель урока,
начиная
свои
предложения
со
слов
(учитель фиксирует на доске):
Я хочу познакомиться …
Мне интересно …
Я хочу узнать …
Обучающиеся
по
желанию
отвечают
Обучающиеся ставят цели на
урок
2. Работа над новым материалом
2.1. Индуктор
Как хочется вернуться в детство,
Где уйма неотложных дел,
Где я – принцесса в королевстве,
И, кажется, обычный мел
В моих руках – почти бесценный,
Я рисовала им мечты –
Стихотворение
«Детство золотое»
3
Красивый дом и сад отменный,
Где ароматные цветы
Повсюду… Я, в них утопая,
Купалась в счастье мимолетном…
О чем стихотворение?
Почему
мел
в
руках
–
бесценное
сокровище?
Что нарисовала героиня произведения?
Как вы понимаете выражения – уйма
неотложных
дел,
отменный
с а д ,
ароматные цветы?
Как вы думаете, почему счастье названо
мимолетным?
К а к о в о
н а с т р о е н и е
э т о г о
стихотворения?
Как
вы
думаете,
почему
в
нем
появилась нота грусти, сожаления?
Это стихотворение называется «Детство
золотое». Автор стихотворения Татьяна
Растяпина.
Анализ текста по наводящим
вопросам
(на доску название,
автор)
2.2.
Первичная социализация
- О детстве написано много произведений
для детей и взрослых.
-
С е г од н я
м ы
п о з н а ко м и м с я
с о
стихотворением Сергея Михалкова «Мой
секрет».
- С этим автором мы уже знакомы. Он
написал много произведений для детей и
взрослых.
-
Откройте
учебники
на
странице 32.
Внимательно послушайте произведение и
Чтение стихотворения
(на доске автор и
название)
Слайд с обложками
книг С. Михалкова
4
приготовьтесь ответить на вопросы.
- Какие слова вам не понятны?
- Что такое «держава»?
- Что за удивительная страна, о которой
нам рассказывает Сергей Михалков?
- Как он называет эту страну? Почему?
- Сколько лет ребятам в этой стране?
- Как выдумаете, чем они занимаются, как
им живется?
- Какие чувства испытывал рассказчик,
описывая эту страну?
-
Как
вы
понимаете
выражение
«в
той
удивительной стране, где я увидел свет»?
-
Найдите
в
тексте
восклицательные
предложения.
Как
вы
думаете,
почему
автор выбрал особую интонацию для этих
предложений?
-
П р о ч и т а й т е
в о п р о с и т е л ь н о е
предложение?
Кому
автор
задает
этот
вопрос? (сам себе, не сложно взять все
необходимое)
- Меняется ли настроение рассказчика на
протяжении стихотворения? Какие слова
на это указывают?
-
Каким
секретом
делится
автор
с
читателями? Как автору удается уже много
лет возвращаться в эту страну?
учителем, об-ся следят по
учебнику
Высказывание собственного
мнения с опорой на текст
Держава – большая и
мощная страна (С.И.
Ожегов)
2.3.
Социализация
-
Что
общего
между
стихотворениями
«Детство золотое» и «Мой секрет»?
- Похоже ли настроение авторов?
-
Какими
красками
вы
бы
нарисовали
Обучающиеся сравнивают
тексты по собственным
ощущениям
5
иллюстрацию к этому произведению?
-
Какие
слова
вам
помогли
в
выборе
цвета?
- Перед вами иллюстрация к прочитанным
нами
произведениям.
Действительно,
чудесная страна.
Удивительная страна детства только
кажется нам далекой. Мы с вами часто
скучаем
по
детству.
Поэтому
бережно
храним книжки со сказками, фотографии,
игрушки.
- Скажите, а вы помните свои любимые
игрушки из детства. Почему вам они так
нравились? Вы скучаете по ним?
- Детство – волшебная страна. Мы легко
можем вернуться туда, если у нас с вами
появится такое желание. Тем более, что
теперь мы знает секрет. Напомните мне
его. (…)
- Друзей не покупают,
Друзей не продают.
Друзей находят люди,
А также создают.
И только у нас,
В магазине игрушек,
Огромнейший выбор
Друзей и подружек!
В нашем магазине игрушек есть машины,
куклы, пирамидки, зайчики и мишки.
Я
предлагаю
вам
в
нашем
магазине
Об-ся напоминают секрет
автора
Об-ся выбирают картинку с
игрушкой
Слайд с игрушками,
книжками
3 девочки с коробками
6
игрушек
выбрать
игрушку
для
себя.
Может, вы найдете такую, какая была у
вас, а может, вы выберите ту, которой у вас
не было, а вы хотели, чтобы она у вас
появилась.
3.
Творческое задание
Сейчас у вас будет интересная работа. Мы
будем дополнять иллюстрацию.
3.1. Разрыв (инструкция)
На ваших столах есть все необходимое для
выполнения этого творческого задания.
Положите перед собой картинку с
игрушкой. Сейчас она черно-белая.
Вспомните настроение Сергея Михалкова
в стихотворении «Мой секрет» и свое
настроение, когда вы выбирали игрушку в
магазине. Каким цветом его можно
передать?
Раскрасьте игрушку по вашему желанию и
вырежьте ее.
Во время работы помните о технике
безопасности, о правилах при работе с
ножницами и клеем.
Обучающиеся внимательно
слушают последовательность
работы
Клей-карандаш,
ножницы, цветные
карандаши,
фломастеры.
3.2.Самостоятельная работа
На эту работу у вас 5 минут. Выберите
цвета и приступайте к работе. Хранителем
времени буду я.
- Когда закончите, крепите вашу игрушку
на ватман.
Обучающиеся выбирают цвета
и приступают к работе.
Закончив
работы,
об-ся
клеят
и г р у ш к и
н а
в а т м а н
с
иллюстрацией.
Звучит романтическая
музыка, дети
работают.
3.3. Представление результата.
- Какая красивая, яркая иллюстрация у нас
получилась. Теперь мы точно знаем, с
каким настроением, интонацией нужно
читать стихотворение С. Михалкова «Мой
секрет».
Речевая разминка
Речевая разминка
7
- Сначала проведем речевую разминку,
подготовимся к выразительному чтению.
- Внимательно перечитайте стихотворение
Сергея Михалкова «Мой секрет». Помните
о настроении автора и своем собственном,
об интонации и главных словах в
предложениях.
«Алфавит»
4.
Рефлексия,
о ц е н и ва н и е ,
подведение итогов урока
- Вспомните собственную цель, которую
вы ставили в начале урока. Смогли ли вы
ее достигнуть?
- Продолжите предложения:
Я познакомился …
Я узнал ….
Меня удивило …
- Встаньте те, кто доволен своей работой
на уроке;
-
У кого из вас возникли сложности?
Смогли ли вы с ними справиться?
- Спасибо за отличную работу! Оценки вы
получите на следующем уроке, когда мы
про слушаем
подготовленное
ва м и
в ы р а з и т е л ь н о е
ч т е н и е
э т о г о
стихотворение
А н а л и з
с о б с т в е н н о й
деятельности
Диалог с учителем.
5.
Домашнее задание:
стр. __32-33___, выраз. чтение, желающие
могут
выучить
это
с ти хотво р е н и е
наизусть
8