Напоминание

С. Михалков "Мой секрет"


Автор: Шнайдер Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Парабельская гимназия"
Населённый пункт: с. Парабель, Томская область
Наименование материала: Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: С. Михалков "Мой секрет"
Раздел: начальное образование





Назад




Направление: начальная школа

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Учитель: Шнайдер Елена Васильевна, учитель МБОУ «Парабельская гимназия»

Тема: С. Михалков «Мой секрет»

Тип урока: урок – мастерская интерпретации текста

Цель:

проанализировать стихотворения разных авторов, объединенные одной темой;

создать условия для формирования у учащихся представления о настроении автора лирического произведения;

развивать воображение учащихся, творческие способности учащихся .

Оборудование: ватман, фломастеры, карандаши, клей-карандаш, ножницы (на парте у каждого), карточки с текстом

рассказа И. Ревю «Чудесная страна», ПК, проектор, колонки, экран, текст «Детство золотое» Татьяна Растяпина,

учебники.

Ход:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

приложение

1.Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь и

поприветствуйте гостей нашего урока.

Садитесь.

2. Пятиминутка

чтения

- Традиционно начнем наш урок с

пятиминутки. Переверните листы,

которые лежат перед вами. Начинайте

Об-ся читают рассказ И. Ревю

«Чудесная страна» (2 минуты)

На карточке нет

названия

произведения

1

внимательно читать текст. Время пошло!

- Расскажите, о чем успели прочитать?

- Почему страна, описанная автором,

названа чудесной?

- О каких чудесах пишет автор?

- Как вы понимаете фразу «воображение

рисует» из первого предложения?

- В 4 абзаце найдите ответ на вопрос

«Чему нас учат сказки?»

- Какова главная мысль произведения?

- Как бы вы назвали этот рассказ?

Автор назвал этот рассказ «Чудесная

страна»

Ответы детей на понимание

прочитанного текста

Появляется название

и автор рассказа

2. Подготовка к восприятию

- Ребята, у нас сегодня с вами необычный

урок – урок-мастерская. Мы совершим

увлекательное путешествие в чудесную

страну.

- Посмотрите видеофрагмент и ответьте на

вопрос: «Что это за страна?»

- Как называется волшебная, удивительная

страна, о котором вы смотрели

видеофрагмент?

- Опишите эту страну?

- А кто живет в этой стране?

- Как вы думаете, в этой стране может

побывать каждый из нас?

В

этой

стране

гостил

каждый

из

нас.

Эта

страна

полна

волшебства,

радости, счастья. Ее название - Детство.

Детство

– это

беспечная,

светлая

и счастливая

пора

в

жизни

каждого

Смотрят видеофрагмент

«Маленькая страна» ( 1.24 мин)

Ответы детей (воспроизведение

опыта, знаний)

(видеофрагмент

«Маленькая страна»)

2

человека.

С

детством

связано

самое

у д и в и т е л ь н о е ,

р а д о с т н о е

и

потрясающее... Детство - это время, когда

сбываются

мечты,

когда

небо

голубое

-

голубое,

когда

деревья

б ол ь ш и е -

пребольшие,

когда

сахар

приторно

сладкий,

когда

ждешь

Деда

Мороза,

который

исполнит

все

твои

желания.

Детство – чудесная страна, детство – это

страна

маленьких

открытий.

В

детство

мечтает попасть каждый из нас. И пусть

вы совсем недавно из этой страны, но я

думаю, вам будет любопытно вернуться в

Детство

на

полчасика

и

вспомнить

счастливые моменты, связанные с ним.

-

Как

вы

думаете

о

чем

сегодня

будет

произведение в поэтической тетради?

Сформулируйте собственную цель урока,

начиная

свои

предложения

со

слов

(учитель фиксирует на доске):

Я хочу познакомиться …

Мне интересно …

Я хочу узнать …

Обучающиеся

по

желанию

отвечают

Обучающиеся ставят цели на

урок

2. Работа над новым материалом

2.1. Индуктор

Как хочется вернуться в детство,

Где уйма неотложных дел,

Где я – принцесса в королевстве,

И, кажется, обычный мел

В моих руках – почти бесценный,

Я рисовала им мечты –

Стихотворение

«Детство золотое»

3

Красивый дом и сад отменный,

Где ароматные цветы

Повсюду… Я, в них утопая,

Купалась в счастье мимолетном…

О чем стихотворение?

Почему

мел

в

руках

бесценное

сокровище?

Что нарисовала героиня произведения?

Как вы понимаете выражения – уйма

неотложных

дел,

отменный

с а д ,

ароматные цветы?

Как вы думаете, почему счастье названо

мимолетным?

К а к о в о

н а с т р о е н и е

э т о г о

стихотворения?

Как

вы

думаете,

почему

в

нем

появилась нота грусти, сожаления?

Это стихотворение называется «Детство

золотое». Автор стихотворения Татьяна

Растяпина.

Анализ текста по наводящим

вопросам

(на доску название,

автор)

2.2.

Первичная социализация

- О детстве написано много произведений

для детей и взрослых.

-

С е г од н я

м ы

п о з н а ко м и м с я

с о

стихотворением Сергея Михалкова «Мой

секрет».

- С этим автором мы уже знакомы. Он

написал много произведений для детей и

взрослых.

-

Откройте

учебники

на

странице 32.

Внимательно послушайте произведение и

Чтение стихотворения

(на доске автор и

название)

Слайд с обложками

книг С. Михалкова

4

приготовьтесь ответить на вопросы.

- Какие слова вам не понятны?

- Что такое «держава»?

- Что за удивительная страна, о которой

нам рассказывает Сергей Михалков?

- Как он называет эту страну? Почему?

- Сколько лет ребятам в этой стране?

- Как выдумаете, чем они занимаются, как

им живется?

- Какие чувства испытывал рассказчик,

описывая эту страну?

-

Как

вы

понимаете

выражение

«в

той

удивительной стране, где я увидел свет»?

-

Найдите

в

тексте

восклицательные

предложения.

Как

вы

думаете,

почему

автор выбрал особую интонацию для этих

предложений?

-

П р о ч и т а й т е

в о п р о с и т е л ь н о е

предложение?

Кому

автор

задает

этот

вопрос? (сам себе, не сложно взять все

необходимое)

- Меняется ли настроение рассказчика на

протяжении стихотворения? Какие слова

на это указывают?

-

Каким

секретом

делится

автор

с

читателями? Как автору удается уже много

лет возвращаться в эту страну?

учителем, об-ся следят по

учебнику

Высказывание собственного

мнения с опорой на текст

Держава – большая и

мощная страна (С.И.

Ожегов)

2.3.

Социализация

-

Что

общего

между

стихотворениями

«Детство золотое» и «Мой секрет»?

- Похоже ли настроение авторов?

-

Какими

красками

вы

бы

нарисовали

Обучающиеся сравнивают

тексты по собственным

ощущениям

5

иллюстрацию к этому произведению?

-

Какие

слова

вам

помогли

в

выборе

цвета?

- Перед вами иллюстрация к прочитанным

нами

произведениям.

Действительно,

чудесная страна.

Удивительная страна детства только

кажется нам далекой. Мы с вами часто

скучаем

по

детству.

Поэтому

бережно

храним книжки со сказками, фотографии,

игрушки.

- Скажите, а вы помните свои любимые

игрушки из детства. Почему вам они так

нравились? Вы скучаете по ним?

- Детство – волшебная страна. Мы легко

можем вернуться туда, если у нас с вами

появится такое желание. Тем более, что

теперь мы знает секрет. Напомните мне

его. (…)

- Друзей не покупают,

Друзей не продают.

Друзей находят люди,

А также создают.

И только у нас,

В магазине игрушек,

Огромнейший выбор

Друзей и подружек!

В нашем магазине игрушек есть машины,

куклы, пирамидки, зайчики и мишки.

Я

предлагаю

вам

в

нашем

магазине

Об-ся напоминают секрет

автора

Об-ся выбирают картинку с

игрушкой

Слайд с игрушками,

книжками

3 девочки с коробками

6

игрушек

выбрать

игрушку

для

себя.

Может, вы найдете такую, какая была у

вас, а может, вы выберите ту, которой у вас

не было, а вы хотели, чтобы она у вас

появилась.

3.

Творческое задание

Сейчас у вас будет интересная работа. Мы

будем дополнять иллюстрацию.

3.1. Разрыв (инструкция)

На ваших столах есть все необходимое для

выполнения этого творческого задания.

Положите перед собой картинку с

игрушкой. Сейчас она черно-белая.

Вспомните настроение Сергея Михалкова

в стихотворении «Мой секрет» и свое

настроение, когда вы выбирали игрушку в

магазине. Каким цветом его можно

передать?

Раскрасьте игрушку по вашему желанию и

вырежьте ее.

Во время работы помните о технике

безопасности, о правилах при работе с

ножницами и клеем.

Обучающиеся внимательно

слушают последовательность

работы

Клей-карандаш,

ножницы, цветные

карандаши,

фломастеры.

3.2.Самостоятельная работа

На эту работу у вас 5 минут. Выберите

цвета и приступайте к работе. Хранителем

времени буду я.

- Когда закончите, крепите вашу игрушку

на ватман.

Обучающиеся выбирают цвета

и приступают к работе.

Закончив

работы,

об-ся

клеят

и г р у ш к и

н а

в а т м а н

с

иллюстрацией.

Звучит романтическая

музыка, дети

работают.

3.3. Представление результата.

- Какая красивая, яркая иллюстрация у нас

получилась. Теперь мы точно знаем, с

каким настроением, интонацией нужно

читать стихотворение С. Михалкова «Мой

секрет».

Речевая разминка

Речевая разминка

7

- Сначала проведем речевую разминку,

подготовимся к выразительному чтению.

- Внимательно перечитайте стихотворение

Сергея Михалкова «Мой секрет». Помните

о настроении автора и своем собственном,

об интонации и главных словах в

предложениях.

«Алфавит»

4.

Рефлексия,

о ц е н и ва н и е ,

подведение итогов урока

- Вспомните собственную цель, которую

вы ставили в начале урока. Смогли ли вы

ее достигнуть?

- Продолжите предложения:

Я познакомился …

Я узнал ….

Меня удивило …

- Встаньте те, кто доволен своей работой

на уроке;

-

У кого из вас возникли сложности?

Смогли ли вы с ними справиться?

- Спасибо за отличную работу! Оценки вы

получите на следующем уроке, когда мы

про слушаем

подготовленное

ва м и

в ы р а з и т е л ь н о е

ч т е н и е

э т о г о

стихотворение

А н а л и з

с о б с т в е н н о й

деятельности

Диалог с учителем.

5.

Домашнее задание:

стр. __32-33___, выраз. чтение, желающие

могут

выучить

это

с ти хотво р е н и е

наизусть

8



В раздел образования