Напоминание

"Особенности начального обучения по классу виолончели"


Автор: Зарипова Татьяна Борисовна
Должность: преподаватель по классу виолончели
Учебное заведение: ДМШ №16 им.О.Лундстрема
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Особенности начального обучения по классу виолончели"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический доклад

“Особенности начального обучения по классу

виолончели”

Педагог специального класса не только обучает своих учеников игре на

инструменте, на него так же возлагается большая и ответственная

музыкальная и общевоспитательная работа. Задача педагога заключается в

развитии у ученика музыкального слуха, ритма, чувства выразительной

фразировки, в воспитании художественного представления о характере и

стиле изучаемых произведений. Важно научить учащегося сосредоточиться

на поставленной задаче, слушать себя во время игры (контролировать

качество звука, точность интонации, устранять излишнее напряжение в

процессе игры). Особенно велика роль педагога по специальности в период

начального обучения, когда закладываются основы музыкально-

художественных представлений и исполнительского мастерства.

Педагог, работающий с детьми, должен понимать детские интересы, уметь

правильно выявить индивидуальные особенности и возможности ученика.

Занятия в начале обучения следует начать со знакомства с инструментом,

рассказа о его истории, строении. После этого нужно оценить физические

возможности учащегося для подбора правильного размера инструмента,

смычка, высоты стула и шпиля. Затем, собственно, начинается период

освоения постановки за инструментом. Она включает в себя:

-

посадку и положение инструмента

-

постановку правой руки: способ ведения и держания смычка

-

постановку левой руки: расположение пальцев на грифе и положение руки

во время игры.

Эти

различные стороны постановки в процессе игры неразрывно связаны, но для

большей ясности они должны быть рассмотрены с учеником каждый

последовательно и в отдельности.

ПОСАДКА.

Большое

значение

имеет

правильный

подбор

инструмента

в

соответствии с ростом и физическим сложением играющего. Наиболее

целесообразно садиться примерно на

1/2 ,1/3 сидения стула, спина –

прямая, корпус слегка может быть наклонен вперед, ноги нужно ставить всей

ступней. Следует подобрать стул такой высоты, чтобы ученик мог вполне

свободно доставать ногами до пола. Виолончель держится с опорой в 3-х

точках:

1.шпиль

2.грудь ближе к правой стороне

3.у колена левой ноги.

В ряде случаев виолончель поддерживается и правой ногой, в

особенности при игре с изогнутым шпилем. Наиболее целесообразная длина

шпиля определяется опытным путем (средняя длина шпиля 24-28 см). Для

удобства ведения смычка на струне ЛЯ и РЕ виолончель целесообразно

незначительно повернуть вправо (от играющего), но не чрезмерно, иначе

ограничивается свобода движений правой руки при игре на струне ДО.

ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ. СПОСОБ ДЕРЖАНИЯ СМЫЧКА.

В практике применяются различные способы держания смычка, но при

любом способе следует держать смычок без напряжения и вместе с тем

достаточно «цепко» и прочно. «Классический способ»: пальцы слегка

согнуты,

средний

палец

концом

своим

касается

волос

у

самого

металлического ободка колодочки; указательный палец располагается на

трости в месте сгиба первой и второй фаланг. Обычно указательный палец

немного

отодвигается

от

других,

что

облегчает

нажим

на

смычок;

безымянный палец и мизинец свободно располагаются на колодочке,

помогая удерживать смычок (главным образом при игре нижней частью

смычка). В процессе игры положение пальцев несколько меняется в

зависимости от используемой части смычка. Держание смычка определяется

так же индивидуальным сложением кисти и пальцев. Способ держания

смычка должен способствовать правильному, свободному его ведению и, в

конечном счете, достижению высококачественного звука.

Ведение смычка.

Правильное ведение смычка в соответствии с общими

условиями звукоизвлечения может быть достигнуто лишь согласованными

движениями всех частей руки. А движения руки зависят от используемой

части смычка и характера штрихов. От колодочки до середины ведение

смычка осуществляется в основном всей рукой, от середины до конца –

главным образом движением предплечья. Кисть и пальцы, выравнивающие

направление смычка, должны быть очень эластичными. Некоторые короткие

штрихи

(например,

спиккато)

исполняются

главным

образом

кистью.

Извлечение ровного звука требует в процессе ведения смычка неодинаковых

усилий. Так, при игре пиано у колодочки приходится удерживать смычок «на

весу», в середине вести без нажима, у конца – с небольшим нажимом. При

игре форте нижней частью смычка рука заметно упирается на струну, а в

средней и особенно в верхней частях смычка требуется значительный

нажим. Опора руки сосредотачивается при этом главным образом на

указательном и большом пальцах. Смычок обычно ведется с небольшим

наклоном волоса в сторону грифа. Для ровности звука этот наклон не должен

заметно меняться на протяжении всей длины смычка. Вести смычок следует

под прямым углом.

ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ.

Постановка левой руки должна содействовать точной интонации,

обеспечить удобство игры в одной позиции и переходов по грифу. Для

получения более мягкого звука следует ставить палец на струну не слишком

близко от ногтя для этого пальцы не должны быть излишне согнутыми.

Мизинец, как более короткий палец, приходится немного вытягивать. Для

точного интонирования полутонов при игре в позициях нижнего регистра

приходится несколько раздвигать пальцы – это нужно осуществлять без

излишнего

напряжения.

Так

же

положение

пальцев

зависит

от

исполнительской

задачи,

в

кантилене,

при

игре

вибрато,

пальцы

устанавливаются на струну более плоско,

что способствует достижению

мягкости звука.

Положение локтя меняется в зависимости от высоты позиции. При игре

в первой позиции локоть находиться в более низком положении, чем в

высоких позициях. Для свободного перемещения руки (пальцев) по грифу

целесообразно удерживать локоть в некотором среднем положении. Рука

должна всегда удерживаться на весу, а пальцы как бы опираться о гриф при

нажиме на струны. Кисть руки обычно находиться приблизительно на линии

предплечья, бес заметного изгибы в суставе.

ПРАВИЛА УСТАНОВКИ ПАЛЬЦЕВ:

1.

При нажиме струны её нельзя оттягивать в сторону от грифа.

2.

Пальцы должны опускаться на струну активно отчетливо, но без

излишне сильного удара; нажим струны должен быть достаточным

для полного прижатия её к грифу и для получения чистого ясного

звука.

3.

При поднятии всех пальцев нужно следить за тем, что бы рука не

сдвинулась с занимаемой позиции, а пальцы не отклонялись влево

от грифа и оставались над струной.

4.

Во время игры пальцы необходимо ставить прямо

или с небольшим наклоном в сторону порожка.

5.

Пальцы

следует

округло,

не

допуская

прогибов

(прогибания суставов).

6.

Для получения мягкого звука следует нажимать

струну более мясистой частью пальца (подушечкой).

7.

Большой палец должен легко касаться шейки грифа.

8.

Руку необходимо удерживать «на весу».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1.«Крылья птиц». Сначала педагог предлагает ученику

«полетать» по классу, взмахивая «крыльями», как большая птица.

Нужно обратить внимание на то, какие мышцы поднимают «крылья»

(плечевые мышцы рук), а остальные мышцы должны быть свободны.

Затем ученик садится и приподнимает свои «крылья» (руки), но не

очень высоко - локти должны быть на той высоте, на которой они

находятся в игровом положении. При этом все мышцы, кроме

плечевых должны быть свободны. Особенно следить, что бы не

напрягались мышцы шеи и лопаток. Когда это достигнуто педагог

предаёт рукам ученика такое положение, которое приблизительно

соответствует игровой позиции (птица складывает крылья).

Оно

является как бы наброском игрового положения рук (предупреждает

не произвольный зажим мышц, не участвующих в игре).

2.Педагог

поддерживает

смычок

в

воздухе

за

колодочку левой рукой, а правой помогает ученику легко скользить

пальцами

по

трости.

Пальцы

ученика

должны

находиться

в

естественном,

свободном

состоянии,

приблизительно

в

том

положении, как на колодочке смычка при его ведении.

3.«Качели».

(Даёт

почувствовать

роль

большого,

указательного

пальцев

и

мизинца

при

удержании

смычка

в

горизонтальном положении). Сначала надо попробовать с более

легким предметом, например, с карандашом. Ученик представляет

себе, что указательный палец - основание качелей, то есть тот предмет,

на котором лежит воображаемая доска (карандаш). «Приятели»

качаются, то один поднимается вверх, то другой (одним и другим

концом карандаша). После того, как ученик скоординирует эти

движения на лёгком предмете, можно проделать то же самое и со

смычком.

4.Удерживая

смычок

в

вертикальном

положении

левой рукой, ученик упражняется в правильном свободном охвате

колодочки и

трости; затем он удерживает смычок

том

же

вертикальном положении) одной правой рукой. Это упражнение

способствует выработки у начинающего навыка свободного держания

смычка.

5.Педагог устанавливает смычок на струну РЕ и СОЛЬ у

колодочки, в средней части и у конца смычка, а сам удерживает его

так, что бы колодочка оставалась свободной; ученик выполняет

упражнения в правильном охвате колодочки и трости, при этом

уточняется расположение других частей руки. Затем ученик сам

выполняет это упражнение, держа трость левой рукой.

6.«Тяни, толкай». Ученик ставит середину смычка на

струну РЕ и СОЛЬ. Педагог придерживает трость смычка, не позволяя

этим сдвигать его с места, и предлагает ученику представить себе, что

пальцы - это верёвочки, за которые надо потянуть смычок. Ученик

тянет

смычок

пальцами,

они

немного

вытягиваются,

запястье

прогибается,

но

смычок

не

сдвигается

с

места,

так

как

его

придерживает

учитель,

помогая

ученику

свободной

рукой

почувствовать передачу веса руки, опоры на трость смычка через

первый и второй пальцы. После этого педагог предлагает ученику

«потолкать» смычок в другую сторону. Пальцы вытягиваются в

обратном направлении, запястье слегка выгибаются. (Цель - помочь

ученику разобраться в ощущениях пальцевых и кистевых движений в

момент смены смычка).

Работа над освоением технических приемов правой и левой

руки

ведется

параллельно

на

каждом

уроке.

Рекомендуется

также

ежедневные подготовительные упражнения для укрепления пальцев левой

руки.

Упр.1. Выполнять каждый день, не меньше минуты и без

чрезмерных усилий:

-1 палец оттянуть, держа 2,3 и 4 вместе

-1 и 2 вместе, оттянуть их от 3 и 4, соединенных вместе

-4 палец оттянуть от 3, 2 и 1,сложенных вместе.

Упр.2. Положить пальцы левой руки на край стола так,

чтобы вторые суставы касались ребра доски. Прогнуть запястье и опустить

локоть, т.е. как бы «повесить» свободную руку на пальцах. Затем, опираясь

весом руки на подушечку какого-либо пальца, как бы «вытащить», подтянуть

этим пальцем, постепенно закругляя его, всю руку, локоть, выровнять

запястье и привести ее в то положение, в котором обычно при игре

находится

рука

пианиста

(выполнять

приблизительно

1-2

минуты,

способствует укреплению мышц пальцев).

Работа над постановкой – одна из очень важных задач на всех этапах

начального обучения. С первого урока надо приучать учащихся правильно

устанавливать

виолончель,

сохраняя

непринужденную

посадку;

без

напряжения держать и вести смычок, извлекая звук хорошего качества.

Когда ученик достаточно прочно усвоит способ ведения смычка и навыки

игры раздельными смычками, следует перейти к изучению legato

и

простейших сочетаний равномерных, а затем и неравномерных штрихов

(четвертями). Уже в 1 полугодии ученик должен освоить в элементарном

виде приемы левой руки, при игре в 1 позиции. Далее учащемуся

необходимо начать изучение способов перехода смычком со струны на

струну. С понятливым учеником во 2-м полугодии можно начать изучение 4-й

позиции и начать изучение приемов смены позиций.

Основным учебным материалом первого года обучения служат небольшие

упражнения (для укрепления правильной постановки правой и левой рук,

посадки) и некоторые однооктавные гаммы (например, соль, до и ре мажор).

Для заинтересовывания ученика и для разнообразия репертуара, нужно

включать в него небольшие и несложные попевки, песенки, пьесы. За 1

полугодие рекомендуется пройти 3-5 пьес.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Бирина « Особенности начального обучения игре на виолончели». Москва

1988 год.

2.Сапожников «Основы методики обучения игре на виолончели». Москва

1967 год.

3.Беккер «Техника и искусство игры на виолончели». Москва 1978 год.



В раздел образования