Напоминание

"Работа над гаммами в классе скрипки"


Автор: Смирнова Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: ДМШ №16 им.О.Лундстрема
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Работа над гаммами в классе скрипки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа над гаммами в классе

скрипки

«Гаммы – это наиболее действенное средство для развития

техники левой руки скрипача, способствующее

развитию чистой интонации, устойчивого ритма,

чёткости и беглости, а также других качеств исполнителя »

К.Г. Мострас.

Работа над гаммами, арпеджио и двойными нотами представляет

отдельную категорию сложности для учащихся - это подтвердит любой

преподаватель исполнительского отделения музыкальной школы, либо

школы искусств. Этот вид работы зачастую воспринимается учащимися

как скучный и нелюбимый, особенно в сравнении с работой над

художественными произведениями. Цели и задачи, преследуемые

преподавателями при изучении данного вида учебного материала

зачастую далеки от сознания учащихся.

Внести

художественное

разнообразие

в

работу

над

таким

«инструктивным» материалом, как гамма и арпеджио, донести до

сознания ученика полезность и необходимость этого вида работы – в

этом и состоит искусство каждого преподавателя.

Гаммы и арпеджио представляют собой основу для выработки

основных технических навыков любого скрипача, включая учащихся

детских музыкальных школ и школ искусств. Начиная работу над

гаммами в 1 классе, преподаватель продолжает её на протяжении

всего периода обучения, включая выпускные классы.

Какие же особенности в работе над гаммами появляются именно в

старших классах.

Общими требованиями для всех классов при исполнении гамм

являются:

- чистая интонация

- чёткий ритм

- качественное извлечение звука

- равномерное распределение смычка

- плавная смена струн и смычка.

К старшим классам (5-7 класс) требования к исполнению гамм

учащимися определённым образом усложняются:

- гаммы охватывают большее количество позиций

- увеличивается количество и качество исполняемых штрихов, штрихи

усложняются (так например, в исполнении штриха легато возможно

увеличение количества нот на один смычок до 12-24, 32)

- гаммы исполняются до 4-х октав.

Значение изучения гамм для учащихся становится более ясным, когда

в работу привносится необходимое разнообразие: смена тональностей,

штриховые, динамические и пр. варианты. Учащимся старших классов

уже понятно, что работа над гаммами позволяет значительно легче

решать технические и художественные задачи. Изучение гаммы может

сопровождаться изучением этюда в той же тональности. Тональность

может

совпадать

с

параллельно

изучаемым

художественным

произведением.

Безусловно, всё вышесказанное относится к ученикам, достаточно

успешно

освоившим

программу

младших

и

средних

классов.

Подразумевается, что старшим классам должны сформироваться

определённые навыки, позволяющие усложнить работу над гаммами и

арпеджио и существенно продвинуть ученика в его техническом

развитии. Мы будем брать за основу работу именно с такими

учащимися.

Обобщая основные рекомендации скрипачей, авторов методик по

обучению игре на скрипке, можно выделить следующие положения в

работе над гаммами:

Работа над гаммами должна быть систематической.

Изучение гамм позволяет рассредоточить и упростить задачи для

совершенствования координации движений.

Работа над гаммами ни в коем случае не должна исключать

художественных задач в работе над звуком. Отсюда рождается

принцип единства технического и художественного воспитания

учащихся.

При исполнении гаммы рекомендуется большое внимание уделять

ровности звучания, этому поможет ощущение опоры на сильных

долях.

Обращать внимание на связность движений при переходах

смычка со струны на струну, чему способствует оставление

пальца на предыдущей струне либо его подготовка при движении

мелодии вверх. При движении вниз и подготовке 4-го пальца

создаётся

наиболее

благоприятное

условие

для

подготовки группы пальцев

при

помощи

рулевого

движения

локтя.

В решении задачи достижения плавного соединения для правой

руки добиваться ровности и естественности звучания при

исполнении штриха легато (без углов). Те же задачи решаются

при работе над легато в арпеджио.

Для качественного исполнения гаммы необходима работа по

формированию внутреннего представления или «предслышания»

исполняемого материала и предощущения движения (смены

смычка,

перехода,

активности

пальцевых

движений).

Предварительная

слуховая

подготовка

исполнению

гаммы

включает: пение, раскладывание по ритмическому рисунку,

определение скорости движения. Предслышание, предощущение

движения позволяет сформировать определенную координацию

движений,

которая

непосредственно

влияет

на

уровень

мастерства скрипача.

Рациональная постановка пальцев левой руки напрямую связана

и с беглостью и с точностью интонации. Цитата из высказывания

по этому поводу румынского скрипача Й. Войку: «чистая

интонация должна быть результатом правильного развития

техники…ощущение чистоты находится не только в слухе, но и в

пальце».

Работа над гаммами, арпеджио и двойными нотами позволяет

развить слуховые навыки интонирования между соседними и

прочими звуками, а не в сравнении с пустой струной.

Работа над звуком при исполнении гамм в том числе - это работа

одновременно над техникой и правой и левой руки. Техники

левой руки вне связи с правой не существует. Правая рука

обеспечивает связное, беспрерывное звучание и ритмическую

организованность пассажей; чистая интонация напрямую связана

со способностью правой руки «выравнивать» звук.

Для развития техники левой и правой руки можно использовать

различные ритмические группы при изучении штриха легато: не

только традиционные 4,8, 12 и 24, но и 3,5,6,7,9, 10 нот на смычок

-

это

организует

чувство

ритма

и

улучшает

качество

распределения смычка. Для качественного исполнения пассажей

легато необходимо добиваться активного падения и отскока

пальцев левой руки. При этом не следует поднимать пальцы

левой руки и стучать ими по грифу.

Степень

активности

и

точечного

падения

пальца

совершенствуется при исполнении штриха «мартле», а при

отработке пунктирного штриха активный отскок и падение

пальца.

Вариантами для изучения гаммы в целях достижения большей

певучести и выразительности звука может послужить исполнение

гаммы

и

арпеджио

с

вибрацией,

в

медленном

темпе

с

использованием динамических оттенков. Однако, использовать

приём исполнения гаммы с вибрацией, можно лишь как вариант

для достижения определённых целей. В конечном итоге гаммы и

арпеджио, безусловно, исполняются без вибрации. По этому же

принципу

возможно

использовать

гаммы

при

работе

над

различными динамическими оттенками.

Одно из главных требований при изучении гамм – это плавная

смена

позиций

без

толчков.

Для

достижения

таковых

рекомендуется в числе различных вариантов проучивание гаммы

смежной парой пальцев (1-2; 3-4) ровными длительностями и

пунктирным ритмом. Таким образом, решаются сразу две задачи:

организация плавных переходов и активный отскок и падение

пальца

на

струну.

Для

полного

освоения

грифа

можно

рекомендовать исполнение гаммы на одной струне. Необходимо

при изучении каждой позиции играть гаммы и арпеджио от

каждого

пальца

во

всех

тональностях.

Таким

образом,

охватывается изучение всех тональностей хотя бы в одну – две

октавы.

На гаммах вырабатываются самые разнообразные штрихи и

разные их сочетания. Ученик непрерывно обновляет и улучшает

качество

их

исполнения,

тем

самым

приобретаются

разнообразные

технические

навыки.

В

старших

классах

музыкальной

школы

возможны

следующие варианты

штрихов при изучении гамм:

- легато 4,8, 12 (16), 24 (32) на смычок, а также возможно изучение

3,5,6,9, 10 нот

- стаккато 4,8, 12 (16), 24 (32) на смычок

- деташе в различных частях смычка

- штрих Виотти

- штрих Паганини

- пунктирные штрихи в различных вариантах

- мартле

- сотийе

- спиккато

- сочетание различных штрихов

-иные штриховые варианты на усмотрение преподавателя

Среди различных и полезных вариантов работы над гаммами

также можно упомянуть следующие:

- исполнение таких штрихов как легато, деташе вверх смычком.

- применение метроритмических ускорений и замедлений, а также

акцентов на различные доли такта

- смена вариантов аппликатуры для более полного освоения грифа

- исполнение гамм от различных струн

- исполнение ломаных интервалов и арпеджио

Рекомендации по изучение гамм двойными нотами

Изучать гамму двойными нотами можно начинать в пределах одной

октавы.

Гаммы терциями. Гаммы терциями играются с применением

переходов и позиций, следовательно, начинать их изучение можно

лишь тогда, когда ученик владеет техникой переходов в объёме пяти

позиций.

Вначале терции проучивают, разделяя ноты и проигрывая их

поочерёдно, но при этом ставить два пальца сразу. При переходах

пальцы, стоящие на струне скользят до третьей позиции, и там их

подменяет следующая пара пальцев. Большой палец переходит вместе

с кистью. Необходимо следить за ровным звучанием обеих струн;

обращать внимание на то, чтобы пальцы опускаясь на струну

одновременно, по возможности задерживались, чтобы следующая пара

пальцев имела ориентир. Полезно повторять по несколько раз смену

каждой пары терций для выработки чистой интонации. Смена позиций

в терциях происходит при скольжении пальцев .Особое внимание

уделяется одновременной смене смычка и падению пальцев на струну.

Гаммы секстами. Техническая сложность при исполнении гаммы

секстами заключается в том, что палец «переползает» на соседнюю

струну на интервал чистой или ум. квинты. Такая перестановка должна

быть незаметной, без подъёма пальца - чтобы не слышалось звучание

пустой

струны.

Поэтому

изучение

гаммы

следует

начинать

с

предварительных упражнений на этот приём.

Гаммы октавами. При скольжении пальцев используется движение

всей руки от локтевого сустава. Незанятые пальцы в обязательном

порядке находятся над струнами, а не подниматься вверх. Большой

палец должен прилегать к шейке скрипки при восходящем и

нисходящем движении. При смене струн переход выполняет палец,

находящийся на общей струне. Смычок при исполнении октав

опирается на нижнюю струну в большей степени.

Гаммы децимами. Децимы изучаются лишь весьма продвинутыми

учащимися. Начало работы над децимами происходит небольшими

временными отрезками для избегания перенапряжения мышц. Можно

начать с работы в гамме Ре мажор (из третьей позиции). Раскладывая

децимы по голосам. Первая децима с пустой струной берётся легко,

следующие исполняются с верхней ноты с последующим разворотом

руки немного вправо и оттягиванием 1-го пальца вниз. Большой палец

постоянно находится в положении под шейкой скрипки.

Работа над арпеджио обычно представляет особую сложность

для учащихся любых классов. Для улучшения качества переходов

в арпеджио можно рекомендовать проучивать каждый переход

вверх и вниз. А для более осознанного усвоения аппликатуры

можно начинать игру арпеджио сразу сверху вниз (найти верхнюю

ноту смычком, сравнивая с пустой струной) -вырабатывается

мышечное ощущение расстояния и нахождения в верхней

позиции. Для учащихся старших классов изучение арпеджио,

безусловно, должно включать работу с септаккордами.

Последовательность

изучения

гамм.

Предлагается

две

последовательности в изучении гамм - хроматическая и по

квинтовому

кругу.

В

обыденной

практике

вопрос

последовательности изучения той или иной гаммы решается

преподавателем для каждого учащегося индивидуально. При этом

могут учитываться конкретные задачи для технического развития

ученика в настоящий момент, состояние его игрового аппарата,

уровень физического развития ученика.

В заключении можно сказать, что работа над гаммами и арпеджио

должна проводиться на протяжении всего периода обучения и

учащимися,

обладающими

различными

уровнями

природных

способностей. Возможно и повторное изучение гамм и арпеджио с

одним и тем же учащимся. При повторном изучении гамм и арпеджио

совершенствуется

качество

исполнения,

повышается

уровень

требовательности к исполнению штрихов. На гаммах вырабатываются

самые разнообразные технические приёмы и штрихи. Используя все

перечисленные приёмы изучения гамм, ученик имеет возможность

обновлять и улучшать качество их звучания и приобретает более

разнообразные технические навык

Используемая литература:

Т.В. Погожева «Вопросы методики обучения игре на скрипке» изд.

«Музыка 1966г».



В раздел образования