Напоминание

Содержание занятий физической культурой на материале подвижных игр


Автор: Бадилина Татьяна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ "СПБ ГДТЮ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Содержание занятий физической культурой на материале подвижных игр
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-

Петербургский городской Дворец творчества юных»

Учебно-оздоровительный отдел

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Содержание занятий физической культурой на материале подвижных игр

Автор:

Бадилина Татьяна Александровна

педагог дополнительного образования

УОО ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Санкт-Петербург

2023

Оглавление

1.

Пояснительная записка 3

2. Учебно-тематический план и план – график проведения

занятий физической культурой на материале подвижных игр. 5

3.Содержательное обеспечение занятий физической культурой

на материале подвижных игр. 6

4. Практические умения и педагогический контроль. 10

5. Оценивание достижений занимающихся 10

Библиография 11

1. Пояснительная записка

2

Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно

поставленной цели.

Подвижные игры

– игры, основное содержание которых

составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений.

Простота правил, их вариативность, несложность и естественность физических

упражнений, составляющих игровые действия, возможность проявить инициативу,

волю, воображение и многое другое делают подвижные игры эффективным

средством физического воспитания - формирования

высоких физических и

нравственных качеств детей. Подвижные игры способствуют комплексному

совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию,

укреплению и сохранению здоровья.

В игре сочетаются два важных фактора: с одной стороны, игра – это

практическая

деятельность,

физическое

развитие,

формирование

умения

самостоятельно действовать, а с другой – получение морального и эстетического

удовлетворения от этой деятельности, углублённое освоение окружающего мира.

В основе подвижных игр лежит соревновательно-игровой метод, который

позволяет приобрести и совершенствовать знания, умения и навыки, развивать

двигательные и морально-волевые качества в условиях игры и соревнования. Его

характерной чертой является присутствие двух противоборствующих сторон. Он

относится к группе практических методов и позволяет решать широкий круг задач в

самых различных условиях.

Говоря

об

особенностях

обучения

движениям,

развития

физических

способностей детей школьного возраста, следует помнить о физиологическом

состоянии организма ребёнка. На фоне увеличения объёма сердца, минутного

объёма крови, урежении пульса, совершенствовании аппарата внешнего дыхания

функциональный резерв сердца и механизм потребления и утилизации кислорода

ещё не достаточны для длительной напряжённой физической работы. Поэтому на

всех этапах занятия основной материал, в данном случае подвижные игры, следует

чередовать со средствами оздоровительного воздействия, направленными на

релаксацию, профилактику и коррекцию нарушений осанки, восстановление

дыхания.

Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр.

Образовательные задачи:

- закрепление и совершенствование двигательных действий;

- обучение согласованным действиям в парах, тройках, команде.

Оздоровительные задачи:

-

повышение

общей

физической

подготовленности

через

развитие

координационных способностей, быстроты, выносливости;

Воспитательные задачи:

- развитие волевых качеств – сила воли, целеустремлённость;

- развитие нравственных качеств – честность, благородство, коллективизм,

взаимное уважение.

Врачебно-гигиенические и педагогические основы

При выборе методов, направленных на развитие двигательных качеств

(способностей) детей во время дополнительных занятий физической культурой

необходимо учитывать, что в их основе должен лежать определённый порядок

сочетания и регулирования нагрузки и отдыха

в процессе воспроизведения

3

упражнения, а также способ упорядочивания действий занимающихся и их

выполнения. Величина нагрузки зависит от её объёма и интенсивности. Сочетание

объёма нагрузки и её интенсивности в соответствии с традиционными группами

здоровья и

медицинскими группами

для занятий физической культурой

представлено в таблице 1.

Таблица 1

Характеризующие основания распределения детей на медицинские группы

Группы здоровья

I

II

III

IV

Медицинские

группы

Основная

Подготовитель-

ная

Специальная

(подгруппа А)

Специальная

(подгруппа Б)

Двигательный

режим

Тренирующий

Тонизирующий

Щадящий

Обучение

двигательным

действиям

Без

ограничений

Адекватные

приоритеты

По

соответствию

заболеванию

Ограниченный

Двигательные

качества

Все

Преимущест-

венно

необходимые

В соответствии

с заболеванием

По возможности

Объем

Нагрузки

Развивающий

Поддер-

живающий

Разминочный

Интенсивность

нагрузки

Большая

Средняя

Большая

Средняя

Малая

Малая

Приступая

к

занятиям,

преподаватель,

исходя

из

материалов

данной

программы и материально-технической базы комплекса, должен определить

содержание, методы и средства обучения и воспитания, способы организации

занятий, а также распределить содержание занятий во времени (дозировка) и

пространстве

(последовательность)

в

зависимости

от

уровня

физической

подготовленности отдельных участников и группы в целом.

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Возраст обучающихся: 7-13 лет.

Основой игрового учебного материала для младших школьников предлагается

использовать сюжетные игры с речитативом.

Возможности организации

занятий физической культурой на материале

подвижных игр представлены в таблице 1. В таблицах 2 и 3 приведены: общая

характеристика нагрузочных воздействий, структура и содержательное обеспечение

занятий для детей различных медицинских групп.

Таблица 2

4

Общая характеристика нагрузочных воздействий при проведении занятий

физической культурой на материале подвижных игр

Медицинские

группы

Показатели

нагрузки

Специальная

(подгруппа Б)

Специальная

(подгруппа А)

Подготовитель-

ная

Основная

Общая

продолжительность

занятия

30 минут

35-40 минут

45 минут

45 минут

Общая интенсивность

занятия

Низкая

Низкая

Средняя

Средняя

Таблица 3

Содержательное обеспечение занятий

Этапы

занятия

Содержание

Медицинские группы

СМГ

Б

СМГ

А

Подготови-

тельная

Основная

Подготовитель-

ная часть

Общеразвивающие

упражнения

Подвижные игры

Дыхательные

упражнения

Йогические

упражнения

Средняя

продолжитель-

ность

и низкая

интенсивность

(10 мин)

Средняя

продолжитель-

ность

и низкая

интенсивность

(10 мин)

Средняя

продолжитель-

ность

и интенсивность

(10 мин)

Небольшая

продолжитель-

ность

и средняя

интенсивность

(5 мин)

Основная

часть

Подвижные игры

на развитие

ловкости,быстроты,

выносливости

Дыхательные

упражнения

Небольшая

продолжитель-

ность

и низкая

интенсивность

(10 мин)

Средняя

продолжитель-

ность и

низкая

интенсивность

(15-20 мин)

Средняя

продолжитель-

ность

и

интенсивность

(25 мин)

Большая

продолжитель-

ность

и средняя

интенсивность

(35 мин)

Заключительная

часть

Подвижные игры на

восстановление

Аутогенные

упражнения на матах

под музыкальное

сопровождение

Релаксация на матах с

рассказом сказки на

спортивную тему, о

ЗОЖ и т.п.

Средняя

продолжитель-

ность и

низкая

интенсивность

(10 мин)

Средняя

продолжитель-

ность и

низкая

интенсивность

(10 мин)

Средняя

продолжитель-

ность и

низкая

интенсивность

(10 мин)

Небольшая

продолжитель-

ность

и низкая

интенсивность

(5

мин)

2. Учебно-тематический план и план – график проведения занятий

физической культурой на материале подвижных игр.

В таблице 4 представлен учебно-тематический план занятий подвижными

играми. Максимальная продолжительность занятия 45 минут. Количество занятий -

36 занятий, общий объём — 27 часов.

Таблица 4

5

Учебно-тематический план занятий физической культурой на материале

подвижных игр

Содержание занятий

Количество отведённого времени, час

Основы теоретических знаний

3

Физическая подготовка

15

Упражнения оздоровительной направленности

6

Практические умения и педагогический контроль

3

План – график проведения занятий физической культурой на материале

подвижных игр представлен в таблице 5.

При проведении конкретного занятия преподаватель в соответствии с

разделами программы и их содержанием, указанными в план- графике, подбирает

подвижные игры и оздоровительные упражнения (подразделы: «Физическая

подготовка», «Упражнения оздоровительной направленности»), исходя из задач

занятия и условий (контингент занимающихся, место проведения, оборудование и

т.д.).

3. Содержательное обеспечение занятий физической культурой

на материале подвижных игр.

Теоретическая подготовка

1.

Правила посещения игрового зала.

2.

Правила техники безопасности на занятиях подвижными играми.

3.

Правила проведения подвижных игр.

4.

Здоровье и физическое развитие человека.

5.

Здоровый образ жизни и его компоненты.

6.

Физические

качества

(координация,

сила,

быстрота,

гибкость,

выносливость), их связь с физическим развитием.

7.

Самоконтроль на физкультурно-оздоровительных занятиях.

Физическая подготовка

1. Упражнения общей физической подготовки (ОФП).

Ходьба с заданием: спокойная ходьба; на носках, руки в стороны; на пятках,

руки в стороны; перекатом с пятки на носок; на внешней стороне стопы; на

внутренней стороне стопы; в полуприседе, руки в замок за головой; в приседе, руки

в замок за головой.

Бег с заданием: медленный бег; бег трусцой; приставными шагами правым

(левым) боком; с противоходом; с высоким подниманием бедра; с захлёстом голени;

с прямыми

ногами

вперёд; с

прямыми ногами назад;

спиной

вперёд; с

выпрыгиванием вверх.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) в движении:

круговые движения

руками в плечевых суставах (вперёд, назад, попеременно вперёд и назад); наклоны к

правой

6

Таблица 9

План – график проведения занятий физической культурой на материале подвижных игр

№ п/п

Разделы программы и их содержание

Занятия

1,

2

3,

5

4,

6

7,

9

8,

10

11,

13

12,

14

15,

17

16,

18

19,

21

20,

22

23,

25

24,

26

27,

29

28,

30

31,

33

32,

34

35,

36

1

Основы теоретических знаний (Т)

Т1,

Т6

Т3

Т4

Т7

Т3

Т5

Т3

Т6

Т3

Т3

Т3

Т6

Т3

Т7

Т3

Т3

Т3

2

Физическая подготовка

2.1

Упражнения ОФП

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.2

Игры

на

развитие

координационных

способностей

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.2.1

Игры на развитие ловкости

+

+

+

+

+

+

+

+

2.2.2

Игры на развитие быстроты реакции

+

+

+

+

+

+

+

+

2.3

Игры на развитие быстроты движений

+

+

+

+

+

+

+

+

2.4

Игры на развитие выносливости

+

+

+

+

+

+

+

+

2.5

Игры на развитие гибкости

+

+

+

+

+

+

+

+

2.6

Игры на развитие силы и скоростно-силовых

способностей

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Упражнения оздоровительной

направленности

3.1

Развитие статокинетической устойчивости

+

+

+

+

+

+

+

+

3.2

Развитие способности к расслаблению

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.2.1

Регенеративные йогические упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

3.2.2

Аутогенные упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

3.2.3

Отвлекающе-раскрепощающие задания

+

+

+

+

+

+

+

+

3.2.4

Игры на доверие

+

+

+

+

+

+

+

+

3.3

Дыхательные упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.4

Упражнения для глаз

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.5

Аурикулярный самомассаж ушных раковин

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Практические умения (У) и педагогический

контроль (К)

К5

У1

У2

У3

У1

У1

У2

У3

У4

У1

У2

У3

У4

К5

Примечания: 1. В разделе 1 под абревиатурой «Т» указаны номера тем теоретических знаний представленных в программе.

2. В разделе 4 под абревиатурой «У» указаны номера практических умений представленных в программе.

3. Под абревиатурой «К» указан педагогический контроль уровня физической подготовленности детей.

7

и левой ноге; глубокие выпады правой и левой ногой; руки вперёд, махи

прямой ногой к противоположной руке на каждый шаг; прыжки с

продвижением вперёд на двух ногах.

ОРУ в парах: наклоны, приседы, выпады.

Подвижные игры для подготовительной части занятия; игра с

элементами строевых упражнений «Группа, смирно!»; «Запрещённое

движение».

2. Игры на развитие координационных способностей.

2.1.

Развитие

ловкости

как

комплексного

проявления

координационных способностей.

Подвижные игры:

«Космонавты», «Два мороза», «Перестрелка», «Охотники и утки»,

«Переправа» (игра-задание), «Бег в обручах», «Пустое место» - (12).

«Вызов номеров», «Цепочка», «Третий лишний», «Голова и хвост»,

«Обруч на себя», «Эстафета со скакалкой», «Дружные тройки» - (9).

«По кочкам», «Ворота», «Ручеёк», «Скороходы», «Трудный прыжок»,

«Высокое искусство», «Синхронность», эстафеты с волейбольными и

баскетбольными

мячами,

эстафеты

с

акробатическими

элементами

(кувырками, перекатами) – (10).

Примечание:

В скобках указаны номера источников из списка

литературы, в которых можно ознакомиться с содержанием представленных

игр,

правилами

их

проведения

и

организационно-методическими

указаниями.

2.2. Развитие быстроты реакции.

Подвижные игры:

«Шишки, жёлуди, орехи», «Птица, рыба, зверь», «Охотники и утки»,

«Вороны и воробьи» («День ночь»), «Салки с передачами», «Четыре мяча на

одной стороне», «Гонки по кругу», «Передал - садись» - (12);

«Быстро по местам», «Вызов номеров», «Встречные старты», «Убегай –

догоняй», «Смена мест» - (9).

Игры на внимание: «Счёт в кругах» - (12).

3. Игры на развитие быстроты движений.

Подвижные игры:

«Вороны и воробьи» («День и ночь»); «Салки с передачами»; эстафета

«Паровозы»; «Гонки по кругу», «На новое место», «Горелки», «Цвет», «Дед

Мазай» - (14).

«Вызов номеров», «Третий лишний», «Голова и хвост», «Старт с

преследованием соперника», «Обруч на себя» - (9).

«Ручеёк» - (10).

4. Игры на развитие выносливости.

Подвижные игры:

8

«Бег раков», «Тачка», «Эстафета «Паровозы» - (12).

«Перевёрнутая тачка», «Близнецы – 1», «Близнецы – 2», «Спутанная

лошадь», «Разновидность футбола», «Звериный ход», «Цепочка» - (10).

Перетягивание каната.

5. Игры на развитие гибкости.

Подвижные игры:

«Гонка мячей» в различных вариантах - (12).

«Скороходы», «Трудный прыжок» - (10).

6. Игры на развитие силы и скоростно-силовых качеств.

Подвижные игры:

«Перетягивание в парах»; эстафеты в двойках и тройках: «Прыжки на

одной ноге», «Санитары», «Переправа», «Тачка»;

«Бег раков», «гонка

набивных мячей» в различных вариантах - (12).

«Сумма прыжков», «Перевёрнутая тачка», «Близнецы – 1», «Близнецы

– 2», «Спутанная лошадь», «Разновидность футбола», «Звериный ход»,

«Цепочка» - (10).

Перетягивание каната.

Упражнения оздоровительной направленности

1.Развитие статокинетической устойчивости с целью профилактики и

коррекции осанки.

Упражнения с сохранением позы тела

в статических положениях

биомеханически невыгодных - некоторые позы Йоги: наклон вперёд, наклон

назад, растяжка плеч, позы: «Треугольник», «На корточках», «На коленях»,

«Отдых», «Змея», «Саранча», «Лук», «Танцор», «Верблюд», буква «Т»,

«Мост», «Рыба», «Голубь», «Потягивание кошки», «Дерево» (4).

2. Развитие способности к расслаблению.

Регенеративные йогические упражнения (РЙУ)

с контролем за

дыханием: поза расслабления на спине, поза поднятия плеч, поза расширения

грудной клетки, поза со скрещенными ногами, наклон вперёд стоя, наклон

вперёд сидя, стойка на плечах, положение закручивания, позы: «Плуг»,

«Полуплуг»,

«Саранча»,

«Змея»,

«Поворот»,

«Дерево»,

«Танцор»,

«Треугольник» (4).

Аутогенные упражнения на матах под музыкальное сопровождение

(Таблица 6).

Табл

ица 6

Упражнения аутогенной тренировки

Фазы

Фразы

Подготовка

Я полностью спокоен

9

Всё моё тело расслаблено

Мои руки и ноги расслаблены

Тяжесть

Мои руки и ноги тяжёлые

Мои руки и ноги очень тяжёлые

Всё тело тяжёлое

Тепло

У меня тёплые руки и ноги

У меня очень тёплые руки и ноги

Всё моё тело тёплое

Дыхание

У меня спокойное и ровное дыхание

Сердце

Моё сердце бьётся сильно и спокойно

Солнечное сплетение

Моё солнечное сплетение (желудок) очень тёплое

Лоб

Мои мышцы лица расслаблены

Мой лоб приятно прохладен

Мой лоб омывает прохладный ветерок

Активация

Сделать глубокий вдох и выдох

Открыть глаза

Размять руки и ноги

Всё тело свежее

Чувство тяжести уходит

Сила возвращается в мои руки и ноги

Я чувствую себя свежим и полным сил

Отвлекающе-раскрепощающие задания:

релаксация на матах с

рассказом педагогом сюжетных сказок на спортивную тематику; о здоровом

образе жизни; поведении гимназиста или сказочных героев в различных

жизненных ситуациях.

Игры на доверие.

3. Дыхательные йогические упражнения.

Полное дыхание йогов, упражнение «Бодрость», очищающее дыхание,

голосовое дыхание и др. (4).

4. Упражнения для глаз.

Быстрое моргание глазами в течение 30 секунд; массаж закрытых век

круговыми движениями пальца в течение 30 секунд; мягкое надавливание на

верхнее веко в течение 2-3 секунд тремя пальцами каждой руки.

5. Аурикулярный самомассаж ушных раковин (4).

4. Практические умения и педагогический контроль

1. Уметь взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий

подвижными играми.

2. Правильно выполнять: комплексы оздоровительных упражнений,

дыхательные упражнения, упражнения для глаз, аурикулярный самомассаж.

3.

Контролировать

режимы

нагрузок

по

внешним

признакам,

самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений.

10

4. Организовывать и проводить самостоятельно изученные подвижные

игры.

5. Тестирование уровня физической подготовленности.

5. Оценивание достижений занимающихся

Оценка теоретической подготовки.

Контрольные вопросы:

1.

Назовите основные правила посещения спортивного зала.

2.

Каковы причины получения травм?

3.

Какие правила техники безопасности должны соблюдаться на

занятиях подвижными играми?

4.

Какие возможны травмы на занятиях в спортивном зале?

5.

Что входит в понятие «здоровье»?

6.

Что входит в понятие «здоровый образ жизни»?

7.

Какие факторы влияют на здоровье?

8.

Что такое двигательная активность?

9.

Каковы причины нарушения осанки?

10.Какие упражнения вы делаете для укрепления мышц спины, ног,

брюшного пресса?

11.Назовите основные физические качества.

12.Какие требования предъявляются к помещениям, где проводятся

занятия физическими упражнениями?

13.Какой должна быть спортивная одежда и обувь?

14.Какие

подвижные

игры

для

развития

ловкости,

быстроты,

выносливости, гибкости, силы вы знаете?

15.Как определяется физическая подготовленность человека?

16.Какой показатель самочувствия является наиболее информативным

и как его можно измерить?

17.Какие признаки различной степени утомления вы знаете?

18.Какие существуют приёмы и упражнения для освоения техники

релаксации?

Библиография

1. Бадилин О.В. Физическая культура. Организационно-методическое

обеспечение занятий физической культурой детей 11-15 лет в условиях

санаторно-оздоровительного образовательного учреждения. -

Нижний

Новгород: НГЦ, 2006. – 183 с.

2. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.:

ACADEMIA, 2002. - 230 с.

3.

Физическая

культура:

1

11

классы:

Программа

для

общеобразовательных учреждений / Авт. - сост. Матвеев А.П., Петрова. Т.В.

– 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.

11

4. Бадилин О.В. Путь к здоровью. Физические и дыхательные

упражнения каждый день. : 2007

5. Физическая культура: 1 – 11 классы: Программа для учащихся

специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений / Авт.

- сост. Матвеев А.П., Петрова Т.В. – М.: Дрофа, 2004. –80 с.

6. Физическая культура: Программа дополнительного образования

детей 11-15 лет в условиях санаторно-оздоровительного образовательного

учреждения. / Под ред. Чичикина В.Т. - Нижний Новгород: НГЦ, 2004. – 103

с.

7. Храмцов П.И., Баканов И.М. Двигательная активность в режиме дня

современных младших школьников // Дети России образованы и здоровы,

Материалы III Всероссийской научно-практической конференции г. Москва,

28-29 октября 2005 г. – М.: 2005.

8. Чичикин В.Т. Контроль эффективности физического воспитания в

образовательных учреждениях. - Нижний Новгород: НГЦ, 2001. – 131 с.

9. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому

воспитанию. – Минск: Высшая школа, 1994. – 319 с.

10. Кузин В.В, Полиевский С.А. 500 игр и эстафет – М.: ФиС, 2003 –

304 с.

11. Чичикин В.Т., Игнатьев П.В. Проектирование учебного процесса по

физической культуре в общеобразовательном учреждении: методическое

пособие. – Н.Новгород: НГЦ, 2005. – 218 с.

12. Луткова Н.В, Минина Л.Н. Подвижные игры как средство решения

педагогических задач в различных звеньях физического воспитания: Учебно-

методическое пособие. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская академия

физической культуры, 2003. – 81 с.

12



В раздел образования