Напоминание

"Работа с младшим хором над чистотой интонирования и унисоном"


Автор: Прилуцкая Оксана Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ОБОУ «Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова»
Населённый пункт: Курская область Курский район
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с младшим хором над чистотой интонирования и унисоном"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа с младшим хором над чистотой интонации и унисоном.

Музыку называют зеркалом души человеческой. Это искусство прямого и

сильного

эмоционального

воздействия.

Музыка

эмоциональна

по

своей

сущности, по своему непосредственному содержанию.

Всем людям присущи музыкальные способности или только избранным?

Является музыкальность наследственным или врожденным образованием или

она результат упорной работы в этом направлении? Каковы закономерности

ее

развития

и

можно

ли

их

прогнозировать?

Эти

вопросы

все

еще

дискутируются в большинстве исследований.

Вряд ли найдутся родители, которые не желают своим детям добра. Каким

вырастет

ребенок?

Добрым,

внимательным,

способным

воспринимать

красоту, увлеченным своим делом или человеком безразличным, бездушным?

В решении этих вопросов бесценную роль играет воспитание искусством,

музыкой.

Общеобразовательная школа сегодня кроме уроков музыки предлагает и

другие

формы

музыкального

развития

ребёнка:

это

и

всевозможные

мероприятия общешкольного охвата,

как различные концерты,

лектории,

«музыкальные гостиные», и обучения в музыкальных кружках студиях по

сольному, ансамблевому и хоровому пению.

Хоровое искусство остаётся одним из самых доступных и любимых

детьми

видов

коллективного

художественного

творчества.

Трудно

переоценить

воспитательное

значение

хорового

пения

на

детей:

это

коллективное музицирование, процесс творчества, процесс обучения; это –

возможность обратиться к хоровой музыке как к источнику и способу развития

ребёнка.

Новейшие научные исследования в области музыкальной вокальной

педагогики и опыт работы многих школ, а также исторический опыт говорят,

что вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-

эстетический строй личности ребёнка, но и на его умственное развитие.

Воспитание

слуха

и

голоса

сказывается

на

формирование речи.

А

речь

является

материальной

основой

мышления.

Кроме

того,

воспитание

музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека

сложной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и

торможения, протекающих в организме. А эта способность нервной системы,

как

известно,

лежит

в

основе

всякой

деятельности,

в

основе

поведения

человека. Дети, слушающие и исполняющие классическую музыку менее

агрессивные, более уверенные в себе. Замечено также, что планомерное

вокальное

воспитание оказывает

благотворное

влияние

и

на

физическое

развитие детей: способствует развитию и укреплению лёгких. По мнению

врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Вокальное воспитание в хоре – важнейшая часть всей хоровой работы в

коллективе. Огромное значение в процессе овладения любым материалом

занимает

внимание.

Воспитание

вокально-хоровых

навыков

требует

от

хористов постоянного внимания, а значит трудолюбия и интереса.

Большинство руководителей детских вокальных и хоровых коллективов

сталкиваются с проблемой плохой интонации у детей. Особенно это заметно у

детей дошкольного и младшего школьного возраста. Фальшиво поющие дети

тормозят развитие всех остальных детей и коллектива в целом. Разница в

музыкальном развитии создает большие трудности в организации учебного

процесса. Если, например, ребенок плохо рисует на занятиях в изостудии, то

это не помешает другим детям рисовать хорошо. Нечистое же пение даже

нескольких учеников отрицательно сказывается на общем звучании, вредит

хорошо поющим детям, расстраивая их музыкальный слух. Что же делать в

таком случае педагогу?

Первое, что напрашивается, не принимать таких детей в коллектив.

Наверное, так и происходит на приеме в музыкальную школу, но не каждый

педагог дополнительного образования может себе это позволить в силу разных

причин. Например, если в небольшой вокальный ансамбль можно более

тщательно

отобрать

учеников,

то

в

школьный

хор

необходимо

набрать

достаточное количество детей. Кроме того, получается, что детям с неярко

выраженными способностями вокальные занятия вообще будут не доступны.

А между тем, при правильной и своевременной помощи со стороны педагога,

желании и воли со стороны ребенка, задачу эту можно успешно решить.

Замечено,

чем

раньше

предприняты

попытки

исправить

неточное

интонирование, тем качественнее результат. Чем младше ребенок, тем легче

он перестраивается и исправляет недостаток.

В среднем, при наборе в 30 человек, приходится только 5-6 поющих

чисто, остальные интонируют чаще приблизительно, либо поют на 2, 3 нотах,

а то и вовсе «говорком» (таких певцов называют «гудошниками». Диапазон

любой

детской

песни

будет

шире,

чем

2,

3

ноты,

если

это

только

не

музыкальные попевки. Чтобы разнообразить репертуар,

чтобы коллектив

зазвучал,

руководитель

должен

искать методы

работы, направленные на

исправление интонации.

Работу с детьми надо начинать с прослушивания и выявления у каждого

примарных тонов. Отбор детей в хор производится по желанию детей и

просьбам

родителей.

Результаты

заносятся

в

«диагностическую карту»

.

Помимо данных о голосе, в карте есть данные о темпераменте и контактности

ребенка. Известно, если ребенок стеснительный, апатичный или, наоборот,

чрезмерно активный – все это будет отражаться на чистоте интонации.

Первоочередной

задачей

вокальных

или

хоровых

занятий

считают

формирование устойчивого интереса к пению. Ведь, если у ребенка что-то не

получается, у него пропадает интерес к занятиям. Поэтому первые занятия

строятся на игровых моментах. Например, искать примарные звуки следует

при эмоционально ярком исполнении, когда с ребенка снимается всякая

скованность и он свободен в пении. Народные мелодии с ограниченным

диапазоном, имеющие нисходящее мелодическое движение – это лучший

вариант для начинающего певца. Яркое образное содержание песни позволяет

активно

включать

элементы

игры.

В

игре

значительно

легче

создаются

предпосылки

для

правильного

воспитания

голоса,

снимается

зажатость,

скованность, присущая детям, которые попадают в новый коллектив.

Индивидуальная работа (если есть такая возможность) является более

плодотворной,

нежели

групповые

занятия.

Происходит

более

близкое

знакомство с ребенком, быстрее налаживается контакт.

Существует метод, когда перескочив на октаву вверх от примарных

тонов, ребенка просят, как бы пропищать какой-либо звук тоненьким голосом.

Это

поможет

переключить

его

сразу

на

другой

регистр,

фальцетный.

Интересен тот факт, что спеть звук на один тон выше своей примарной зоны

он

не

сможет.

А

на

6-7

ступеней

выше,

используя

другую

манеру

звукообразования, начинает сразу правильно интонировать заданные тоны.

Установлено, что детям легче услышать более высокие звуки 1 октавы, чем

более низкие.

«Глиссандирование»

на

гласных

звуках

это

еще

один

способ

вдостижении

чистого

интонирования.

Глиссандирование

производится

в

максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно

протяженной остановкой на низком или высоком звуке. После нескольких

занятий можно перейти на чередование отдельных звуков разной высоты без

глиссандирования, завершая упражнение звуком максимальной длительности.

Второй этап – закрепление вокально-интонационной координации. Если

на первом этапе ребенок сумел справиться со своим голосом и теперь он может

повторить несложные мелодии достаточно чисто, то на втором этапе нужно

закрепить эту способность, сделать владение голосом более уверенным и

точным.

На

этом

этапе

можно

продолжить

работу

над

предыдущими

упражнениями, обращая внимание на точность интонирования. В этих целях

нужно приучать ученика слушать и контролировать свое пение. Полезно, весь

музыкальный материал давать без гармонического аккомпанемента, дублируя,

только мелодическую линию. Со стороны педагога, требуется подбирать

интересный музыкальный материал, желательно, в игровой манере, чтобы этот

сложный для учащегося период, был не так тягостен.

Третий

период

это

формирование

первоначальных

навыков

сольфеджирования, пение по нотам. Происходит освоение музыки не только

ухом, но и глазом. А глаз, как, известно, очень важный для человека орган

чувств. Через зрение мы получаем очень большой процент информации,

гораздо

больше,

чем

через

слух.

Зрительные

образы

способствуют

постижению мелодии в пространстве. Глаз связывает звуки и нотную запись.

К третьему периоду заканчивается этап формирования унисона в группе или в

коллективе.

Сколько

по

времени

продлятся

первый

и

второй

периоды?

Каждый раз, по-разному, все зависит от первоначальных возможностей детей.

Период

пения

по

нотам

начинается

одновременно

с

изучением

музыкальной грамоты. Изучение и чтение нот не будет представлять для

ребенка трудность, в том случае, если педагог опирается на игровой момент

при

объяснении

нового

материала.

Например,

разучивая

гамму,

можно

рассказать

детям

сказочную

историю

про

ноты.

Полезно

читать

последовательность

нот

без

музыки,

вначале

медленно,

постепенно

увеличивая темп. Можно устроить соревнования между группами коллектива,

или

отдельными

участниками,

кто

правильнее

и

быстрее

прочтет

ноты.

Изучение и пение по нотам хорошо подкреплять ручными знаками: если

движение мелодии повышается, то рука поднимается. При движении мелодии

вниз - рука опускается. Это простейшее упражнение лучше выполнять на

первых порах. А так же использовать систему относительной сольмизации -

ручные

знаки,

обозначающие

определенные

ступени

лада

и

отражают

тяготение или неустойчивость того или иного звука.

Большим

успехом

у

детей

пользуются

игры,

связанные

с

интонированием:

Игра «Живые ноты». Три ученика - это три ноты, четвертый дирижер. Он

показывает, какую ноту каждый из учеников должен спеть. Ученики меняются

местами, каждый из них поет другую ноту, игра повторяется. Ученики поют

те ноты, которые им «диктует» на пальцах другой ученик.

Игра «Эхо» - дети делятся на 2 группы. Одна группа (или один ученик) поет

попевку, вторая группа повторяет, как «эхо»

Игра «Перекличка птиц». Дети делятся на 2 группы - каждая поет свою

попевку.

Достижение чистого интонирования, звучания в унисон очень важно в хоре. В

дальнейшем

этои

умения

значительно

облегчат

разучивание

песен.

Интонирование развивает певческие данные (расширяется диапазон), чувство

тональности, музыкальную память и воображение, в дальнейшем облегчает

разучивание

и

Зх-

голосных

произведений.

У

детей,

которые

после

упорного

труда

добились

хороших

результатов,

появляется

чувство

уверенности в себе, заинтересованность в дальнейшей работе.

От

педагога

в

такой

работе

требуется

большой

запас

терпения,

настойчивости

и

изобретательность,

а

также

юмор

как

способ

вызвать

положительные

эмоции,

повышающий

работоспособность

учащихся

на

занятиях. Главное «оружие» музыкального педагога - это умение вовремя

заметить успехи учащегося и похвалить. Несмотря ни на что, музыка должна

приносить

детям

радость.

Детей

с

ярко

выраженными

способностями

в

школьном хоре не так много, поэтому особенно важно увлечь, заинтересовать,

приучить к контакту с музыкой остальных. Метод «игры» должен занять

большое место в работе с плохо интонирующими детьми. Театрализация песен

с

игровыми моментами,

с

движениями, также

является

дополнительным

источником творчества и радости на занятиях младшего хора.



В раздел образования