Напоминание

Преодоление наиболее трудных и серьезных проблем в начальном обучении по классу тромбона


Автор: Шлыков Вадим Игоревич
Должность: преподаватель по классу тромбона
Учебное заведение: ДМШ №16 им.О.Лундстрема
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Преодоление наиболее трудных и серьезных проблем в начальном обучении по классу тромбона
Раздел: дополнительное образование





Назад




Преодоление наиболее трудных и серьезных

проблем в начальном обучении по классу

тромбона

Формирование исполнительского аппарата для игры на

тромбоне

играет

крайне

важную

роль

для

последующего

музыкального развития ребёнка и также отражает определенную

артистичность и выдержку исполнителя. Чтобы не нагружать

правую руку, совершающую переходы в позиции тромбона, левая

рука должна нести весь вес инструмента, что позволяет расслабить

правую. Наиболее подходящий угол между исполнителем и

тромбоном равен примерно 80°, при этом слишком высокое или

низкое положение инструмента оказывает негативное влияние на

исполнителя. В положении сидя следует занять примерно две трети

площади стула, не нужно прогибаться в пояснице, сутулиться в

груди или же облокачиваться о спинку – все это основы

правильного положения верхней части тела.

С другой стороны, правильная постановка рук позволяет новичкам

в определенной степени решить проблему установления позиций

тромбона. Самая большая трудность для детей, играющих на

тромбоне, заключается в том, что им часто не хватает длины правой

руки, поэтому они ошибаются в шестой и седьмой позициях.

Например, среднестатистический рост девяти- или десятилетних

китайских детей, изучающих тромбон, позволяет им дотянуться

лишь до пятой позиции, поэтому они могут упражняться лишь в

этих рамках. Это требует от учителей выбора соответствующих

учебных материалов - упражнений и пьес. В случае появления

басов, предполагающих игру на шестой или седьмой позиции,

педагог может своевременно внести коррективы и научить детей

справляться с такими местами.

Если ребенок с трудом дотягивается до шестой и седьмой

позиций, то мундштук нередко отклоняется в правую часть рта, что

оказывает серьезное влияние на фиксацию положения губ и высоту

звука. Игра на последних позициях становится более естественной

по мере увеличения возраста и роста ученика. Кроме того, для

упражнений

также

можно

использовать

тенор-тромбон

с

квартвентилем (некоторые называют такой инструмент тенор-

тромбоном, способным менять строй, однако он достаточно

тяжелый). Левая рука должна держать тромбон, большой палец

должен

находиться

наготове

над

роторным

клапаном,

и

в

соответствующих позициях следует заменять шестую и седьмую

позиции – так можно решить проблему основного регистра

тромбона.

В

то

же

время

следует

обратить

внимание

на

возникающую проблему: для детей с сильными пальцами нажатие

на клапан естественно, однако для детей с небольшими ручками

нажатие достаточно затруднительно. Под руководством учителя

можно крепко захватить музыкальный инструмент правой рукой,

передвинуть ладонь левой руки и нажать на роторный клапан.

Правильная позиция рта как основа точного звукоизвлечения.

В педагогической практике мы нередко встречаем новичка,

который играет, сжимая зубы и чуть ли не кусая инструмент. Это

происходит оттого, что ему не хватает силы челюстных мышц, в

результате невозможно сформировать «полуулыбку» и «обхват»,

при этом стабильное, равновесное и правильное положение рта не

требует излишних затрат, а неумение применять силу «обхвата» и

эффективно

открывать

челюсть

приводит

к

излишнему

расползанию уголков рта в стороны. Результатом этого является

слабый, безжизненный и вялый звук, теряется характерный тембр

тромбона. Еще хуже, когда для звукоизвлечения достаточно

высоких звучаний нижняя челюсть выдвигается вперед, а нижняя

губа направляется к верхней, что приводит к избыточному

давлению на мундштук. В итоге исполнитель для воспроизведения

каждой

ноты

затрачивает

излишнюю

энергию

и

при

этом

производит ужасный акустический эффект, что в значительной

степени затрудняет его игру.

Некоторые начинающие ученики полагают, что игра на тромбоне

– это весьма трудоемкое занятие. Подобное представление не

позволяет

им

расслабиться

и

использовать

верный

метод

исполнения. Все технические действия игры на инструменте

являются выражением исполнительского сознания и музыкальных

представлений

тромбониста.

Таким

образом,

формирование

правильных подходов к исполнительству и решение связанных с

этим вопросов – это кратчайший путь к достижению высоких

результатов в обучении.

Педагог должен исходить из таких объективных условий, как

возраст

и

физические

способности

обучающегося,

уделять

внимание мягкости исполнения, чтобы сила и интенсивность звука

при игре на тромбоне не были излишними. Корпус тромбона имеет

хорошую проходимость, поскольку в нем крайне мало изгибов.

Звуковые волны практически не встречают препятствий, поэтому

при игре нередко возникают отзвуки и резкие звучания. Когда же

тромбон исполняет основную партию в оркестре, его голос

великолепный и торжественный, необъятный и грандиозный,

величественный и волнующий. Именно эта особенность тромбона

заставляет

некоторых

учеников

отказываться

от

базовых

упражнений и с любопытством подражать этим необузданным и

смелым звучаниям.

Следует также учитывать, что губные мышцы детей десятилетнего

возраста ещё слабые, а поток воздуха недостаточный. И если

усиливать давление рта на мундштук, а также повышать силу

языка, то невозможно натренировать необходимые мышцы и

добиться баланса в расслаблении языка. В то же время окостенелый

язык

будет

лишь

ограничивать

развитие

техники

игры,

и

наибольшие трудности возникнут при исполнении произведений в

быстром темпе. В действительности, если часто тренировать мягкое

и слабое исполнение, можно передать слушателям весьма приятные

и комфортные акустические ощущения, а также заложить основы

повышения исполнительских навыков в будущем.

Детский организм находится в периоде своего роста и развития,

поэтому во время упражнений губные мышцы и язык должны

большую часть времени оставаться расслабленными, что позволит

при игре в медленном темпе достичь расслабленного и ясного

звучания,

а

в

быстром

-

добиться

эффекта

легкости

и

жизнерадостности.

Практический

опыт

показывает,

что

упражнения

на

спокойное

исполнение

и

мягкое

стаккато

положительно

влияют

на

развитие

технических

навыков

и

повышение музыкальных компетенций начинающих тромбонистов.

Упражнения на средний и высокий регистр, которым должны

уделять внимание новички.

У детей девяти-десяти лет, изучающих игру на тромбоне,

достаточно

слабый

губной

аппарат,

поэтому

им

следует

использовать маленький мундштук. Однако тонкие детские губы –

это также и преимущество для звукоизвлечения и рождения

высоких звучаний, поэтому педагогу следует учитывать эту

особенность, чтобы укрепить основы игры в данном регистре. При

этом в детстве мышцы губ и ротового аппарата укрепляются весьма

быстро и непрерывные упражнения, позволяющие сформировать

правильные

исполнительские

приёмы,

позволяют

постепенно

адаптировать губы ребенка для удобной игры на тромбоне,

обеспечив выносливость при держании инструмента.

Напротив,

частая

игра

в

низких

регистрах

приводит

к

расслаблению

губных

мышц,

что

впоследствии

становится

некоторым препятствием для извлечения высоких звуков. Широко

известно, что медные духовые представляют трудности при игре в

верхних регистрах. В таком случае играть ли низкие ноты? Их

следует играть, однако не слишком много, при этом делать упор на

мягком исполнении.

Внимание к техническим задачам базовых упражнений.

Поскольку содержание базовых упражнений – это наиболее

ключевой фундамент техники игры на тромбоне, следует серьезно

относиться к их выполнению. Ежедневные упражнения имеют

большое значение для коррекции методов игры и формирования

правильного положения рта: верное использование рта, дыхания и

языка

позволяет

постепенно

освоить

основные

позиции

на

тромбоне. В соответствии с требованиями учебной программы

педагог должен постепенно усложнять содержание упражнений,

что позволит учащимся добиться большего успеха и расширить

рамки практики, а также заложит прочные основы для дальнейшего

исполнения самых разных музыкальных произведений. Базовые

упражнения включают в себя тренировку на долгий звук, стаккато,

гаммы, интервалы, арпеджио, ломаные аккорды, базовое звучание,

изменения ритмического рисунка и другое содержание.

Кроме

того,

педагог

может

выбирать

целенаправленные

упражнения,

ориентированные

на

решение

индивидуальных

проблем, которые возникают у конкретного обучающихся. Ученики

должны

строго

следовать

объемам

и рамкам

предлагаемых

педагогом упражнений, время выполнения которых организовано в

соответствии

с

рекомендациями

преподавателя.

Практика

доказывает, что такие тренировки наиболее эффективны, поскольку

в ходе их выполнения происходит развитие самых разных

исполнительских умений и навыков. Иногда под руководством

учителя

необходимо

сосредоточиться

на

определенных

упражнениях,

затрагивающих

какой-либо

конкретный

аспект.

Однако после освоения тех или иных упражнений не следует сразу

приступать к исполнению композиций, не связанных с пройденным

материалом. Стремление к немедленным результатам является

пустой тратой энергии и оказывает негативное влияние на

всестороннее развитие техник игры на тромбоне – этот вопрос

требует своевременного внимания педагогов и родителей.

Следование эффективному методу «сначала пение, потом –

игра».

Сольфеджио весьма важно для развития слуха исполнителя и

повышения навыков различения высоты звука. При этом тромбон

отличается от других духовых инструментов тем, что меняет

высоту звука за счет движения передвижной трубки (кулисы),

поэтому

на

нем

нелегко

играть:

необходимо

достигать

согласованности губ и воздушного потока, а также уделять

внимание точности позиций. Для решения проблемы коррекции

чистоты строя и интонации тромбона в педагогическом процессе

следует обращаться к методу «сначала пение, потом – игра».

Действительно, тромбонист без умения определять на слух высоту

звука, лишь полагаясь на верность позиций, не способен решить

вопрос чистоты строя и интонации. Иными словами, на основе

овладения

верными

позициями

необходимо

тренировать

внутреннее пение. Лишь внутреннее определение правильной

высоты звука позволяет во время игры добиться согласования

беззвучного пения с изменениями нот, при этом центральная

нервная

система

человеческого

мозга

позволяет

обеспечить

своевременную

поддержку

движениям

губ

и

изменениям

воздушного потока, а многократные упражнения помогают точно

определять позиции. Следование этому образовательному методу

через некоторое время приведёт к значительному повышению

уровня интонирования без внутреннего пения до начала игры на

инструменте, а также окажет положительное воздействие на

освоение других исполнительских техник в будущем. Что касается

чистоты интонации, если позволяют условия, следует также

увеличить долю специальных упражнений на развитие слуха,

наибольшую

пользу

в

этом

аспекте

приносят

занятия

по

сольфеджио.

Заключение

В целом, проблемы, возникающие при изучении игры на

тромбоне, прежде всего должны решаться под руководством

учителя, чтобы с самого начала заложить прочную основу

исполнительских навыков тромбонистов. Длительные и упорные

старания обязательно принесут желаемые результаты обучения.

Добавим,

что

перечисленные

условия

имеют

выраженную

контекстуальность и индивидуальную направленность. Понимание

этих

факторов

основа

профессиональной

компетентности

преподавателя-тромбониста.



В раздел образования