Автор: Шлыков Вадим Игоревич
Должность: преподаватель по классу тромбона
Учебное заведение: ДМШ №16 им.О.Лундстрема
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Преодоление наиболее трудных и серьезных проблем в начальном обучении по классу тромбона
Раздел: дополнительное образование
Преодоление наиболее трудных и серьезных
проблем в начальном обучении по классу
тромбона
Формирование исполнительского аппарата для игры на
тромбоне
играет
крайне
важную
роль
для
последующего
музыкального развития ребёнка и также отражает определенную
артистичность и выдержку исполнителя. Чтобы не нагружать
правую руку, совершающую переходы в позиции тромбона, левая
рука должна нести весь вес инструмента, что позволяет расслабить
правую. Наиболее подходящий угол между исполнителем и
тромбоном равен примерно 80°, при этом слишком высокое или
низкое положение инструмента оказывает негативное влияние на
исполнителя. В положении сидя следует занять примерно две трети
площади стула, не нужно прогибаться в пояснице, сутулиться в
груди или же облокачиваться о спинку – все это основы
правильного положения верхней части тела.
С другой стороны, правильная постановка рук позволяет новичкам
в определенной степени решить проблему установления позиций
тромбона. Самая большая трудность для детей, играющих на
тромбоне, заключается в том, что им часто не хватает длины правой
руки, поэтому они ошибаются в шестой и седьмой позициях.
Например, среднестатистический рост девяти- или десятилетних
китайских детей, изучающих тромбон, позволяет им дотянуться
лишь до пятой позиции, поэтому они могут упражняться лишь в
этих рамках. Это требует от учителей выбора соответствующих
учебных материалов - упражнений и пьес. В случае появления
басов, предполагающих игру на шестой или седьмой позиции,
педагог может своевременно внести коррективы и научить детей
справляться с такими местами.
Если ребенок с трудом дотягивается до шестой и седьмой
позиций, то мундштук нередко отклоняется в правую часть рта, что
оказывает серьезное влияние на фиксацию положения губ и высоту
звука. Игра на последних позициях становится более естественной
по мере увеличения возраста и роста ученика. Кроме того, для
упражнений
также
можно
использовать
тенор-тромбон
с
квартвентилем (некоторые называют такой инструмент тенор-
тромбоном, способным менять строй, однако он достаточно
тяжелый). Левая рука должна держать тромбон, большой палец
должен
находиться
наготове
над
роторным
клапаном,
и
в
соответствующих позициях следует заменять шестую и седьмую
позиции – так можно решить проблему основного регистра
тромбона.
В
то
же
время
следует
обратить
внимание
на
возникающую проблему: для детей с сильными пальцами нажатие
на клапан естественно, однако для детей с небольшими ручками
нажатие достаточно затруднительно. Под руководством учителя
можно крепко захватить музыкальный инструмент правой рукой,
передвинуть ладонь левой руки и нажать на роторный клапан.
Правильная позиция рта как основа точного звукоизвлечения.
В педагогической практике мы нередко встречаем новичка,
который играет, сжимая зубы и чуть ли не кусая инструмент. Это
происходит оттого, что ему не хватает силы челюстных мышц, в
результате невозможно сформировать «полуулыбку» и «обхват»,
при этом стабильное, равновесное и правильное положение рта не
требует излишних затрат, а неумение применять силу «обхвата» и
эффективно
открывать
челюсть
приводит
к
излишнему
расползанию уголков рта в стороны. Результатом этого является
слабый, безжизненный и вялый звук, теряется характерный тембр
тромбона. Еще хуже, когда для звукоизвлечения достаточно
высоких звучаний нижняя челюсть выдвигается вперед, а нижняя
губа направляется к верхней, что приводит к избыточному
давлению на мундштук. В итоге исполнитель для воспроизведения
каждой
ноты
затрачивает
излишнюю
энергию
и
при
этом
производит ужасный акустический эффект, что в значительной
степени затрудняет его игру.
Некоторые начинающие ученики полагают, что игра на тромбоне
– это весьма трудоемкое занятие. Подобное представление не
позволяет
им
расслабиться
и
использовать
верный
метод
исполнения. Все технические действия игры на инструменте
являются выражением исполнительского сознания и музыкальных
представлений
тромбониста.
Таким
образом,
формирование
правильных подходов к исполнительству и решение связанных с
этим вопросов – это кратчайший путь к достижению высоких
результатов в обучении.
Педагог должен исходить из таких объективных условий, как
возраст
и
физические
способности
обучающегося,
уделять
внимание мягкости исполнения, чтобы сила и интенсивность звука
при игре на тромбоне не были излишними. Корпус тромбона имеет
хорошую проходимость, поскольку в нем крайне мало изгибов.
Звуковые волны практически не встречают препятствий, поэтому
при игре нередко возникают отзвуки и резкие звучания. Когда же
тромбон исполняет основную партию в оркестре, его голос
великолепный и торжественный, необъятный и грандиозный,
величественный и волнующий. Именно эта особенность тромбона
заставляет
некоторых
учеников
отказываться
от
базовых
упражнений и с любопытством подражать этим необузданным и
смелым звучаниям.
Следует также учитывать, что губные мышцы детей десятилетнего
возраста ещё слабые, а поток воздуха недостаточный. И если
усиливать давление рта на мундштук, а также повышать силу
языка, то невозможно натренировать необходимые мышцы и
добиться баланса в расслаблении языка. В то же время окостенелый
язык
будет
лишь
ограничивать
развитие
техники
игры,
и
наибольшие трудности возникнут при исполнении произведений в
быстром темпе. В действительности, если часто тренировать мягкое
и слабое исполнение, можно передать слушателям весьма приятные
и комфортные акустические ощущения, а также заложить основы
повышения исполнительских навыков в будущем.
Детский организм находится в периоде своего роста и развития,
поэтому во время упражнений губные мышцы и язык должны
большую часть времени оставаться расслабленными, что позволит
при игре в медленном темпе достичь расслабленного и ясного
звучания,
а
в
быстром
-
добиться
эффекта
легкости
и
жизнерадостности.
Практический
опыт
показывает,
что
упражнения
на
спокойное
исполнение
и
мягкое
стаккато
положительно
влияют
на
развитие
технических
навыков
и
повышение музыкальных компетенций начинающих тромбонистов.
Упражнения на средний и высокий регистр, которым должны
уделять внимание новички.
У детей девяти-десяти лет, изучающих игру на тромбоне,
достаточно
слабый
губной
аппарат,
поэтому
им
следует
использовать маленький мундштук. Однако тонкие детские губы –
это также и преимущество для звукоизвлечения и рождения
высоких звучаний, поэтому педагогу следует учитывать эту
особенность, чтобы укрепить основы игры в данном регистре. При
этом в детстве мышцы губ и ротового аппарата укрепляются весьма
быстро и непрерывные упражнения, позволяющие сформировать
правильные
исполнительские
приёмы,
позволяют
постепенно
адаптировать губы ребенка для удобной игры на тромбоне,
обеспечив выносливость при держании инструмента.
Напротив,
частая
игра
в
низких
регистрах
приводит
к
расслаблению
губных
мышц,
что
впоследствии
становится
некоторым препятствием для извлечения высоких звуков. Широко
известно, что медные духовые представляют трудности при игре в
верхних регистрах. В таком случае играть ли низкие ноты? Их
следует играть, однако не слишком много, при этом делать упор на
мягком исполнении.
Внимание к техническим задачам базовых упражнений.
Поскольку содержание базовых упражнений – это наиболее
ключевой фундамент техники игры на тромбоне, следует серьезно
относиться к их выполнению. Ежедневные упражнения имеют
большое значение для коррекции методов игры и формирования
правильного положения рта: верное использование рта, дыхания и
языка
позволяет
постепенно
освоить
основные
позиции
на
тромбоне. В соответствии с требованиями учебной программы
педагог должен постепенно усложнять содержание упражнений,
что позволит учащимся добиться большего успеха и расширить
рамки практики, а также заложит прочные основы для дальнейшего
исполнения самых разных музыкальных произведений. Базовые
упражнения включают в себя тренировку на долгий звук, стаккато,
гаммы, интервалы, арпеджио, ломаные аккорды, базовое звучание,
изменения ритмического рисунка и другое содержание.
Кроме
того,
педагог
может
выбирать
целенаправленные
упражнения,
ориентированные
на
решение
индивидуальных
проблем, которые возникают у конкретного обучающихся. Ученики
должны
строго
следовать
объемам
и рамкам
предлагаемых
педагогом упражнений, время выполнения которых организовано в
соответствии
с
рекомендациями
преподавателя.
Практика
доказывает, что такие тренировки наиболее эффективны, поскольку
в ходе их выполнения происходит развитие самых разных
исполнительских умений и навыков. Иногда под руководством
учителя
необходимо
сосредоточиться
на
определенных
упражнениях,
затрагивающих
какой-либо
конкретный
аспект.
Однако после освоения тех или иных упражнений не следует сразу
приступать к исполнению композиций, не связанных с пройденным
материалом. Стремление к немедленным результатам является
пустой тратой энергии и оказывает негативное влияние на
всестороннее развитие техник игры на тромбоне – этот вопрос
требует своевременного внимания педагогов и родителей.
Следование эффективному методу «сначала пение, потом –
игра».
Сольфеджио весьма важно для развития слуха исполнителя и
повышения навыков различения высоты звука. При этом тромбон
отличается от других духовых инструментов тем, что меняет
высоту звука за счет движения передвижной трубки (кулисы),
поэтому
на
нем
нелегко
играть:
необходимо
достигать
согласованности губ и воздушного потока, а также уделять
внимание точности позиций. Для решения проблемы коррекции
чистоты строя и интонации тромбона в педагогическом процессе
следует обращаться к методу «сначала пение, потом – игра».
Действительно, тромбонист без умения определять на слух высоту
звука, лишь полагаясь на верность позиций, не способен решить
вопрос чистоты строя и интонации. Иными словами, на основе
овладения
верными
позициями
необходимо
тренировать
внутреннее пение. Лишь внутреннее определение правильной
высоты звука позволяет во время игры добиться согласования
беззвучного пения с изменениями нот, при этом центральная
нервная
система
человеческого
мозга
позволяет
обеспечить
своевременную
поддержку
движениям
губ
и
изменениям
воздушного потока, а многократные упражнения помогают точно
определять позиции. Следование этому образовательному методу
через некоторое время приведёт к значительному повышению
уровня интонирования без внутреннего пения до начала игры на
инструменте, а также окажет положительное воздействие на
освоение других исполнительских техник в будущем. Что касается
чистоты интонации, если позволяют условия, следует также
увеличить долю специальных упражнений на развитие слуха,
наибольшую
пользу
в
этом
аспекте
приносят
занятия
по
сольфеджио.
Заключение
В целом, проблемы, возникающие при изучении игры на
тромбоне, прежде всего должны решаться под руководством
учителя, чтобы с самого начала заложить прочную основу
исполнительских навыков тромбонистов. Длительные и упорные
старания обязательно принесут желаемые результаты обучения.
Добавим,
что
перечисленные
условия
имеют
выраженную
контекстуальность и индивидуальную направленность. Понимание
этих
факторов
–
основа
профессиональной
компетентности
преподавателя-тромбониста.