Напоминание

Adajio в уроке классического танца


Автор: Земф Наталья Владимировна
Должность: преподаватель по классу хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. В.И.Косолапова"
Населённый пункт: пгт.Промышленная, Кемеровская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Adajio в уроке классического танца
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«ДШИ им. В.И Косолапова»

Методическое сообщение на тему:

«Adajio в уроке классического танца »

Выполнил:

Земф Наталья Владимировна

преподаватель МБУ ДО

«ДШИ им.В.И.Косолапова

Промышленная 2023

Содержание

1.

Введение _____________________________________ 2

2.

Понятие adajio ________________________________ 2

3.

Функции adajio ______________________________ 3

4.

Форма adajio ________________________________ 4

5.

Построение adajio _____________________________ 5

6.

Заключение__________________________________ 6

7.

Список литературы_____________________________ 8

1.Введение

Классический танец – продукт многовекового творчества. Основа, на которой возник «язык»

классического танца, чрезвычайно жизненна и естественна – это сама природа человека. Следуя

по пути многовекового развития профессионального танца и опираясь на свою глубоко

народную основу, классический танец выработал свою, присущую только ему систему.

Система Вагановой сделала лексику классического танца самодостаточной в смысле ее

внутренней содержательности, собственной выразительности. Принцип осмысленности и

целенаправленности, заложенный в системе обучения, позволяет не только урок или его

разделы рассматривать как относительно самостоятельные структуры, но и его отдельные

движения как микроструктуры, имеющие свое ритмическое, динамическое, интонационное

развитие, что помогает пониманию образной содержательности каждого классического «па».

Каждый урок требует от педагога ясного и четкого представления о последовательности

изучения учебного материала по содержанию программы по хореографии, хорошего знания

методики, анализа специальной, научно-методической литературы, освещающей вопросы

развития психолого-педагогической науки, балетного искусства, а также вопросы практики

ведения уроков хореографии.

В уроке не должно быть ни одного «пустого» задания, начиная с простого проучивания

движения до исполнения любых комбинированных форм заданий, включая самые сложные из

них – танцевальные этюды. Все должно быть объединено единой смысловой линией урока и

всего обучения. За многие десятилетия в педагогической практике сложились и укоренились

строгие формы учебных заданий урока, имеющие собственную учебную направленность.

2.Понятие adajio

Аdajio – это часть классического танца, который характеризуется медленными, грациозными

движениями. В этом участке сильно выражена музыкальность, пластика, апломб.

Аdajio используется в классическом танце для передачи эмоций и создания красивых,

грациозных образов. Это одна из самых важных частей урока, которая требует от танцоров

много времени и терпения, чтобы достичь нужной глубины и выразительности.

В книге Костровицкой и Писарева «Школа классического танца» дано определение adajio.

«Танцевальную форму, состоящую из различных видов developpe медленных поворотов в позах

(tours lent), port de bras, всевозможных renverse, grand foueette, tours sur le ou-de-pied и tours в

больших позх, принято называть adajio».

Adajio является одной из самых важных учебно-методических форм урока классического

танца. Это объясняется многофункциональностью его применения.

3.Функции adalio

1.

Первая функция – adajio является формой проучивания программного материала

определенного уровня обучения, имеются ввиду элементы adajio в их усложнении от первого

класса до последнего.

На первом году обучения в программе нет движения с подъемом ноги на 90` в экзерсисе на

середине класса. Началом упражнений на середине является комбинация на plie, которая может

включать в себя простые формы port de bras, releve на полупальцах по позициям, а также

исполнение основных поз классического танца ноком в пол. Такое комбинированное задание

можно назвать «партерным adajio».

Со второго года обучения прибавляются releve lent на 90`и battement developpe, включающие

переводы рабочей ноги из направления в направление через pase на 90`. Комбинирование

заданий с включением программных элементов, формирующих навыки устойчивости на одной

ноге с одновременной рабочей ноги на 90`, можно отнести к форме простого adajio.

Далее проучиваютя различные по координации demi rond de jambe developpe, rond de jambe

developpe, а также медленные подъемы на полупальцы в больших позах на 90` (полупальцы

невысокие).

Затем adajio

приобретает законченную форму, усложняясь поворотами в больших позах,

длительной устойчивостью на высоких полупальцах в позах на 90` с одновременными

переходами из позы в позу различными приемами, preparation к tours и tours в больших позах,

tours sur le cou de pied. Темп adajio несколько ускоряется. С этого времени adajio рекомендуется

исполнять, соединяя его комбинации с battement tendu и jete и заканчивая маленькими tour sur le

cou-de-pied.

На последнем году обучения понятие adajio

приобретает уловный характер. Оно может

исполняться не только в умеренном темпе, но и в ускоренном. В него включаются болше

вращательных движений: tours, renverse, fouette и т.д.

2. Ваганова А.Я. в своей книге «Основы классического танца пишет: «Начиная самых

легких движений adajio с годами бесконечно усложняется и варьируется. В последних классах

трудности вводятся одна за другой… Подобное усложнение adajio развивает поворотливость и

подвижность фигуры; когда мы сталкиваемся в allegro с большими прыжками, нам не придется

терять время на овладение корпусом» высказывание Вагановой А.Я. акцентирует учебную

значимость формы adajio

в воспитании апломба, т.е. устойчивости корпуса в условиях

правильной координации движений. Неслучайно в «старой» школе adajio именовали иначе –

«апломбы». То есть важнейшей функцией формы adajio является формирование и закрепление

навыков устойчивости на целой топе и полупальцах одной ноги (в динамике развития

координационной и технической сложности упражнений, входящих в его состав). Устойчивость

является залогом выразительности исполнения, т.к. дает исполнителю ощущение цельности,

собранности вей фигуры. А одной из существенных содержательных функций adajio является

развитие «чувства позы» или «чувство формы» в исполнении учебных элементов.

Н.Тарасов пишет: «Развивая устойчивость всего тела, надо одновременно прививать ученикам

умение твердо фиксировать каждое исполняемое движение, каждую позу». И далее: «…Ученик

всегда должен заканчивать каждое упражнение с апломбом, в том же музыкально-пластическом

характере, в котором оно начиналось и протекало…связь одной позы с другой тоже должно

отрабатываться в характере устойчивой кантилены, а не случайной исполнительской удачи».

3. Воспитание умения связывать окончание одного движения с началом последующего, т.е.

переключать внимание на специфические особенности методики исполнения последующих

движений является еще одной учебной функцией adajio. При исполнении этой формы в уроке

педагог должен научить учащегося сохранять единую линию мышечного напряжения,

необходимую для исполнения танцевальной фразы, т.е. научить не «обрывать» мышечное

напряжение при переходе от движения к движению, а лишь корректировать его сил, характер в

зависимости от особенностей последующего движения.

4.Формы adajio

После общей характеристики adajio следует обратить внимание на разновидности его формы

в уроке классического танца. Их две. Обе они относятся к разделу экзерсиса на середине класса,

как бы обрамляя его. «Рабочее» или «маленькое» --- исполняется сразу после экзерсиса у палки

первым движением экзерсиса на середине. Вторая разновидность формы – «танцевальное» или

«большое» adajio, исполняется в завершении экзерсиса на середине класса, являясь

кульминационной точкой и заключением раздела «середины» одновременно.

Учебное значение «рабочего» adajio характеризует все его выше описанные содержательные

функции. По своему объему это небольшие комбинированные задания из одного-двух (иногда

3-х) движений конкретного уровня обучения. Обычно «рабочее» adajio

составляется по

основным принципам построения учебных форм комбинаций и имеет 2-х частную форму.

Протяженность ее первой части – 4т 4/4. Вторая часть повторяет построение первой в обратном

направлении координации движений.

Общие характеристики формы можно отнести и к «танцевальному» adajio. Однако оно

отличается от «рабочего» своим объемом, структурными особенностями и несколько иным

учебным содержанием. Продолжительность «танцевального» adajio

в два раза больше

«рабочего». Оно воспитывает умение учащегося выстраивать в своем исполнении большую

танцевальную

фразу,

способность

проникнуться

всей

сложностью

ее

содержания,

продиктованного содержательными свойствами музыки. Содержание adajio во многом зависит

от общих требований м конкретных учебных заданий курса, которые интерпретируются

педагогом в зависимости от его творческих возможностей, т.е. его умения тонко анализировать

музыкальные формы, их содержание и на их основе осуществлять хореографические

построения в русле конкретных учебных задач.

В его состав наряду с основными элементами adajiо вводятся некоторые, представляющие

наибольшую сложность движения последующих разделов урока: большие прыжки, движения

пальцевой техники, с целью их дополнительной, более тщательной проработки в условиях их

необычных сочетаний с элементами adajiо.

В перспективе учебных задач в adajiо включаются прыжки, соответствующие программе

курса. Сначала это сценический sissone в позу I arabesque, grand assemble с приемов,

позже – grand sissone ouverte в позы с продвижением, grand jete из положения открытой ноги на

90`, grand fouette, renverse, jete en trelace, cabriole, заноски и т.д. исполняются эти прыжки в

единичном количестве и выполняют функцию вспомогательных движений, усиливающих

динамическое развитие отдельных частей формы. Иногда включение прыжков подчеркивает

характер основных элементов и движений, контрастируя с ними по характеру, ритму, динамике.

К движениям вспомогательного характера можно отнести многочисленные вращения, в т.ч. с

продвижением по прямым и диагональным линиям класса по одному – два движения подряд.

Например, два tours degage, последний с остановкой в большую позу efasse или большую позу

ecarte назад, или три channes с остановкой в позу efface назад (с продвижением по диагонали

сверху вниз).

Само название танцевального adajiо объясняет его учебное значение в уроке. Это

комбинированное задание призвано приблизить исполнение учащихся к сценическому, при

помощи включения в его состав сценических форм движений и их характерных сочетаний,

различных

танцевальных

подходов,

способствующих

более

широкому

сценическому

исполнению программных движений, а также использование поз, позировок, - это является

структурными признаками формы танцевального adajiо. Способность учащихся строить

большую

танцевальную

фразу

достигается

при

помощи

сочетания

разноплановых,

разнохарактерных движений, составляющих структуру танцевального adajiо. Разнообразному

их сочетанию между собой включению «текст» adajiо движений связующего характера. Их роль

велика. С их помощью учебное комбинированное задание приобретает форму, приближенную к

сценической, где язык классического танца воспринимается не как набор отдельных учебных

движений, а как единый хореографический текст. К связующим относятся движения невысокой

динамики, часто имеющие мелкую структуру, лаконичные по форме, использование которых

помогает соединению двух основных движений или частей формы. К ним относятся: виды pas

de bourre , повороты в V поз. на полупальцах, повороты sautenu, pas de basque par terre,

переходы через IVпоз. на demi-plie, pas ballanc , pas glissade и т.д. Функцию связующих

движений в большом adajiо часто выполняют отдельные движения пальцевой техники,

исполняющиеся на полупальцах, к ним относятся: шаг-coupe, 1 шаг

jete

(обычно с

продвижением по диагонали),glissade en tournaut, jtte еn tournaaaut ,soutenu en tournaut, рas de

bоurre suivi (на месте, в повороте, с продвижением), pas courru , releve на полупальцах в

различные позы и т.д.. В отдельных случаях связющую роль могут выполнять формы port de

bras.

Разнообразный состав движений «танцевального» adajiо отличает его от «рабочего»,

усложняя его содержание. Соединения этих движений в определенные группы с ориентацией

на единое их содержательное развитие внутри формы являются частью творческой

педагогической работы. Педагогу, составляя «танцевальное» adajiо, необходимо помнить о

единстве музыкально-хореографического обучения.

5.Построение adajiо.

В построении adajiо ведущее значение имеет музыка. В связи с этим, для составления

adajiо подбираются произведения музыкальной классики. Музыка эмоционально-образная,

танцевально-действенная, оптимистического начала с ясно выраженной и завершенной

мелодикой является наиболее подходящей для построения adajiо, хотя характер музыкальных

частей может меняться, иногда по принципу контрастного сопоставления частей друг к другу.

Характер и структура музыкального примера должны быть подходящими для исполнения

основных элементов adajiо, но в целом хореографическое построение adajiо зависит от

содержания и формы, заданных музыкой. В этом случае не музыка «приспосабливается» к

учебным

заданиям,

а

наоборот,

хореография

стремится

отразить

содержательные

и

формообразующие признаки музыки. Наиболее часто встречающаяся форма строения adajiо - 2-

х частная. В музыке простой 2-х частной формой называется форма, состоящая из двух

периодов, которую, в какой-то степени, можно назвать аналогом 2-х частной формы в

построении adajiо и его музыкальной основой.

Первый период соответствует первой части хореографического построения adajiо. Эта

часть формы обычно имеет экспозиционный характер, т.е. характер изложения, имеющий

черты уравновешенного, устойчивого развития. Здесь сочетаются программные элементы

adajiо,

характеризующиеся

схожестью

темпо-ритмической

и

динамической

структуры,

однотональностью в развитии пластического рисунка.

Вторая часть adajiо имеет собственные черты развития и существенно отличается от первой,

контрастирующей с ней. Но важной ее чертой является обязательное повторение материала

первой части ближе к ее окончанию. Именно здесь используются движения высокой динамики

– прыжки, вращения, танцевальные формы движений.

Заключением всей формы adajiо является второе предложение последней части, являющее

собой буквальное, но чаще, измененное повторение одного из предложений первой части adajiо,

т.е. иначе это предложение, используя музыкальный термин, можно назвать репризой. Главной

функцией репризы и главным свойством ее разработки является приведение формы к

настоящей ее кульминации и затем заключению. Реприза приводит развитие формы к ее

логическому завершению, возвращая ее к первичной точке устойчивости.

6.Заключение

Выстраивая --- необходимо помнить, что это одна из учебных форм урока. Распределение

правильной мышечной нагрузки должно все время прослеживаться педагогом. Развитие

танцевальности не исключает программной работы над развитием устойчивости, координации,

выносливости и т.д. в исполнении adajiо. Именно трудно, а не легко построенные adajiо хорошо

подготавливают учащегося к работе над прыжками в последующей части урока allegro.

Составляя – надо помнить, что устойчивость вырабатывается не только при простом или

сложном, медленном или быстром переносе центра тяжести с одной ноги на другую, а главным

образом, при помощи связи нескольких различных движений на одной и той же опорной ноге.

Только достаточная длительность, напряженность и сложность работы опорной ноги,

предусмотренная в построении adajiо, способствует развитию виртуозной устойчивости.

Необходимо так же учитывать, что развитие устойчивости, особенно виртуозной, требует

напряженной достаточно сложной и разнообразной работы вестибулярного аппарата. Этим

объясняется обязательное в состав adajiо движений, элементов, развивающих свободу

ориентации учащихся по точкам класса. Существуют специальные приемы усложнения

координации, например, использование в построении кроме логического развития координации

движений приема «контрдвижения», т.е. контрастного сопоставления противоположных

направлений в развитии координации. Подобные «неудобные» комбинации ставят перед

учащимися дополнительные сложности, воспитывают ловкость, собранность, умение владеть

своим телом, апломб.

Однако не следует увлекаться слишком сложными и путаными сочетаниями движений,

быть может, интересными и эффектными с точки зрения балетмейстерской изобретательности,

но не приемлемыми для учебной цели. Чрезмерная сложность построения не сосредотачивает

внимание учащегося, не помогает отрабатывать точность и соразмерность движений, не

обостряет чувство ритма и пространства, не способствует, а препятствует развитию

устойчивости.

Правильно составленными комбинированными заданиями ---- можно считать такие, при

выполнении которых учащиеся (на основе имеющихся у них навыков) преодолевают

трудности, не превышающие их возможностей и профессиональной подготовки.

Таким образом, адажио является сложным и интенсивным участком классического танца.

Этот элемент требует от танцоров много времени и практики, чтобы достичь нужной глубины и

выразительности. Хорошо исполненное адажио – это настоящее произведение искусства,

которое вызывает удивление и подлинные эмоции у зрителей всех возрастов.

Список литературы

1.Ваганова А.Я. Основы классического танца. -Л.: Искусство. Ленинградское отделение,

1980.

2. Головкина С.Н. Уроки классического танца в старших классах -М.: Искусство, 1989.

3. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. –Л.: Искусство, 1981.

4. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. -Л.: Искусство.

Ленинградское отд., 1976.

5. Папашвили Г.А. Методика составления комбинированных заданий по классическому

танцу: Учебное пообие по курсу «Классический танец и методика его преподавания». –

Барнаул: Изд-во АГИИК.-2001.-105с.

6. Смирнова Н.Г., Бочкарева Н.И. Уроки хореографии в образовательных учреждениях. –

Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1996



В раздел образования