Напоминание

Красное словцо не ложь.


Автор: Суходоева Оксана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Красное словцо не ложь.
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского родного языка 4 класс по учебнику: Русский родной язык 4 класс

Авторы: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, М.И. Кузнецова и др.

Тема: Красное словцо не ложь.

Цель: создать условия для принятия, сохранения и решения учебных задач обучающимися по

выделенным учителем ориентирам.

Задачи:

Предметные

дать понятие «фразеологизмы»,

формировать знания о фразеологических словарях русского языка;

уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения,

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;

осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

Личностные

осознавать лексическое богатство русского языка,

испытывать гордость за русский язык;

осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа;

формировать стремление к речевому самосовершенствованию;

развивать чувства любви и уважения к родному русскому языку как великому

ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

развивать интерес к познанию русского языка, языковой деятельности;

ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в

процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

Метапредметные

совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в

источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы

аргументов, анализ и редактирование текста).

пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение

языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным

основаниям;

осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

Используемые методы: частично-поисковый.

I Мотивирование на учебную деятель-

I Мотивация на учебную деятельность

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем

II Актуализация знаний. Целеполагание.

- Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В

случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за

дело. В конечном счёте, вас ждёт успех!

- Ребята, а вам не кажется, что я употребила какие- то необычные выражения? Вам все слова и

выражения показались понятными и обычными?

-А как вы думаете, что я хотела вам сказать, используя эти выражения?

-Давайте попробуем объяснить, как вы понимаете смысл этих выражений.

( слайд)

Зарубить себе на носу – запоминать;

Работать засучив рукава - стараться;

Не падать духом - не унывать;

Возьмите себя в руки - работать старательно, внимательно.

- Вывод: На уроке мы должны запоминать, старательно работать, внимательно слушать

учителя, если что-то не получается-не унывать.

-Работать засучив рукава.( слайд)

Это будет девиз нашего урока. Всего 3 слова, а в низ заключен огромный нам понятный смысл.

-Как называются эти выражения?

-фразеологизмы-(на доску) Мы уже встречались с этим термином на уроках русского языка

-Сформулируйте тему урока.

-Поставьте задачи урока

Узнаем… Научимся… Применим… ( слайд)

III Изучение нового материала.

- У вас на столе лежат толковые словари школьника. ( если нет, то можно показать Толковый

словарь, вызвать 1 ученика, чтобы тот нашёл лексическое значение слова)

-Найдите лексическое значение слова фразеологизмы. ( зачитывают)

- Какую роль играют фразеологизмы?

( На слайде показать словари фразеологизмов)

-Точное значение этих выражений вы можете узнать в специальных словарях-фразеологизмов.

В учебнике русского языка 4 класса тоже есть такой словарь.

- Ещё не зная, что такое фразеологизмы, мы активно используем их в речи. Откуда взялось

слово фразеологизм?

Фразеологизм произошло от слова «фразеология» (от греческого «фразис» - выражение +

«логос» - наука, учение, слово) – раздел науки, который изучает устойчивые обороты,

сочетание слов.

В них нельзя заменить или пропустить какое- либо слово, иначе изменится смысл.

-Откройте учебник с.32. Прочитайте название раздела.

-Почему про фразеологизмы мы будем говорить в разделе Красное словцо не ложь?

-Источники фразеологизмов различны. Одни пришли к нам из народной речи. В них

выразилась народная мудрость. Другие - из мифов и легенд, а третьи создали писатели и поэты.

-Прочитайте текст на с. 32.( вслух)

-Как вы понимаете смысл выделенного предложения?

- Какое слово помогает понять значение слова «мерило»?

- Прочитаем в толковом словаре

- В прямом или переносном значении употреблено это слово в предложении?

IV Физкультминутка

V Закрепление изученного.

— Кто видел гусей такими, как в песне?

-Точно об их характере сказано в старой книжке по домоводству: «Гусь — птица серьёзная, не

суетливая, исполненная достоинства, готовая постоять за себя».

-В самом деле, посмотрите на картинку на с.36, как чинно, неторопливо шествуют гуси с луга

домой. Надо перейти дорогу, по которой мчатся автомобили, — гуси делают это спокойно, без

паники, свойственной в этом случае, например, курам. И попробуйте подразнить гуся —

окажетесь в незавидном положении. Гусь считается злой птицей: если его чем-либо беспокоить,

дразнить, он шипит и больно щиплет клювом своего обидчика .Кормятся гуси летом

преимущественно травой, съедая за день её около двух килограммов. И к осени, к морозной

поре гусь нагуливает до пяти — восьми килограммов гусятины. Кроме того, высоко ценится

гусиный пух. Именно он обеспечивает птице непромокаемость: из-за жировой смазки оперенья

вода с гуся легко скатывается.

Было время, ценились и жёсткие перья гусей — ими писали. (слайд_

— Что означает выражение идти гуськом?

- Прочитайте текст упражнения 3. ( читают про себя)

- Найдите в тексте выделенные выражения.

- Как мы можем назвать эти выражения?

- Поработаем с таблицей на стр. 34 устно. К каждому толкованию подберите фразеологизм из

текста. (у детей распечатанные карточки с таблицей)

Работа в парах.

Намеренно вызывать раздражение, злобу у кого-либо - Дразнить гусей

Совершенно безразлично, никак не действует на кого – либо- Как с гуся вода

Человек, неожиданно проявивший себя с отрицательной стороны- Хорош гусь

- Проверка выполненной работы.

- Как называются выражения во втором столбике?

- Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и

шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее

будет ваша речь, точнее выражена мысль.

VI Применение новых знаний и умений1) Работа с индивидуальными карточками.

-Соедините фразеологизмы-синонимы

В двух шагах Капля в море

Водить за нос Как ветром сдуло

За тридевять недель Рукой подать

И был таков Обвести вокруг пальца

Кот наплакал На краю света

2) Продолжите фразеологизм: (слайд)

Голоден как ….

Хитёр как…

Надут ка…

Драчлив как…

Нем как…

Труслив как…

Упрям как…

(Волк, лиса, индюк, петух, рыба, заяц, осел) Можно предложить картинки изображения

животных и подставить к подходящему фразеологизму)

VII Итог

- С какими устойчивыми выражениями вы познакомились на уроке

-Для чего служат фразеологизмы в речи?

- Как узнать значение фразеологизмов, если оно вам неизвестно?

-Какие фразеологизмы вы запомнили? (называют)

VIII Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде.

Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1.

Я переливал из пустого в порожнее

2.

Я устал и вышел из себя

3.

Я работал, не покладая рук

4.

Я устал, но взял себя в руки

5.

Я смотрел на работу класса в оба глаза

6.

Всё, что я услышал на уроке, зарубил себе на носу.

IX Домашнее задание

С.35 упр.4,5



В раздел образования