Автор: Суходоева Оксана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Красное словцо не ложь.
Раздел: начальное образование
Урок русского родного языка 4 класс по учебнику: Русский родной язык 4 класс
Авторы: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, М.И. Кузнецова и др.
Тема: Красное словцо не ложь.
Цель: создать условия для принятия, сохранения и решения учебных задач обучающимися по
выделенным учителем ориентирам.
Задачи:
Предметные
дать понятие «фразеологизмы»,
формировать знания о фразеологических словарях русского языка;
уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения,
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
Личностные
осознавать лексическое богатство русского языка,
испытывать гордость за русский язык;
осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа;
формировать стремление к речевому самосовершенствованию;
развивать чувства любви и уважения к родному русскому языку как великому
ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
развивать интерес к познанию русского языка, языковой деятельности;
ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в
процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
Метапредметные
совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в
источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы
аргументов, анализ и редактирование текста).
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение
языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным
основаниям;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
Используемые методы: частично-поисковый.
I Мотивирование на учебную деятель-
I Мотивация на учебную деятельность
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем
II Актуализация знаний. Целеполагание.
- Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В
случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за
дело. В конечном счёте, вас ждёт успех!
- Ребята, а вам не кажется, что я употребила какие- то необычные выражения? Вам все слова и
выражения показались понятными и обычными?
-А как вы думаете, что я хотела вам сказать, используя эти выражения?
-Давайте попробуем объяснить, как вы понимаете смысл этих выражений.
( слайд)
Зарубить себе на носу – запоминать;
Работать засучив рукава - стараться;
Не падать духом - не унывать;
Возьмите себя в руки - работать старательно, внимательно.
- Вывод: На уроке мы должны запоминать, старательно работать, внимательно слушать
учителя, если что-то не получается-не унывать.
-Работать засучив рукава.( слайд)
Это будет девиз нашего урока. Всего 3 слова, а в низ заключен огромный нам понятный смысл.
-Как называются эти выражения?
-фразеологизмы-(на доску) Мы уже встречались с этим термином на уроках русского языка
-Сформулируйте тему урока.
-Поставьте задачи урока
Узнаем… Научимся… Применим… ( слайд)
III Изучение нового материала.
- У вас на столе лежат толковые словари школьника. ( если нет, то можно показать Толковый
словарь, вызвать 1 ученика, чтобы тот нашёл лексическое значение слова)
-Найдите лексическое значение слова фразеологизмы. ( зачитывают)
- Какую роль играют фразеологизмы?
( На слайде показать словари фразеологизмов)
-Точное значение этих выражений вы можете узнать в специальных словарях-фразеологизмов.
В учебнике русского языка 4 класса тоже есть такой словарь.
- Ещё не зная, что такое фразеологизмы, мы активно используем их в речи. Откуда взялось
слово фразеологизм?
Фразеологизм произошло от слова «фразеология» (от греческого «фразис» - выражение +
«логос» - наука, учение, слово) – раздел науки, который изучает устойчивые обороты,
сочетание слов.
В них нельзя заменить или пропустить какое- либо слово, иначе изменится смысл.
-Откройте учебник с.32. Прочитайте название раздела.
-Почему про фразеологизмы мы будем говорить в разделе Красное словцо не ложь?
-Источники фразеологизмов различны. Одни пришли к нам из народной речи. В них
выразилась народная мудрость. Другие - из мифов и легенд, а третьи создали писатели и поэты.
-Прочитайте текст на с. 32.( вслух)
-Как вы понимаете смысл выделенного предложения?
- Какое слово помогает понять значение слова «мерило»?
- Прочитаем в толковом словаре
- В прямом или переносном значении употреблено это слово в предложении?
IV Физкультминутка
V Закрепление изученного.
— Кто видел гусей такими, как в песне?
-Точно об их характере сказано в старой книжке по домоводству: «Гусь — птица серьёзная, не
суетливая, исполненная достоинства, готовая постоять за себя».
-В самом деле, посмотрите на картинку на с.36, как чинно, неторопливо шествуют гуси с луга
домой. Надо перейти дорогу, по которой мчатся автомобили, — гуси делают это спокойно, без
паники, свойственной в этом случае, например, курам. И попробуйте подразнить гуся —
окажетесь в незавидном положении. Гусь считается злой птицей: если его чем-либо беспокоить,
дразнить, он шипит и больно щиплет клювом своего обидчика .Кормятся гуси летом
преимущественно травой, съедая за день её около двух килограммов. И к осени, к морозной
поре гусь нагуливает до пяти — восьми килограммов гусятины. Кроме того, высоко ценится
гусиный пух. Именно он обеспечивает птице непромокаемость: из-за жировой смазки оперенья
вода с гуся легко скатывается.
Было время, ценились и жёсткие перья гусей — ими писали. (слайд_
— Что означает выражение идти гуськом?
- Прочитайте текст упражнения 3. ( читают про себя)
- Найдите в тексте выделенные выражения.
- Как мы можем назвать эти выражения?
- Поработаем с таблицей на стр. 34 устно. К каждому толкованию подберите фразеологизм из
текста. (у детей распечатанные карточки с таблицей)
Работа в парах.
Намеренно вызывать раздражение, злобу у кого-либо - Дразнить гусей
Совершенно безразлично, никак не действует на кого – либо- Как с гуся вода
Человек, неожиданно проявивший себя с отрицательной стороны- Хорош гусь
- Проверка выполненной работы.
- Как называются выражения во втором столбике?
- Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и
шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее
будет ваша речь, точнее выражена мысль.
VI Применение новых знаний и умений1) Работа с индивидуальными карточками.
-Соедините фразеологизмы-синонимы
В двух шагах Капля в море
Водить за нос Как ветром сдуло
За тридевять недель Рукой подать
И был таков Обвести вокруг пальца
Кот наплакал На краю света
2) Продолжите фразеологизм: (слайд)
Голоден как ….
Хитёр как…
Надут ка…
Драчлив как…
Нем как…
Труслив как…
Упрям как…
(Волк, лиса, индюк, петух, рыба, заяц, осел) Можно предложить картинки изображения
животных и подставить к подходящему фразеологизму)
VII Итог
- С какими устойчивыми выражениями вы познакомились на уроке
-Для чего служат фразеологизмы в речи?
- Как узнать значение фразеологизмов, если оно вам неизвестно?
-Какие фразеологизмы вы запомнили? (называют)
VIII Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде.
Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:
1.
Я переливал из пустого в порожнее
2.
Я устал и вышел из себя
3.
Я работал, не покладая рук
4.
Я устал, но взял себя в руки
5.
Я смотрел на работу класса в оба глаза
6.
Всё, что я услышал на уроке, зарубил себе на носу.
IX Домашнее задание
С.35 упр.4,5