Автор: Кожумратова Татьяна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 62"
Населённый пункт: г. Саратов, Ильинская площадь 1
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению
Тема: И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква "А"
Раздел: начальное образование
Конспект урока по литературное чтение
1 «В» класс / УМК «Школа России» /
Учитель. Кожумратова Т.В.
Тема. И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»
Цель. Познакомить учащихся с литературной сказкой
И. Токмаковой “Аля, Кляксич и буква “А”. Обучать выразительному
чтению с опорой на знаки препинания, понимать характер героев,
находить главную мысль текста, творческому пересказу. Развивать
творческое воображение, речь, память.
Планируемые результаты:
Предметные: умение читать вслух плавно по слогам и целыми
словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять
название произведения.
Личностные: наличие интереса к учебному труду; умение оценивать
свои поступки и поведение в школе и дома.
Метапредметные (критерии сформированности /оценки
компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные
связи между поступками героев, делить текст на части и составлять
картинный план.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу,
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации.
Коммуникативные: умение формулировать своё мнение и позицию,
учитывая мнения других людей.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
- Обратите внимание на гостей и им тоже улыбнитесь.
- А теперь настраиваемся на рабочий лад:
Громко прозвенел звонок
Начинается урок,
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Речевая разминка
1. Слоговая таблица (напечатана для каждого на листе А4)
- Начинаем наш урок с разминки. У вас на партах лежат слоговые
таблицы, которые вам хорошо знакомы.
- Читаем по вертикали т.е. сверху вниз. Читаем правильно,
выразительно, дружно и громко.
2. Чистоговорка (слайд)
- Теперь прочитаем все вместе чистоговорку. Произносим чётко,
проговаривая каждое слово.
- Что написано черным шрифтом – это читают мальчики
- Что написано красным шрифтом – читают девочки.
-- Молодцы! Справились с чистоговоркой.
III. Актуализация знаний
- Как называется раздел, который мы с вами изучаем?
Ответ. Раздел «Жили – были буквы»
- Вашему вниманию предлагаю обложки книг. Вам нужно
внимательно рассмотреть и назвать произведения, которые могут
войти в раздел «Жили – были книги»
Слайд
- Молодцы! Справились с заданием. Ещё одно для вас испытание.
Буквы поломались, остались только кусочки. Какие это буквы?
Нужно угадать букву и правильно её назвать.
Слайд
IV. Изучение нового материала
- Сегодня мы на уроке прочитаем произведение из раздела «Жили –
были буквы».
- Прочитайте имя, отчество и фамилию автора произведения.
Слайд
- Мы познакомимся с творчеством И. Токмаковой.
Ирина Петровна Токмакова - советская и российская детская
писательница, автор сказок, стихотворений и пьес для детей
дошкольного и школьного возраста, классических переводов из
английской и шведской народной поэзии. Лауреат Государственной
премии России за произведения для детей и юношества.
- Прочитайте название произведения.
Слайд
V. Первичное знакомство с текстом
- Я предлагаю вам внимательно прослушать отрывок аудиозаписи
произведения.
Включается аудиозапись (глава1)
- Понравилось ли вам произведение?
- Можно ли это произведение назвать сказкой? Почему?
Ответ. Неживые объекты: буквы, Кляксич - разговаривают.
- Да, всё верно. Это сказка. У сказки есть автор, такая сказка
называется авторская, или литературная.
Произведение И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А» -
литературная сказка.
- Назовите главных героев сказки.
Ответ. Девочка Аля, Кляксич и буква «А»
VI. Физминутка
VII. Работа с учебником. Литературное чтение с. 12 – 13
- Давайте вернёмся к нашему тексту и прочитаем его.
Чтение текста
7.1. Словарная работа
- Все ли слова были вам понятны?
- Знаете ли вы, что такое клякса?
Ответ. Клякса – чернильное пятно на бумаге. Слайд.
7.2. Выборочное чтение
- Легко ли давалось письмо Але? Найдите фрагмент, описывающий
причину неудачи девочки.
Ответ. Но буквы не слушались. Они падали. Менялись местами.
Точно они все друг с другом перессорились. Ну просто наказание!
- Какой вы себе представили девочку Алю?
Ответ. Она очень старательная.
- Найдите в тексте предложение, подтверждающее то, что девочка
старательная.
Ответ. Она очень старалась написать хорошо.
- Почему так взволнована буква «А»?
- Кто поссорил буквы? Прочитайте соответствующий фрагмент
Ответ. Да Кляксич же! – воскликнула буква «А». – Он ссорит буквы
друг с другом.
- Как вы представляете себе Кляксича? Опишите его. Какой он?
Ответ. Коварный, хитрый.
7.3. Чтение по ролям
- Давайте попробуем составить словесный портрет героев сказки.
- Можем ли мы назвать Алю прилежной?
Ответ. Да.
- Да, верно наша Аля прилежная. А ещё какая она?
Ответ. Старательная.
- А что вы можете сказать о букве «А»?
Ответ. Буква «А» - добрая, справедливая
- Кто же является отрицательным героем сказки?
Ответ. Кляксич.
- Он у нас коварный и хитрый.
- Мы знаем характер каждого героя и давайте попробуем разыграть
по ролям.
Слова автора будет читать – Уварова Анастасия
Девочка Аля – Большакова Клара
Буква «А» - Федотенкова Ксения
- Молодцы! Спасибо!
7.4. Составление картинного плана деление текста на части
- Вот мы с вами прослушали, прочитали несколько раз сказку.
Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки? Чему она нас
учит?
Ответ. Не сдаваться ни перед какими трудностями, не бояться
приходить на выручку другим, не опускать руки. Главная мысль в
том, что все буквы нужны, без них ничего не напишешь, даже
обычное письмо маме. Писать нужно чисто и аккуратно, тогда у
Кляксича не будет ни единого шанса пробраться в вашу тетрадку.
- Выяснили мы главную мысль сказки. Теперь нам нужно составить
план сказки. Вы видите на доске 3 иллюстрации. Эти иллюстрации
нужно расположить в порядке изложения текста.
- Следующий этап работы – это деление текста на части согласно
иллюстрации. Первая часть у нас, где девочка Аля пишет письмо
маме. Найдите и зачитайте этот фрагмент.
Ответ. Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать
хорошо, но буквы не слушались. Они падали, менялись местами,
точно они все друг с другом перессорились, Ну просто наказание!
- Это первая часть нашего плана. Нам нужно озаглавить эту часть
один словом или предложением.
Ответ. Письмо маме.
- Найдите в тексте вторую часть плана. Дайте название заголовка.
Ответ. Буква «А».
- Прочитайте заключительную часть сказки. Какое название подходит
для 3 части?
Ответ. Кляксич
- Мы прослушали 1 главу сказку и прочитали эту главу в сокращении.
Заинтересовал ли вас сюжет этой сказки?
- Сюжет сказки увлекательный. Здесь возникают такие вопросы:
Как могут развернуться события в сказке?
Будет ли побеждён Кляксич?
Кто поможет его победить?
- Вот чтобы получить ответы на все эти вопросы, нужно прочитать
полную версию сказки И.П. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А».
VIII. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Мы должны подвести итог нашего
занятия
- С какой сказкой мы познакомились?
- Кто автор этой сказки?
- Оцени свои действия на уроке с помощью таблицы