Напоминание

И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква "А"


Автор: Кожумратова Татьяна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 62"
Населённый пункт: г. Саратов, Ильинская площадь 1
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению
Тема: И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква "А"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока по литературное чтение

1 «В» класс / УМК «Школа России» /

Учитель. Кожумратова Т.В.

Тема. И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»

Цель. Познакомить учащихся с литературной сказкой

И. Токмаковой “Аля, Кляксич и буква “А”. Обучать выразительному

чтению с опорой на знаки препинания, понимать характер героев,

находить главную мысль текста, творческому пересказу. Развивать

творческое воображение, речь, память.

Планируемые результаты:

Предметные: умение читать вслух плавно по слогам и целыми

словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять

название произведения.

Личностные: наличие интереса к учебному труду; умение оценивать

свои поступки и поведение в школе и дома.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки

компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные

связи между поступками героев, делить текст на части и составлять

картинный план.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации.

Коммуникативные: умение формулировать своё мнение и позицию,

учитывая мнения других людей.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

- Обратите внимание на гостей и им тоже улыбнитесь.

- А теперь настраиваемся на рабочий лад:

Громко прозвенел звонок

Начинается урок,

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II. Речевая разминка

1. Слоговая таблица (напечатана для каждого на листе А4)

- Начинаем наш урок с разминки. У вас на партах лежат слоговые

таблицы, которые вам хорошо знакомы.

- Читаем по вертикали т.е. сверху вниз. Читаем правильно,

выразительно, дружно и громко.

2. Чистоговорка (слайд)

- Теперь прочитаем все вместе чистоговорку. Произносим чётко,

проговаривая каждое слово.

- Что написано черным шрифтом – это читают мальчики

- Что написано красным шрифтом – читают девочки.

-- Молодцы! Справились с чистоговоркой.

III. Актуализация знаний

- Как называется раздел, который мы с вами изучаем?

Ответ. Раздел «Жили – были буквы»

- Вашему вниманию предлагаю обложки книг. Вам нужно

внимательно рассмотреть и назвать произведения, которые могут

войти в раздел «Жили – были книги»

Слайд

- Молодцы! Справились с заданием. Ещё одно для вас испытание.

Буквы поломались, остались только кусочки. Какие это буквы?

Нужно угадать букву и правильно её назвать.

Слайд

IV. Изучение нового материала

- Сегодня мы на уроке прочитаем произведение из раздела «Жили –

были буквы».

- Прочитайте имя, отчество и фамилию автора произведения.

Слайд

- Мы познакомимся с творчеством И. Токмаковой.

Ирина Петровна Токмакова - советская и российская детская

писательница, автор сказок, стихотворений и пьес для детей

дошкольного и школьного возраста, классических переводов из

английской и шведской народной поэзии. Лауреат Государственной

премии России за произведения для детей и юношества.

- Прочитайте название произведения.

Слайд

V. Первичное знакомство с текстом

- Я предлагаю вам внимательно прослушать отрывок аудиозаписи

произведения.

Включается аудиозапись (глава1)

- Понравилось ли вам произведение?

- Можно ли это произведение назвать сказкой? Почему?

Ответ. Неживые объекты: буквы, Кляксич - разговаривают.

- Да, всё верно. Это сказка. У сказки есть автор, такая сказка

называется авторская, или литературная.

Произведение И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А» -

литературная сказка.

- Назовите главных героев сказки.

Ответ. Девочка Аля, Кляксич и буква «А»

VI. Физминутка

VII. Работа с учебником. Литературное чтение с. 12 – 13

- Давайте вернёмся к нашему тексту и прочитаем его.

Чтение текста

7.1. Словарная работа

- Все ли слова были вам понятны?

- Знаете ли вы, что такое клякса?

Ответ. Клякса – чернильное пятно на бумаге. Слайд.

7.2. Выборочное чтение

- Легко ли давалось письмо Але? Найдите фрагмент, описывающий

причину неудачи девочки.

Ответ. Но буквы не слушались. Они падали. Менялись местами.

Точно они все друг с другом перессорились. Ну просто наказание!

- Какой вы себе представили девочку Алю?

Ответ. Она очень старательная.

- Найдите в тексте предложение, подтверждающее то, что девочка

старательная.

Ответ. Она очень старалась написать хорошо.

- Почему так взволнована буква «А»?

- Кто поссорил буквы? Прочитайте соответствующий фрагмент

Ответ. Да Кляксич же! – воскликнула буква «А». – Он ссорит буквы

друг с другом.

- Как вы представляете себе Кляксича? Опишите его. Какой он?

Ответ. Коварный, хитрый.

7.3. Чтение по ролям

- Давайте попробуем составить словесный портрет героев сказки.

- Можем ли мы назвать Алю прилежной?

Ответ. Да.

- Да, верно наша Аля прилежная. А ещё какая она?

Ответ. Старательная.

- А что вы можете сказать о букве «А»?

Ответ. Буква «А» - добрая, справедливая

- Кто же является отрицательным героем сказки?

Ответ. Кляксич.

- Он у нас коварный и хитрый.

- Мы знаем характер каждого героя и давайте попробуем разыграть

по ролям.

Слова автора будет читать – Уварова Анастасия

Девочка Аля – Большакова Клара

Буква «А» - Федотенкова Ксения

- Молодцы! Спасибо!

7.4. Составление картинного плана деление текста на части

- Вот мы с вами прослушали, прочитали несколько раз сказку.

Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки? Чему она нас

учит?

Ответ. Не сдаваться ни перед какими трудностями, не бояться

приходить на выручку другим, не опускать руки. Главная мысль в

том, что все буквы нужны, без них ничего не напишешь, даже

обычное письмо маме. Писать нужно чисто и аккуратно, тогда у

Кляксича не будет ни единого шанса пробраться в вашу тетрадку.

- Выяснили мы главную мысль сказки. Теперь нам нужно составить

план сказки. Вы видите на доске 3 иллюстрации. Эти иллюстрации

нужно расположить в порядке изложения текста.

- Следующий этап работы – это деление текста на части согласно

иллюстрации. Первая часть у нас, где девочка Аля пишет письмо

маме. Найдите и зачитайте этот фрагмент.

Ответ. Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать

хорошо, но буквы не слушались. Они падали, менялись местами,

точно они все друг с другом перессорились, Ну просто наказание!

- Это первая часть нашего плана. Нам нужно озаглавить эту часть

один словом или предложением.

Ответ. Письмо маме.

- Найдите в тексте вторую часть плана. Дайте название заголовка.

Ответ. Буква «А».

- Прочитайте заключительную часть сказки. Какое название подходит

для 3 части?

Ответ. Кляксич

- Мы прослушали 1 главу сказку и прочитали эту главу в сокращении.

Заинтересовал ли вас сюжет этой сказки?

- Сюжет сказки увлекательный. Здесь возникают такие вопросы:

Как могут развернуться события в сказке?

Будет ли побеждён Кляксич?

Кто поможет его победить?

- Вот чтобы получить ответы на все эти вопросы, нужно прочитать

полную версию сказки И.П. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А».

VIII. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Мы должны подвести итог нашего

занятия

- С какой сказкой мы познакомились?

- Кто автор этой сказки?

- Оцени свои действия на уроке с помощью таблицы



В раздел образования