Напоминание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СИТУАЦИИ УСПЕХА


Автор: Биякаева Азиза Хасаналиевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт»
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Научная статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СИТУАЦИИ УСПЕХА
Раздел: высшее образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ В

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА СИТУАЦИИ УСПЕХА

Аннотация: в статье раскрывается сущность понятия «ситуация успеха

в учебной деятельности», выявлены особенности создания ситуации успеха в

учебной деятельности младших школьников, представлены психолого-

педагогические условия создания в учебной деятельности детей младшего

школьного возраста ситуации успеха.

Ключевые слова:

младший школьный возраст, прием, ситуация

успеха, условие, учебная деятельность.

Создание в учебной деятельности детей младшего школьного возраста

ситуации успеха является одной из центральных проблем современной

начальной школы. Особую важность имеет вопрос о создании в учебной

деятельности ситуации успеха именно на начальной ступени обучения, так

как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться,

закладываются в младшем школьном возрасте.

В

младшем

школьном

возрасте

личность

ребенка

активно

формируется. Учебная деятельность является ведущим видом деятельности

[1].

По мнению Л. Петерсон, младший школьный возраст благоприятен для

создания ситуации успеха обучающихся в учебной деятельности [4].

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое

целенаправленное,

организованное

сочетание

условий,

при

которых

создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как

отдельно взятой личности обучающегося, так и ученического коллектива в

целом. На уроке и во внеурочной деятельности создаются ситуации успеха,

условия для развития личности ученика, развития мотивации личности к

познанию

и

творчеству,

обеспечения

эмоционального

благополучия

учащегося, приобщения их к общечеловеческим ценностям [3].

К эффективному способу создания в учебной деятельности ситуации

успеха в младшем школьном возрасте относится создание педагогом

соответствующих психолого-педагогических условий:

– организация дифференцированного обучения с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей обучающихся, способствующего раскрытию

их умственных возможностей, формированию позитивного отношения к

учебной деятельности и удовлетворенности ею;

– применение в учебном процессе коллективных форм обучения с

целью формирования у младших школьников способности к учебному

действию и учебной мотивации;

– использование технологических операций создания ситуаций успеха

на уроках, развивающих у обучающихся готовность к учебной деятельности

и внутреннюю позицию школьника (доброжелательный психологический

климат, занятия, формирующие адекватную самооценку, и мотивирующие на

получение знаний).

При организации дифференцированного обучения с учетом возрастных

и

индивидуальных

особенностей

обучающихся,

способствующего

раскрытию их умственных возможностей, формированию позитивного

отношения к учебной деятельности и удовлетворенности ею, задача учителя

состоит

в

том,

чтобы

дать

возможность

учащимся

проявить

свою

индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить

уверенность в свои силы.

На

уроках

целесообразно

применять

дифференциацию

учебных

заданий. Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем

творчества, объемом. Ученики сами определяют какой вариант будут

выполнять. Возможно применение игровых приемов, с помощью которых

задается уровень сложности задания [5].

Применение в учебном процессе коллективных форм обучения с целью

формирования у младших школьников способности к учебному действию и

учебной мотивации также является важным условием создания в учебной

деятельности ситуации успеха.

Часть

обучающихся

класса

нередко

чувствуют

неуверенность

в

собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре

постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность

справиться с заданием успешно.

Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет

педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации

коммуникативных потребностей учеников, повышает учебную мотивацию у

младших школьников.

Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые в

педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного

состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (5-7

человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется

общая для всего класса работа) [2].

Также в процессе создания в учебной деятельности детей младшего

школьного возраста ситуации успеха эффективен коллективный метод

обучения – проектный.

Проектный метод, который является такой технологией педагогики,

которая ориентирована на изучение и обретение новых знаний и умений, а не

на сам факт их обретения. По сути, это некая творческая работа,

самостоятельно

осуществляемая

учениками,

но

под

внимательным

присмотром учителя, к примеру – проект «Город моего будущего», «Улица

моей мечты», «В гостях у сказки» и т.д. [3].

Такой метод позволяет развить в ребенке способность активно

выражать и отстаивать собственную позицию, работать в команде и в

коллективе, проявлять инициативу, нарабатывать навык коммуникации,

повышать уверенность в своих силах.

Эффективным

педагогическим

условием

создания

в

учебной

деятельности ситуации успеха является использования технологических

операций создания ситуаций успеха на уроках, развивающих у обучающихся

готовность к учебной деятельности и внутреннюю позицию школьника

(доброжелательный

психологический

климат,

занятия,

формирующие

адекватную самооценку, и мотивирующие на получение знаний).

Технологические операции создания ситуаций успеха

на уроках и во

внеурочной деятельности:

1.

Доброжелательность окружающих: улыбка, добрые взгляды,

внимание друг к другу, интерес ко всем, вежливость, расположение, мягкие

жесты.

2.

Устранение страха – помогает преодолеть неуверенность в

собственных силах, робость, страх перед самой работой и вокруг своего

отзывов. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»,

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»,

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

3.

Метод демонстрации мотивации учащемуся – то есть конечный

результат, которого они достигли в выполняемой деятельности, а также ее

полезность для самого ученика и для окружающих его людях – неважно,

взрослых или сверстников.

4. Метод принятия мер или выполнения определенных задач с

помощью педагогики внушения. Например, фразами «Хочется поскорее

увидеть результат твоей работы по …», «нам уже не терпится начать работу

над …» и так далее.

5. Метод личной исключительности ребенка. Он используется в

соответствии с предыдущим методом, но для демонстрации важности

ребенка в определенной деятельности посредством использования приемов

повышения самооценки «Только ты и мог бы…», «Только тебе я и могу

доверить…», и так далее.

6. Периодическая психологическая поддержка от учителя через

небольшие реплики или использование жестов и мимики.

7. Метод авансирования, когда учитель выражает явное убеждение в

том, что ученик успешно выполнил возложенную на него задачу, что, в свою

очередь, дает убежденность в этом уже самому ребенку.

8.

Метод

скрытого

инструктирования.

Не

прибегая

к

прямым

указаниям, как и что делать в рамках определенной задачи, учитель с

помощью некоторых выражений «направляет» ребенка на правильный путь,

решая его проблему, и подсказывают лучший путь или действие. Примеры

фраз – «Не забудьте о… во время выполнения задачи», «Лучше всего начать

с…».

9. Метод оценки деталей. Используется для оценивания результата не в

общем плане, а выделяя какую-либо успешно выполненную его часть [4].

Таким образом, ситуация успеха – это такое целенаправленное,

организованное сочетание условий, при которых создается возможность

достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой

личности обучающегося, так и ученического коллектива в целом. К

эффективным психолого-педагогическим условиям создания в учебной

деятельности

детей

младшего

школьного

возраста

ситуации

успеха,

относятся: организация дифференцированного обучения с учетом возрастных

и

индивидуальных

особенностей

обучающихся,

способствующего

раскрытию их умственных возможностей, формированию позитивного

отношения к учебной деятельности и удовлетворенности ею; применение в

учебном процессе коллективных форм обучения с целью формирования у

младших школьников способности к учебному действию и учебной

мотивации; использование технологических операций создания ситуаций

успеха на уроках, развивающих у обучающихся готовность к учебной

деятельности

и

внутреннюю

позицию

школьника

(доброжелательный

психологический климат, занятия, формирующие адекватную самооценку, и

мотивирующие на получение знаний).

Список литературы

1.

Асмолов А.Г. Системно–деятельностный подход к разработке

стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – №4. – С.18–22.

2.

Кошелева М.М. Методы и формы индивидуализации учебной

работы в формировании навыков учебной деятельности // Гуманитарный

трактат. – 2018. – № 21. – С. 4-9.

3.

Митичева Т.И. Создание ситуации успеха у школьников во

внеучебной деятельности //Альманах современной науки и образования. –

2015. – № 5 (95). – С.129-131.

4.

Петерсон

Л.

Мотивация

и

самоопределение

в

учебной

деятельности. – М.: Ювента, 2013. – 845 c.

5.

Субботкина М.И. Ситуация успеха на уроке как средство

развития УУД у учащихся начальной школы // Вестник Тамбовского

университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 9 (149). – С.73-79.



В раздел образования