Автор: Биякаева Азиза Хасаналиевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт»
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Научная статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СИТУАЦИИ УСПЕХА
Раздел: высшее образование
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ В
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СИТУАЦИИ УСПЕХА
Аннотация: в статье раскрывается сущность понятия «ситуация успеха
в учебной деятельности», выявлены особенности создания ситуации успеха в
учебной деятельности младших школьников, представлены психолого-
педагогические условия создания в учебной деятельности детей младшего
школьного возраста ситуации успеха.
Ключевые слова:
младший школьный возраст, прием, ситуация
успеха, условие, учебная деятельность.
Создание в учебной деятельности детей младшего школьного возраста
ситуации успеха является одной из центральных проблем современной
начальной школы. Особую важность имеет вопрос о создании в учебной
деятельности ситуации успеха именно на начальной ступени обучения, так
как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться,
закладываются в младшем школьном возрасте.
В
младшем
школьном
возрасте
личность
ребенка
активно
формируется. Учебная деятельность является ведущим видом деятельности
[1].
По мнению Л. Петерсон, младший школьный возраст благоприятен для
создания ситуации успеха обучающихся в учебной деятельности [4].
С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое
целенаправленное,
организованное
сочетание
условий,
при
которых
создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как
отдельно взятой личности обучающегося, так и ученического коллектива в
целом. На уроке и во внеурочной деятельности создаются ситуации успеха,
условия для развития личности ученика, развития мотивации личности к
познанию
и
творчеству,
обеспечения
эмоционального
благополучия
учащегося, приобщения их к общечеловеческим ценностям [3].
К эффективному способу создания в учебной деятельности ситуации
успеха в младшем школьном возрасте относится создание педагогом
соответствующих психолого-педагогических условий:
– организация дифференцированного обучения с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся, способствующего раскрытию
их умственных возможностей, формированию позитивного отношения к
учебной деятельности и удовлетворенности ею;
– применение в учебном процессе коллективных форм обучения с
целью формирования у младших школьников способности к учебному
действию и учебной мотивации;
– использование технологических операций создания ситуаций успеха
на уроках, развивающих у обучающихся готовность к учебной деятельности
и внутреннюю позицию школьника (доброжелательный психологический
климат, занятия, формирующие адекватную самооценку, и мотивирующие на
получение знаний).
При организации дифференцированного обучения с учетом возрастных
и
индивидуальных
особенностей
обучающихся,
способствующего
раскрытию их умственных возможностей, формированию позитивного
отношения к учебной деятельности и удовлетворенности ею, задача учителя
состоит
в
том,
чтобы
дать
возможность
учащимся
проявить
свою
индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить
уверенность в свои силы.
На
уроках
целесообразно
применять
дифференциацию
учебных
заданий. Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем
творчества, объемом. Ученики сами определяют какой вариант будут
выполнять. Возможно применение игровых приемов, с помощью которых
задается уровень сложности задания [5].
Применение в учебном процессе коллективных форм обучения с целью
формирования у младших школьников способности к учебному действию и
учебной мотивации также является важным условием создания в учебной
деятельности ситуации успеха.
Часть
обучающихся
класса
нередко
чувствуют
неуверенность
в
собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре
постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность
справиться с заданием успешно.
Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет
педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации
коммуникативных потребностей учеников, повышает учебную мотивацию у
младших школьников.
Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые в
педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного
состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (5-7
человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется
общая для всего класса работа) [2].
Также в процессе создания в учебной деятельности детей младшего
школьного возраста ситуации успеха эффективен коллективный метод
обучения – проектный.
Проектный метод, который является такой технологией педагогики,
которая ориентирована на изучение и обретение новых знаний и умений, а не
на сам факт их обретения. По сути, это некая творческая работа,
самостоятельно
осуществляемая
учениками,
но
под
внимательным
присмотром учителя, к примеру – проект «Город моего будущего», «Улица
моей мечты», «В гостях у сказки» и т.д. [3].
Такой метод позволяет развить в ребенке способность активно
выражать и отстаивать собственную позицию, работать в команде и в
коллективе, проявлять инициативу, нарабатывать навык коммуникации,
повышать уверенность в своих силах.
Эффективным
педагогическим
условием
создания
в
учебной
деятельности ситуации успеха является использования технологических
операций создания ситуаций успеха на уроках, развивающих у обучающихся
готовность к учебной деятельности и внутреннюю позицию школьника
(доброжелательный
психологический
климат,
занятия,
формирующие
адекватную самооценку, и мотивирующие на получение знаний).
Технологические операции создания ситуаций успеха
на уроках и во
внеурочной деятельности:
1.
Доброжелательность окружающих: улыбка, добрые взгляды,
внимание друг к другу, интерес ко всем, вежливость, расположение, мягкие
жесты.
2.
Устранение страха – помогает преодолеть неуверенность в
собственных силах, робость, страх перед самой работой и вокруг своего
отзывов. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»,
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»,
«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
3.
Метод демонстрации мотивации учащемуся – то есть конечный
результат, которого они достигли в выполняемой деятельности, а также ее
полезность для самого ученика и для окружающих его людях – неважно,
взрослых или сверстников.
4. Метод принятия мер или выполнения определенных задач с
помощью педагогики внушения. Например, фразами «Хочется поскорее
увидеть результат твоей работы по …», «нам уже не терпится начать работу
над …» и так далее.
5. Метод личной исключительности ребенка. Он используется в
соответствии с предыдущим методом, но для демонстрации важности
ребенка в определенной деятельности посредством использования приемов
повышения самооценки «Только ты и мог бы…», «Только тебе я и могу
доверить…», и так далее.
6. Периодическая психологическая поддержка от учителя через
небольшие реплики или использование жестов и мимики.
7. Метод авансирования, когда учитель выражает явное убеждение в
том, что ученик успешно выполнил возложенную на него задачу, что, в свою
очередь, дает убежденность в этом уже самому ребенку.
8.
Метод
скрытого
инструктирования.
Не
прибегая
к
прямым
указаниям, как и что делать в рамках определенной задачи, учитель с
помощью некоторых выражений «направляет» ребенка на правильный путь,
решая его проблему, и подсказывают лучший путь или действие. Примеры
фраз – «Не забудьте о… во время выполнения задачи», «Лучше всего начать
с…».
9. Метод оценки деталей. Используется для оценивания результата не в
общем плане, а выделяя какую-либо успешно выполненную его часть [4].
Таким образом, ситуация успеха – это такое целенаправленное,
организованное сочетание условий, при которых создается возможность
достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой
личности обучающегося, так и ученического коллектива в целом. К
эффективным психолого-педагогическим условиям создания в учебной
деятельности
детей
младшего
школьного
возраста
ситуации
успеха,
относятся: организация дифференцированного обучения с учетом возрастных
и
индивидуальных
особенностей
обучающихся,
способствующего
раскрытию их умственных возможностей, формированию позитивного
отношения к учебной деятельности и удовлетворенности ею; применение в
учебном процессе коллективных форм обучения с целью формирования у
младших школьников способности к учебному действию и учебной
мотивации; использование технологических операций создания ситуаций
успеха на уроках, развивающих у обучающихся готовность к учебной
деятельности
и
внутреннюю
позицию
школьника
(доброжелательный
психологический климат, занятия, формирующие адекватную самооценку, и
мотивирующие на получение знаний).
Список литературы
1.
Асмолов А.Г. Системно–деятельностный подход к разработке
стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – №4. – С.18–22.
2.
Кошелева М.М. Методы и формы индивидуализации учебной
работы в формировании навыков учебной деятельности // Гуманитарный
трактат. – 2018. – № 21. – С. 4-9.
3.
Митичева Т.И. Создание ситуации успеха у школьников во
внеучебной деятельности //Альманах современной науки и образования. –
2015. – № 5 (95). – С.129-131.
4.
Петерсон
Л.
Мотивация
и
самоопределение
в
учебной
деятельности. – М.: Ювента, 2013. – 845 c.
5.
Субботкина М.И. Ситуация успеха на уроке как средство
развития УУД у учащихся начальной школы // Вестник Тамбовского
университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 9 (149). – С.73-79.