Автор: Царева Зинаида Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Разработка и внедрение образовательной программы
Тема: "Психология развития" Цикл занятий для первоклассников
Раздел: дополнительное образование
ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ".
Цикл занятий для первоклассников
Педагог-психолог: Царева З.В.
ПРОГРАММА КУРСА
В структуре каждого занятия выделяются следующие
элементы:
Ритуал приветствия
Разминка с применением игр на внимание, память, кругозор,
моторную ловкость.
Основное содержание занятия с применением элементов
гимнастики и физкультминуток
Ритуал прощания.
Занятие 1.
Игра “Земля - вода - огонь - воздух” [4].
Основная часть:
Графический диктант (собачка).
Игра-считалка.
Группировка (по карточкам). Объединить в
группы и дать название этим группам.
Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Цель. Развитие внимательности.
Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит
ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих,
произнося при этом из 4-х слов: земля, вода, воздух, огонь.
Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч,
должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое
животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием
какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» - название птицы. При
слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро
повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч
возвращается водящему.
Занятие 2.
Упражнение: “Пальчики здороваются”.
Основная часть:
Кто лишний? (По карточкам)
Упражнение-разминка: “Плечо с ухом
здороваются”.
Игра-считалка.
Занятие 3.
Игра “Земля - вода - огонь- воздух”.
Основная часть:
Нелепицы.
Заполни стаканчики (Задание: закрасить каждый
второй).
Тест “Срисовывание образцов”
Гимнастика для глаз.
Занятие 4.
Танцевальные шаги (шаг вправо, левую ногу
приставить, хлопок, шаг влево, правую ногу
приставить, хлопок, аналогично вперед- назад).
Основная часть:
Найди сходства (что общего между кошкой и собакой,
мячом и солнцем и т.д и т.п).
Гимнастика для рук (фортепьяно).
Игра “Земля - вода - огонь - воздух”.
Занятие 5.
Упражнение “Гусь”. Руки резко поднять - опустить
на 8 счетов.
Попеременно скрещивать перед грудью (8 счетов).
Вращение вперед-назад на 8 счетов.
Основная часть:
Таблица Шульте. Выполняется в виде соревнований
в парах. Кто быстрее.
Зрительный диктант [1].
Занятие 6.
Упражнения “Фортепьяно”, “Пальчики здороваются”.
Основная часть:
Игра-составь загадку: Что лишнее?
Пример: кастрюля, сковорода, стул, чайник.
Каждый придумывает загадку соседу, а тот ее
отгадывает и объясняет.
Задание на логическое мышление “Точки, снежинки,
палочки” [4].
Занятие 7.
Упражнение “Шарик”.
Надуваем быстро шарик. Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел - стал он тонкий и худой.
Основная часть:
Игра “Что изменилось?” (По карточкам или с игрушками).
Игра “Чего не достает?”
Игра “Зеркало”. Встав друг против друга, сначала один
повторяет все движения за другим, потом меняются.
Занятие 8.
Упражнение “Земля - вода - огонь - воздух”.
Основная часть.
Найди различия (каждому выдается пара картинок с идентичным
изображением, но с некоторыми различиями)
Зашумленная картинка (посмотри внимательно и запиши в тетрадь то,
что видишь)
Игра “Считалка”. Все стоят в кругу и держатся за руки, повторяя стишок:
Раз, два ,три, четыре, пять
Начинаем мы играть
На меня вы посмотрите
И как надо покажите.
Ведущий может назвать одну часть тела, а показать другую. Ребятам
нужно показать, то, что назвали.
Занятие 9.
Игра-считалка.
Основная часть:
Работа со счетными палочками.
Задание: сложи квадрат, треугольник, очки, мельницу,
бабочку, прямоугольник, звезду, рыбку, лодку, мост, машину,
ракету, пароход, танк, лопату, грибок, забор и зарисуй в
тетрадь то, что получилось.
Сложите рожицу (групповая работа по три человека).
Обсуждение: у кого интереснее, почему?
Игра “Зеркало”.
Занятие 10. Срезовый контроль.
Основная цель - исследование динамики развития ВПФ.
Задание 1. Графический диктант.
Задание 2. Диагностика внимания.
6-3
2-5-9
8-4-9-3
9-7-8-5-2
3-6-7-1-9-4
Упражнение “Гусь”.
Зрительный диктант (показываются картинки, а ученик должен нарисовать то,
что запомнил.
Задание: Продолжи закономерность (продолжи забор).
Занятие 11.
Игра-считалка.
Основная часть:
Запомните пары слов.
Полка-окно, дерево-стакан, яблоко-ворона, книга-
трава, животное-сумка, лето-тетрадь.
Я буду вам говорить первое слово, а вы вспомните, и
запишите, какое слово было с ним в паре?
Упражнение “Танцевальные шаги”.
Занятие 12.
Упражнение считалка.
Основная часть:
Вы будете сейчас на карандаш мысленно накручивать, как
гирлянду, слова. Запомните, как они располагались и
повторите.
Эти слова - ремень, кольцо, жук, машина, груша, ведро,
песня.
Упражнение “Гусь”.
Запутанные дорожки [1].
Занятие 13.
Игра “Земля - вода огонь- воздух”.
Основная часть:
Загадка:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Белочка приготовила вам задачку:
В первом дупле - гриб, гриб, гриб, желудь;
Во втором дупле - гриб, гриб, желудь, желудь;
В третьем дупле - гриб, желудь, желудь, желудь.
В своих тетрадях нарисуйте, что будет у белочки спрятано в четвертом дупле?
Упражнение “Шарик”.
Занятие 14.
Игра-считалка.
Основная часть:
Решение логических задач [1].
Упражнение “Гусь”.
Занятие 15.
Игра “ Земля - вода - огонь - воздух”.
Основная часть:
Задание: продолжи закономерность [1].
Упражнение: танцевальный шаг.
Методика “Последовательность событий” (по серии
картинок составить рассказ).
Занятие 16.
Игра-считалка.
Основная часть:
Сравнение понятий: что общего, чем отличаются?
Загадки: (напиши ответ в тетрадь)
1.
Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака)
2.
На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами
открываются (Глаза)
3.
У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (Восемь)
4.
Два отца и два сына нашли три апельсина и поделили поровну,
каждому досталось по целому. Как? (Дед, отец, сын)
Занятие 17.
Игра-считалка.
Основная часть: Группировка.
Солнце
Тополь
Чашка
Заяц
Луна
Шапка
Медведь
Сосна
Ложка
Юбка
Липа
Блюдце
Звезда
Лиса
Платье
Небо
Елка
Белка
Кружка
Кофта
Упражнение “Шарик”.
Занятие 18.
Упражнение-считалка.
Основная часть:
Предметная классификация.
Разложите на пять групп, подходящие к подходящим.
Яблоко
Диван
Коза
Лошадь
Стол
Ребенок
Велосипед
Телега
Сливы
Женщина
Пароход
Шкаф
Собака
Арбуз
Моряк
Этажерка
Кузнец
Кошка
Самолет
Груша
Занятие 19.
Упражнение “Танцевальные шаги”.
Основная часть:
Ассоциации: отвечайте на каждое слово любым
другим, пришедшим в голову. Запишите его в
тетрадь.
Упражнение “Шарик”.
Занятие 20.
Срезовый контроль.
Задание1.
Послушай, запомни, напиши.
386
3417
84239
382174
5174238
Посмотри, запомни,
напиши
612
6158
52186
796483
9852163
Послушай и запиши в
обратном порядке
63
259
4893
97852
367194
Продолжи ряд, напиши следующие 2 цифры каждого ряда.
2 3 4 5 6 7 _ _
9 8 7 6 5 4 _ _
3 5 7 9 11 13 _ _
44 55 66 _ _
1 4 7 10 13 16 _ _
40 35 30 25 20 _ _
30 26 22 18 14 10 _ _
Занятие 21, 22.
Упражнение “Гусь”.
Основная часть:
Работа по МЭДИС (методике экспресс-диагностики
интеллектуального развития).
Занятия 23, 24. Итоговый контроль.
Цель: Исследование развития мыслительных
процессов, сравнительный анализ полученных
результатов.
Бланк заданий (тест Амтхауэра, детский вариант;
числовые ряды).
Литература
1. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998.
2. Битянова М.Р. Азарова Т.В. Афанасьева Е.И. Васильев Н.Л. Работа психолога
в начальной школе. М., 2001.
3. Битянова М.Р. Профессия школьник. М., 2000
3. Готовность к школе: развивающие программы // Под. ред. И.В. Дубровиной.
М., 2001.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
5. Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной
школе.М., 2004.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2001.
7. Практическая психология образования. // Под. ред. И.В. Дубровиной М., 1998.
8. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей
детей. М., 1998.
9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-Пб., 2000.
Спасибо за внимание !