Напоминание

"Психология развития" Цикл занятий для первоклассников


Автор: Царева Зинаида Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Разработка и внедрение образовательной программы
Тема: "Психология развития" Цикл занятий для первоклассников
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ".

Цикл занятий для первоклассников

Педагог-психолог: Царева З.В.

ПРОГРАММА КУРСА

В структуре каждого занятия выделяются следующие

элементы:

Ритуал приветствия

Разминка с применением игр на внимание, память, кругозор,

моторную ловкость.

Основное содержание занятия с применением элементов

гимнастики и физкультминуток

Ритуал прощания.

Занятие 1.

Игра “Земля - вода - огонь - воздух” [4].

Основная часть:

Графический диктант (собачка).

Игра-считалка.

Группировка (по карточкам). Объединить в

группы и дать название этим группам.

Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Цель. Развитие внимательности.

Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит

ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих,

произнося при этом из 4-х слов: земля, вода, воздух, огонь.

Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч,

должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое

животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием

какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» - название птицы. При

слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро

повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч

возвращается водящему.

Занятие 2.

Упражнение: “Пальчики здороваются”.

Основная часть:

Кто лишний? (По карточкам)

Упражнение-разминка: “Плечо с ухом

здороваются”.

Игра-считалка.

Занятие 3.

Игра “Земля - вода - огонь- воздух”.

Основная часть:

Нелепицы.

Заполни стаканчики (Задание: закрасить каждый

второй).

Тест “Срисовывание образцов”

Гимнастика для глаз.

Занятие 4.

Танцевальные шаги (шаг вправо, левую ногу

приставить, хлопок, шаг влево, правую ногу

приставить, хлопок, аналогично вперед- назад).

Основная часть:

Найди сходства (что общего между кошкой и собакой,

мячом и солнцем и т.д и т.п).

Гимнастика для рук (фортепьяно).

Игра “Земля - вода - огонь - воздух”.

Занятие 5.

Упражнение “Гусь”. Руки резко поднять - опустить

на 8 счетов.

Попеременно скрещивать перед грудью (8 счетов).

Вращение вперед-назад на 8 счетов.

Основная часть:

Таблица Шульте. Выполняется в виде соревнований

в парах. Кто быстрее.

Зрительный диктант [1].

Занятие 6.

Упражнения “Фортепьяно”, “Пальчики здороваются”.

Основная часть:

Игра-составь загадку: Что лишнее?

Пример: кастрюля, сковорода, стул, чайник.

Каждый придумывает загадку соседу, а тот ее

отгадывает и объясняет.

Задание на логическое мышление “Точки, снежинки,

палочки” [4].

Занятие 7.

Упражнение “Шарик”.

Надуваем быстро шарик. Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел - стал он тонкий и худой.

Основная часть:

Игра “Что изменилось?” (По карточкам или с игрушками).

Игра “Чего не достает?”

Игра “Зеркало”. Встав друг против друга, сначала один

повторяет все движения за другим, потом меняются.

Занятие 8.

Упражнение “Земля - вода - огонь - воздух”.

Основная часть.

Найди различия (каждому выдается пара картинок с идентичным

изображением, но с некоторыми различиями)

Зашумленная картинка (посмотри внимательно и запиши в тетрадь то,

что видишь)

Игра “Считалка”. Все стоят в кругу и держатся за руки, повторяя стишок:

Раз, два ,три, четыре, пять

Начинаем мы играть

На меня вы посмотрите

И как надо покажите.

Ведущий может назвать одну часть тела, а показать другую. Ребятам

нужно показать, то, что назвали.

Занятие 9.

Игра-считалка.

Основная часть:

Работа со счетными палочками.

Задание: сложи квадрат, треугольник, очки, мельницу,

бабочку, прямоугольник, звезду, рыбку, лодку, мост, машину,

ракету, пароход, танк, лопату, грибок, забор и зарисуй в

тетрадь то, что получилось.

Сложите рожицу (групповая работа по три человека).

Обсуждение: у кого интереснее, почему?

Игра “Зеркало”.

Занятие 10. Срезовый контроль.

Основная цель - исследование динамики развития ВПФ.

Задание 1. Графический диктант.

Задание 2. Диагностика внимания.

6-3

2-5-9

8-4-9-3

9-7-8-5-2

3-6-7-1-9-4

Упражнение “Гусь”.

Зрительный диктант (показываются картинки, а ученик должен нарисовать то,

что запомнил.

Задание: Продолжи закономерность (продолжи забор).

Занятие 11.

Игра-считалка.

Основная часть:

Запомните пары слов.

Полка-окно, дерево-стакан, яблоко-ворона, книга-

трава, животное-сумка, лето-тетрадь.

Я буду вам говорить первое слово, а вы вспомните, и

запишите, какое слово было с ним в паре?

Упражнение “Танцевальные шаги”.

Занятие 12.

Упражнение считалка.

Основная часть:

Вы будете сейчас на карандаш мысленно накручивать, как

гирлянду, слова. Запомните, как они располагались и

повторите.

Эти слова - ремень, кольцо, жук, машина, груша, ведро,

песня.

Упражнение “Гусь”.

Запутанные дорожки [1].

Занятие 13.

Игра “Земля - вода огонь- воздух”.

Основная часть:

Загадка:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Белочка приготовила вам задачку:

В первом дупле - гриб, гриб, гриб, желудь;

Во втором дупле - гриб, гриб, желудь, желудь;

В третьем дупле - гриб, желудь, желудь, желудь.

В своих тетрадях нарисуйте, что будет у белочки спрятано в четвертом дупле?

Упражнение “Шарик”.

Занятие 14.

Игра-считалка.

Основная часть:

Решение логических задач [1].

Упражнение “Гусь”.

Занятие 15.

Игра “ Земля - вода - огонь - воздух”.

Основная часть:

Задание: продолжи закономерность [1].

Упражнение: танцевальный шаг.

Методика “Последовательность событий” (по серии

картинок составить рассказ).

Занятие 16.

Игра-считалка.

Основная часть:

Сравнение понятий: что общего, чем отличаются?

Загадки: (напиши ответ в тетрадь)

1.

Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака)

2.

На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами

открываются (Глаза)

3.

У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (Восемь)

4.

Два отца и два сына нашли три апельсина и поделили поровну,

каждому досталось по целому. Как? (Дед, отец, сын)

Занятие 17.

Игра-считалка.

Основная часть: Группировка.

Солнце

Тополь

Чашка

Заяц

Луна

Шапка

Медведь

Сосна

Ложка

Юбка

Липа

Блюдце

Звезда

Лиса

Платье

Небо

Елка

Белка

Кружка

Кофта

Упражнение “Шарик”.

Занятие 18.

Упражнение-считалка.

Основная часть:

Предметная классификация.

Разложите на пять групп, подходящие к подходящим.

Яблоко

Диван

Коза

Лошадь

Стол

Ребенок

Велосипед

Телега

Сливы

Женщина

Пароход

Шкаф

Собака

Арбуз

Моряк

Этажерка

Кузнец

Кошка

Самолет

Груша

Занятие 19.

Упражнение “Танцевальные шаги”.

Основная часть:

Ассоциации: отвечайте на каждое слово любым

другим, пришедшим в голову. Запишите его в

тетрадь.

Упражнение “Шарик”.

Занятие 20.

Срезовый контроль.

Задание1.

Послушай, запомни, напиши.

386

3417

84239

382174

5174238

Посмотри, запомни,

напиши

612

6158

52186

796483

9852163

Послушай и запиши в

обратном порядке

63

259

4893

97852

367194

Продолжи ряд, напиши следующие 2 цифры каждого ряда.

2 3 4 5 6 7 _ _

9 8 7 6 5 4 _ _

3 5 7 9 11 13 _ _

44 55 66 _ _

1 4 7 10 13 16 _ _

40 35 30 25 20 _ _

30 26 22 18 14 10 _ _

Занятие 21, 22.

Упражнение “Гусь”.

Основная часть:

Работа по МЭДИС (методике экспресс-диагностики

интеллектуального развития).

Занятия 23, 24. Итоговый контроль.

Цель: Исследование развития мыслительных

процессов, сравнительный анализ полученных

результатов.

Бланк заданий (тест Амтхауэра, детский вариант;

числовые ряды).

Литература

1. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998.

2. Битянова М.Р. Азарова Т.В. Афанасьева Е.И. Васильев Н.Л. Работа психолога

в начальной школе. М., 2001.

3. Битянова М.Р. Профессия школьник. М., 2000

3. Готовность к школе: развивающие программы // Под. ред. И.В. Дубровиной.

М., 2001.

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

5. Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной

школе.М., 2004.

6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2001.

7. Практическая психология образования. // Под. ред. И.В. Дубровиной М., 1998.

8. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей

детей. М., 1998.

9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-Пб., 2000.

Спасибо за внимание !



В раздел образования