Напоминание

Лечебно-верховая езда как средство для интеграции в общество детей с наушением интеллекта


Автор: Гайфуллина Фидания Хафизовна
Должность: директор
Учебное заведение: ГБУ РМЭ "Сависнский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола Республика Майрй Эл
Наименование материала: статья
Тема: Лечебно-верховая езда как средство для интеграции в общество детей с наушением интеллекта
Раздел: среднее профессиональное





Назад




« …

Чудо находится в самих детях, только

нужно его заботливо и с любовью взрастить…»

Е.А.

Пожиленко

Любое общество, которое задумывается о своем будущем, придает

особое значение воспитанию подрастающего поколения. Именно дети со-

ставляют важнейшую заботу государства, его гордость и воплощают чая-

ния на достойное, благополучное положение в мире.

Однако есть дети, физическое или умственное состояние которых обу-

славливает необходимость повышенного к ним внимания. Это дети с

ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Присутствуя в

каждом обществе, они составляют его боль, и их положение, отношение

к ним служат чутким индикатором цивилизованности человеческого об-

щества.

Особого подхода требуют дети с проблемами в психофизическом раз-

витии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей,

оказание помощи в процессе становления, в выборе соответствующей

профессиональной деятельности являются чрезвычайно важным. Пробле-

ма прав ребенка, заботы о его полноценной жизни, развитии, образовании и

воспитании сегодня стала одной из важнейших. Коллектив сотрудников ГБУ

РМЭ

«Савинский

детский

дом-интернат

для

умственно-отсталых

детей»

основной упор в работе с детьми инвалидами делает на создание условий и

предпосылок для интеграции в общество наиболее сохранных воспитанни-

ков.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имею-

щих целью предупреждение и лечение патологических состояний у детей не

адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате

возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества

Медицинская абилитация включает лечебную физкультуру, частью которой

является лечебно-верховая езда (ЛВЕ). Это лечение без боли, без насилия, без

труднопереносимых процедур.

Лечебная верховая езда включает в себя комплекс мероприятий, направ-

ленных на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, наруше-

ний вертикализации, тренировку вестибулярного аппарата, а также на разви-

тие эмоционально-волевой сферы.

Фундаментальный аспект воздействия конной терапии на детей с психоло-

гическими (умственными) поражениями – приспособление к ритму. Необхо-

димость приспособления к ритму заставляет работать связки, суставы, осо-

бенно в области бедер, позвоночного столба, плеч. Тело посылает в мозг мас-

су информации. Восприятия, идущие от мышц, суставов и т.д. у всадника

очень отличаются от восприятий человека, стоящего на ногах. Эти непривыч-

2

ные сигналы завязывают новые нервные связи, которые будут способствовать

абилитации.

Знакомство с лошадью создает положительный эмоциональный фон: это

радость от встречи и общения с прекрасным животным, большим, сильным и

очень ласковым. ЛВЕ стимулирует желание, умение слушать, концентриро-

вать внимание, дает ребенку возможность осознать полученный опыт, обре-

сти уверенность в себе. На фоне положительного эмоционального пережива-

ния происходит высокая концентрация сил и внимания ребенка. Все это игра-

ет положительную роль в восстановительных процессах. Пожалуй, самым

ценным личностным сдвигом в результате занятий можно считать, пробужда-

ющийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг.

У детей, находящихся в нашем детском доме-интернате и страдающих ум-

ственной отсталостью, отмечается:

-

недоразвитие познавательных интересов;

-

нарушение обобщенности восприятия;

-

мыслительные процессы недостаточно сформированы, мыслительные

операции не совершенны;

-

все процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведе-

ние) на низком уровне;

-

страдает эмоционально-волевая сфера, эмоции не устойчивые, эмоцио-

нальные переживания не глубокие, эмоциональные реакции неадекват-

ные;

-

отмечается недоразвитие целенаправленной деятельности.

Эти критерии я привела для того, чтобы делая выводы, мы знали на что об-

ращать внимание, какие положительные сдвиги происходят в психике ребен-

ка

Специалисты составили комплексы упражнений соответствующих опре-

делённом дефекту (ДЦП, сколиоз) или состоянию (психозы, неврозы). Заня-

тиями ЛВЕ охвачено 102 ребёнка . Из них с заболеваниями

-

ДЦП – 42 человека;

-

искривление позвоночника (кифозы, лордозы, сколиозы) – 11 человек;

-

Энурез – 9 человек;

-

Дети с нарушениями интеллекта -40

Один из примеров:

Воспитанница Аня – 7 лет. Диагноз: ДЦП, спастический тетрапарез со

сложными гиперкинетическими проявлениями. Прошла 2 курса лечебной

верховой езды в комплексе с медикаментозной терапией, ЛФК , массажем,

физиолечением.

За прошедший период отмечается снижение тонуса мышц в верхних и

нижних конечностях. Увеличился объем движений пальцев рук. Наблюдают-

ся положительные сдвиги в речевой сфере. Проговаривает отдельные слова,

называет свое имя. Понимает обращенную речь, инструкции. На занятиях

стала значительно активнее. Научилась различать основных домашних и ди-

ких животных. Стремится к познанию нового. Внимание стало более устой-

3

чивым, сконцентрированным. Постепенно расширяется объем восприятия.

Процессы памяти становятся активнее. Мышление остается наглядно-дей-

ственным. В настроении преобладает повышенный фон. Появились слабые

волевые усилия. В поведении спокойная, доброжелательная.

На основании вышеизложенного можно сделать общий вывод о положи-

тельном влиянии занятий ЛВЕ на психический статус больных умственной

отсталостью (олигофренией).

Это:

1. Становится более выразительной мимика лица.

2. Развивается речь, увеличивается словарный запас.

3. Улучшается память.

4. Внимание концентрируется, становится устойчивым.

5. Мыслительные процессы активизируются.

6. Повышается настроение.

7. Увеличивается объем восприятия.

8. Улучшается ориентация в пространстве и времени.

9. Появляется целенаправленная деятельность.

10. Нормализуется мышечный и сосудистый тонус, укрепляется сердечно-

сосудистая и дыхательная системы, улучшается осанка, координация движе-

ний. Это особенно важно для тех, кто прикован к инвалидному креслу.

Нужно помнить, что требуются огромные усилия, чтобы возродить у ре-

бенка веру в себя. Процесс этот очень длительный.

ЛВЕ, несомненно, признанное средство реабилитирующего воздействия на

больных соматическими и психоневрологическими заболеваниями; это це-

лостный комплексный метод лечения, при котором все необходимые движе-

ния всегда остаются естественными. Здоровые нормальные движения – вот

предпосылка для успешного использования в лечении верховой езды. Спра-

ведлива и другая зависимость: в процессе правильной езды можно научиться

здоровым естественным движениям. Среди детей детского дома, занимаю-

щихся ЛВЕ, особенно много лиц с нарушениями опорно-двигательного аппа-

рата, в том числе вследствие ДЦП. Трудности, с которыми сталкиваются

дети, настолько серьезны, что для многих они становятся непреодолимыми.

Широкое использование ЛВЕ в лечении ДЦП и других заболеваний опорно-

двигательного аппарата дает возможность реализации и социальной интегра-

ции больных детей в общество сверстников, значит оздоровительное и соци-

ально-педагогическое воздействие ЛВЕ несомненно возможно и является эф-

фективным методом.

В результате длительных занятий ЛВЕ в комплексе с другими лечебными

мероприятиями у наших детей снизилась проблема приспособления к своему

положению и преодолению психологического дискомфорта. Стало активным

их участие в общественной жизни интерната, уменьшилась эмоциональная

вялость, апатичность, зависимость от опекающих окружающих, укрепилась

мотивация к самостоятельной деятельности.

У больных с гиперкинезами наблюдалось снижение количества паразити-

ческих движений до такой степени, что некоторые из них научились держать

4

в руках карандаш, ложку, самостоятельно есть, активнее участвовать в про-

цессе одевания, умывания и др.

Часть из детей освоила отличия понятий «вправо», «влево», «вперед», «на-

зад» в процессе управления лошадью и смогла неосознанно перенести их в

другие жизненные ситуации.

У всех больных, занимающихся ЛВЕ, окрепла мышечная система. Не вы-

зывая необходимости в большой мускульной работе, езда верхом активизиро-

вала необходимость немедленной мышечной реакции. Любой ребенок после

получаса одинаковых упражнений не только устанет, но ему надоест выпол-

нять эти упражнения. А при верховой езде может наступить усталость, но не

скука. Мышцы способны работать с большей эффективностью, в преодолева-

ющем и в уступающем режиме. При этом у больных детей создается мощ-

ный надежный мышечный корсет вокруг позвоночника, устраняется скован-

ность в движениях, увеличивается амплитуда движения суставов и конечно-

стей, вырабатывается правильная осанка, повышаются функции опорно-дви-

гательной, сердечнососудистой, дыхательной систем, развивается ловкость,

организованность, внутренняя дисциплинированность, кроме того появляют-

ся мотивации к развитию речи, улучшаются функции памяти.

Общее количество пролеченных ЛВЕ детей за три года, формы лечения,

анализ нозологической структуры и эффективности применения ЛВЕ показа-

ны в диаграммах.

5

Н

ОЗОЛОГИЧЕСКАЯ

СТРУКТУРА

ЗАБОЛЕВАНИЙ

ДЕТЕЙ

,

ПОЛУЧИВШИХ

ЛЕЧЕНИЕ

ЛЕЧЕБНО

-

ВЕРХОВОЙ

ЕЗДОЙ

6

52

%

11%

12%

25%

2015

ГОД

2016 ГОД

2017 ГОД

7



В раздел образования