Напоминание

Индивидуальный подход в последовательном освоении видов техники. Профессиональные заболевания.


Автор: Татаринова Марина Евгеньевна
Должность: преподаватель ДМШ (специальность "Фортепиано")
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "ДШИ им. М.А.Балакирева"
Населённый пункт: Санкт-Петербург, поселок Металлострой
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Индивидуальный подход в последовательном освоении видов техники. Профессиональные заболевания.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств им. М.А.Балакирева»

пос. Металлострой, Колпинского района

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Индивидуальный подход в последовательном

освоении видов техники.

Профессиональные заболевания.

Работу выполнила преподаватель по классу

фортепиано

Татаринова Марина Евгеньевна.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2023 год

Содержание:

1. Введение______________________________________________________________3

2. Первоначальная организация движения пианиста___________________________4

3. О постановке__________________________________________________________5

4. Исправление распространенных дефектов постановки_______________________11

5. Профессиональные заболевания рук пианистов_____________________________12

6. Заключение___________________________________________________________19

7. Список использованной литературы_______________________________________20

2

1. Введение

Прежде чем приступить к изложению материала о значении умения правильно владеть

необходимыми техническими, удобными каждому исполнителю, навыками и приемами,

нужными для достижения раскрытия художественных образов во время исполнения, и о

способах их естественном и постепенном приобретении в индивидуальном порядке, мне

хотелось бы подчеркнуть важность тщательного индивидуального подхода в работе по

развитию рациональных двигательных способностей у каждого учащегося. В настоящее время

нам приходится обучать детей, в основном, с невысоким уровнем музыкальных и других

способностей разного характера. Такая работа требует особой переосмысленности школьных

планов и требований программ по каждому классу.

Мое мнение совпадает с высказываниями многих педагогов практиков в том, что все-таки

первоначально должна быть поставлена художественная цель музыкально сочинения. Чем

яснее цель – содержание музыки, совершенство ее исполнения- тем яснее она диктует

средство для ее достижения. И одним из таких средств, причем важнейшим, является умение

легко, ловко и гибко справляться с техническими трудностями изложенной фактуры,

необходимой для раскрытия содержания музыкальных произведений.

Далее возникают вопросы практического характера, требующее решения такой задачи с

изучения самых первоначальных организационных движений по освоению навыков владения

инструментом фортепиано.

Для воспитания естественной рациональной техники педагог должен:

1. Знать природные возможности пианистического аппарата

2. Уметь анализировать состояние учащегося, т.е. понимать и чуствовать, что ему мешает,

какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь, т.к. самого

учащегося его же ощущения во время игры не интересуют и он не в состоянии заметить

напряжение.

3. Нельзя во всех случаях требовать строго определенного положения рук или какого-либо

движения, нельзя связывать инициативу учащегося в поиске ему удобного движения или

положения частей рук, а также ни в коем случае навязывать своего решения. У каждого

человека есть некоторые отклонения в анатомическом строении при внешнем обобщенном

привычном виде. Учащийся должен будет находить свои приемы исполнения. Причем, по

мере необходимости и педагог должен показывать приемы так, чтобы сам учащийся не

сомневался в их удобстве и правильности, и мог не раз убедиться в этом на собственных

ощущениях.

3

2. Первоначальная организация движения

пианиста

Основная задача организации игровых движений у начинающих состоит в сочетании

активности пальцев с гибкостью кисти и плавными движениями всей руки от плеча.

Организация игровых движений начинается в момент игры первых мелодий во время

ознакомления с инструментом, с показа преподавателя и продолжается в течение всего

периода обучения (в школе, в училище, в ВУЗе). Каждый новый этап исполнительского

развития требует выполнения новых, более тонких и разнообразных звуковых задач, которые

в свою очередь требуют более тонких и разнообразных движений.

Основной целью развития совершенных, рациональных игровых движений является

обеспечение условий, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить

необходимые музыкальные задачи. Эти условия должны привести к полному автоматическому

подчинению двигательной системы музыкальной воле (желанию) исполнителя. Назначение

музыкальной воли – управлять исполнительским процессом. Назначение технического

аппарата – автоматически подчиняться музыкальным задачам. Оба процесса: управлять и

подчиняться должны находиться в полном единстве с начальных шагов обучения. Отсюда

следует, что всякие игровые приемы, навыки не могут быть абстрактными, они должны быть

подтверждены музыкальным выражением. Каждый музыкальный образ и характер звука надо

увязать с соответствующей удобной и естественной формой игровых движений. Причем

каждый из первоначально осваиваемых приемов должен иметь перспективу развития до

высокого уровня владения пианизмом. Еще раз повторюсь: технический аппарат надо

развивать в полном контакте с растущими художественными задачами, чтобы он помогал

выполнять их и умел подчиняться всем проявлениям музыкальной воли.

Принципы, создающие благоприятные технические условия для выражения музыки:

1.

Гибкость и пластичность аппарата

2.

Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих, живых и активных пальцах.

3.

Целесообразность и экономия движений.

4.

Управляемость техническим процессом.

5.

Звуковой результат (как итог).

6.

Неразрывность связи музыкально-звукового представления с игровым приемом.

Работа по созданию этих условий начинается с первоначальных шагов обучения и

индивидуального подхода к постановке аппарата каждому будущему исполнителю-пианисту.

3. О постановке

4

Постановка, рекомендуемая как наилучшая – та, которая дает возможность

взаимодействия всех частей руки и использования всех источников силы и она же

предполагает свободу всех суставов. Движения пальцев являются результатом согласованных

действий многих частей руки и диктуются художественными намерениями исполнителя. Т.к.

рука-неотделимая часть тела, то велико значение и посадки пианиста (высота стула, наклон

туловища, опора на ноги). Тесная зависимость пальцев от остальных частей руки является

непременным залогом успешной работы по совершенствованию рациональных игровых

движений в техническом развитии разных видов техники. Пальцевая и весовая техники не

должны противостоять друг другу, а вес руки необходим как важный фактор исполнения.

Когда постановка руки естественна, вес ее над клавиатурой чувствуется всегда. Направленный

от соответствующих мускулов он как бы переходит от клавиши к клавише. Сильный звук

получается не от сильного удара, а большей частью весом. Вес должен всегда распределяться

сообразно данному пассажу. Такое правильное использование веса дает возможность пальцам

группировать звуки по смыслу, т.е. : звуки, образующие одну музыкальную единицу берутся

одним движением (как певец берет фразу одним дыханием). Это вырабатывается с

первоначальных уроков с малышами 5-6 лет на самом примитивном уровне. Как рекомендует

Е.М. Тимакин при правильном подходе к упражнению 2-3 звука на non legato с переносом

через октаву можно научить слушать до конца затухающий звук и ощущать его – «вести» его

кончиком пальца, пока он длится. При переносе руки на другую клавишу (через октаву),

учащийся должен переносить не только руку, но и как бы «нести» звук. В результате

образуется непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса. Параллельно

развиваются психические процессы. Живая рука и живые активные пальце – необходимые

условия в работе над постановкой. Не ставить палец и руку на клавиатуру, а «брать»,

извлекать звук; не выжидать и держать клавишу, а слушать и «вести» звук; не поднимать руку,

а брать дыхание – такие задания естественнее формируют руку, чем требования неподвижной

(хоть и «правильной») позиции. К числу главных недостатков в техническом развитии

относятся зажатость, скованность аппарата. Одна из причин этой зажатости заключается в

искусственности игровых приемов, неувязанных с музыкальными задачами.

Здесь уместно несколько подробнее описать рекомендуемые способы рациональной

постановки многими педагогами.

Е.М.Тимакин: «...Руки лежат на клавиатуре, но не давят на неё, плечи должны быть опущены.

Пальцы полусогнуты и своими «подушечками» активно сцеплены с клавишами. «Подушечка»

первого пальца находится сбоку и не занимает больше половины фаланги. Между первым и

вторым пальцами образуется полукольцо. Такая позиция пальцев организует естественную

форму руки, которая образует «купол» и определяет положение кисти на уровне этого купола.

При этом рука должна быть не жесткой и не размягченной, а гибкой и упругой (степень

упругости проверяется легким покачиванием).

Особая роль в сохранении формы «купола» принадлежит первому и пятому пальцам, как

упругим столбикам, на которых держится вся конструкция. Сила тяжести разная, но в

большинстве случаев средняя. Отмечается роль сцепления «подушечек» с клавишами. Это

обеспечивает наилучшие условия для извлечения звука, гарантирует от прогибания последних

пальцевых фаланг, также способствует сохранению естественной формы руки и должной

высоты кисти. Пальцы, чередуясь, «ходят», переступают по клавишам. Движения только

необходимые. Пальцы не нащупывают очередную клавишу, не вталкиваются в неё, не

ударяют по ней, а активно берут её. Кончик пальца соприкасается с клавишей только в момент

извлечения звука. Одновременно очередной палец занимает позицию над следующей

клавишей. Это действие производится без излишнего напряжения и без дополнительного

замаха, т.к. все пальцы (кроме извлекающего звук) находятся над клавиатурой. Такой позиции

способствует довольно высокий уровень «крыши купола», поддерживаемый соответствующим

положением первого пальца. Пальцы всегда смотрят вниз.

3. Рука перемещается вслед за пальцами, начинается это перемещение в кисти.

5

Главное - полная синхронность работы пальцев с перемещением центра тяжести или точки

опоры внутри руки. Тогда возникает совпадение двух сил в одной точке. Перемещение опоры

должно достигаться без толчков. Рука движется плавно и непрерывно, подкрепляя каждую

точку активного соприкосновения пальца с клавишей и создавая каждому пальцу наиболее

удобное положение. Рука постоянно приспосабливается к рельефу фразы, фактуры. Т.о. кисть

активно взаимодействует с пальцами как бы обрисовывая контуры пассажа.

Пример: И.С.Бах «Маленькая прелюдия» d-moll,

К.Гурлит «Этюд» a-moll.

В то же время ведущие активные пальцы строго ограничивают движение кисти, не позволяя

ей разбалтываться. Это и есть полезная свобода кисти, упругое и подвижное соединение её с

пальцами. Ограничение движений кисти рамками полезной свободы необходимо, например, в

работе над «Этюдом» соч.25 №1 Ф.Шопена. Такое соединение кисти с пальцами представляет,

как бы мост, через который осуществляется их взаимодействие с остальными звеньями

аппарата – вплоть до плеч и спины. Интенсивность работы всех частей аппарата зависит от

музыкально-динамической задачи.

4. Отыгравшие пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону движения, суживая позицию

руки... и т.д.

Описанные принципы перемещения руки, собирания пальцев, подкладывания 1-го и

перекладывания через него 3-го и 4-го пальцев избавляют технику пианиста от угловатости,

резких переходов, ненужных акцентов, лишних движений рук и пальцев.

Пример: К.Черни «Этюд» ор.299 №1, №2.

Тем самым создаются условия для плавной цельности движения и звуковой ровности.

Но, к сожалению, у Е.М.Тимакина нет размышлений и советов о подготавливающих

движениях и упражнениях вне инструмента, предваряющих работу с клавиатурой.

Описание работы «доигрового периода» в книге А.А.Шмидт-Шкловской «О воспитании

пианистических навыков» наиболее целесообразно и полезно для подготовки аппарата к

работе с клавиатурой. Знакомство с нужными и пригодными впоследствии движениями рук,

ног, головы, корпуса, всех частей тела предлагается начинать с гимнастических упражнений,

которые ненасильно и естественно готовят разные группы мышц к умению свободно находить

между собой разнообразные гибкие связи, в том или ином требуемом положении,

активизируют и укрепляют их. С перечнем этих упражнений необходимо ознакомиться

каждому педагогу.

1.

Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: подняться на носки, медленно и

плавно вместе со вдохом поднять ненапряженные руки вверх, кисти висят свободно,

затем развести руки в стороны и вместе с выдохом, наклонившись вперед, тяжело

уронить расслабленные руки вниз и дать рукам раскачиваться до тех пор, пока они не

остановятся (голова в опущенном состоянии)

2.

Свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз, вращение головы)-для

освобождения мышц шеи. Следить за осанкой.

3.

Очень важно во время игры дышать спокойно и бесшумно, не задерживать дыхание,

особенно в кульминациях. Условия нормального дыхания-правильная осанка.

Упражнение: не поднимая плечи сделать глубокий вдох до предела-выдыхать

постепенно, бесшумно, до опустошения. Выполнять можно на счет

4.

Не поднимая плечи, чувствуя прогнутую спину потрясти поднятыми вверх кулаками

(тыльной стороной вперед) «погрозить ими». Это подготавливает чувство

включенности рук и всего корпуса.

5.

Упражнения 5 и 6 дают почувствовать поддержку поясницы и «нижних» мышц.

(Анатомически: в положении стоя с опущенными руками, обращенными ладонями

вперед – мышцы передние и задние, здесь условно – как «верхние» и «нижние» в связи

с положением рук пианиста за фортепиано: «нижние» мышцы-той стороны руки,

которая обращена вниз. Упражнения 5-6 – плечи не поднимать, держать перед первым

и вторым пальцами воображаемое полотенце несколько выпрямленными руками,

6

слегка отставленными от корупуса; локоть слегка закругленный, поворачиваться

вправо-влево на «стержне».

«Стержень» - условно ощущение правильности осанки - это чувство прямой,

проходящей вдоль спины, чувство прогнутости торса, поддержки всего корпуса

мышцами поясницы, при этом лопатки прилегают к спине, грудь открыта. Надплечия

опущены. Центр тяжести тела проходит вертикально через туловище. Такая осанка

сохраняет устойчивость осанки и дает возможность свободно поворачиваться и

наклоняться при необходимости. Поддержка мышц спины – одно из главных условий

неутомляемости аппарата.

Упражнение 6.

Смена уровня опоры рук: «три этажа». Руки лежат на коленях. «Раз»-положить

их на крышку рояля, « два» - руки на пюпитре, « три» - на крышку, « четыре» - на

коленях.

Упражнения 7-9.

Дают почувствовать всю руку от корпуса до кончика пальца как единый рычаг,

работающий от надплечья: рисовать в воздухе закругленные линии поочередно 2-3-4-5

пальцами, ощущая палец как продолжение руки (вся рука - как один «длинный палец»).

Упражнение 8.

Круговые движение легких рук в разные стороны, не поднимая плеч. Следить за

осанкой.

Упражнение 9.

Поворачивать вытянутые вперед руки ладонями вверх – ребром- ладонями вниз.

Упражнение 10.

Активная супинация- пронация (супинация – поворот руки в сторону 5 пальца,

пронация – поворот в сторону 1 пальца). Движения имитируют закрывание и

открывание двери ключем., открыть – закрыть –«завинтить» кран воды. Вместе с

предплечьем поворачивается и кисть, упражнение можно проделывать всей рукой.

Боковыми движениями, вращениями пользуются при игре арпеджио, трелей, тремоло,

фигураций.

Упражнение 11.

Супинация и пронация свободно опущенных рук (эти движения хорошо

освобождают руки).

Упражнение12.

Упражнение на чувство правильной работы пальцев и укрепление мышц,

участвующих в ней. Упражнение с мячом, следить за осанкой. Рука работает «из

корпуса», линия ее закруглена, плечо и предплечье надо ощущать как продолжение

ладони.

А) Ловить мяч одной рукой, подбрасывая его вверх.

Б) Перебрасывать мяч из одной руки в другую по дуге.

В) Отпускать мяч и сразу же подхватывать его той же рукой, не давая упасть

(ладонь «смотрит» вниз).

Г) То же, но отпускать мяч одной рукой – ловить другой. Хватательные

движения развивают сгибатели пальцев.

Упражнение 13. Укрепление ладонных сгибателей пальцев.

7

Опереться 2-3-4-5 пальцами о край стола и легко проминать ладонь, опираясь на

ладонную поверхность 2-5 пальцев, пружинисто отталкиваться пальцами от опоры.

После отталкивания пальцы собираются, ладонь надо чувствовать как продолжение

предплечья, а пальца как продолжение ладони (запястье не поднимать вверх). Во время

упражения 1 палец должен находиться в одной плоскости с ладонью.

Упражнение 14. На работу целого пальца из ладони: свободно «открывать» и

«захлопывать» все пальцы одновременно, чувствуя, что ладонь сгибается по середине, а

пальцы «растут из ладони».

Упражнение 15. «Иди ко мне» - сгибать к себе « из ладони» каждый палец

отдельно (кроме первого) по два раза. Палец – «целый», «неломающийся» в суставах,

работать без напряжения в медленном и быстром темпах на вытянутой руке.

Упражнения 16-18. Дают ощущения подвижности и легкости пальцев.

1)

Сказать «до свидания» всеми пальцами (как машут маленькие дети).

2)

Минимальное по амплитуде вибрационное движение пальцев без участия

кисти на вытянутых руках. Вибрация отдается по всей руке в корпус,

вытянутые вперед руки поддерживаются «подставкой» и спиной. Плечи

( надплечья) не поднимать. Кисть ощущать продолжением предплечья.

Вибрация способствует наиболее полному освобождению руки от любых

зажатий и спазм.

Упражнение 17. Разгибатели труднее поддаются тренировке. Применяются

упражнения «открывающие» пальцы и ладонь (можно щелчком). Собрать пальцы в

щепоть и мгновенно и легко, без усилий открыть их (как будто на них кто-то подул и

они «разлетелись» как пушинки одуванчика). Можно в это время самому легко и

коротко дуть. После « взлета» пальцы свободно «опадают». Участвуют только пальцы.

Можно делать это упражнения на коленях, сбрасывая воображаемые соринки.

Упражнение 18. Здесь «отбрасывание соринки» с колен «открывающимися

легкими пальцами и затем быстрое обратное движение к себе. Пальцы естественно

собираются как бы подметая и легко схватывая невесомый предмет. Кисть не

участвует. Ладонь широкая.

Упражнение 19. «Растяжение».

Руки на коленях. Веерообразно разводить и собирать пальцы как бы разглаживая

платье, пальцы двигаются без усилий как бы сами собой. Запястье не поднимать.

Ладонь соприкасается с материей.

Упражнение 20. Веерообразное раскрытие пальцев в воздухе круговым

движением от себя с одновременным раскрытием ладони. Возвращение в исходное

положение: пальцы собираются, 2 палец соприкасается с 1. Выполнять только

пальцами, не вращая кист в лучезапястном суставе, или с круговыми разводящими

движениями рук, которые ощущаются как единое целое.

Упражнение 21. Посильные, мягкие круговые движения 1 пальца к себе и от

себя, без участия кисти и руки.

Упражнение 22. Для подвижности 1 пальца. «Катать» воображаемые хлебные

шарики 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами; слегка прижимать подушечки 2-5 пальцев в 1 как бы

«здороваясь» с ним.

8

Упражнение 23. Ощущение контакта ладони с клавиатурой: гладить ладонью

клавиши от черных к белым и к себе (мягким единым движением).

Упражнение 24. Нахождение правильной опоры. Сесть боком к столу, положить

всю руку ладонью вниз на стол. Полулежа опереться на «плечо» (плечевую кость),

постепенно приподнимаясь, последовантельно переносить опору с плеча на

предплечье, с предплечья в ладонь и ладонную поверхность пальцев и оттуда в кончики

2-5 х пальцев и как бы встать на них. Т.о. все части аппарата естественно включаются

друг в друга и звук переливается из спины в кончик пальца. Сами пальцы при этом

упираются в середину широкой ладони. «Широким» ощущать и запястье, оно будет

несколько ниже чем «свод». Важно чтобы оно было способно мягко пружинить,

«рессорить» при нажиме на него сверху. Можно проверить устойчивость опоры –

сохраняя ее, вся рука от кончика пальца до корпуса должна пружинить.

Упражнение 25. Опираться на ладонную поверхность пальцев, расположенную

на краю стола, дать руке свободно пружинить.

Упражнение 26. Освобождение руки, вес которой «передается» в ладонь:

похлопать ладонью по крышке рояля, закрывающей пюпитр в разных местах.

Выполняется всей рукой, не сгибая в локте, это активизирует иышцы плечевой кости

(Можно варьировать с тыльной стороной ладони, с разной степенью силы и размаха).

Упражнение 27. Подготовка естественного исполнения стаккато, октавного

секстового вибрато: быстро и легко аплодировать, обводя при этом руками круг перед

собой. Ладони держать близко друг к другу. Плечи и руки свободные. Кисти и

предплечье – единое целое.

Упражнение 28. Дуговые переносы рук на крышке фортепиано: переносить

руки по дуге от середины крышки к самым ее краям. Чувствовать спину и «нижние»

мышцы рук. Руки класть на ладони, передавая их вес в крышку. Кисть не делает

никаких самостоятельных движений. Вариант – иногда требуется использовать весь

свободный вес руки – тогда она всей тяжестью висит на цепком кончике пальцев.

Упражнение 29. Зацепиться за крышку кончиками пальцев (одной мякотью

подушечек, не скючивая фаланги) и держась на них, почувствовать свободное

провисание рук. Раскачать руку во все стороны, пальцы не фиксировать.

Упражнение 30. Упражнение для ног. Точность и тонкость педализации во

многом зависят от свободного состояния ноги и положения стопы на педали.

Необходимо твердо опираться на пятку, оставляя колено и стопу свободными.

Прикасаться к педали надо частью стопы между серединой и основаниями пальцев.

А) Свободно отклонять колено в стороны, опираясь на пятку.

Б) Легко вибрировать стопой, стоя на пятке.

В) Вращать стопу вокруг педали.

Г) Поворачивать стопу вправо-влево.

Все вышеприведенные рекомендуемые гимнастические упражнения доигрового

периода тщательно отобраны опытом всей педагогической деятельности Анны

Абрамовны Шмидт-Шкловской и охватывают широкий и разнообразный круг

9

предварительных двигательных задач при индивидуальном, анатомическом строении

игрового аппарата у многих обучающихся.

Конечно, в начальном периоде обучения детей, будут использоваться не все

данные упражнения, а только самые простые, доступные и понятные для 6-7 летних

начинающих. Остальные будут включены постепенно, по мере потребностей в

дальнейшем естественном развитии аппарата.

Не столь подробные и обширные упражнения доигрового периода рекомендует

чехословацкая пианистка и педагог Илона Штепанова-Курцова (1889-1975 г.г.) в своей

книге «Фортепианная техника», вышедшей в Праге в 1979 году. В главе «О свободе»

для развития свободы руки, запястья, кисти и всей верхней части корпуса она

предлагает соответствующие упражнения.

Стоя:

а) поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их,

сосредоточившись на полной пассивности их падения.

б) раскачать руки вдоль корпуса и продолжать их пассивные колебания вплоть

до полной остановки.

в) размашистым движением вращать вытянутые руки вокруг корпуса и над

головой с ощущением абсолютной податливости и свободы плечевых суставов.

г) поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их.

Сидя:

а) опереть локоть о ладонь другой руки, двигать предплечье вверх-вниз одним

движением без остановки в крайних точках.

б) описывать круги предплечьем оперев локоть о ладонь другой руки

в) опереться 2-3-4 вытянутыми пальцами о край стола, подвесить кисть. Рука

висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в сторону от корпуса

(пальцы остаются на столе), после чего внезапно отпустить и дать возможность

самостоятельно колебаться вплоть до полной остановки.

г) свободно и легко положить кисть до запястья на край стола (суставы кисти

слегка согнуты). Другая рука крепко захватывает снизу первую над локтем и

вытягивает ее вперед. Запястье при этом пассивно и мягко приподнимается вверх, кисть

опрокинется и ляжет на тыльную поверхность пальцев. Тем самым мы тренируем

пассивность запястья при контролируемом свободном движении. Мгновение оставаться

в таком положении, а потом дать всей руке свободно упасть под собственным весом

назад. Убедиться в полной свободе руки путем спокойного раскачивания ее из стороны

в сторону.

д) опереть третий палец о край стола, легко двигать кистью в запястье без

перерыва вверх-вниз. Движение чередовать с круговыми движениями запястья.

е) легко махать кистью в запястье.

Такими упражнениями рекомендуется заниматься до возникновения ощущения

полной свободы и в дальнейшем они могут использоваться для ее контроля.

Если сравнить приведенные упражнения этих двух разных педагогов из разных

стран, можно обнаружить как они в своем принципе преследуют одинаковую цель. Есть

такие советы и у педагога А.Д.Артоболевской.

Из таких рекомендаций следует, что в доигровой период можно и нужно,

применяя эту гимнастику привести аппарат и весь организм в рабочее состояние. Эти

упражнения активизируют и укрепляют мышцы, участвующие в работе пианиста, они

также помогают найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей

аппарата. После освоения такой подготавливающей гимнастики, убедившись, что у

учащегося получаются свободные движения можно начинать занятия на клавиатуре. По

традиции, установившейся многолетним опытом педагогов на этом этапе обучения и

начинается организация игровых движений на клавиатуре с извлечения одного звука

10

non legato 3-им пальцем с дослушиванием и «переносом» звука через расстояния

свободной рукой и т.д. (см. выше стр. 4-5)

4. Исправление распространенных дефектов

постановки

К сожалению, несмотря на тщательное проведение начального периода обучения, у

многих учащихся через некоторое время появляются различные двигательные дефекты. Об

одной причине уже упоминалось: педагог успокаивается на достигнутых в начале обучения

результатах и перестает обращать достаточное внимание на игровые движения ученика.

Следующая причина – следствие недостаточно грамотной работы учащегося над текстом дома

приходится уделять много времени этому на уроках и для внимательной работы над

звучанием не остается времени. А именно работа над звучанием вызывает потребность

усовершенствовать игровые движения. Таким образом, при обнаружении двигательных

дефектов надо углубить или возобновить работу над качеством звучания, одновременно

исправляя и движения. Также полезно изучить несколько нетрудных (для учащихся на этом

этапе работы) этюдов, где бы он мог значительную часть внимания отдать звучаниям и

движениям. Можно воспользоваться специальными упражнениями при часто встречающихся

двигательных дефектах.

1) Непрерывная приподнятость плечевого пояса: в этом случае полезно играть несложное

пятипальцевое упражнение, то приподнимая, то опуская плечевой пояс. Ведь плечевой пояс не

все время должен находаться в опущенном состоянии, у крупных пианистов он, наоборот, все

время находится в некотором движении.

2) Инертное (пассивно висящее или скованное) плечо. Исправление: здесь прежде всего надо

заставить учащегося сидеть дальше от инструмента. Одно это уже требует от плеча

повышения активности, кроме этого, нужно играть упражнения на далекие скачки, переносы.

3) Тряска рук и неустойчивость запястья при игре legato. Надо использовать следующие

способы избавления от этого:

а) вернуться к начальным упражнениям: короткие линии на одном движении руки

б) на время отказаться от «опертой» игры в упражнениях, этюдах, играть быстро линии не

глубоким, а легким legato (leggiero)

4) Скованность кисти, чрезмерно высокое или чрезмерно низкое положение запястья.

Исправление дефекта:

а) играть небыструю трель всё время плавно поднимая и опуская запястье.

б) связно играть широкие (для данной руки) фигуры, которые без гибких движений кисти и

без перемещения запястья и локтя неисполнимы.

в) работать над кистевым staccato на терциях, на секстах.

5) Недоразвитость пронационно-супинационных движений предплечья (это мешает ловкому

исполнению зигзагообразных фигур (тремоло, ломанных пассажей)). Устранение:

а) проделывать быстрые пронационно-супинационные движения вне клавиатуры (см. раздел

гимнастические упражнения).

б) применять их при игре ломаных терций, секст.

6) «Рука валится на 5-тый палец»- супинированное положение предплечья. Дефект легко

исправляется посредством игры упражнений преувеличенно отведенном локте, при

преувеличенном проиноционном предплечье.

7) Неустойчивость 2-3-4-5-го пальцев в пястно-фаланговых суставах «продавливание

косточек». Исправление: нужно играть несложное пятипальцевое упражнение и при этом

поддерживать ладонь снизу указательным пальцем другой руки. Также играть portamento

одним пальцем, преувеличенно круто ставя палец.

11

8) Неустойчивость 2-3-4-5-го пальцев в концевых суставах «проламывание кончиков пальцев».

Исправление: здесь нужно применять упражнения на скольжение: два пальца ставятся на

интервалы секунды, терции, кварты, а затем производятся скольжения «от себя» (т.е. вперед) и

«к себе» (назад) – обязательно сохранять неизменной форму пальцев.

9) Недоразвитость движений пястной кости большого пальца (это часть, которая примыкает к

запястью). Такой дефект затрудняет охват широких интервалов, а также игру арпеджио.

Исправление: надо делать гимнастику большим пальцем вне инструмента, то приближая

конец большого пальца к основанию 5-го, то предельно удаляя его от остальных.

10) Напряженность незанятого 5-го пальца. (Он согнут в среднем и концевом суставах и

приподнят) «гувернантский мизинец» - Л.В. Николаев. Такое состояние отрицательно

сказывается на работе ближайших к нему пальцев. Исправление:

а) играть связные фигуры 3-4-5-ми пальцами

б) медленно играть связные фигуры 1-2-3-4-м пальцами, стараясь держать 5-ый у самой

клавиши.

11) Напряженность незанятого большого пальца (без нужды подводится под ладонь или,

наоборот, напряженно отводится). Исправление: играть связные фигуры 2-3-4-5-м пальцами и

при этом вывести большой палец за пределы клавиатуры, свободно свешивая его.

12) Запоздалое приподнятие пальца при игре legato. «Пальцы склеиваются». Причина –

чрезмерное давление на клавиатуру. Для устранения этого недостатка - играть трель разными

парами пальцев в посильном темпе.

5. Профессиональные заболевания рук

пианистов

Какая бы тщательная работа по организации рациональных игровых движений ни была

проведена в начальном и последующем периодах обучения, ни один исполнитель не

застрахован от неожиданных трудностей, появляющихся в результате каких-либо пробелов в

процессе обучения. Преодоление этих трудностей насильственными неестественными

способами может привести к заболеваниям, не позволяющим профессионально заниматься на

инструменте далее.

Чаще всего, приходится встречать у пианистов тендовагинит, миозит, контрактуру мышц,

ганглии, заболевания первого пальца, нервно-мышечные заболевания. Эти профзаболевания

обычно возникают в результате нарушения естественных физиологических законов работы

мышц, которое может быть вызвано как искажением рабочих навыков, так и отсутствием

тренированности пианистического аппарата. Последнее проявляется, в частности, в

недостатке растяжения и малой разработанности мышц ладони.

Искажения рабочих приемов можно, в основном, свести к нарушению гармоничного

взаимодействия различных звеньев аппарата, при котором отдельные группы мышц

вынуждены выполнять непосильную работу. Чаще всего таким образом перенапрягаются

мышцы-разгибатели пальцев и кисти и их сухожилия (воспаление сухожильных влагалищ -

тендовагинит и воспаление мышц - миозит - наиболее распространенные болезни пианистов).

Бывает, что поражается нижняя сторона предплечья - когда запястье и предплечье опущены

ниже уровня клавиатуры, и натягиваются сгибатели.

Поражение разгибателей происходит по разным причинам: отсутствие поддержки нижней

мускулатуры, недостаток опоры на клавиши, отчего рука «висит» на быстро утомляющихся

«верхних» мышцах; игра высоко поднимающимися скрюченными пальцами без необходимого

включения мышц ладони.

12

Довольно распространенная причина тендовагинита - неправильное взятие аккордов, октав

или больших интервалов, когда пальцы растягиваются без активного участия межкостных

мышц. При этом сильно напрягается предплечье. Возникновению болезни могут

способствовать высокие перепонки и маленькое от природы, неразвитое растяжение.

Встречаются случаи заболевания тендовагинитом от игры с опорой в высоко поднятые

«косточки», а также с поднятым запястьем. Заболевание может возникнуть и от

преувеличенных кистевых движений, чаще всего - при исполнении пассажей с постоянным

колебанием запястья, при кистевой игре октав без включения вышележащих частей руки. В

таких случаях иногда появляются шаровидные припухлости на тыле кисти — ганглии, очень

болезненные и затрудняющие игру.

Следует сказать и о ряде побочных факторов, которые могут способствовать

возникновению и развитию болезненных явлений. Это игра холодными руками, физическая

нагрузка в быту, интенсивные многочасовые занятия без постепенного вхождения в работу

после большого перерыва, часто при недостаточной общей физической тренированности

организма. И, наконец, инфекция, в особенности, грипп, перенесенный на ногах (занятия во

время гриппа, ангины могут вызывать воспалительные явления в работающих мышцах).

Неприятные последствия может вызвать неправильная работа первого пальца - его сильное

отведение и натяжение. Если же пианист судорожно прижимает или фиксирует первый палец,

или держит его постоянно согнутым - в этих случаях мышцы его, расположенные в ладони (в

виде бугра), могут даже атрофироваться.

Наряду с различными поражениями мышц и сухожилий возникают невриты или плекситы

плечевого сплетения и невралгии. Поражение периферической нервной системы и мышц

происходит, в частности, в тех случаях, когда вместе с плечевой костью поднимаются

плечевой пояс и ключица, а также при игре аккордов и октав с опущенным локтем и плечевой

костью. Можно добавить, что эти нарушения подчас сопровождаются сутулой посадкой,

усугубляющей развитие болезни.

Причинами нервно-мышечных заболеваний могут быть и чрезмерно поднятые «косточки»

при скованной кисти или игра с отодвинутыми локтями и неподвижным напряженным плечом

(имеется в виду плечевая кость).

И нервно-мышечные заболевания, и тендовагинит, и миозит могут возникнуть, кроме того,

при размягченных, манерных движениях, когда расслаблен тонус мышц и повышена их

утомляемость.

Все встречающиеся на практике нерациональные приемы игры, способные привести к

профзаболеванию, далеко не исчерпываются перечисленными здесь.

Болевые ощущения при игре могут привести к общему расстройству нервной системы. От

постоянных болей в руках начинаются сильные головные боли, провалы в памяти, полное

неверие в свои силы.

Иногда, пытаясь чрезмерным напряжением преодолеть скованность и боль в руках,

играющие прижимают голову к плечу, напрягают мышцы шеи, шаркают ногами, пыхтят,

нервно шмыгают носом, чем только еще больше затрудняют свою игру и окончательно теряют

способность слушать себя.

Встречается много случаев и другого порядка, когда у пианиста нигде не болит и тем не

менее ничего не выходит - именно по тем же самым причинам, которые приводят к болезни.

Во всех случаях, как осложненных профзаболеваниями, так и тех, где до болезни еще не

дошло, прохождение специальных упражнений устраняет неверные рабочие навыки и

связанные с ними неудобства. Больше того, появляется пианистическая свобода, умение

управлять своим аппаратом; мозг начинает работать умно и интересно, и выявляются такие

качества индивидуальности, о существовании которых прежде трудно было даже

предполагать.

Какие упражнения следует применять, в какой последовательности, в каком количестве -

все это педагог должен решать самостоятельно в каждом конкретном случае, так как у

13

учеников могут быть самые разные искажения рабочих навыков и самые разные формы

заболевания.

Разумеется, прежде всего следует тщательно проработать простейшие элементы - при

полном контроле ученика над своим состоянием. Работать нужно с большой осторожностью,

избегая резких движений и меняя положение руки и прием, если что-либо вызывает

неудобство.

В некоторых случаях приемы надо показывать на более здоровой руке. С исправлением

навыков у здоровой руки появляются приятные ощущения удобства, которые передаются

больной руке. Боли постепенно начинают уменьшаться и даже исчезают, и становится

возможным понемногу включать в работу и вторую руку.

Сроки излечения зависят от характера болезни, степени ее запущенности. Большое

значение при этом имеет характер самого больного, его восприимчивость, желание работать

над собой, понимание серьезности такой работы. Люди, испытавшие боль, лучше понимают и

больше ценят то, чему их учат.

Случается, что в дальнейшем боли могут возвращаться, но всегда при правильной работе и

умении разобраться в своих ощущениях пианист может их ликвидировать.

В большинстве случаев лечение путем исправления неверных навыков и физиологически

правильной организации рабочих движений необходимо проводить после устранения острых

болезненных явлений медицинскими средствами. (От ганглиев, которые часто приходится

удалять хирургическим путем (после чего они вновь вырастают), можно избавиться, не

прибегая к медицине. А. А. Шмидт-Шкловская излечивала их с помощью своих упражнений

на растяжение, от которых они рассасывались. Эти и другие упражнения, развивающие

мышцы ладони, давали значительное облегчение и при лечении других болезней.)

Ниже представлены некоторые подготовительные упражнения, основы звукоизвлечения и

штрихи, рекомендуемые А. А. Шмидт-Шкловской для начальной организации игровых

движений и при лечении приобретенных профзаболеваний.

Предварительное упражнение для нахождения трудового тонуса. Возьмите с пюпитра

любой предмет, положите его на колени, затем обратно на пюпитр.

Это упражнение психологически настраивает на извлечение звука естественным

движением, а не каким-то особенным, непривычным.

1. Извлечение одного звука («Опора звука»). Считайте на «четыре». Перед началом

упражнения и на паузах (счет «три-четыре») руки спокойно лежат на коленях. На счет «раз-

два» извлекайте звук каждым пальцем по очереди сначала одной рукой, потом двумя -

спокойно, без суеты, в медленном темпе, чтобы успеть дослушать до конца звучание струны.

Постоянно следите за звуком - он должен быть сочным и одинаковым у всех пальцев.

Играйте и на черной клавише — для мускульного ощущения подъема руки и удобного

положения кисти (клавиатура под ладонью).

Чтобы найти состояние «проводимости звука», перед выполнением этого упражнения

поднимите руки вверх и почувствуйте их легкость - их вес как бы стекает в спину. В момент

звукоизвлечения должно быть обратное ощущение: вес руки как бы передается от спины к

кончику пальца и через него – клавише.

Вариант: извлечение одного звука с разных исходных положений и в сочетании с другими

движениями. Чтобы качество звучания соответствовало слуховому представлению о нем

(певучий, сочный, «округлый» звук), научитесь брать звук сразу и непосредственно, одним

движением, без прицела или остановки, вызывающей спазмы.

Для этого будем извлекать звук: с исходного положения «руки за спиной», «руки за

головой», вставая, после движения рук одна вокруг другой и т. п.

2.

Перенесение рук с одной опоры на другую, расположенную на другом уровне. Взятие

звука сверху и снизу.

Чувствуйте поддержку нижних мышц руки, на которых она как бы покоится, и поясницы.

Руки легкие, собранные. Исходное положение - руки на коленях. На счет «раз» - положите

14

руки сверху на пюпитр; на счет «два» - возьмите звук; «три» - руки на коленях; «четыре» -

возьмите звук.

Играть одной и двумя руками. Переносите руки так же просто и естественно, как мы

кладем их на стол.

3. Проверка опоры и «проводимости звука».

а) Неиграющей рукой «покачайтесь» сверху на кисти, предплечье, плече играющей руки и

почувствуйте, как вся рука пружинит и «пропускает звук» в клавишу.

б) Незанятой рукой слегка приподнимите снизу локоть, плечо и предплечье играющей руки,

чтобы проверить их легкость. При этом кисть, предплечье и плечо как бы «включаются» друг

в друга.

4. Проверка свободы незанятых пальцев и всей руки.

а) Возьмите звук одним пальцем, остальными легко, без напряжения повибрируйте в воздухе

или похлопайте по клавишам; при этом сохраняйте устойчивость опорного пальца и не

меняйте положения кисти на клавиатуре. Постоянно ощущайте свободу и ширину запястья.

Следите также за тем, чтобы первый палец «отдыхал».

б) Держась на опорном пальце, слегка раздвиньте (без натяжения) свободные пальцы и затем

верните их в исходное положение; уровень свода и положение кисти не менять! Звук должен

все время тянуться. Раздвижение ощущайте в ладони.

в) Проверка цепкости кончика пальца. Повиснуть одной рукой на кончике пальца, а другой

попытаться стащить ее. Фаланги опорного пальца не скрючивайте, держитесь на «подушечке».

5.

«Погружение в клавиатуру». Возьмите звук на черной клавише слегка закругленным

пальцем, проверьте опору, качество звучания.

На счет «раз — два», медленно, как бы утюжа, движением от себя «погружайте» палец

вглубь клавиатуры (на клавишу старайтесь не давить). При этом расширяется ладонь, пальцы

веерообразно расходятся. Запястье ни в коем случае не поднимайте - чувствуйте его ширину и

свободу. Вместе с пальцем в глубь клавиатуры «погружается» ладонь и вся рука. Все время

чувствуйте прогнутую спину. Расширение не должно быть преувеличенным. Пальцы не

натягиваются, раздвигаются естественно, без всякого труда. На счет «три — четыре» они

возвращаются в исходное положение и сами собой собираются. При этом клавишу не

отпускайте, но и не цепляйтесь за нее судорожно. Следите за тем, чтобы звук продолжал

тянуться.

Упражнение выполняется каждым пальцем по очереди одной и двумя руками. Необходимо

всё время сохранять устойчивость и пружинность свода и широкое положение ладони у

запястья.

При расширении ладони раздвигаются и слегка проминаются «косточки», но проминание

не преувеличивайте, иначе наступит расслабление пальцев. При возвращении в исходное

положение косточки не следует чрезмерно поднимать вверх. Опорный палец не сгибается и не

«ломается» в межфаланговых суставах. Следите также за положением первого пальца - не

опускайте его.

Это упражнение не только развивает растяжение - оно дает большую перспективу в

овладении звуком и пальцевой техникой. Ощущение, которое должно возникнуть при его

выполнении, - ощущение «протекания» звука через корпус, руку, расправленную, мягкую

ладонь и палец в клавишу, как будто мы касаемся самой струны, минуя деревянные части

инструмента. Прием погружения в клавиатуру с «расправлением» всей руки (разведение

пальцев здесь необязательно) мы можем использоватъ в поисках глубокого, чистого

«струнного» звука в кантилене. Для этой цели может быть использован и обратный прием -

движение к себе, «доставание» звука со «дна» клавиши. И в этом случае точно так же должно

сохраняться ощущение проводимости звука.

Степень погружения зависит от характера и интенсивности звучания, которое мы хотим

получить.

15

Этот прием может быть полезен и при чисто технической тренировке пальцев, так как

раздвижение пястнофаланговых суставов при погружении в клавиатуру способствует

размежеванию пальцев, их независимости.

6.

Перенос опоры от пальца к пальцу (это упражнение может служить подготовкой к

репетициям - оно является как бы замедленной киносъемкой репетиций). Возьмите звук и

незаметным движением у самых клавиш, не поднимая кисть, переносите руку в

горизонтальной плоскости (почти легато) с пальца на палец. Последние не делают никаких

движений. Тянущийся полный звук передается от пятого пальца к первому и обратно.

Ощущайте клавиатуру под широким сводом ладони. Не давайте клавише подняться.

Данное упражнение исполняется одной и двумя руками с постепенным ускорением и

замедлением темпа. При ускорении избегайте суеты.

7.

«Взлет» и «приземление» на опорный пункт («щелчок»). Раскрывайте ладонь, легко

отталкиваясь подушечкой пальца от клавиши («отбрасывайте пылинки» всеми пальцами

одновременно). Палец «открывается» с исходного положения на самой клавише, при котором

он как бы сливается с ней - никоим образом не движением сверху.

Упражнение (прим.1):

и т.д. на две октавы и обратно

выполняется без усилий, без резких движений и натяжения разгибателей - как будто пальцы

«разлетаются» сами собой. Следите за тем, чтобы при отталкивании и взлете не поднималось

запястье и не было бы толчков. Играйте всеми пальцами по очереди, кисть в работе не

участвует.

8.

Упражнение, условно названное «щеточкой» (прим. 2.). Описание движений - см.

«Гимнастика», упр. 18.

.

Играть легко, одними пальцами, также без участия кисти. Рука ловкая. Не теряйте чуткости

кончика пальца и обязательно «доходите до струны». Аппликатура — как в предыдущем

упражнении.

9. «Полетные» движения («щелчки») на одной черной клавише. Вариант аппликатуры: 1-

2, 2-3, 3-4, 4-5 и обратно – 5-4, 4-3, 3-2, 2-1.

10. «Полетные» движения на пяти белых или на пяти черных клавишах (см. прим. 1).

Аппликатура: 1-1, 2-2, 3-3, 4-4, 5-5 и обратно. Вариант: полетные движения на секундовых

последованиях (прим. 3).

Левая рука играет от до 1 в противоположном направлении. Это же упражнение играйте по

ступеням гаммы и обратно каждой парой пальцев (1-2, 2-3, 3-4, 4-5).

16

При «полетных» переносах с клавиши на клавишу со «взлетом» на одном пальце и

приземлением - на другом пальцы легко отмежевываются друг от друга (что ощущается и в

ладони). Поэтому данным упражнением хорошо предварять прохождение с начинающими

учениками штриха легато.

11. Легато на секундовых последованиях; короткие лиги по две ноты - хорей (прим. 4).

Играйте вверх на пяти нотах и обратно. Можно играть это же упражнение вверх на октаву

каждой парой пальцев той же аппликатурой, что и вариант предыдущего упражнения.

Легато исполняйте без чрезмерных движений кисти. Ощущайте в ладони, как один палец

передает звук другому, и слушайте, как один звук переходит в другой. Разрешение лучше

брать «из ладони», слегка поглаживающим движением подушечки «целого» пальца к себе.

Переносы с одной лиги на другую по дуге, но близко к клавишам. Левая рука играет в

противоположном движении.

Исполнение гаммообразных последований одним пальцем — упр. 12 и 13.

12.

Расходящиеся гаммообразные последования в пределах октавы (прим. 5). Исполняются

каждым пальцем по очереди в медленном темпе (при игре первым пальцем он отводится от

ладони).

Играйте в разных тональностях, плавно перенося руку с клавиши на клавишу скользящим

движением, очень близко к клавиатуре, по возможности приближаясь к легато. Начинающим

ученикам лучше играть не скользящим движением, а всей рукой сверху. Играйте на хорошей

опоре, чувствуя, как рука отдыхает на каждом звуке. Перенесение всей руки с клавиши на

клавишу помогает найти меру усилий и веса, необходимые для достижения естественного

ровного звучания всех тонов гаммы. А главное - оно помогает почувствовать движение руки

при ведении гаммообразной линии.

При выполнении этого упражнения ощущайте клавиатуру под ладонью (как будто мы

ладонью проводим по ней).

Прием исполнения одним пальцем различных последований может быть использован как

аппликатурный вариант в работе над произведением - особенно он полезен в подвижном

темпе. Если в техническом пассаже пропадают какие-либо отдельные звуки, можно и пассаж

поучить одним пальцем, всей рукой. Отдых на каждой клавише, обведение рукой всех изгибов

мелодии пассажа помогут выровнять его звучность - это скажется при возвращении к

правильной аппликатуре.

13. «Прогулка» (прим. 6). Цель упражнения — тренировка легкости, подвижности,

упругости пальцев и всей руки.

17

Левая рука играет в противоположном движении. Исполняйте каждым пальцем по очереди

в разных тональностях на две октавы и обратно в подвижном темпе. Следите за качеством и

ровностью звучания, за свободным состоянием плеч (надплечий). Упражнение исполняется

легким, как бы похлопывающим движением, очень близко к клавиатуре; кисть - в спокойном

состоянии.

Кончик пальца цепкий, «захватывающий», прощупывающий клавишу (но без напряжения!).

Ладонь - раскрытая, незанятые пальцы - легкие, живые, вибрируют все одновременно с

работающим пальцем. На нотах до - хорошее ощущение опоры и «проводимости звука».

14. Легкое подвижное стаккато. Исполняйте упругой легкой рукой, как бы «посыпая»,

близко к клавиатуре. Движения пальцев почти не ощутимы. Кисть и предплечье составляют

единое целое. Играйте секвенциями по полутонам.

15. Пятипальцевые последования на черных клавишах

То же - от ре-диез, фа-диез и т. д.

Обратное движение начинается с верхней ноты, левая рука играет на октаву ниже в том же

направлении, что и правая.

Играйте это упражнение различными штрихами:

нон легато (движением от себя - погружаясь в клавиатуру, и движением на себя - как бы

поглаживая клавишу, но цепким пальцем, «достающим» звук);

портаменто (всей рукой сверху, как бы накладывая ее на клавиатуру);

стаккато («посыпающее», «похлопывающее» - см. упр. 14);

щелчком (только взлет, без «приземления»; после взлета рука возвращается вниз, чтобы снизу

взять следующий звук);

«щеточкой» (дважды повторяя каждый звук);

легато. Легато играйте спокойным, внешне почти незаметным движением пальцев, близко к

клавишам, ощущая его внутри ладони. Звук передавайте плавно, без толчков. Кисть можно

слегка поворачивать в горизонтальной плоскости по рисунку мелодии — к пятому пальцу и

обратно. На черных клавишах пальцы ложатся наиболее удобно.

Вариант: это же упражнение поучить одним пальцем (описание этого приема см. в упр. 12).

Играйте почти легато, без лишних движений.

16. Пятипальцевые последования на белых клавишах (играть так же, как и на черных) по

ступеням гаммы до мажор вверх и вниз.

Упр. 17 и 18 - сближение первого и пятого пальцев. Оно используется не только при игре

арпеджио, тремоло, аккордов и октав, но и в полифонии: когда два голоса, исполняемые одной

рукой, образуют тесный интервал, часто бывает целесообразным для лучшего расслоения

18

звучности брать его далекими друг от друга пальцами. Предлагаемые упражнения развивают и

так называемое «чувство пятого пальца» (Г. Нейгауз).

17. Подбор мелодий первым и пятым пальцами; второй, третий и четвертый согнуты в

кулак, кисть широкая.

18. Сближение и раздвижение первого и пятого пальцев с «вкладыванием» ладони в

клавиатуру (прим.9)

п.р

л.р

п.р

Играть повторяющиеся ноты на одном движении вглубь клавиатуры («идя к струнам») - очень

близко к клавише, не давая ей подняться. При выполнении упражнения ощущайте поддержку

мышц поясницы.

Пятый палец и наружный край предплечья - почти на одной линии, как бы идущей от

струны рояля по всей руке. При сужении расстояния между первым и пятым пальцами не

поднимайте запястья и не сужайте основание ладони (у запястья), сохраняйте его несколько

расширенным.

Заключение

Особый интерес представляет опыт А. А. Шмидт-Шкловской в области предупреждения и

лечения профзаболеваний пианистов, накопленный ею за долгие годы. Он тем более ценен,

что в настоящее время музыканты-педагоги почти не занимаются этим вопросом.

Приведенные данные говорят о том, что профзаболевания встречаются не так редко, как

принято считать. Это требует от каждого педагога внимания к обсуждаемой проблеме,

изучения причин заболеваний, тем более, что они являются следствием и крайней формой

всевозможных нарушений гармоничного развития учащегося. Случаи такого рода, в

особенности всевозможные случаи технической несвободы, встречаются в педагогической

практике довольно часто, и именно с ними больше всего приходилось иметь дело.

То, что основной причиной профессиональных заболеваний является искажение рабочих

движений, давно признано медициной. В то же время отмечается, что профилактикой

профзаболеваний является «тренировка, опытность, приспособленность к работе». Доктор В.

С. Марсова ведущим методом лечения заболеваний, не осложненных острыми болезненными

явлениями, считает массаж и двигательную терапию, главное место в которой занимает

перестройка рабочих приемов. К сожалению, в большинстве случаев врачи не только не в

состоянии устранить причину болезни, но даже не анализируют рабочие движения при

обследовании больных, чтобы установить эту причину. Частые рецидивы после медицинского

19

лечения лишний раз свидетельствуют о том, что ее надо искать в нерациональной работе, а это

входит в компетенцию пианиста-педагога. В идеале врач и педагог-пианист должны работать

рука об руку.

Понимая, что основная причина пианистического отставания и профессиональных

заболеваний рук - нерациональные приемы игры, А. А. Шмидт-Шкловская основывала

лечение на перестройке неверных навыков. Сущность ее метода лечения заключалась в

воздействии на сам рабочий процесс. После специальных гимнастических упражнений

лечение проводилось за инструментом с помощью приемов, непосредственно используемых в

пианистической практике.

В отличие от педагогов, начинающих лечение профзаболеваний с расслабления мышц), А.

А. Шмидт-Шкловская почти во всех случаях начинала с восстановления рабочего тонуса,

активизации всего мышечного аппарата.

Перестраивая технические приемы, она одновременно воздействовала и на психику

ученика, на его эмоциональный тонус. Эта перестройка по сути была для него не ломкой, а

лишь переосмыслением уже освоенного, постижением природы пианистического аппарата.

Переоснащение новыми навыками не только полностью восстанавливало трудоспособность,

но часто давало сильный побудительный толчок к интенсивному пианистическому росту и

раскрепощению творческой индивидуальности.

Список использованной литературы:

1. Брейтгаупт Р.М. Естественная фортепианная техника. / Под ред. Марка Мейчика. М.:

Музторг 1927 г.

2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка 1982 г.

3. Стоянов А. Искусство пианиста. М.: Государственное музыкальное издательство 1958 г.

4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста М.: Советский композитор 1989 г.

5. Шмидт - Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Л.: Музыка 1985 г.

6. Штепанова – Курцова И. Фортепианная техника. Методика и практика. Киев. 1982 г.

7. Щапов А.П. Фортепианная педагогика М.: Советская Россия. 1960 г.

20



В раздел образования