Напоминание

"Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка в 4 классе"


Автор: Закирова Соима Нурмухаматовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Константиновка
Населённый пункт: с. Константиновка, Малмыжский район, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка в 4 классе"
Раздел: начальное образование





Назад




Приёмы и формы работы над словарным

словом на уроках русского языка в 4

классе

Проработав в школе 39 лет учителем начальных классов, я, как и всякий

практикующий учитель, не раз сталкивалась в своей работе с бесконечными

ошибками учеников. Это всегда обидно, досадно, порой опускаются руки. К

тому

же

из

года

в

год

все

мы

чувствуем,

что

грамотность

наших

воспитанников неумолимо, даже катастрофически падает. Что же делать? В

чём причина? Как научить писать без ошибок? Анализ ошибок, допускаемых

учащимися среднего звена, позволяет сделать вывод, что многие ошибки

идут из начальной школы. Поэтому, надо в начальной школе проводить

работу по предупреждению ошибок, чтобы дети не усвоили неправильных

написаний,

не

довели

до

автоматизма.

Проблема

грамотного

письма

существует с тех пор, как появилась методика, мы все ищем пути лечения и

предупреждения болезни, имя которой – безграмотность. Следует заметить,

что

абсолютно

грамотных

людей

нет.

Да

и

знать

всю

грамматику

и

орфографию русского языка просто невозможно. Можно выучить правила,

некоторые

написания

можно

объяснить

логикой,

можно

запомнить

исключения,

но

удержать

в

памяти

все

эти

нагромождения

в

виде

«так

принято писать» невозможно. Что делать? Как научить? Как свести хотя бы

до

минимума

ошибки

в

работах

наших

детей?

Как

добиться

орфографической

грамотности,

предупредить

ошибки?

Эти

вопросы

я

ставила перед собой, и третий год работаю по теме «Приёмы и формы работы

над словарным словом на уроках русского языка». Правописание безударных

гласных – одно из главных правил в начальной школе, а сделать процесс

усвоения трудных слов, непроверяемых ударением, более эффективным –

задача ещё более сложная, требующая от современного учителя большой

творческой работы.

Какие цели я поставила перед собой?

Во

первых,

формировать

навыки

грамотного

написания

слов

с

непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной,

так и в письменной речи;

Во

вторых,

активизировать

мыслительную

и

познавательную

деятельность на уроках русского языка;

В – третьих, развивать речь, память, логическое мышление, творческое

воображение;

Это в конечном итоге даст возможность учащимся с удовольствием

ходить на уроки и заниматься.

В школах страны идут глубокие перемены – обновление содержания

образования., работа по новым стандартам ФГОС. В этих условиях школе

нужен творчески работающий педагог, способный работать самостоятельно,

эффективно,

используя

новые

педагогические

технологии.

Развивающее

обучение

в

начальной

школе

направлено

на

реализацию

потенциальных

возможностей

каждого

ребёнка.

В

теоретико-методологическом

и

прикладном планах наиболее обоснованной и признанной является теория Л.

С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, Л. В.

Занкова, Н. А. Мечинской. В развиваемых положениях указанных авторов,

обучение, воспитание и развитие предстают в системе как дидактический

взаимосвязанный

процесс,

при

котором

педагогические

воздействия,

ориентированные

на

«зону

ближнего

развития»

становятся

условием

глубокого и прочного усвоения знаний.

В структурном отношении развивающее обучение представляет собой

цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьников

потребность

в

овладении

специальными

знаниями

и

навыками,

необходимыми

для

поиска

новых

способов

действий.

При

этом

важным

этапом является актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся

способов

действий

для

организации

дальнейшего

обще-личностного

развития учащегося.

В соответствии с требованиями ФГОС в своей работе над словарными

словами я опираюсь на опыт работ педагога Г. А. Бакулиной. По её системе

комплексного

интеллектуального

развития

младших

школьников

большая

роль

отводится

самому

ученику,

его

самостоятельности.

Новые,

более

сложные нетрадиционные приёмы направляет на активизацию словесно –

логического

мышления,

усиления

речевого

действия

учащихся,

осуществление

умственных

операций

на

основе

интуиции

и

более

напряжённого внимания.

Для

введения

нового

слова

я

использую

4

группы

приёмов

Г.

А.

Бакулиной.

1

группа

предусматривает

нахождение

нового

слова

из

словаря

и

формирование

темы

словарно

орфографической

работы

на

основе

установления учащимися смысловой связи в используемом для нахождения

словарного слова лингвистическом материале.

Например:

М.Г.ЗИН

-

ПРОД.ВЕЦ

Б.ЛЬНИЦА

-

ВРАЧ

Т.АТР

-

.КТЁР

КОСМИЧЕСКИЙ К.РАБЛЬ

-

?

-

Какая

смысловая

связь

между

словами

каждой

пары?

С

каким

словом познакомимся?

В процессе выполнения заданий данной группы у детей развивается

логическое

мышление,

аналитико-синтетические

способности,

устойчивость внимания, связная аргументированная речь.

2 группа. К ней относятся приёмы, предусматривающие определение

нового слова из словаря на основе закономерности его образования.

Например:

С.ЗОН

ВИНТИК

ЗОНТИК

К.ВОК

УК.ЗАЛ

?

-

Это

слово

ВОКЗАЛ.

Для

его

составления

были

использованы

последние слоги первых двух слов нижней строки.

При выполнении такого типа упражнений у школьников развивается

логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость

внимания, языковая интуиция, связная аргументированная речь. Учащиеся,

не просто называют нужное слово, но и строят простейшие рассуждения,

умозаключения.

Ценность

таких

упражнений

в

том,

что

они

повышают

орфографическую зоркость за счёт пропуска орфограмм и заданий такого

типа; "Вставьте пропущенные буквы и сгруппируйте их по орфограммам".

3 группа. Сюда входят приёмы, связывающие искомое слово с темой

урока.

Например: Диктуются слова: ТОПОР, ЗВУК, ДРОВИШКИ, СОЛНЦЕ,

СВОБОДА.

-

Соедините орфограммы и вы узнаете новое слово (ОКОЛО). Эти

задания могут быть усложнены: Б. Р. ДА, Н. РОД, ИВ. ЛГА, Б.РЬБА,

УГ . САТЬ, Л . ПАТА, ИСК . РКА, ОГ . ВОРКА, Т . РГОВЛЯ, ЕГ .

ЗА, К . СА, КР . СИТЕЛЬ, АТМ . СФЕРА.

-

Соедините первые буквы существительных 1 склонения, в корне

которых

пишет ся О

и

вы

назовёте

слово

из

с л о в а р я

(БИБЛИОТЕКА).

Дополнительным преимуществом приёмов этой группы является то,

что с их помощью можно углублять знания по многим темам русского языка:

"Склонение

имён

существительных",

"Склонение

имён

прилагательных",

"Спряжение глаголов", "Правописание местоимений с предлогами".

Например:

МНЕ (С), МЕНЯ (Е), Я (Б), МЕНЯ (Е), ОБО МНЕ (А), МНОЙ (Д)

-

Выстройте местоимения в порядке изменения по падежам, и вы

узнаете новое слово (БЕСЕДА).

К этой группе относятся много приёмов с применением схем, шифров,

кодов. Но если нет времени на уроке, то легче их не применять, т. к. требуют

большого рассуждения.

4 группа. Сюда входят упражнения предусматривающие использование

знаний по другим учебным дисциплинам.

1. О

Ь

Т

Г

Е Р

Посмотрите на геометрические фигуры и запомните буквы.

2. Использование знаний по изобразительному искусству.

М А К Б О Й Н

Рассмотрите

квадраты

по

цветам

радуги,

соедините

буквы,

и

вы

получите слово из словаря (КОМБАЙН). Использование приёмов данной

группы,

наряду

с

осуществлением

межпредметных

связей,

стимулирует

развитие

основных

свойств

внимания,

речи,

аналитико-синтетического

мышления, интуиции.

Для

введения

нового

слова

в

активный

словарь,

можно

применять

несколько способов.

Способ 1. Составление предложений, в каждое из которых включается

изученное

слово

из

словаря.

Вместе

с

ними

вводится

одно

из

понятий,

обобщающих значение каждого ряда слов, использованных на предыдущем

этапе урока.

Например, во время повторения были задействованы слова:

М.РКОВЬ

К.РТОФЕЛЬ

П.МИДОР

М.РЯК

Л.СНИК

П.САТЕЛЬ

СН.ГИРЬ

.РЁЛ

ГРАЧ.

БАБУШКА

.ТЕЦ

ДОЧ.

Для слов 1 строки общим понятием будет овощи, 2-профессия, 3-

птицы, 4-родственники (семья).

На уроке познакомились со словами библиотека. Возможные ответы

учащихся:

-В библиотеке подготовлена выставка книг об овощах.

-На полках библиотеки имеется много книг о разных профессиях и т. д.

Наряду с логическим мышлением, творческим воображением и речью,

этот

способ

призван

совершенствовать

переключение

внимания,

сообразительность,

углублять

умение

по

установлению

характера

взаимосвязи род – вид.

2 - 3 способы. Составление предложений, в каждое из которых включается

изученное слово из словаря.

Например, на уроке было изучено слово ПРЕМИРОВАТЬ.

-

В газете сообщили о том, что премировали космонавтов, и т. п.

Использование данного способа совершенствует мышление, творческое

воображение, речь, устойчивость, распределение и переключение внимания,

сообразительность.

Способ 4. Составление двух предложений по опорным словам (парам). В

первом предложении указывает причина того, о чём сообщается во втором

предложении. Во втором предложении отражается следствие, вытекающее из

содержания первого предложения. И вводиться второе слово оперной пары. В

состав оперных пар входят слова из словаря: новое и ранее изученное.

Например, на уроке знакомились со словом ПУТЕШЕСТВИЕ. Опорные

пары:

1) ВАГОН – ПУТЕШЕСТВИЕ. 2) ПОГОДА – ПУТЕШЕСТВИЕ. 3)

РАДИО – ПУТЕШЕСТВИЕ.

-

В вагоне было чисто, тепло и уютно. Путешествие не утомляло.

-

Стояла

холодная

погода.

Путешествие

принесло

много

неприятностей.

-

По

радио

объявили

о

стихийном

бедствии.

Путешествие

было

прервано.

При использовании этого способа развивается логическое мышление,

умение

устанавливать

причинно

следственные

связи,

устойчивость,

распределение,

переключение

внимания,

творческое

воображение,

речь,

сообразительность.

Способ 5. Составление нового предложения предусматривающего замену

всех слов синонимами. Например, познакомились со словом СВЕРКАТЬ.

На доске запись: На тёмном небе сверкнула и быстро исчезла молния.

Дети: В чернеющей высоте блеснула и в один миг пропала змеевидная

полоса электрического разряда.

Способ

6.

Составление

предложений,

заменяющих

каждое

слово

антонимами.

На доске: Хозяин быстро подошёл к приехавшим, приглашая их в дом.

(Гость медленно отошёл от уезжавших, проводив их на улицу)

Эти

способы

призваны

развивать

мышление,

устойчивость,

переключение внимания, творческое воображение, речь, сообразительность,

языковую интуицию.

Способ 7. Самый удобный – многократное распространение предложения.

(шофёр, шоссе)

-

Шофёр ведёт машину по шоссе;

-

Опытный шофёр ведет по гладкому шоссе грузовую машину;

-

В дождливую погоду опытный шофёр ведёт по гладкому шоссе

грузовую машину.

Способ 8. Составление предложений, каждое из которых начинается и

заканчивается словом из словаря. При этом последнее слово предыдущего

предложения должно быть первым в последующем.

-

Учитель кивнул ученику. Ученик назвал свою фамилию. Фамилию

услышали все ребята.

Способ 9. Составление коллективного рассказа с включением в каждое

предложение

изученного

на

уроке

слова

и

любого

количества

ранее

изученных слов без повторения. (вокзал)

-

В Москве много вокзалов. С этих вокзалов поезда идут на север, юг,

запад и восток нашей страны. На вокзале работают магазины…

Способ

10.

Составление

комментариев,

в

которых

обосновывается

смысловая связь между подобранными учителем пословицами, поговорками,

фразеологическими оборотами и новым словом из словаря. (пассажир)

Ехал в Казань, заехал в Рязань

Тише едешь, дальше будешь

Долгие проводы – лишние слёзы

(Как связаны со словом пассажир?)

7 – 10 способы направлены на развитие мышления, устойчивости,

переключения

и

объёма

внимания,

творческого

воображения,

речи,

сообразительности, наблюдательности.

Приведу примеры работы над новым словарным словом на различных

этапах урока.

1 этап - введение нового слова.

Улей – пчела

Конура – собака

Тропинка – пешеход

? – транспорт

-

С

каким

новым

словом

познакомились

на

уроке?

Определите

смысловую связь в данных парах. (дорога)

-

Найдите разовое понятие к слову дорога (полоса земли с покрытием

асфальтовым или без)

-

Для

чего

предназначена?

(для

движения

транспорта)

Полное

определение:

Дорога

это

полоса

земли

со

специальным

покрытием, например, с асфальтовым, предназначена для движения

различных видов транспорта.

Очень

полезно

привлечение

этимологического

анализа

слова

с

непроверяемыми

согласными,

т.

к.

использование

слова

в

речи

требует

понимания его точного смысла. Знакомство с этимологией вызывает интерес

у ребят к изучаемому слову.

Дорога.

Один

учёный

утверждает,

что

слово

это

происходит

от

общеславянского дорга, которое является однокоренным со словом дёргать,

драть. Поэтому дорогой мог быть назван проход, расчищенный в лесу от

деревьев,

просека

с

вывороченными,

выдернутыми

деревьями.

Другие

учёные утверждают, что на открытых местах любая тропа или колея быстро

превращалась

в

размытые

водами

лощины

«дороги».

До

сих

пор

происхождение слова дорога остаётся неясным.

2 этап – запоминания. Напишите слово дорога в тетради, пользуясь

орфографическим

словарём,

поставьте

ударение.

Что

можно

сказать

о

написании? (безударная гласная О)

3 этап – первичного закрепления. Новое слово включается во все виды

работ на уроке. Прочитайте пословицы и поговорки, написанные на доске:

Всякая дорога вдвоём веселей.

Добрая слава за печкой сидит, а худая по дорожке бежит.

Пробить себе дорогу.

Идти по плохой дорожке.

Беседа дорогу коротает, а песня работу.

В иное место дорога широка, да назад узка.

1)

Объясните смысл пословиц и фразеологических оборотов;

2)

В

зависимости

от

того,

в

каком

падеже

стоит

слово

дорога,

сгруппируйте их. Обоснуйте свой ответ

3)

Что выделено у слова дорога? (окончание – значит, будем говорить об

безударных окончаниях имён существительных).

4

этап

обобщение

полученных

знаний.

На

этом

этапе

можно

использовать различные средства обучения. Одним из видов является такая

работа: объединённые в группы слова, имеющие свой сюжет, даже может

иметь рисунок. ПОГОДА, ДОРОГА, ГОРОД, ОВОЩИ, ГОРОХ, МОРКОВЬ,

ОГУРЕЦ, ПОМИДОР, КАПУСТА, КАРТОФЕЛЬ. Что объединяет эти слова?

(О), разъединяет? (А)

Составьте длинное предложение. (Стояла хорошая погода; мы ехали по

дороге на огород сажать овощи: горох, морковь, огурцы, помидоры). (Семена

у этих овощей круглые или овальные, пишем О, а у «неправильных» - А).

На

данном

этапе

работы

можно

использовать

упражнения

для

формирования и фонетических понятий, и работы над составом слова, и

морфологические упражнения, и синтаксические, и лексические.

Приведу примеры упражнений всех видов работ, которые я использую на

своих уроках, когда не надо вводить новое слово.

1.

Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: БЕР.Г, В.КЗАЛ,

З.МЛ.НИКА, Ж.ЛУ.Ь, Г.РОХ, С.РЕНЬ, .РЕХ.

2.

Выпишите слова в 2 столбика; в 1 – с глухими согласными на конце,

во

2

со

звонкими

согласными

на

конце:

ЗАВТРАК,

НАРОД,

АДРЕС,

МОРКОВЬ,

БАГАЖ,

КАРАНДАШ,

САЛЮТ,

ОВЕЦ,

БИЛЕТ.

3.

Запишите слова на букву К (Т, М, О и т. д.)

4.

Из каких слов выпали гласные? Игра.

Д.Р.ВН.

П.РТР.Т

М.Л.Т.К

С.Л.Т

К.НЬК.

Т.Л.Ф.Н

5.

Игра «Догадайся, что за слово?

О

ОВЁС

О

ОВОЩИ

О

ОГОРОД

6.

«Чья команда быстрее?» (напишите буквы)

ЛАГ.РЬ

Т.ТРАДЬ

РА..ТОЯНИЕ

К.ТЕР

С.РЕНЬ

П.ССАЖИР

Р.БЯТА

СВ.БОДА

Д.РОГА

УЛ.ЦА

Р.СТЕНИЕ

Б.ЛЕТ

7.

Игра по карточкам – выпишите в алфавитном порядке слова на

заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», и т. д.

8.

Подберите слова к данным схемам (по рядам)

9.

Найдите лишнее слово.

БЕРЁЗА,

БЕРЁЗОВЫЙ,

БЕРЕЗНЯК,

ПОДБЕРЁЗОВИК,

БЕРЁЗКА,

БЕРЁЗОНЬКА, БЕРЁЗКИ.

10.

Работа над деформированным текстом.

Мой папа дал объявление в (газета). На (горизонт) вспыхивали голубые

зарницы.

11.

Выпишите из словаря по 5 слов 1, 2, 3 склонения.

12.

Выпишите из словаря по 5 слов женского, мужского и среднего рода.

13.

Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей

речи. АДРЕС (АРЕСОК, АДРЕСНЫЙ, АДРЕСОВАТЬ).

14.

Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените его по

падежам. Кто живёт в лесу? В чём хранятся ручки и карандаши?

Какой овощ растёт на огороде?

З

.

.

Ц

П

.

.

.

Л

О

.

.

.

.

Ц

15.

Сопоставьте предложения с данными словосочетаниями. ВЕСЁЛЫЙ

ПРАЗДНИК, КРАСИВАЯ ОДЕЖДА, УЗКАЯ ЛЕСТНИЦА.

16.

Замените предложение одним словом: Дорога с высаженными по

обеим сторонам деревьями (аллея).

17.

Расположите предложения, чтобы получился текст.

18.

Найдите

лишнее

слово

и

поясните

свой

ответ:

АВТОМОБИЛЬ,

УРОЖАЙ, ТРАМВАЙ, САМОЛЁТ.

19.

Сгруппируйте слова по темам. МАЛИНА, ЛИСИЦА, ЗЕМЛЯНИКА,

ЗАЯЦ, КОРОВА, ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ.

20.

БАГАЖ, ДОРОГА – подбери к ним синонимы.

21.

К словам ДЕВОЧКА, ХОРОШИЙ, ВЕСЕЛО – подобрать антонимы

и составить рассказ.

22.

Составьте свой кроссворд или разгадайте предложенный.

2

6

1

7

3

4

5

По горизонтали:

1.

Растут на ветках группками, покрытые скорлупками. (Орех)

2.

Шла Саша по ……… и сосала сушку. (Шоссе)

3.

Вот ……… тучи нагоняя. (Север)

4.

Название места, где кто – либо живёт, надпись на письме. (Адрес)

5.

Большие и дети, берите ……… (билетик)

По вертикали:

1.

Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (Овёс)

3. Лежали на свету, бросились во тьму, да и там покоя нет: как бы

вырваться на свет? (семена)

6. Честь ……… береги свято. (Солдата)

7. Человек, который выращивает хлеб. (Хлебороб)

Можно привести ещё много примеров работы на уроках русского языка

со словарными словами, важен результат работы.

Мне нравится проводить в начале урока самодиктанты, совмещающие 2

вида занятий: чистописание и словарную работу. Если на таком диктанте

много ошибок, провожу проверочные диктанты. Почти все ученики пишут на

4 и5

Кроме

того,

проводились

контрольные

диктанты

по

линии

администрации школы В конце 4 класса –ВПР. Результаты .очень хорошие: из

5 учеников-5 человек на «отлично» .

Таким образом, использование разнообразных методов, приёмов, форм

и средств обучения в работе над трудными словами способствует быстрому и

прочному освоению словарных слов, вследствие чего формируется навык

грамотного

написания

слов

с

непроверяемыми

гласными,

с

которыми

учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи, что в конечном

итоге повысит грамотность учащихся.



В раздел образования